В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Шипиловская О.А.: Медицинские работники о путях совершенствования реализации национального проекта `Здравоохранение` в регионах Назад
Шипиловская О.А.: Медицинские работники о путях совершенствования реализации национального проекта `Здравоохранение` в регионах
В настоящее время создан четкий механизм реализации национальных проектов. Он сопровождается эффективной системой мониторинга и контроля. В результате реализация приоритетных национальных проектов осуществляется в четком соответствии с поставленными Главой российского государства задачами.
Для реализации национального проекта "Здоровье" в Свердловской области создан отраслевой штаб, в который входят кроме областного Минздрава, территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМСа), Россздравнадзор, Росспотребнадзор, Медицинская академия и профсоюзы.
Реализация национального проекта вселяет уверенность в том, что времена, когда медицине не хватало средств, - останутся позади, и отрасль станет финансироваться в приоритетном порядке. В 2005 году в медицину Свердловской области было направлено 15,2 миллиарда рублей, на 2006-й - 19,3 миллиарда. По плану мероприятий Правительства Свердловской области только на дополнительную реализацию мероприятий национального проекта в области здравоохранения планируется направить более 1 млрд. рублей. Еще более 2-х миллиардов рублей область получит из федерального бюджета в рамках национального проекта "Здоровье".
Для реализации приоритета "Развитие первичной медицинской помощи" федерального национального проекта в Свердловской области будет в полном объеме выполнена программа повышения оплаты труда врачей и медицинских работников первичного звена здравоохранения.
Денежные средства в сумме около 25 млн. рублей были впервые по федеральной программе перечислены на выплату надбавок 124 лечебным учреждениям Свердловской области.
Сегодня медицинские учреждения нашей области насчитывают 1700 участков. Прием пациентов в них ведут около 700 врачей, остальные ставки укомплектованы фельдшерами или остаются свободными. В связи с этим областной штаб по реализации национальных проектов принял решение обратиться в федеральное Правительство по организации дополнительных выплат для фельдшеров, выполняющих функции участковых врачей, а также проработать вопрос о возможных иных источниках соответствующих выплат .
С первого июля 2006 г. эти дополнительные денежные выплаты будут распространены также на врачей, фельдшеров и медсестер "Скорой помощи", фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов.
Для ряда врачей - узких специалистов средства на стимулирование их труда, заложены в суммах, выделяемых на диспансеризацию и родовые сертификаты. Изыскиваются и другие дополнительные способы увеличения оплаты труда всех медицинских работников.
В 2005 году заработная плата медицинских работников выросла на 30 процентов. В среднем по отрасли она составила 6626 рублей, зарплата врачей - 11725 рублей. Поставлена задача по выравниванию в ближайшие год-два общего среднего уровня заработной платы в сфере здравоохранения со средним уровнем в остальных областях экономики области.
Об эффективности реализации национального проекта "Здравоохранение" в Свердловской области можно судить по результатам социологического опроса, проведенного департаментом внутренней политики Губернатора Свердловской области при участии Уральской академии государственной службы в мае-июне 2006 года среди врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения Свердловской области. Опрос проводился по всей территории Свердловской области и охватил все управленческие округа и город Екатеринбург. В ходе проведения исследования было опрошено 511 человек - работников учреждений здравоохранения Свердловской области .
В ходе исследования выяснялись следующие основные вопросы: оценка респондентами степени важности предполагаемых результатов национального проекта; мнение респондентов об эффективности его реализации в их населенном пункте, их лечебном заведении; мнение респондентов об изменении условий и оплаты их труда, повышении социального престижа профессиональной деятельности врачей и средних медицинских работников в ходе реализации национального проекта; мнение респондентов об улучшении ситуации в сферах здравоохранения и повышении качества предоставляемых лечебных услуг; предложения респондентов по реализации национального проекта "Здравоохранение" в их населенном пункте, их лечебном заведении.
На вопрос о том, удастся ли успешно реализовать национальный проект "Здравоохранение" большая часть опрошенных выразили уверенность в том, что проект удастся реализовать. И только каждый десятый из числа опрошенных считает, что проект реализовать не удастся.
