В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Крылатых Э.Н., Фальцман В.К.: Инновационные образовательные программы подготовки менеджеров и предпринимателей Назад
Крылатых Э.Н., Фальцман В.К.: Инновационные образовательные программы подготовки менеджеров и предпринимателей
Около 15 лет Российско-немецкая высшая школа управления Академии народного хозяйства при содействии Германии реализует инновационные программы подготовки менеджеров и предпринимателей.
Цель образовательных программ - повышение конкурентоспособности бизнеса на российском и мировых рынках, в особенности на рынках Германии и других стран Евросоюза. Программы МВА (2 года) и профпереподготовки (1 год) призваны обеспечить получение системы дополнительных (к 1-му высшему) управленческих знаний в области стратегического управления бизнесом, персоналом, в сфере маркетинга, логистики, инвестиций, банковской, внешнеэкономической деятельности, выставочного менеджмента. Кроме того, каждая программа в соответствии с особенностями аудитории включает ряд специальных дисциплин, их блоков и модулей.
Образовательные программы получают финансирование из федерального бюджета России и Германии (около 20% поступлений). Примерно 80% финансирования приходится на фирмы и физические лица. Из-за высоких вложений менеджеров и предпринимателей в человеческий капитал, бизнес-образование в России росло рекордно высокими темпами даже в условиях экономического кризиса 90-х годов.
Германия первая из всех зарубежных стран пришла на помощь экономическому образованию России после его коллапса в начале 90-х годов.
Среди западных университетов, которые позволяли осваивать выделенные РНВШУ западногерманские и российские финансовые средства, обеспечить переход к преподаванию современной рыночной теории и практики управления бизнесом, были Георг-Август университет Геттинген, Гумбольт-университет Берлин, университет в Билефельде, Магдебурге и др.
В качестве примеров инновационных программ Российско-немецкой высшей школы управления можно назвать следующие.
1.    "Экономика и управление предприятием" - годичная программа преимущественно для малого и среднего бизнеса. Проводится по решению Комиссии по подготовке кадров для отраслей народного хозяйства РФ.
2.    Инновационная программа подготовки специалистов для работы на внешнеэкономических рынках вооружения (для "Рособоронэкспорта")
3.    В соответствии с Генеральным соглашением со Сбербанком РФ в течение 10 лет Школа ведет переподготовку руководителей региональных банков Сбербанка РФ и других коммерческих банков. Программа отражает опыт шпаркасс ФРГ.
4.    Впервые в России проводится программа МВА со специализацией по выставочному менеджменту.
5.    По заказу МВД Германии ведется подготовка руководителей российско-немецких культурных центров в России.
6.    Школа является соисполнителем президентской ФЦП "Развитие социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 годы". В соответствии с этим проводятся программы бизнес-образования в Новосибирске, Поволжье, Калининграде и других городах, тяготеющих к регионам компактного проживания российских немцев.
В Российско-немецкой высшей школе разработаны новые уникальные технологии преподавания.
1.    Наряду с госэкзаменами и выпускной аттестационной работой, обучение заканчивается многодневной имитационной немецкой деловой игрой "Илтис-Тюбинген", адаптированной для условий России. В ходе игры слушателя, разбитые на группы 3-5 человек, учатся принимать решения в стандартных и нестандартных рыночных ситуациях. Каждая группа имитирует руководство одного из предприятий, конкурирующих с другими. Итоги подводит "собрание акционеров".
2.    В Школе разработан специальный семинар (деловая игра), который с первых шагов в обучении позволяет установить горизонтальные контакты между слушателями. Эти контакты выявляются на основе самопрезентации деловых эссе слушателей. Они могут содействовать их дальнейшему карьерному росту.
3.    Специалисты Школы разработали и эффективно используют Систему информационно-аналитического мониторинга. Она позволяет обобщать оценки слушателей по каждому преподавателю и учебным дисциплинам, вести учет текущей успеваемости слушателей, вносить уточнения в расписание и т.д.
4.    К инновационным по своему характеру относится и методика Ситуационного анализа и риск-менеджмента (разработчик акад. РАСХН Крылатых Э.Н.) по всем учебным группам с возможностью не только иметь представление о текущих делах, но и составить прогноз на ближайшее полугодие.
Большое внимание в РНВШУ уделяется научно-информационному обеспечению учебного процесса.
1.    С учетом особенностей подготовки менеджеров и предпринимателей (их базового высшего образования, занятости, управленческого опыта) по всем базовым курсам преподаватели разработали небольшие по объему учебные пособия для интенсивного обучения. Пособия поступают слушателям как на бумажных носителях, так и на электронных носителях.
2.    Преподавателями Школы изданы эксклюзивные учебники. Например, "Инновационный менеджмент" О.М.Хотяшевой (серия "300 лучших учебников для высшей школы"); О.А.Беляева "Предпринимательское право"; В.В.Герасименко "Управление ценовой политикой компании" (серия "Полный курс МВА"); Л.А.Давыдова, В.К.Фальцман "Экономика и управление предприятием. Основы немецкой теории Betriebswirtschaftslehre, адаптированной для применения в России".

Крылатых Э.Н. академик РАСХН
Фальцман В.К. профессор, Заслуженный деятель науки РФ

2007 г.


Док. 291196
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 547


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``