В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Демиденко И.А.: Качество, конкурентоспособность бизнеса и технологий как фактор реализации национальных проектов Назад
Демиденко И.А.: Качество, конкурентоспособность бизнеса и технологий как фактор реализации национальных проектов
Современная, сложная и динамичная рыночная среда требует от российских предприятий постоянного совершенствования своих систем управления качеством, конкурентоспособностью и информационных систем их поддержки. Одним из основных направлений создания эффективной системы управления предприятием является применение процессного подхода к организации и управлению его деятельностью.
Управление качеством проектов уровня предприятия в части методологии обычно имеют основу, определяемую документами системы менеджмента качества ИСО 9000:2000 с последующей специализацией и детализацией в стандарте предприятия.
Специализация означает включение в стандарт предприятия тех и только тех положений, которые имеют отношение к проектной деятельности именно на этом предприятии и в привязке к реалиям этого предприятия. Прежде всего, из этого следует, что такие реалии должны быть четко определены, измерены в показателях и т.п. В связи с этим стандарт предприятия неизбежно должен содержать описание и классификацию проектов компании.
Проекты компании могут относиться к различным областям деятельности, иметь различную сложность с точки зрения решаемых задач, различный масштаб с точки зрения привлекаемых ресурсов и предполагаемого результата.
    Так как же следует искать прибыль качества? Ответ один - выделять из общей массы проектов именно конкурентоспособные, которые наиболее выгодны, и определять условия их качественного тиражирования, иными словами оптимально приблизить возможности предприятия к перспективам спроса. Путь к этому обеспечивает:
    прогнозирование хотя бы на месяц вперед;
    адаптация к существующим условиям;
    коммерческий синтез.
При этом объектом прогноза является экономика предприятия (рис 1.), где:
    критерий оптимальности качества проекта - max чистая прибыль;
    входные переменные объекта - капиталовложения собственные и заемные;
    возмущающие воздействия в данной схеме - отклонения показателей качества; спрос, характеризуемый коэффициентом реализации; кредитные и налоговые ставки;
    параметры объекта - уровень качества, трудовые издержки, оборотные фонды, амортизационные отчисления, себестоимость, цена изделия и др.

Рис.1. Обобщенная модель экономики предприятия как объекта управления
Модель управления предприятием реализуется с использованием процессного подхода. Для этого необходимо реструктурировать процесс управления из состояния "как есть" в состояние "как надо" рис.2.

Рис. 2. Механизм принятия решений по изменению структуры управления

Сформулируем основные исходные принципы процессного подхода, лежащие в основе разработки метода функционирования "бизнес-технологии" качества:
    для потребителей важнейшим показателем является сокращение совокупных издержек на приобретение и поддержание продукта в работоспособном состоянии, а также сокращение безвозвратных потерь, связанных с его отказами;
    для изготовителей важнейшим является установление научно-обоснованных нормативов качества, как для составляющих элементов проекта, так и всего проекта, что возможно лишь на основе соответствующей технико-экономической информации;
    в связи с установлением нормативов качества, необходимо ввести понятие "элементы упущенной прибыли". Их номенклатура определяется на основе первого стоимостного критерия, использующего разрабатываемые оптимально - сбалансированные экономико-математические соотношения;
    с целью формирования наилучшего варианта работ по реализации проекта оптимизации нормативов уровня качества, используется второй стоимостной критерий, учитывающий во взаимосвязи оптимально - сбалансированные соотношения прибыли, как изготовителя, так и потребителя;
    все отобранные мероприятия необходимо расположить для практической реализации в условиях предприятия и конкретного планового периода в приоритетном порядке, учитывая их сложность, стоимость, сроки реализации и получаемую прибыль.
Таким образом, процессный подход базируется на использовании взаимосвязи двух методов, реализующихся на основе целевых функций:
1)    минимизации совокупных издержек;
2)    максимизации совокупной прибыли.
Синтез модели процессной технологии сбалансированного качества проекта предполагает соединение установленной цели с выбранными критериями функционирования. Необходимо разработать упорядоченную структуру функций, отображающих структуру целей, принципы управления, иерархию звеньев структуры и распределение между ними функций управления, а также выработать правила функционирования звеньев, необходимые ресурсы, ввести систему регламентации их деятельности.
Этот перечень требований представляет собой по существу техническое задание на проектирование процессной системы управления предприятием.
На основе практики ведения консалтинговых проектов был разработан методологический подход оказания консалтинговых услуг по построению "бизнес-технологии" сбалансированного качества в составе процессной системы управления предприятием. Определим основные понятия, которые использует данный подход:
1)    получение данных о качестве и издержках на его обеспечение;
2)    их анализ по самым современным методикам, включая те, которые разработаны корпорациями, накопившими большой практический опыт;
3)    оперативный доступ к результатам ранее реализованных мероприятий по качеству, чтобы в динамике адекватно оценить текущее состояние качества проекта.
Функциональная схема построения "бизнес-технологии" качества промышленной продукции показана на рис.3.


