В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Цукерман В.А., Козлов А.А.: Подготовка молодых специалистов по управлению инновационными проектами Назад
Цукерман В.А., Козлов А.А.: Подготовка молодых специалистов по управлению инновационными проектами
Мир изменяется быстро и непрерывно. В настоящее время знание становится все более "скоропортящимся" продуктом. И поэтому конечной целью образования должна становиться не столько сумма знаний, сколько умение ею оперировать. Человек должен научиться умению отказываться от устаревших идей, а также тому, как и когда их заменять.
Стремительно обновляются информационные технологии, возникают совершенно новые материалы или новые технологии добычи и производства существующих, совершенствуются конструктивные решения. Во многих отраслях промышленности за 3-5 лет происходит полное техническое перевооружение, а многие информационные технологии перевооружаются по несколько раз в год. Конечно же все это требует новых подходов к вопросам функционирования государственной системы образования. Изменения в образовании продолжает сильно отставать от потребности жизни. Как и десять лет назад, сейчас, например, мало уделяется внимания таким формам обучения как непрерывное или дополнительное образование. В прежние времена были совсем иные представления о дистанционных формах образования, не существовало нынешних систем информационного доступа и обмена информацией, подобных сети Интернет или иным.
Все выше сказанное в большой мере относится и к вопросу технологического развития России. В данной работе оно рассматривается с точки зрения приграничного сотрудничества стран Баренц региона и Мурманской области.
Условия приграничного сотрудничества диктуют необходимость нестандартного подхода к решению проблемы его развития. В первую очередь это международное сотрудничество в научно-образовательной сфере, создание центров высокотехнологичных разработок, формирование научной и производственной элиты.
В Мурманской области сконцентрирован научно-технический потенциал, включающий академический, отраслевой и вузовский сектора науки. В области функционирует 35 организаций, выполняющих научные исследования и разработки, некоторые из которых уникальны не только в российском, но и в мировом масштабе. Эти разработки могут быть внедрены в промышленное производство и приносить прибыль инвесторам и решать социальные задачи государства. Но в большинстве случаев разработчики, в силу своих профессиональных качеств, дальше конструирования опытного образца продвинуться не могут.
С другой стороны в регионе существуют большие возможности для привлечения инвестиций (прежде всего иностранных, из стран Баренц региона) для вложения их в реализацию подобных проектов. Но опять же в силу образа действий западных инвесторов, которые действуют в целом по определенным стандартам, отечественным разработчикам не удается привлечь эти средства, кроме как на реализацию очень крупных проектов топливно-энергетического и оборонного комплексов. Примеры разработки Штокманского месторождения и утилизации атомных подводных лодок общеизвестны.
Вообще, можно выявить три этапа развития экономики приграничных регионов под воздействием трансграничных связей. Первый этап начинается с открытия границы и приводит к активизации внешней торговли между соседними регионами. При наличии благоприятных условий для бизнеса, номенклатура производимых товаров усложняется, и тогда оказываются востребованными приобретенные от сотрудничества новые знания, опыт, квалификация и технологии. Развитие транспортной и приграничной инфраструктуры, прежде всего международных пунктов пересечения границы, ведет к активизации взаимодействия местного бизнеса и началу второго этапа - формированию единых для двух регионов кластеров и сближению уровней жизни. Постепенное взаимопроникновение ресурсов, инвестиций и знаний может привести к расширению зоны сотрудничества и старту третьего этапа: созданию в приграничных районах обеих стран новых производств на основе местных инновационных проектов и импорта идей из других регионов и стран.
На данном этапе развитие пограничного сотрудничества стран Баренц региона и Мурманской области явно находится на первом этапе. Несомненно, что переход на второй этап и логичен и нужен, и кажется, что время для него настало, но существует много факторов препятствующих этому. Одним из этих факторов является отсутствие у российской стороны грамотных специалистов по внедрению научных, инновационных разработок в промышленное производство, отсутствие технологических менеджеров.
