В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Верецкая А.И.: Высшее образование в России: взгляд молодежи (региональные аспекты) Назад
Верецкая А.И.: Высшее образование в России: взгляд молодежи (региональные аспекты)
Образование, в какой бы форме и виде оно не существовало, всегда выступало в роли важнейшего фактора, определяющего процессы изме¬нения общества.
Исследователи проблем профессионального образования, высшей школы в частности, отмечают наличие разных точек зрения на реализа¬цию основных функций высшей школой. Важность первой функции, свя¬занной с подготовкой специалистов, отвечающих современным требова¬ниям общественного производства, не вызывает сомнений. Хотя в нашей стране она реализуется далеко не всегда и не в том качестве и объеме, который необходим сегодня.
Суть другой функции высшей школы - способствовать гармонизации общественных отношений, содействовать социальному, политическому и культурному развитию, вызывает у исследователей достаточно серьезные разногласия. И здесь обнаруживается наличие двух явно выраженных и противоположных подходов.
Один из подходов предполагает решение задач по формированию ак¬тивных и деятельных "профессионалов", способных работать в условиях конкурентной рыночной среды, "прагматичных" индивидуалистов, уме¬ющих "договариваться" и солидаризироваться с другими.
Другой подход ориентирован не только на приобретение профессио¬нальных знаний, но и на расширение социального и политического миро¬воззрения, становление гражданственности.
Следует отметить, что в советский период был определенный баланс между ориентацией высшей школы на профессиональные знания и ори¬ентацией на формирование гражданских качеств специалистов. В дей¬ствующем Законе Российской Федерации "Об образовании" (статья 14) говорится о том, что любое образовательное учреждение должно решать как общие культурные и воспитательные задачи, так и задачи по воспро¬изводству кадрового потенциала страны. Сегодня в российской высшей школе отмечен сдвиг в сторону профессионализации. Ему сопутствуют и сокращение государственного финансирования, и стремление к превра¬щению высшего образования в институт, который приносит рыночную выгоду, и "элитаризация" высшей школы, то есть доступность образова¬ния только для избранных (1).
Еще один важный момент. Система высшего образования в России выполняет несвойственную для нее в прошлом, но весьма развитую сегодня "охранительную" функцию. Можно согласиться с мнением А.А. Овсянникова, который считает современную высшую школу "со¬циальным амортизатором от социальных невзгод", социальным "сбере¬гателем" молодого поколения (2). Действительно, пять лет пребывания в высшем учебном заведении, в интеллектуальной среде способны в какой-то мере уберечь молодежь от негативного влияния улицы, безработицы, алкоголя, криминала и других негативных явлений.
Это позволяет также отодвинуть сроки вступления в трудовую жизнь в неблагоприятных условиях рынка. В западных странах удлинение сро¬ков включения во взрослую жизнь за счет увеличения периода профес¬сионального обучения молодых людей - объективно существующая ре¬альность. Глобально-сетевой характер мировой экономики, вызывающий резкие в ней изменения, мощные инвестиционные колебания порождают подъемы и спады занятости в разных отраслях. Это вызывает необходи¬мость перехода экономически развитых стран к новым образовательным концепциям, предполагающим не только продление сроков обучения, но и "постоянное" обучение и переквалификацию кадров. С этими фактора¬ми необходимо считаться и у нас.
Кроме того, для определенной части молодых людей на период обу¬чения в вузе снимается болезненная проблема службы в вооруженных силах. Часть вузовской молодежи вынужденно (чаще всего по желанию и под давлением родителей и вуза) приобретает определенный, хотя и недостаточный и непрочный объем знаний, профессиональных навыков и умений. Другая ее часть получает образование "про запас", с надеждой быть востребованной в будущем.
Таким образом, у российской высшей школы сегодня есть три основ¬ные роли: привычные - социально-культурная и профессиональная, и новая, навязанная условиями модернизирующегося общества, "сберега¬ющая" молодежь. Третья роль не менее важна, чем первые две.
На личностном уровне подготовка человека профессионального через систему высшего образования означает следующее. Индивид осознанно, опираясь на систему ценностей и ценностных ориентаций, осуществля¬ет профессиональный выбор. По сути - выбирает свой жизненный путь. Затем он осуществляет выбор высшего учебного заведения и специаль¬ности, по которой предполагает обучаться в соответствии со своими же¬ланиями, устремлениями и целями.
Как проходит процесс профессионального развития молодых людей, как они становятся, и становятся ли активными членами общества - серь¬езная проблема для современной высшей школы в России.
В исследованиях, проводимых социологами в 90-е годы XX века и се¬годня в начале XXI века в различных регионах России, внимание обраща¬ется на многие аспекты профессиональной подготовки молодых людей через систему высшей школы. Объектом таких исследований выступа¬ют разные категории российской молодежи - выпускники общеобразо¬вательных школ, абитуриенты и студенчество. Социологи ставят задачи определения значимости высшего образования в становлении личност¬ных, гражданских и профессиональных черт человека, уяснения мотивов выбора высшего учебного заведения и специальности, мотивации учеб¬но-познавательной активности, форм и способов оплаты обучения, жиз¬ненных стратегий, планов на будущее.
Российское студенчество также вы¬деляет множество мотивов и целей пребывания в высшем учебном заве¬дении.
