В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Хадарцев А.А.: Региональные особенности реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения и медицинского образования Назад
Хадарцев А.А.: Региональные особенности реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения и медицинского образования
Решение задач, стоящих перед обществом по реализации национального проекта в здравоохранении России, зависит от системного понимания и осуществления комплекса реализующих мероприятий. Необходимо компартментно-кластерное взаимосодействие всех научных, образовательных структур (в том числе - медицинских) и здравоохранения. Это так же все структуры, изучающие и оказывающие системное воздействие на организм человека (пищевые производства, водоснабжение, экология и пр.)
Федеральная модель должна включать в себя региональные модели и находиться с ними во фрактальной зависимости [1]. Вектор направления развития системы определяется сформированными руслами. Такое формирование сопряжено с взаимодействием множества переменных, уже имеющихся и только закладывающихся национальным проектом в здравоохранении. Количественная и качественная характеристика этих переменных (финансирование, материально-техническое качественное оснащение, кадровое обеспечение и др.) уже сегодня может просчитываться для достижения необходимой предсказуемости и исключения неконтролируемого "джокерного" (в терминах синергетики) эффекта [2, 4].
Разработка и внедрение новых медицинских технологий - одно из основных звеньев обеспечения успеха декларированного национального проекта. В понятие медицинских технологий включается алгоритм действия на основе установленных системных закономерностей (жизнедеятельности, организации здравоохранения и пр.) и необходимого для этого материально-технического обеспечения (диагностическое и лечебно-восстановительное оборудование, вычислительная техника, программное обеспечение и др.) Разработка таких алгоритмов является определяющим условием исполнения намеченных мероприятий. Ранее нами было дано определение медицинских технологий: "Совокупность технических устройств (приборов, аппаратов, средств вычислительной техники), медикаментозных и не медикаментозных средств воздействия, решающей задачи оптимизации процессов диагностики, лечения, реабилитации и предупреждения заболеваний, управления здравоохранением и обеспечения здоровья человека на основе системы знаний, навыков и врачебного искусства, которое воплощается в клинических и других практических методиках" [3]. При кажущейся несовместимости понятия технологии с имеющимися в клинической медицине определениями, адресация к первоисточнику: #964;#941;#967;#965;#951; (с греч.) - искусство, мастерство, #955;#972;#947;#959;#962; (с греч.) - учение позволяет отрицать связь этого понятия с так называемым "техницизмом".
Укрепление здоровья, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности - это, по сути, конечный результат, цель, к которой, как к странному аттрактору, стремится система здравоохранения. При этом основные цели национального проекта (повышение доступности и качества медицинской помощи, использование ее высокотехнологичных видов, в том числе на догоспитальном уровне, профилактических мероприятий) - реальны только при использовании новейших достижений науки вообще, и медико-биологической, в частности, воплощенных в медицинских технологиях. На региональном уровне важно определиться не только в потребностях, но и в возможностях местного вклада в решение общих проблем.
