В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Хабибулин А.Г.: Бюджетные преступления и коррупция при реализации приоритетных национальных проектов как угроза национальной безопасности Назад
Хабибулин А.Г.: Бюджетные преступления и коррупция при реализации приоритетных национальных проектов как угроза национальной безопасности
Приоритетные национальные проекты, наряду с другими бюджетными расходами, предполагают масштабные финансовые операции. В этой связи они являются полем для возможной преступной деятельности и потому находятся под пристальным вниманием правоохранительных органов.
В последнее время достаточно широкое распространение получила негативная практика в использовании бюджетных средств, которая выражается в широком распространении фактов их нецелевого использования и расхищения. Значительную роль в этом играют и механизмы коррупции. Масштабы распространения этой практики таковы, что она становится серьезной угрозой национальной безопасности и системе государственной власти в России. Речь идет уже не об отдельных фактах хищения или воздействия на принятие управленческого решения посредством подкупа чиновников, но о складывающейся системе, которая становится серьезным вызовом национальной и экономической безопасности страны. Бюджетные хищения и коррупция начинают влиять на внутриполитический и международный имидж России и ее руководства, снижение темпов экономического роста, рост инфляции, отток денежных средств за рубеж, оказывает другие негативные воздействия.
Основными причинами обострения данного блока проблем в последнее время являются национальные приоритетные проекты и другие крупные федеральные программы, связанные с увеличением бюджетных ассигнований. Элементом обострения проблемы стало также отсутствие комплексного подхода к реформе банковской сферы, одностороннее ужесточение административного контроля над банковской сферой, поиск "виновных" в легализации и отмывании средств исключительно в банковской системе, что привело к ряду заказных убийств как форме активизации уголовно-криминально террора, являясь реакцией в первую очередь на "неотвеченные" обязательства банков.
Однако на деле банковская сфера является лишь элементом схемы организации "криминального транзита" бюджетных средств, финансовым (платежно-расчетным) инструментом слияния потенциала теневой экономики, организованной преступности, международных коммерческих организаций, коррупции и подкупа должностных лиц.
Так, сущностью коррупции является слияние криминальной и теневой экономики, организованных преступных сообществ, террористических организаций с банковской сферой, коммерческими структурами и представителями органов государственной власти и управления, то есть формирование качественно нового типа преступных сообществ. Основным механизмом - формирование сверхприбыли на предприятиях и хищение бюджетных средств.
Наиболее значительную часть бюджетных преступлений составляет феномен, который можно обозначить как "экономика отката". Это явление стало основным механизмом расхищения бюджетных средств, а также формирования и самовоспроизводства коррупции.
В преступных схемах исполнитель использует сверхприбыли для взяток ("откатов") как на этапе формирования госзаказа, так и на этапе прохождения денежных средств на выполнение госзаказа, программы инвестиций. Сверхприбыли, как правило, могут быть получены от завышения стоимости выполняемой работы, стоимости используемых материалов, услуг, товаров (как в случае с Фондом обязательного медицинского страхования), а также снижения расходов посредством различных операций (безналоговые зарплаты в конвертах, низкооплачиваемые работники-иммигранты, неуплата налогов, снижение накладных расходов, размеров оплаты аренды, стоимости земельных участков и т.д.). Объективно значительную роль в завышении стоимости работ играют также "услуги" надзорно-контрольных органов, которые используют свои функции согласования как способ коммерциализации деятельности.
Важная проблема - существование "закрытых" сегментов экономики, организованных как корпоративные, часто монопольные структуры, в том числе в сфере электроэнергетики, нефти и газа, коммуникации, информационных ресурсов, строительства и т.д., позволяющие осуществлять получение сверхприбыли. Причем, банковский сектор экономики, становясь элементом схем "криминального транзита", в отличие сфер экономики, является наиболее прозрачным.