Социологические исследования особенностей образа жизни воро¬нежских студентов, проведенные сотрудниками кафедры социологии и политологии и лаборатории социологических исследований Воронеж¬ского госуниверситета, позволили получить репрезентативную картину трансформации образовательных ориентации вузовской молодежи за дли¬тельный период с 1980 по 1998 годы. Изучение ориентации студенчества на ценности высшего образования, осуществленное исследовательской группой в 2003 году, дополнило картину представлений и предпочтений вузовской молодежи (3).
Исследовательская группа исходила из предположения о том, что система ориентации студенческой молодежи на ценности высшего обра¬зования на эмпирическом уровне может быть описана несколькими слож¬ными показателями. К ним были отнесены:
оценка возможностей и значимости различных аспектов высшего образования;
мотивация выбора специальности при поступлении в вуз;
совокупность целей пребывания студентов в высшем учебном за¬ведении.
Как показали проведенные исследования, важнейшей составляющей системы ориентации вузовской молодежи на ценности высшего образо¬вания явилась оценка значимости высшего образования.
Студентам было предложено оценить возможности высшего образо¬вания:
в получении профессии;
в интеллектуальном развитии личности;
в изменении социального положения.
Сравнение социологических данных, полученных в разные годы, позволяет определить тенденции трансформации ориентации студенчес¬тва воронежских вузов на ценности высшего образования.
Данные опроса воронежских студентов, проведенного в 1998 году, представлены в индексах. Индексная оценка является средневзвешенным показателем, который позволяет учесть мнение студентов относительно любого явления, выраженного по шкале от большего значения к меньше¬му значению, от главного к неглавному и наоборот. Индекс изменяется от 0 до 1. Чем больше значение индекса, тем больше значимость явления. При анализе возможностей высшего образования шкала оценок включа¬ла индикаторы: "имеет важное значение", "имеет не очень важное значе¬ние", "не имеет значения".
Представления молодых людей о том, какие возможности открывает высшее образование в получении профессии, включает:
соответствие профессии призванию молодого человека (0,81);
возможность интеллектуального труда (0,72);
получение знаний для эффективной работы в будущем (0,69);
возможность заниматься управленческими видами труда (0,66).
Возможности высшего образования, влияющие на интеллектуальное развитие, по мнению воронежского студенчества, могут быть раскрыты через:
формирование научной картины мира (0,82);
реализацию творческого потенциала молодого человека (0,75);
развитие навыков анализа общественной жизни (0,68);
усвоение духовной культуры (0,61);
возможность работы в сфере науки (0,59).
Значение высшего образования в изменении социального положения молодого человека оценивалось по двум параметрам:
повышение социального статуса (0,80);
достижение материального благополучия (0,70) (7).
Полученные воронежскими социологами оценки значимости высше¬го образования, высказанные студентами, коррелируют с данными, пред¬ставленными московскими социологами. Так, согласно данным опроса свыше 50 % молодых людей считают, что высшее образование позволит получить интересную профессию и впоследствии позволит достичь карь¬ерных высот. При этом студенты гуманитарных факультетов дают более высокие оценки, чем студенты технических факультетов (55 против 41 %). Свыше 40 % респондентов, независимо от профиля факультета, полага¬ют, что высшее образование позволит им быть материально обеспечен¬ными людьми. И еще один факт. Около трети опрошенных московских студентов среди ценностей высшего образования называют возмож¬ность повышения культурного уровня, при этом у студентов техничес¬ких факультетов этот показатель на 10 % выше, чем у студентов-гума¬нитариев (4).
Оценки студентов отличаются в зависимости от объективных харак¬теристик (тип факультета, пол и др.). Так, студенты гуманитарных факуль¬тетов воронежских вузов в первую очередь связывают с высшим образо¬ванием получение профессии, соответствующей призванию и желаниям. Индекс значимости этого показателя - наивысший (0,90). У представи¬телей естественнонаучных и технических факультетов он ниже - 0,79 и 0,76. Девушки несколько выше оценивали эту возможность, чем юноши (0,86 против 0,80).
Гуманитарии значительно выше, чем другие когорты студентов, оце¬нивали возможности, предоставляемые высшим образованием в разви¬тии духовной культуры - 0,75 против 0,55 у представителей двух других типов факультетов.
В то же время студенты технических факультетов были более увере¬ны в том, что высшее образование влияет на изменение социального ста¬туса человека (0,85 против 0,80 и 0,78 у гуманитариев и естественников). Они также придавали большее значение возможности работать после окончания вуза в сфере управления. Значение индекса (0,76) на 0,12-0,15 было больше, чем в других когортах студентов.
Представителям технических специальностей в 1998 году была свойственна и более высокая оценка возможности высшего образования в достижении материального благополучия (0,76 против 0,66 в других группах студентов) (5). Такую оценку трудно логически объяснить. Кризис¬ное состояние большинства промышленных предприятий, почти полная остановка их работы, несомненно, сказались на состоянии рынка труда. Значительно упал спрос на специалистов технического профиля. В ус¬ловиях значительного сокращения промышленного производства (по не¬которым оценкам до 40 %) работа по специальности, полученной в про¬цессе обучения в вузе, не может гарантировать жизненно необходимый уровень материального производства.
Таблица 1
Оценки воронежскими студентами возможностей высшего образования по годам, в индексах


