В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дежина И.Г.: Инновационные ВУЗы в национальном проекте `Образование`: анализ первых итогов реализации проектов Назад
Дежина И.Г.: Инновационные ВУЗы в национальном проекте `Образование`: анализ первых итогов реализации проектов
Идея формирования и поддержки сети вузов, которые могли бы стать полноценными исследовательскими университетами, стала обсуждаться на правительственном уровне 5-6 лет назад. Исследовательский университет в его общепринятом понимании отличают значительная ориентация на подготовку аспирантов и докторантов, расширенный набор изучаемых дисциплин, интеграция науки и образования, наличие современного научного оборудования, налаженные связи с промышленностью и включенность в процессы коммерциализации технологий, развитая инфраструктура (кампус) вокруг университета, а также наличие инфраструктуры работы с выпускниками и донорами.
Программы, направленные на выявление и поддержку элитных вузов, имеют в России достаточно длительную историю. Так, поддержка вузов, наиболее активно проводящих исследования, началась сразу после распада СССР. В 1992г. Министерство образования инициировало ведомственную программу "Университеты России", основной подпрограммой которой была "Университеты как центры фундаментальных исследований". В качестве объекта целевой поддержки были выбраны фундаментальные исследования в области естественных, медицинских и гуманитарных наук, проводившиеся в классических университетах.
В то время экспертные процедуры проводились еще без соблюдения принципа конфликта интересов: отбирали проекты их будущие исполнители, поскольку экспертные советы состояли преимущественно из представителей вузов. Финансирование выделялось сроком на 2-3 года, и серьезных требований по отчетности не было. Однако и финансирование было более чем скромным - что не позволяло выполнять полноценные исследовательские проекты и тем более обновлять приборную базу. К финансированию, как правило, принимались проекты, где уже были материальные условия для их выполнения и где, соответственно, не требовалось существенных закупок оборудования. В результате в рамках программы была оказана небольшая материальная поддержка ограниченному числу сильнейших университетов.
В 1997 году программа была преобразована и стала называться "Университеты России - фундаментальные исследования". Экспертиза проектов была усовершенствована, к ней стали активнее привлекаться ученые РАН. Вместе с тем принципы финансовой поддержки практически не изменились - она по-прежнему направлялась в сильнейшие вузы страны. Почти 35% всех проектов выполнялось в МГУ, получившем около 34% всего финансирования программы .
Впоследствии, в начале 2000-х гг., Министерство образования стало работать над новыми концепциями развития науки в вузах, но все они в той или иной мере находились в русле идеологии поддержки ограниченного числа элитных вузов. На первый план вышло обсуждение статуса ведущего вуза. Его планировалось присвоить 15-20 вузам федерального значения. Кроме того, 80-85 вузов собирались отнести к категории "ведущего вуза по направлению", куда могли попасть вузы, успешно развивающие ту или иную область исследований. Согласно разработанному пакету документов, статус "ведущего" должен был присваиваться на конкурсной основе на пять лет и сопровождаться дополнительным финансированием из госбюджета, а также давать свободу в построении программ обучения.
Законченный вид концепция "ведущего вуза" обрела к моменту проведения административной реформы, когда Министерство образования перестало существовать. Затем появилось предложение выделить 20-30 вузов, ведущих фундаментальные исследования, которые будут получать гарантированную поддержку из федерального бюджета. Однако созданное в 2004г. Министерство образования и науки переключилось на разработку новой концепции, получившей название концепции формирования исследовательских университетов. Через какое-то время и эта концепция не увенчалась ничем практическим, и на смену ей пришли модели "инновационного" вуза и "федерального" университета. Две последние модели уже были доведены до стадии практической реализации, которая началась в 2006г.
В открытом конкурсе 2006г. на поддержку инновационных программ вузов приняло участие 197 вузов. Реальный уровень активности вузов в подаче заявок значительно превысил ожидания разработчиков данной инициативы: по экспертным оценкам, в стране есть около 50 сильных вузов, поэтому ориентировочно предполагалось, что на конкурс поступит около 100 заявок. По итогам конкурса было выбрано 17 инновационных вузов. Экспертиза была двухуровневой, и на первом этапе заявки оценивало 120 независимых экспертов, из которых только 10 представляли вузы. В 2007г. будет определено еще 20-100 вузов, которые получат аналогичный статус и финансирование от 200 млн. до 1 млрд. рублей на два года.
Инициатива по отбору и целевой поддержке вузов, реализующих различные инновационные программы - как в области образования, организации и менеджмента, так и науки, является очень своевременным шагом. Рынок труда в настоящее время становится все более динамичным, поэтому нужны специалисты с новыми компетенциями. Растущие претензии работодателей к качеству образования повышают роль и значение научных исследований в вузах. До сих пор вузы, по оценкам работодателей, выпускали специалистов с удовлетворительным уровнем базовых знаний, слегка устаревшими знаниями по специальности и практически отсутствующими компетенциями (способность практически применять полученные знания, коммуникативные навыки, навыки командной работы, способность к самообучению) . Тревогу вызывает то, что сами вузы оценивают все перечисленные характеристики своих выпускников значительно выше. Это свидетельствует о том, что либо вузы сознательно завышают самооценку, либо не ориентируются в том, какие специалисты и с какими знаниями нужны сегодня работодателям.