Следует отметить, что среди основных причин, ослабляющих инновационную активность - отсутствие профессионально подготовленных команд, включающих в себя как ученых-разработчиков, так и производственников. Но главным, связующим звеном в таких командах должны стать технологические менеджеры, специалисты по коммерциализации научных разработок. Как уже говорилось, в настоящее время специалисты такого профиля весьма редки. Даже при привлечении специалистов с базовым образованием по специальности инновационный менеджер необходим значительный практический опыт работы над "раскруткой" проектов, прежде чем стать настоящим профессионалом по управлению инновационными проектами.
По мнению экспертов, российское высшее образование в целом повторяет мировой тренд перехода от высшей школы индустриального образца к высшей школе постиндустриальной эпохи. Естественно, что появление в таких условиях ВУЗов в которых начнут обучать студентов столь востребованной специальности, в соответствии с предъявленными рынком требованиями, это лишь вопрос времени. Но пока сформируются государственные стандарты обучения, программы, преподавательские кадры, пройдет слишком много времени. И одним из выходов в данном случае может стать послевузовское образование.
Для высшего послевузовского образования регионы становятся одной из основных сфер приложения научной деятельности. Именно здесь в настоящее время открываются наибольшие перспективы для реализации научного и интеллектуального потенциала.
На сегодняшний день единого научно-методического обеспечения системы дополнительного образования специалистов по инновациям в сфере высшего образования не создано, отсутствует закон о дополнительном образовании.
В данной ситуации логично было бы взять за основу обучения технологических менеджеров западную систему.
Данная система дополнительного образования включает профессиональную переподготовку специалистов (одногодичная и двухгодичная по программам МВА - Master of business administration), а также короткие программы повышения квалификации (от 72 до 500 часов). Формируется также отраслевая специализация, в основном в рамках корпоративных MBA, создаваемых по заказу крупных компаний, например, корпоративный MBA-проект для РАО "Газпром". В последнее время разработано направление дифференциации программ - интерес к формату Executive MBA (EMBA). За рубежом EMBA - форма обучения, которая ориентирована на топ менеджеров с большим опытом, без отрыва слушателей от работы на время прохождения курса. Это существенное отличие EMBA от классической full-time MBA. В России многие программы, ориентированные на топ менеджеров проводятся без отрыва от работы, но не называются EMBA. В этом случае стирается грань между этими программами. Если MBA предлагает слушателям основные понятия и рабочие инструменты управления, базовую ориентацию в сфере технологического менеджмента, то EMBA - это программа, позволяющая систематизировать накопленный менеджером опыт.
У приграничных стран - Финляндии, Швеции и Норвегии - накоплен огромный опыт в сфере MBA и EMBA-программ. Они борются за ведущие места в европейских рейтингах. Все занятия максимально интерактивны, все ориентировано на живое общение, обсуждение, деловые игры. Цель всех курсов - это систематизация опыта. Программа нацелена на то, чтобы передать учащимся максимум международного опыта ведения инновационного бизнеса. Однако, для нашей страны необходима адаптация материала к российским условиям. В этом плане требуется совместная работа зарубежных и отечественных преподавателей. Программы предусматривают поездки в партнерские школы для стажировки. Это позволяет развивать и обобщать знания и навыки, полученные по традиционной программе. Кроме того, требуется создание партнерств с ведущими иностранными и российскими компаниями для стажировки учащихся.
Конечно же, чисто механическое перенесение западной системы вряд ли возможно, но взаимодействие научных организаций, ВУЗов и предприятий национальных и приграничных зарубежных стран может осуществляться в разнообразных формах, в т.ч. в форме совместных научно-образовательных объединений, центров передовых технологий на базе объединения вузовских и академических научных коллективов, совместных испытательных центров, научных и технологических парков, научно-технических и инновационных фирм, бизнес-инкубаторов, исследовательских университетов, интегрированных научно-образовательных центров. К последним должны относиться структуры, осуществляющие подготовку кадров в неразрывной связи с процессом научных исследований по крупным научным направлениям.
Таким путем научной и образовательной интеграции может стать создание специальных кафедр, школ и постоянно действующих семинаров по подготовке технологических менеджеров по программам MBA и EMBA, способных реализовывать высокотехнологичные проекты. Образовательной базой могут стать Кольский научный центр РАН, филиалы ВУЗов, а также учебные заведения Норвегии, Финляндии и Швеции, "Технопарк "Апатиты", предприятия и организации района.