    1983
    1990
    1998
    2003

В приобретении профессии     0,80
    0,78
    0,81
    0,81

В приобретении знаний для эффективной работы
    0,83
    0,76
    0,69
    0,77

В реализации творческого потенциала
    0,64
    0,67
    0,75
    0,75

Заниматься интеллектуальными видами труда
    0,38
    0,63
    0,72
    0,75

В повышении социального статуса
    0,44
    0,63
    0,80
    0,84

В приобщении к науке
    0,52
    0,58
    0,58
    0,68

Работать в сфере управления
    0,33
    0,49
    0,66
    0,75

В усвоении духовной культуры
    -
    0,61
    0,61
    0,55

В формировании научного понимания мира
    0,85
    0,78
    0,82
    0,84

Полученные данные свидетельствует о том, что студенты конца 90-х годов и в 2003 году выше, чем их предшественники, оценивают роль об¬разования в реализации творческого потенциала личности. Индекс этого показателя увеличивается с 0,64 в 1983 году до 0,75 в 2003 году. Резко возрастает показатель, описывающий возможность заниматься интеллек¬туальными видами труда - с 0,38 до 0,75.
Необходимо отметить, что значение индексных оценок возможнос¬тей, которые кроются в высшем образовании, возрастает к 2003 году по всем параметрам. Единственный показатель, значение которого умень¬шается (с 0,61 до 0,55), - роль высшего образования в усвоении духовной культуры. Такая ориентация вузовской молодежи, на наш взгляд, объяс¬няется и состоянием российской духовной культуры, и тем фактом, что в обществе социального риска главными становятся не духовные ценнос¬ти, а ценности материальные. И, следовательно, возрастает узко профес¬сиональное значение высшего образования.
Неслучайно в модели специалиста, которую оценивали студенты в 2003 году, высокий уровень профессиональных знаний по специальности признается подавляющим большинством главным качеством выпускника высшего учебного заведения (96 %). Действительно, современная вузов¬ская молодежь придает большее значение тем аспектам высшего образо¬вания, которые, в первую очередь, связаны с получением знаний в про¬фессиональном плане. Оценки студентами этой возможности в течение длительного периода остаются достаточно высокими и стабильными. Несмотря на сложные социально-экономические и политические условия в России, которые сегодня объективно не могут в полной мере способствовать повышению социального статуса личности, будущие спе¬циалисты, как показывают социологические данные, ориентируются на восходящую мобильность. Современное студенчество высоко оценива¬ет значимость высшего образования в повышении социального статуса личности. Если в 1983 году индекс значимости этого фактора составлял 0,44, то в 2003 году он почти в два раза больше (0,84). Значительная часть воронежских студентов убеждена в том, что преодоление трудностей, по¬рожденных особенностями экономических, политических и социальных реформ при переходе к рыночным отношениям, во многом будут опреде¬ляться работоспособностью, склонностью к инновациям, целеустремлен¬ностью и другими личностными качествами будущих специалистов. И, несмотря на существующие в обществе барьеры и отсутствие широких возможностей, они надеются достичь высокого социального статуса.
Значительно выше, чем в восьмидесятые годы, оцениваются воро¬нежскими студентами возможности, открываемые высшим образовани¬ем, для работы в управленческой сфере. Индекс значимости вырос с 0,33 до 0,75. И это неслучайно. В условиях переструктурирования экономи¬ческой сферы в российском обществе и переводе ее на рыночные рельсы профессиональные знания в области менеджмента необходимы, в первую очередь, специалистам с высшим образованием. И молодые люди это от¬четливо представляют.
Свыше 80 % студентов, согласно данным социологического исследо¬вания 2003 года, необходимым качеством специалиста называют стрем¬ление совершенствовать свои знания, навыки и творческий подход к делу. Следует обратить внимание на определенные противоречия в оценках ву¬зовской молодежи.