В Тульской области Департаментом здравоохранения (директор - Е.В. Юдин) осуществляется перегруппировка сил и средств здравоохранения. Создаются межрайонные центры, оснащенные высокотехнологичной аппаратурой (включая компьютерные томографы), осуществляя приближение высокоспециализированной медицинской помощи к первичному звену здравоохранения. Потребность во врачебных кадрах на селе решается в рамках совместного исполнения национальных проектов в области образования и здравоохранения.
Подготовка врачебных кадров впервые взята под контроль Администрацией Тульской области (губернатор Дудка В.Д.), которая уже второй год готовит 15-17 человек при ежегодном приеме на 1 курс более 100 человек на базе Тульского государственного университета целевым назначением в наименее обеспеченные врачами районы. Абитуриенты из числа постоянно проживающих в этих районах принимаются на льготных условиях с гарантией возврата на место жительства после обучения. Их обучение оплачивается из бюджета. Во время учебного года не менее 2-х раз губернатор совместно с директором Департамента здравоохранения и ректором ТулГУ встречается с этими студентами, интересуясь качеством обучения, выслушивая их просьбы и принимая оперативно необходимые решения. В 2006 году для нужд муниципальных городских больниц также решено готовить целевым назначением 10 человек.
Целесообразность развертывания подготовки врачей по специальности "Лечебное дело" подтверждена временем, поскольку работает на регион, ранее не имевший такой возможности. В университете работают кандидатский и докторский диссертационные советы по специальностям: внутренние болезни, хирургия, биофизика, системный анализ, управление и обработка информации, восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, физиотерапия и курортология.
По данным на 2005 год из 172 ученых, защитивших диссертации в этих советах, 71 (41,2%) подготовлены для Тулы и области, 101 (58,8%) - для других регионов России. Защищено 39 докторских и 133 кандидатских диссертаций. Для Тулы и области подготовлено 17 докторов и 54 кандидата наук, для других областей России 22 доктора и 79 кандидатов наук. География регионов, для которых готовятся кадры высокой квалификации, широка. Это - Москва, Сургут, Омск, Воронеж, Санкт-Петербург, Рязань, Курск, Белгород, Владикавказ и др., что объясняется не только спецификой специальностей советов, но и расширением влияния тульских научных школ в Российской Федерации. Из 172 защищенных диссертаций - 86 (50,5%) подготовлены учеными кафедр медицинского факультета ТулГУ, которые руководили в 22 (56,4%) из 39 докторских и в 67 (50,4%) из 133 кандидатских диссертаций.
Созданы все предпосылки создания единой региональной системы довузовской, вузовской и послевузовской подготовки медико-биологических кадров для нужд области, что обеспечит перспективу развития образования, здравоохранения и медицинской науки.
Совместная работа Тульского государственного университета и единственного научного учреждения области - ГУП НИИ новых медицинских технологий была закреплена договором No 28, заключенным 19.04.96 г. За это время результаты более 40 перспективных фундаментальных и прикладных разработок, проведенных в НИИ и ТулГУ, внедрены во многие научно-практические учреждения России и СНГ. Экспозиции представлены на 28 выставках, из них на 6 международных. Всего публикаций - 1610, из них монографий и учебных пособий - 75, статей - 785 (в центральных журналах - 497), тезисов - 845. получены авторские свидетельства и патенты на 54 изобретения, 2 диплома на открытия. Всего принято участие в 257 публичных мероприятиях (симпозиумах, конгрессах, научно-практических конференциях), из них в 116 - международного и в 111 - всероссийского значения.