В данном конкурсе вузам была предоставлена возможность заявить о своих самых новаторских идеях и разработках, которые в последствии, не исключено, могут быть распространены более широко в системе высшего образования. Для реализации своих замыслов вузы могли запрашивать от 400 млн. руб. до 1 млрд. руб., однако при этом гарантировать наличие внебюджетных средств для выполнения проекта, в размере не менее 20% бюджетных ассигнований. Большинство вузов, участвовавших в конкурсе (71%), запросило 400-600 млн. руб. бюджетных средств на реализацию инновационной программы, 19% вузов необходимо было менее 400 млн. руб., и оставшимся 10% - более 800 млн. руб. Финансирование могло быть потрачено только по четырем целевым направлениям: обновление материальной базы научно-образовательной деятельности, разработка программного и методического обеспечения, модернизация аудиторного фонда, и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.
Вузы получили средства в июле-августе, так что времени на реализацию запланированных на первый год работы инициатив было мало. При этом вузы находились под прессом решения Минобрнауки о лишении финансирования на второй год тех вузов, которые не смогут "освоить" средства первого года. Положение усугублялось тем, что вузы должны были руководствоваться положениями федерального законодательства о госзакупках, то есть проводить конкурсы при приобретении товаров или услуг на сумму более 60 тыс. рублей. Это усложнило и удлинило процедуры расходования средств, поскольку на организацию и проведение каждого конкурса уходит более месяца. Одним из последствий жестких финансовых условий стало появление фирм, получивших название "конкурсные рейдеры", которые, пользуясь тем, что вузы должны обязательно закупить научное и учебное оборудование до конца года, значительно повысили на него цены.
Вузы-победители распорядились выделенным бюджетным финансированием и привлеченным со-финансированием неодинаково. Обобщенные данные приведены в таблице 1. Усредненные данные, однако, весьма условно отражают реальную картину: так, например, расходы на оборудование варьировались от 10% до почти 100% суммарных затрат по проекту.
Таблица 1
Структура расходования средств по проектам инновационных вузов
(данные по 17 вузам-победителям на декабрь 2006г.)
Статья расходов    Субсидии из государственного бюджета    Софинансирование
Оборудование    70%    24%
Программное и методическое обеспечение    25%    18%
Повышение квалификации    5%    5%
Модернизация аудиторного фонда    -    53%
Всего    100%    100%
Источник: Рособразование и НФПК.
В течение полугода работы инновационные вузы решали в первую очередь финансовые вопросы, связанные с расходованием полученных средств. Реализация программ отошла на второй план. Между тем перед вузами стоят серьезные задачи: они должны найти способы эффективной интеграции образования и науки, наладить связи с бизнес-сообществом, внедрить новые технологии образования.
Первые итоги реализации инновационных проектов позволяют суммировать положительные и проблемные стороны реализации данной инициативы (таблица 2).
Таблица 2
Положительные и проблемные аспекты реализации инновационных программ вузов
Положительные аспекты    Проблемы
Свобода выбора инновационных программ, поощрение инициативы "снизу"    Недостаточная ясность в определении терминов и требований, предъявляемых правительством к программам вузов
Объединение кадровых ресурсов для выполнения крупного проекта, формирование новых команд и появление новых лидеров    Жесткое регулирование сроков, направлений и принципов расходования бюджетных средств
Освоение навыков реализации программного подхода    Недостаточное время для планирования проекта
Активизация вузовского сообщества, усиление внимания вузов к разработке стратегий своего развития     Чрезмерная бюрократизация отчетности вузов
Совершенствование навыков менеджмента, в том числе налаживание процедур закупки и других организационных мероприятий    Низкий уровень планирования в вузах, отсутствие специалистов в области маркетинга и закупок
Появление импульса к развитию новых образовательных программ, уделяющих внимание развитию компетенций, стимулирование внутренней и внешней мобильности студентов и преподавателей    Проблемы привлечения внебюджетного финансирования
Основным преимуществом данной программы стало то, что не было установлено жестких требований к содержанию инновационных программ, и практически происходит поддержка растущих, новаторских идей, генерированных в вузах, а не навязанных им "сверху". Данная инициатива позволяет также освоить навыки программного подхода, мобилизовать кадровые ресурсы, и способствует появлению новых лидеров. Характерно также, что в образовательных программах инновационных вузов приоритетным стало понятие компетенций. В инновационных вузах должен также появиться импульс к развитию науки - для них проведение НИОКР является, по сути, одним из необходимых компонентов программы стратегического развития. Положительные эффекты выходят за рамки собственно вузов-победителей, поскольку программа инновационных вузов активизировала все вузовское сообщество, заставила вузы задуматься о стратегии своего развития.
Проблемы при реализации инновационных проектов можно разделить на два вида: связанные с условиями и ограничениями, наложенными государством, и с деятельностью самих вузов. К первым относятся такие, как жесткие условия расходования средств, опоздание с проведением конкурса, что привело к сокращению времени на реализацию проектных инициатив, чрезмерно бюрократичная отчетность (на первом этапе вузы должны были отчитываться о проделанной работе еженедельно).
В свою очередь на уровне вузов проявилось то, что в них недостает современных квалифицированных менеджеров, специалистов по закупкам и маркетингу. Вызвало определенные проблемы и привлечение обещанного в заявках внебюджетного финансирования: в частности, только два вуза смогли получить средства от субъектов РФ.
Обобщая первые шаги по реализации программ инновационных вузов, можно сделать вывод, что данная инициатива должна оказать долгосрочный позитивный эффект на вузовский сектор, однако серьезным препятствием может стать противоречие между задуманными новаторскими подходами и программами развития вузов и жесткими нормативами, установленными Министерством образования и науки РФ, а также ограничения, накладываемые рядом федеральных законов. В них редко учитывается специфика научной и образовательной деятельности, но положениями этих законов вузы обязаны руководствоваться в своей работе.

Дежина И.Г.
к.э.н., докторант ИМЭМО РАН

2007 г.


Док. 291123
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 544


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``