Волосков И.В.: Национальные проекты и социальные изменения: проблема социологической экспертизыНазад
Волосков И.В.: Национальные проекты и социальные изменения: проблема социологической экспертизы
Проблема изучения процессов социальных изменений российского общества является в настоящее время одной из актуальнейших задач общественных наук и, прежде всего, социологии. Научная значимость и актуальность этого проблемного поля связана с необходимостью изучения закономерностей периода социальных перемен с целью придания развитию российского общества управляемого и прогнозируемого характера. В условиях углубления системного кризиса российского общества крайне актуально определить предельно критические показатели развития общества, критические точки, после преодоления которых в социуме может произойти эскалация разрушительных процессов. Современная социологическая традиция в качестве предельно критических показателей учитывает такие структурные параметры как соотношение доходов богатых и бедных (децильный коэффициент), доля населения, живущего на пороге бедности, уровень безработицы и преступности, доля граждан, выступающих за изменение политической системы и т.д. По каждому из этих параметров существует показатели, существующие в мировой практике, которые сопоставляются с величинами, существующими в данном обществе. По мысли академика Г.В. Осипова, "для определения критического порога следует учитывать не один, а совокупность показателей, так как критическое отклонение одного - двух социальных параметров от нормы далеко не всегда точно характеризует общую ситуацию" . Помимо структурных показателей общества как системы, выявляемых на статистическом уровне, важен и анализ комплекса параметров, связанных с социальным самочувствием граждан, их восприятием процесса социальных перемен, способностью адаптироваться к новой социальной реальности. В качестве таких параметров, характеризующих социальное сознание, то есть то, как воспринимаются социальные изменения гражданами, необходимо рассматривать доминирующие социальные чувства и фобии граждан, динамику их оценки ситуации в стране, динамику их оценки перспектив развития, характер удовлетворения базовых потребностей, модели адаптационного поведения в эпоху перемен. Перечисленная система параметров может быть исследована только при изучении общественного мнения методом полевых всероссийских социологических опросов.
Анализ социального сознания важен в силу того, что в условиях трансформационных изменений, дисфункции базовых социальных институтов и аномии, именно человек как активный участник процесса перемен способен повлиять на координаты развития общества, поддерживая или блокируя социальные изменения в случае, если они несут угрозу существования личности, ее развитию, становятся источником личностной деградации. Национальные проекты, ставшие новой идеологией российской политической элиты направлены, в первую очередь, на повышение качества жизни граждан, гармонизацию социально-психологического самочувствия. Потому национальные проекты направлены на модернизацию тех социальных институтов, которые определяют качество жизни граждан - образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство, строительство доступного жилья. При этом любая идеология, независимо от того, инициируется она элитой или народом, приводит к системе социальных изменений.
Повышение качества жизни граждан необходимо в силу того, что, несмотря на стабилизацию социально-экономической и политической ситуации в стране, социальное сознание граждан остается кризисным, по-прежнему высок протестный потенциал в обществе, показатели социального расслоения в обществе, хотя и сократились, но все равно остаются достаточно высокими. Нестабильными являются и социальные чувства граждан.
Таблица 1: Показатели социальной тревожности россиян.
Анализ данных таблицы свидетельствует о том, что несмотря на гармонизацию социально-экономической ситуации в стране, социальные чувства россиян продолжают быть подвержены социальным страхам (фобиям). При этом система социальных страхов, начиная с 2001 года, расширяется, исследование социального сознания граждан фиксирует новые риски. На протяжении 12 лет с 1993 по 2005 год страх перед дороговизной жизни сократился лишь на 10%, зато, начиная с 2003 года, обнаруживается новый экономический риск - повышение тарифов на ЖКХ. Среди социальных рисков граждане фиксируют разделение общества на богатых и бедных (оценка опасности данного риска практически не изменяется, хотя в социальной структуре российского общества усиливаются позиции среднего класса), безработица, безопасность родных и близких, а также риски, связанные с распространением девиантного поведения (наркомания, преступность, алкоголизация населения). Таким образом, начиная с 2001 года, система социальных чувств граждан не гармонизируется, а наоборот, растет и усложняется. Данный вывод свидетельствует о том, что несмотря на достигнутую социально-экономическую стабилизацию, рост золотовалютного фонда, социальное сознание граждан остается кризисным и находится под влиянием рисков, массовых социальных страхов, по-прежнему сталкивается с проблемой стабильности существования. И качество жизни людей по-прежнему является существенной проблемой российского общества и остается, несмотря на достигнутые эффекты социально-экономической стабилизации, в кризисном состоянии. По мысли Г.В. Осипова, именно человек, качество его жизни определяют судьбу социальных изменений: "Реальный социальный мир предстает в человеческом измерении; экономика и техника являются средством, а человек, его материальное, физическое и нравственное состояние, возможность проявить свою индивидуальность становятся основным социальным индикатором прогрессивности и реакционности всех явлений и процессов в современном мире" Поэтому при исследовании влияния национальных проектов на качество жизни граждан, важен анализ динамики показателей, связанных с социальных сознанием граждан.
Социологическая экспертиза, ставящая целью анализ позитивных и негативных последствий влияния новой идеологии на качество жизни граждан, призвана корректировать процесс внедрения национальных проектов, выявлять проблемные зоны и предлагать варианты их преодоления, прогнозировать возможный социальный результат принимаемых политической элитой решений. Для анализа влияния национальных проектов на качество жизни необходимо соединить структурно-статический подход и эмпирический. Для адекватного социологического анализа необходимо не только создание общественных организаций, контролирующих внедрение национальных проектов, но и доступ общественности к информации. Информационная обеспеченность внедрения национальных проектов - один из критериев их социальной эффективности. Необходимо в этой связи обеспечение открытости информации для общества, снятие со многих аналитических документов "грифа ограниченного пользования". И самое главное, необходимо проведение линейных полевых всероссийских социологических исследований, которые бы смогли ответить на вопрос, а испытывают ли граждане влияние национальных проектов, знают ли они о них, имеют ли возможность принимать в них активное участие. Если под влиянием национальных проектов не произойдет значительное улучшение качества жизни граждан, золотовалютные ресурсы России, брошенные в национальные проекты, не приведут к весомому социальному результату.