Решенные фундаментальные научные проблемы:
-    разработана теория единого информационного поля ноосферы;
-    создана теория взаимодействия высокочастотных электромагнитных полей с живым веществом;
-    установлены основы теории внешнего управления деятельностью функциональных систем организма;
-    открыто явление изменения параметров стационарных режимов функционирования биологических динамических систем;
-    открыто явление стимуляции синтоксических и кататоксических механизмов адаптации, находящихся в гипоталамусе человека и животных.

Значимые прикладные исследования:
-    разработаны тренажеры дыхательной мускулатуры на вдохе и выдохе (5 вариантов);
-    создан аппаратно-программный комплекс для наружного массажа грудной клетки, вибрационно-импульсного воздействия и лазерной предстимуляции;
-    сконструирован аппарат для дыхательной реанимации в условиях обструкции верхних дыхательных путей;
-    разработана техдокументация на распылитель лекарственных средств;
-    разработан импульсный AYG-лазер для урологов и гинекологов; низкоэнергетический аппаратно-программный комплекс для сочетанного ультразвукового, лазерного, магнитного и крайневысокочастотного воздействия;
-    доведен до серийного выпуска допплеровский анализатор сердечно-сосудистой деятельности плода; ультразвуковой допплеровский анализатор портативный с записью информации на микрочип, наличием звукового контроля, и программно-аппаратный ультразвуковой комплекс для диагностики деятельности системы кровообращения и создания баз данных;
-    создан магнитотерапевтический программно-аппаратный комплекс;
-    изготовлено устройство для проведения местной анестезии при онкологических операциях;
-    создан комплекс аппаратуры биофизического эксперимента по высокочастотному воздействию на биологические объекты;
-    сконструировано устройство для генерации право- и левовращающихся электромагнитных полей КВЧ; СВЧ-излучатели для внутритканевой диагностики в медико-биологическом эксперименте;
-    разработан программно-аппаратный комплекс для анализа и конструирования новых лекарственных веществ с заданными свойствами.
На разработки имеются патенты и авторские свидетельства об изобретении.
Здравоохранение управляется (при теперешней системе финансирования) на директивном уровне Минздравсоцразвития РФ. В его ведении находятся отраслевые НИИ, медвузы (академии, университеты, институты), финансируемые из федерального бюджета, лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), медицинские колледжи и училища, финансируемые областными и муниципальными бюджетами. В ведении Минобрнауки РФ находятся медицинские факультеты государственных классических университетов, с федеральным финансированием и медицинские классы в средних школах, лицензия с областным или муниципальным финансированием. РАМН имеет сеть федерально финансируемых академических НИИ. Кроме того, существует четвертая иерархия: Министерства обороны, путей сообщения и др., имеющие ЛПУ ведомственного подчинения.
Различия в источниках финансирования, в формах собственности обусловливают недостаточный уровень межсистемного взаимодействия, вплоть до конфронтационных отношений.
На уровне регионов, несмотря на их различные структурно-экономические особенности, должен соблюдаться интегративный принцип горизонтальных связей медицинского образования, науки и практического здравоохранения. Он обусловлен необходимостью использования в образовательном и научном процессах материально-технического потенциала ЛПУ (клинических, функционально-диагностических баз, лабораторных и др.).
Сложившиеся различные формы собственности (федеральная, областная, муниципальная), искусственно выделенные и жестко разграниченные в эпоху нецивилизованной приватизации, обязаны использоваться в равной мере для нужд образования, науки и здравоохранения на местах. Дорогостоящая лечебная, диагностическая и др. аппаратура - должна работать с максимальной нагрузкой, что имеет особую значимость в условиях нынешнего финансово-экономического кризиса с невозможностью закупок дублирующих видов техники. Приобретенная на народные (бюджетные) деньги, она не может быть эксклюзивным ведомственным достоянием. Исключением может служить медицинская техника закупленная на хозрасчетные, личные деньги, использование которой целесообразно на финансовых договорных началах.
Такой подход равноправного пользования медицинскими объектами для образования и науки является государственным. Законодательно он может быть оформлен решениями областной Думы, Государственной Думы. Иной подход - это неприемлемый путь коммерциализации медицины, на который нас упорно сталкивают.
Представляется целесообразной следующее структурно-функциональное построение системы медицинского образования, науки, здравоохранения.
Научно-образовательное медицинское объединение (НОМО) вводится как необходимое интегративное управляющее звено в уже имеющуюся региональную структуру. Кандидатура директора НОМО утверждается губернатором области (администрацией), согласовывается с Минздрасоцразвитие РФ, Минобрнауки РФ, РАМН, назначается из числа ректоров расположенных на территории медицинских вузов, деканов медицинских факультетов госуниверситетов. Кандидатуры членов Совета НОМО согласовываются с департаментами образования, здравоохранения и науки по соответствующим направлениям, из числа наиболее опытных организаторов здравоохранения, науки и образования в области.
Региональная интеграция медицинской науки, образования и здравоохранения позволит качественно и в срок выполнить мероприятия национального проекта в здравоохранении.

Литература:
1.    Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы: Пер. с англ. / Под ред. А.В. Морозова.- М.: Изд-во Ин-та компьютерных исследований, 2002.- 656 с.
2.    Хакен Г. Синергетика.- М., 1985.
3.    Хадарцев А.А. Концепция медико-технологической политики и медицинские технологии: Учебное пособие.- Тула: НИИ НМТ, 1994. - 45 с.
4.    Хадарцев А.А., Тутельян В.А., Зилов В.Г. и др. Теория и практика восстановительной медицины: Монография / Под ред. В.А. Тутельяна.- М.: Российская академия медицинских наук. - Тула: Тульский полиграфист, 2004.- Т. 1. - 248 с.

Хадарцев А.А.
д.м.н., профессор, декан медицинского факультета Тульского государственного университета, директор Научно-исследовательского института новых медицинских технологий

2007 г.

Док. 291184
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 523


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``