Относительно эффективности использования средств, направляемых на реализацию проекта "Здравоохранение" большинство респондентов настроены оптимистично: 26 % опрошенных считают, что средства будут использованы эффективно, более половины (57%) считают, что средства будут использованы эффективно лишь отчасти. Считают, что средства будут использованы неэффективно 14 % опрошенных.
Об оправданности принципа увеличения заработной платы отдельным категориям медицинского персонала можно судить по следующим ответам респондентов. По мнению 38 % респондентов такой принцип полностью себя оправдывает, 32 % считают введение такого принципа оправданным лишь отчасти. Около 30 % опрошенных считают, что введение такого принципа не оправдано.
Оценка медицинскими работниками успешности хода реализации национального проекта в их медицинском учреждении дается достаточно осторожно. Треть опрошенных (33 %) ответили, что реализация проекта в их учреждении проводится достаточно успешно. Более половины опрошенных (52 %) считают, что реализация проекта проходит успешно лишь отчасти. И только 10 % респондентов считают, что реализация проекта в учреждении проходит не успешно.
Оценивая улучшения условий труда в рамках реализации национального проекта, медицинские работники отметили: для 12,1% респондентов они улучшились, 40,5% указали, что отчасти улучшились, для 44,4% условия труда не улучшились.
Относительно повышения престижа медицинских работников в рамках реализации национального проекта, респонденты пока не спешат выражать особый оптимизм. Для 52,6% участников исследования социальный престиж врача или медицинского работника в ходе реализации национального проекта не повысился. 32,5% считают, что престиж повысился лишь отчасти. Уверенность в том, что престиж врача или медицинского работника в ходе реализации национального проекта повысился, высказывают на сегодняшний день лишь 12,7% респондентов.
Также в ходе исследования респондентам было предложено высказать свои предложения по реализации национального проекта в области. Из 511 участников свое мнение изложил только 151 человек. Были выдвинуты следующие проекты:
- повышение заработной платы, дополнительные выплаты всем категориям медицинских работников - за это высказалось 28,5% опрошенных;
- улучшение материально-технической базы здравоохранения - 27,8%;
- привлечение молодых специалистов в поликлиники, более жесткий отбор кадров - 11,9%;
- введение системы профилактики образований - 7,3%;
- увеличение времени на одного пациента путем снижения нагрузки на врача - 7,3%;
- сохранение сельских центральных районных больниц как базы общеврачебных практик - 7,3%.
- активная пропаганда здорового образа жизни в рамках реализации национального проекта - 4%.
Предложения по совершенствованию реализации национальных проектов были высказаны также представителями различных управленческих структур.
На областном уровне.
Областные министерства по-прежнему обращают внимание на необходимость скорейшего принятия на федеральном уровне подзаконных нормативных актов, исключить дублирование в системе контроля.
Также подчеркивается необходимость разработки согласующихся с национальными проектами мероприятий областных целевых программ, включаемых в областной бюджет 2007 года.
Предложения муниципальных образований:
- на федеральном уровне поддерживается требование более оперативной подготовки необходимой нормативно-правовой и методической базы, определения объемов и механизмов осуществления финансирования;
- на областном уровне:
    муниципалитеты хотели бы увеличения методической поддержки областными министерствами реализуемых на местах мероприятий, в том числе проведение ежемесячных организационно-методических совещаний для организаторов проектов, с разъяснением новых мероприятий и обсуждением проблем, предоставления информационно-методической литературы;
    по-прежнему поступают предложения по увеличению объемов финансирования за счет областного бюджета, включение в списки выплат других категорий работников (врачей стационаров);
    при реализации проекта "Здоровье" ряд муниципалитетов просит подключить к программе бесплатной вакцинации от клещевого энцефалита и гриппа взрослое население;
на местном уровне:
    некоторые муниципалитеты в развитие национальных проектов реализуют собственные программы.
    среди проблемных вопросов наиболее часто муниципалитеты упоминают кадровый недостаток как участковых врачей, персонала скорой медицинской помощи, так и узких специалистов высокой квалификации.
    муниципалитеты выделяют для себя в качестве важнейших направлений работы четкую координацию действий всех соисполнителей проектов, качественное освещение реализации национальных проектов в средствах массовой информации, подключения общественности к осуществлению контроля за ходом реализации национальных проектов.

Шипиловская О.А.
соискатель Уральской академии государственной службы,
зам. главного врача Белоярской ЦРБ

2007 г.

Док. 291141
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 539


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``