При решении указанных проблем нельзя не учитывать и более общего контекста. Гигантские ресурсы России являются тем "магнитом", который притягивает различные силы как внутри страны, так и за рубежом, включая интересы ТНК и МНК, иногосударственных образований, использующих все имеющиеся в их распоряжении ресурсы - воздействие через правительственные структуры и на дипломатическом уровне (включая оценку и критику тех или иных решений российского руководства, коррупцию), специальные службы, организованные преступные сообщества (в том числе международные), террористические организации, банковские структуры, некоммерческие и неправительственные организации, субъектов криминальной и теневой экономики и т.д. Попытки различными способами воздействовать на принятие управленческих решений государственными структурами России различного уровня начинают обретать в том числе скоординированный характер, что особенно тревожно в условиях предстоящих выборов 2007-2008 годов, когда появляется возможность не просто воздействовать на чиновников, но и предпринять попытку проведения в органы государственной власти и управления представителей тех или иных финансово-экономических групп, причем, используя не столько политический ресурс типа "оранжевых революций", но в первую очередь, финансовое лоббирование своих представителей, используя организованные преступные группы по функционированию системы "отката" в сфере расходования бюджетных средств для изменения структуры государственной власти.
В этой связи анализ нового качества бюджетных преступлений и коррупции как социально-экономического явлений, выработка механизмов противостояния этим феноменам становится жизненно важным для российского государства.
Цель борьбы с преступлениями в бюджетной сфере - разрушение финансового потенциала коррупции, организованной преступности и теневой экономики, пресечение расхищения бюджетных средств путем разрушения системы "криминального транзита" и "криминального консенсуса" в системе бюджет-госчиновники-теневая экономика-оргпреступность.
В целом данная проблема требует глубокой научной проработки. Требуется комплексная система взаимосвязанных мер профилактики социально-экономических условий, контроля посредством банков (взамен контроля банков), изменений в нормативной правовой базе с категориальным закреплением и законодательным оформлением новых видов преступлений, осуществление профилактики и предупреждения криминально-коррупционного кругооборота, проведение специальных операций правоохранительных органов с целью разрушения системы криминального транзита бюджетных денежных средств и т.д.
Наряду с важными элементами борьбы с этими явлениями, находящимися в компетенции правоохранительных органов, выделим несколько общесистемных моментов, требующих совершенствования:
1. Первым важным шагом становится уточнение понятий, квалификация данных видов преступлений в экономической сфере, уяснение природы явлений. Считаем, что необходима четкая юридическая квалификация данных видов преступной деятельности как наносящих ущерб национальной безопасности в ряду других наиболее серьезных угроз;
2. Для снижения уровня сверхприбыльности необходимо создание механизмов оценки действительной стоимости произведенных затрат, для чего необходимо сформировать институт государственной экспертизы стоимости работ, товаров, услуг, используемых материалов, иных ресурсов, а также создание профильных управлений в рамках правительственных структур (строительных, информационных, спецоборудования и т.д.);
3. Нуждается в совершенствовании законодательство об экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Так, необходимо законодательно установить, что прибыль предприятия, выполняющего заказ, не должна превышать установленного законом уровня прибыли (сверх установленного уровня прибыль отчисляется в бюджет). Такой подход лишит получения сверхприбыли и, соответственно, источников для дачи взяток;
4. В части контроля и использования бюджетных средств вменить в обязанность осуществлять контроль за освоением средств по инвестиционным проектам на государственные банки, как это осуществлялось во времена СССР; унифицировать банковские процентные ставки на каждой стадии банковских проводок (РКЦ-транзитные банки, транзитные банки-коммерческие банки); отсекать участие в проводках бюджетных средств "банков-однодневок";
5. Необходимо законодательное оформление новых видов преступлений и усиление уголовной ответственности за существующие виды преступлений, в связи с чем целесообразна корректировка Уголовного кодекса РФ.

Хабибулин А.Г.
д.ю.н., профессор
Начальник Академии экономической
безопасности МВД России

2007 г.


Док. 291187
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 878


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``