Так, студенты меньшее значение придают умению разбираться в со¬циальной и политической обстановке: только 62 % респондентов считают его важным качеством специалиста. Широкая эрудированность в различ¬ных областях знания признается нужной для специалиста в 57 % случаев. Таким образом, подтверждается факт снижения значения функции вы¬сшей школы в расширении объема социального и политического миро¬воззрения, становлении гражданственности студенческой молодежи.
Навыки научно-исследовательской работы в модели специалиста также занимают далеко не первое место. Чуть больше половины опро¬шенных воронежских студентов считают их значимой характеристикой профессионала с высшим образованием. Такая позиция понятна. Во-пер¬вых, не во всех сферах профессиональной деятельности они необходимы.
Во-вторых, состояние науки в современном российском обществе, невостребованность научных кадров и низкая оценка труда научного работни¬ка не в последнюю очередь выражающаяся в уровне его оплаты, а также положение и особенности современной вузовской науки не способствуют формированию у молодых людей ориентации на научный труд и развитие исследовательских навыков.
Подводя итоги анализа ориентации студенческой молодежи на цен¬ности высшего образования, можно прийти к следующим выводам. Исследования социологов, проведенные в конце 90-х годов XX века не только в воронежских вузах, но и в других вузовских центрах, и социоло¬гические данные об ориентациях студенчества на ценности образования, полученные в начале XXI века, показывают следующее.
И в российском обществе в целом, и в сознании молодого поко¬ления, и на уровне отдельного молодого человека, осуществляющего выбор жизненного пути, сложилось устойчивое стремление к получению высшего образования. Подавляющее большинство взрослых рос¬сиян, согласно опросам, считают высшее образование престижным и ориентируют на его получение своих детей. Так, согласно мониторинговому исследованию, проведенному ФОМ 28-29 мая 2005г., свыше 78 % россиян настраивают своих детей на получение высшего образования. В Воронежской области этот показатель достигает 88 % (6). Среди хорошо обеспеченных категорий граждан его значение еще выше. Подтверждением такого отношения к получению высшего образования молодежью являются статистические показатели, описывающие численность студентов, приходящихся на 10000 человек. В 1990-1991 учебном году этот показатель в Воронежской области со¬ставлял 223 человека; к началу 2001-2002 учебного года он равнялся 340 человекам (7).
В чем причины такого явления? Одна из причин, на наш взгляд, кро¬ется в следующем. Поколение родителей, получившее высокий уровень профессионального образования в 60-70-е годы и сумевшее восполь¬зоваться его плодами в полной мере (многим удалось реализовать свои цели, стать специалистами высокого уровня, продвинуться по служебной лестнице, создать карьеру, добиться уважения окружающих), сегодня не представляет иного жизненного сценария для своих детей.
Значительная доля родителей, в том числе и тех, у кого материальное положение не очень хорошее, согласна оплачивать получение высшего образования своими детьми даже несмотря на то, что ситуация на рос¬сийском рынке труда не совсем благоприятная. Об этом свидетельствует увеличение приема студентов на коммерческое обучение.
Очевидно, что с ростом материальной обеспеченности происходит выдвижение ее в качестве главной жизненной ценности на первый план. Происходит также рост гедонистических устремлений, требований к комфорту, бытовой устроенности. Наряду с этим, в четвертой (наиболее высокодоходной группе) падает ценность семьи, хорошего образования и, что особенно тревожно, в еще большей степени снижается ценность творчества, самовыражения. А ведь рыночная экономика и демократизация общественной жизни должны бы как раз и поднять значение именно этой ценности для личности.
Таблица 2
Распределение приоритетов жизненных ценностей в зависимости от самооценки уровня материального положения студентов
(ранжирование по значимости)