В этой связи отделом промышленной и инновационной политики Института экономических проблем КНЦ РАН (ИЭП КНЦ РАН) разработан проект создания школы, организованной на базе Института и филиала ГОУ ВПО "Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова с постоянно действующим научным семинаром "Школа технологических менеджеров" (далее школа), с последующей выдачей сертификата. Основная цель предложенного проекта - обеспечение расширенного воспроизводства интеллектуального потенциала, сбалансированного развития региональной инновационной системы. Механизм достижения указанных целей - многоуровневая программная и институциональная интеграция научной и образовательной деятельности при использовании возможностей приграничных регионах.
Школы по подготовке технологических менеджеров предусматривают специфические особенности специальности, проведение не только курсов теоретических лекций, но и практических занятий разных видов: периоды практики на предприятиях и в технопарковых структурах, профильное углубленное самообучение с последующим контролем усвоенного материала, мастер-классы ученых и бизнесменов, конкурсы инновационных проектов и т.д.
Важная роль в повышении квалификации отводится участию слушателей в российских и международных конференциях и семинарах по инновационной тематике, которые в достаточном объеме проводятся в приграничных регионах зарубежных стран и в России.
Предусматривается и повышение культуры инновационного развития, смена сложившихся стереотипов. Создание школы позволит ускорить функционирование эффективной инфраструктуры, в т.ч. организационной, правовой, финансовой, информационной.
Планируется использовать и возможность интеграции школы в международную образовательную среду, гармонизацию образовательных систем за счет взаимного обмена слушателями и преподавателями из сопредельных северных стран, в рамках которого будет обеспечен обмен опытом в инновационных, прорывных областях деятельности, социальной и налоговой политики предприятий и муниципалитетов, повышен уровень языковой подготовки российских студентов.
В рамках создания школы планируется детальное изучение опыта и отработка:
#61485;    моделей интеграции академической, университетской и отраслевой науки;
#61485;    моделей многоуровневости высшего образования;
#61485;    интеграционных и междисциплинарных программ с учетом международных стандартов;
#61485;    привлечение ведущих ученых и специалистов с производства;
#61485;    участие работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования.
В ходе реализации проекта планируется создание базовой кафедры инновационного менеджмента на основе организационно-правовой формы автономной некоммерческой организации. Однако в настоящее время серьезной проблемой на пути развития системы базовых кафедр является неурегулированность отношений, связанных с совместным использованием имущества организаций науки и образования. Необходимо внести ряд изменений и дополнений в действующее законодательство.
Программа школы предполагает наличие у слушателей высшего образования, желательно экономического. Длительность курса - два года, разделенных на четыре семестра. Итогом каждого семестра является семинары Школы, на котором слушатели выступают с проектами, а преподаватели и гости - с научными докладами по тематике семинара. Семинар завершается научной дискуссией по всем заслушанным докладам.
Реализация подобных программ сможет решить уже в ближайшем будущем проблему дефицита кадров в инновационной сфере, а затем они смогут стать своеобразными "курсами по повышению квалификации" уже профессиональных молодых технологических менеджеров.
Литература:
1. Филиппов В. М. Инновационная деятельность в сфере образования и науки - приоритетное направление политики Министерства Образования Российской Федерации // Образование и инновации. -2003. - No1. - С. 15-24.
2. Селин В. С., Юшко П. Н., Цукерман В. А. Проблемы и направления инновационного развития в регионе сырьевой ориентации // Север и рынок. - 2004. - No2(13). - С. 23-31.
3. Бердашкевич А.П. Правовые проблемы интеграции образования и науки // Инновации - 2005.- No1.

Цукерман В.А.
к.т.н., зав. отделом промышленной и инновационной политики
Института экономических проблем КНЦ РАН г. Апатиты,
Козлов А.А.
м.н.с. отдела промышленной и инновационной политики
Института экономических проблем
КНЦ РАН г. Апатиты

2007 г.


Док. 291158
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 551


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``