Жизненные ценности    Группы студентов по уровню материального положения
    1    2    3    4
1. Служить идеалам добра, красоты и справедливости    5    6    7    6
2. Быть независимым, материально обеспеченным человеком    
2    
2    
2    
1
3. Создать хорошую семью и вырастить детей здоровыми и счастливыми    
1    
1    
1    
2
4. Получить от жизни как можно больше удовольствий    5    7    6    3
5. Получить хорошее образование, стать высококвалифицированным специалистом    
3    
3    
3    
5
6. Иметь комфорт, бытовую устроенность    4    5    5    4
7. Иметь возможность для творчества, выражения собственного "я"    
4    
4    
4    
7

Примечание:
1 группа - малообеспеченные студенты ("едва сводят концы с концами")
2 группа - студенты, которым "приходится во многом себя ограничивать"
3 группа - студенты, " которым денег в основном хватает"
4 группа - очень хорошо обеспеченные студенты

При всей противоречивости и разбросе оценок важности тех или иных возможностей, которые дает личности высшее образование, по отношению к четвертой группе просматривается тенденция возрастания роли формального статуса, обеспечиваемого наличием диплома. При этом высшее образование рассматривается представителями данной группы как своеобразный трамплин для прыжка на определенный уровень управленческой иерархии и связанный с ним уровень материального благополучия. Развитие эрудиции, занимающее в других группах, выделенных по уровню материального положения, одно из первых мест, в четвертой группе "отступает" на второе место.
Таблица 3
Степень важности для студентов возможностей, открываемых высшим образованием, в зависимости от уровня материального положения.

Возможности, которые открывает образование    Ранг возможностей высшего образования
по их важности для студентов групп
    1    2    3    4
1. Получить профессию, которая соответствует желанию, притязаниям    
2    
5    
2    
1
2. Приобрести знания, чтобы лучше работать в интересах общества    
6    
6    
7    
7
3. Реализовать свой творческий потенциал    
6    
3    
4    
5
4. Заниматься интеллектуальными видами труда    
4    
4    
6    
4
5. Получить диплом, повысить свой социальный статус    
3    
2    
3    
1
6. Работать в сфере науки    10    10    10    8
7. Развивать эрудицию    1    1    1    2
8. Работать в сфере управления    7    8    9    6
9. Освоение духовной культуры    9    9    11    3
10. Достижение материального благополучия    
5    
7    
5    
3
11. Развить умения и навыки анализа явлений общественной жизни    
8    
7    
8    
7

Примечание:
1 группа - малообеспеченные студенты ("едва сводят концы с концами")
2 группа - студенты, которым "приходится во многом себя ограничивать"
3 группа - студенты, " которым денег в основном хватает"
4 группа - очень хорошо обеспеченные студенты

Вот уже более десяти лет наиболее престижной (по мнению роди¬телей и их детей) считается подготовка специалистов по юридическому, экономическому и психологическому направлениям. Отчасти это можно объяснить конъюнктурными соображениями, своеобразной модой на эти специальности. Отражением этой ситуации является, на наш взгляд, при¬нятое недавно решение Министерства образования РФ снять 50-процент¬ное ограничение приема абитуриентов на коммерческие отделения по специальности "юриспруденция".
В Воронежском вузовском регионе (впрочем, как и в других) в последние годы отмечено дублирование подготовки специалистов по этим направлениям. Так, в каждом коммерческом негосударственном вузе ведется подготовка юристов, экономистов, психологов. Но и государственные вузы ведут подготовку по этим же специальностям! Несомненно, и экономисты, и юристы, и психологи нужны обществу. Но вопрос состоит в том, сколько их нужно? Объективные потребности различных отраслей хозяйства региона и страны в целом не учитываются. Анализ статисти¬ческих данных состояния высшей школы в Воронежской области к на¬чалу 2001 -2002 учебного года показал, что повышенное внимание уделя¬ется подготовке специалистов в сфере экономической и управленческой деятельности (свыше 60 вузов и их филиалов) и в сфере юриспруденции (свы¬ше 20 вузов и филиалов). В настоящее время налицо "перепроизводство" кадров. Дублирование подготовки специалистов неоправданно и вызыва¬ет нездоровую конкуренцию.
Ориентации студенчества на ценности образования и жизненные планы, представления о будущем отражают не только специфику мо¬лодежного сознания, но и сложные переходные процессы российского общества. Они определяются как общероссийскими переходными про¬цессами, так и процессами, происходящими в высшей школе, во всей сис¬теме образования.
Важной проблемой высшего и профессионального образования яв¬ляется соответствие требованиям времени как сегодняшнего дня, так и будущего. Современные студенты готовятся сегодня, чтобы реализовать себя и сегодня, и завтра.
Известно, что критерием постиндустриального общества является наличие сети университетов и ученых, как основной социальной силы. Основными требованиями постиндустриального общества являются эрудиция, научность, техническая культура, организаторские знания, от¬ветственность, конкурентоспособность.
Необходимо отметить, что значительная часть современного студен¬чества хорошо понимает и осознает необходимость последних трех ка¬честв и недоучитывает значение первых трех.
В связи с этим встает вопрос о мотивах и факторах, которые оказыва¬ют влияние, во-первых, на выбор студентами специальности, вуза и фор¬мы обучения; во-вторых, на поступление в высшее учебное заведение; в-третьих, на проявление активности в учебном процессе.
Мотивы выбора студентами специальности и высшего учебного за¬ведения являются важнейшими составляющими их ценностных ориента¬ции. Выбор специальности и степень удовлетворенности ею определяют уровень и качество познавательной деятельности молодых людей, то есть показатели успеваемости и научно-исследовательской работы, развитие профессиональных навыков и умений, расширение кругозора и форми¬рование духовной культуры.
Среди мотивов профессионального выбора представление (диаграм¬ма 1) о том, что избранная специальность пользуется спросом на рынке труда, занимает сегодня в оценках воронежских студентов одно из пер¬вых мест (45 % ответов в 2003 году против 20 % в 1998 году).
Интересно отметить, что этот мотив явился главным для студентов второго курса (47 %), юношей (49 %), студентов технических специаль¬ностей (60 %). У студентов Архитектурно-строительного университета и Лесотехнической академии на этот мотив приходится по 58 и 62 % ответов. В то же время у студентов ВГУ и Института физической куль¬туры этому мотиву отведено третье место (41 и 21 % соответственно). По-видимому, специальности, которые выбрали в этих вузах студенты, вселяют меньшую уверенность в возможности всегда найти место на рынке труда.
Мотивы выбора специальности студентами по данным 2003 года, в %

1) чувство призвания к специальности (43 %);
2) низкий конкурс при поступлении в вуз по данной специальности (8 %);
3) решение получить диплом по специальности, по которой уже работали до поступления в вуз (6 %);
4) главным мотивом была семейная традиция (11 %);
5) осознание общественной полезности людей, обладающих данной специ¬альностью (27 %);
6) желание сделать карьеру, подняться по ступеням служебного роста (32%);
7) уверенность в том, что специалисты избранного профиля всегда найдут место на рынке труда (45 %);
8) выбор был случайным (15 %);
9) другое (7 %).
На вторую позицию переместилось чувство призвания и уверенность в том, что выбранная специальность лучше всего отвечает способностям молодого человека (43 %). Традиционно этот мотив всегда был на пер¬вом месте. Самый высокий показатель отмечен у студентов Медицинской академии (76 %), Самый низкий показатель - у студентов Архитектурно-строительного университета (18 %).
Почти каждого третьего опрошенного студента в вуз привело стрем¬ление с помощью высшего образования сделать карьеру, продвинуться по служебной лестнице. Для сравнения: в 1998 году каждый четвертый студент назвал этот мотив. Самый высокий показатель обнаружен у сту¬дентов Воронежского госуниверситета (41 %), самый низкий - у студен¬тов, обучающихся в педагогическом университете (22 %). Выявлено еще два интересных факта:
женщины стремятся использовать высшее образование для карьеры несколько в большей степени, чем мужчины (разница в оценках в четыре пункта);
гуманитарии в большей степени сориентированы на карьеру, чем студенты технических специальностей и студенты естественных факуль¬тетов (36, 30 и 29 % соответственно).
Важно отметить словесную переоценку мотива, связанного с "жела¬нием сделать карьеру". В прежние времена стремление выполнить эту задачу оценивалось как качество, которое характеризует ориентацию на индивидуалистический тип жизнедеятельности будущего специалиста, отвергающего гуманистические, нравственные принципы. В условиях формирования рыночных отношений "карьерные" устремления рассмат¬риваются значительной частью студенчества как стремление достичь ус¬пеха, поднять свой социальный статус за счет профессионализма, пред¬приимчивости и т.п.
Следует отметить, что доля студентов, которые приходят в высшие учебные заведения случайно или выбирают факультеты и специальности, где практически нет конкурса, возрастает. Динамика весьма показатель¬на: в 1990 году - 12 %; в 1998 году - 20 % и 23 % в 2003 году. На естест¬венных и технических факультетах этот показатель достигает 25 %.
Главными причинами такой мотивации, на наш взгляд, являются:
недоступность для значительной когорты молодых людей высшего образования вследствие всевозрастающей коммерциализации россий¬ской высшей школы (введение платы за обучение в первую очередь на престижных факультетах, готовящих специалистов современных, высоко котирующихся и имеющих спрос на рынке труда специальностей, и, как результат, невозможность для родителей оплатить обучение);
снижение уровня и качества знаний абитуриентов.
В условиях, когда падает значимость общественного труда, выбор специальности вследствие ее полезности можно считать отрадным фак¬том. Почти 30 % представителей воронежской вузовской молодежи ука¬зали на этот мотив.
Каждый десятый студент пришел в вуз, следуя семейной традиции. Такой мотив выбора специальности характерен для студенческой моло¬дежи. Количественно этот показатель варьирует в пределах от 7 до 10 %, начиная с 1983 года.
Вместе с тем каждый седьмой студент отметил, что его выбор был случайным. Выявлено: у студентов-строителей наибольшая доля тех, кто выбирает специальность по воле случая - почти каждый четвертый.
Интерес представляет сравнение ответов студентов в зависимости от года обучения (табл. 1).
Таблица 4
Оценка мотивов выбора специальности студентами
разных курсов воронежских вузов
по данным 2003 года, в %
Мотивы выбора
    2 курс
    3 курс
    4 курс

Чувство призвания к специальности
    39
    47
    43

Оценка конкурсной ситуации
    10
    7
    8

Работа по специальности до поступления
    6
    5
    7

Семейная традиция
    9
    10
    13

Осознание общественной полезности специальности
    32
    26
    24

Возможность сделать карьеру
    33
    29
    33

Востребованность специальности на рынке труда
    47
    43
    44

Случайность выбора специальности
    13
    16
    14


Второкурсники в большей степени уверены в оценке двух мотивов:
специальность востребована на рынке труда;
избранная специальность общественно значима.
Для студентов третьего и четвертого курсов наиболее значимыми мо¬тивами были:
чувство призвания к специальности;
востребованность на рынке труда.
Отмечено, что мотив выбора специальности, соответствующей приз¬ванию, коррелирует с другими ценностно-ориентационными составляю¬щими. Прежде всего речь идет о высокой оценке значимости высшего образования в приобретении профессии. Тесная связь существует между этим мотивом и целями пребывания в учебном заведении.
По данным социологического опроса 2003 года наиболее значимой целью пребывания в вузе студенты назвали желание получить максимум знаний по выбранной специальности. В большей степени эту цель преследуют студенты, обучающиеся на естественных факультетах. Сре¬ди них эту цель указали 54 %. У студентов-гуманитариев - только 40 %. Самый низкий показатель обнаружен у студентов технических факульте¬тов - всего 35 %. Разница в ответах весьма существенна- 15-20 пунктов.
Вторую позицию в списке целей занимает желание каждого четверто¬го студента получить диплом об окончании высшего учебного заведения. Иными словами - обзавестись "корочками". Необходимо отметить, что обнаружена разница (хотя и не очень существенная) в ответах студентов в зависимости от года обучения. Так студенты четвертого курса в боль¬шей степени сориентированы на эту цель пребывания в вузе (29 %), чем студенты других факультетов (23 %).
У студентов-гуманитариев и у студентов, обучающихся на техничес¬ких факультетах, этот показатель почти в два раза превышает его значе¬ние у студентов-естественников (табл. 5).
Таблица 5.

Цели пребывания в вузе в оценках студентов различных факультетов по данным опроса 2003 года, в %

Цели
    Факультеты


    Гуманитарный
    Естественный
    Технический

Получение максимума знаний по специальности
    40
    54
    35

Пожить студенческой жизнью
    10
    10
    13

Получить диплом о высшем образовании ("корочки")
    29
    16
    29

Переждать трудные времена и получить диплом
    1
    2
    6

Вращаться в интеллектуальной среде
    5
    5
    4

Отодвинуть сроки или избежать службы в армии
    2
    3
    6

Не смогли сформулировать цель
    11
    3
    6

Другие цели
    2
    6
    1


Ответы воронежских студентов отражают общую тенденцию де¬вальвации диплома как документа, подтверждающего высокий уровень профессиональной подготовки. Такая тенденция была обнаружена в исследованиях, проводимых на общероссийском уровне, еще в середине 90-х годов и подтвердилась в конце 90-х годов. Инструментальная цель- получение диплома свойственна каждому третьему молодому россиянину (8).
Третью позицию в списке целей занимает стремление молодых людей пожить студенческой жизнью. Ореол романтики вузовской жизни свойственен каждому десятому молодому человеку, представляющему воронежские вузы. У студентов технического профиля обучения этот по¬казатель немного превышает показатели у других когорт студенческой молодежи. Существенных различий у юношей и девушек не обнаружи¬лось. Разница в ответах составила не более 2 пунктов.
Среди других целей обучения в вузе следует назвать стремление на¬ходиться в интеллектуальной среде (5 %). Желание переждать трудные времена дополняется целью получения знаний по специальности (3 %).
Такая позиция молодых людей вполне объяснима и понятна. Пробле¬мы трудоустройства, поиска такой работы, которая давала бы и матери¬альное, и моральное удовлетворение, отодвигаются у некоторой части студенчества минимум на 4-5 лет. Другие молодые люди, указавшие на эту цель пребывания в вузе, вообще могут ни о чем не задумываться. Для них обучение в вузе своего рода "продление детства".
У студентов-гуманитариев и у студентов, обучающихся на техничес¬ких факультетах, этот показатель почти в два раза превышает его значе¬ние у студентов-естественников.
Позиция студентов технического профиля обучения (они придают большее значение этой цели, чем студенты других факультетов) вполне объяснима. В основе оценок студентов технического профиля обучения, в большей степени, чем у других студентов, лежит сегодняшняя небла¬гоприятная ситуация на рынке труда, связанная с отсутствием или очень маленьким спросом на технические специальности, несмотря на некото¬рое оживление промышленного производства в последние два-три года.
Еще одна цель была названа студентами. Это - желание отодви¬нуть сроки службы в вооруженных силах или вовсе не служить. Семь процентов юношей высказали такое суждение. Среди студентов техни¬ческих факультетов этот показатель значительно выше. Опасение быть призванными на службу в армию заставляет молодых людей идти в вуз, не задумываясь о том, какую специальность и какие знания можно по¬лучить. Значимость этой цели возрастала, когда в России усиливались военные действия в Чеченской республике и других горячих точках. Так, по данным, приведенным А.А. Овсянниковым, цель получить отсрочку от службы в вооруженных силах в 1995 году называли 61 % молодых людей и 57 % в 1997 году (9) .
Еще одно обстоятельство связано с тем, что некоторые студенты не сумели определить цели своего пребывания в высшем учебном заведении. И хотя доля таких студентов невелика (всего 7 %), но об их позиции следует поразмышлять. Для одних цель может быть выражена просто как желание что-то делать. Другие скрывают за этой формулировкой истинные цели, в том числе и отказ от срочной военной службы, и стремление переждать не очень благоприятные времена, а также нежелание выполнять роли взрослого человека, начать трудовую жизнь.
Среди гуманитариев доля тех, кто не определил цель своего пребывания в стенах вузов, наибольшая (11 %).
Названы были и иные цели - перевод из другого вуза, нахождение вуза рядом с домом, желание учиться вместе с другом и пр. Всего было получено 3 % ответов.
В сумме прагматические, инструментальные цели, названные студентами (получение диплома, студенческая жизнь, ожидание лучших времен, отказ от службы в армии и др.), составляют 44 %. Весьма внушительная цифра. Такая же доля ответов описывает цель обучения, связанную с получением профессии. Вывод неутешительный. Судя по высказываниям студенческой молодежи, высшая школа менее чем на половину выполня¬ет функцию подготовки специалистов-профессионалов.

Литература.
1.    Изменяющаяся Россия: вызовы и возможности / Г.В.Осипов [и др.]. - Т.1.: Социально-политическая ситуация в России в 2002 году. - М.: ИСПИ РАН, 2003. - С.280.
2.    Овсянников А.А. Система образования в России и образование России // Мир России. - 1999. - No3. - С.99.
3.    В исследовании принимали участие студенты пяти воронежских вузов, общий объем выборки (квотная, на основе социально-демографических показателей) составил 1000 человек.
4.    См.: Образ жизни студентов воронежских вузов в конце 90-х годов: особенности и тенденции изменения. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. - С.6.
5.    См.: Г.В.Осипов и др. - С.286.
6.    См.: Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности ("круглый стол") // Социол. исслед. - М., 2003. - No5. - С.95.
7.    См.: Воронежский статистический сборник 2002. - Воронеж, 2003. - С.94.
8.    Реформирование России: реальность и перспективы. Социальная и социально-политическая ситуация в 2001 году. / Г.В.Осипов и др. - М.: ИСПИ РАН, 2003. - С.291.
9.    См.: Овсянников А.А. - С.98.

Верецкая А.И.
к.филос.н., доцент Воронежского государственного университета
Довейко А.Б. к.соц.н., доцент, зав. кафедрой Воронежского филиала Московского института экономики, менеджмента и права

2007 г.

Док. 291136
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 691


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``