Рис. 3. Модель процессной технологии сбалансированного качества

Реализуется модель последовательно в шесть этапов.
Этап 1. Информационный. Целью этапа является:
    получение достоверной статистической информации потребителей отражающей фактические значения показателей цена - качество по проекту;
    определяется номенклатура элементов с упущенной прибылью, которые в наибольшей степени влияют на соотношение показателей цена-качество продукта.
Этап 2. Регулирование. Это комплексный этап, на котором выполняются следующие работы:
    формализуются математические модели составляющих издержек в сфере эксплуатации изделия и уровня качества выделенной номенклатуры элементов;
    используя метод сравнения, ранжируются между собой элементы в порядке убывания величины "упущенной прибыли";
    определяются оптимальные нормативные значения показателя качества для рассматриваемых элементов по всей номенклатуре элементов проекта;
    формируется графическая, дифференцированная по элементам, экономическая карта качества проекта.
Этап 3. Планирование. Являясь комплексным этапом, включает работы:
    используя результаты предыдущего этапа, формализуются математические модели составляющих прибыли потребителя от уровня качества коммерчески выделенной номенклатуры элементов;
    дифференцированно по элементам определяются коммерчески целесообразные пределы изменений показателя качества и совокупной прибыли. Представление полученных результатов в виде графиков и объединение их вместе, позволяют получить эталонную коммерческую карту качества продукта.
Этап 4. Управление. Соответствующим образом анализируя варианты мероприятий по управлению качеством элементов, и сравнивая их с эталонной коммерческой картой качества, из всей совокупности вариантов мероприятий отбираем для дальнейшей разработки и внедрения наиболее эффективные. Формируем из отобранных инвестиционный "портфель Качество", т.е. коммерчески оптимальную программу работ в категории финансового менеджмента качества.
Методология функционирования системы сбалансированного качества в категории финансового менеджмента основывается на использовании следующих методов.
Первый метод. "Выявление низкокачественных составляющих элементов продукта, лимитирующих прибыль у потребителя" Позволяет оценить степень удовлетворения требований потребителя к уровню качества составляющих элементов продукта, или определить, как полно мероприятия обеспечения качества изготовителя удовлетворяют требованиям потребителя к качеству этих составляющих элементов продукта. Этот вид оценки является основанием для принятия последующих решений по повышению их качества.
Нетрудно видеть, что поставленная задача может быть решена путем сравнения требуемого (нормативного) качества с достигнутым уровнем.
Учитывая, что для потребителя важнейшим показателем является сокращение совокупных издержек на приобретение и эксплуатацию продукта, в качестве критерия может быть принят минимум совокупных издержек.
Этот критерий можно представить в виде:
, (1.)
где - совокупные годовые издержки;
- эксплуатационные издержки (обслуживание, ремонт), руб.;
К - дополнительные капиталовложения потребителя, руб.;
-срок возврата дополнительных капитальных вложений, лет;
- безвозвратные потери, руб.
Наименьшее значение издержек будет являться нормативным значением для конкретных производственно-эксплуатационных условий.
Сравнивая достигнутые значения с экономическими нормативами для данных условий изготовления и эксплуатации, можно выявить элементы, у которых разность этих величин имеет наибольшие значения:
, (2.)
где - отклонение фактического значения совокупных издержек от их нормативного значения, руб.;
- достигнутое и нормативное значения совокупных издержек, руб.
Численное значение отклонения совокупных издержек потребителя в денежном выражении, представляет величину, которую потребитель готов заплатить дополнительно к рыночной цене за замену потребляемого продукта на продукт, точно соответствующий его параметру качества.
Случай совпадения заданного параметра и фактического параметра качества оптимален для потребителя, так как его дополнительные издержки будут равны нулю.
Отобранные таким образом элементы, ранжируются между собой по степени убывания значения отклонения. Эти элементы и будут являться "лимитирующими" качество и соответственно прибыль покупателя продукта.
Второй метод. "Оценка коммерческой целесообразности реализации мероприятий по управлению качеством составляющих элементов продукта". Позволяет отбирать для обеспечения требуемого уровня качества проекта коммерчески эффективные мероприятия. Реализация мероприятия сопряжена, как правило, с дополнительными издержками у изготовителя и экономией у потребителя в результате повышения качества, за счет снижения эксплуатационных издержек и уменьшения безвозвратных потерь.
Мероприятие по управлению качеством можно считать целесообразным, если получаемая прибыль будет превышать дополнительные издержки на реализацию этого мероприятия.
Используя выражение (1), можно определить величину совокупной прибыли от реализации работ процессного менеджмента качества:
, #61614; max (3.)
где П - совокупная прибыль от повышения качества, руб.;
, -издержки эксплуатации до и после реализации мероприятия, руб.;
- дополнительные капиталовложения у потребителя до и после
внедрения мероприятия, руб.;
- срок возврата дополнительных капитальных вложений, лет;
- безвозвратные потери у потребителя после реализации
мероприятия, руб.
Значение П будем называть критерием целесообразности мероприятий по повышению качества.
В заключение отметим, что для определения значений составных частей показателя П очень удобно использовать те зависимости издержек, с помощью которых определяются составные части выражения (1.).
На практике постоянно возникает задача сравнительного выбора из нескольких возможных для реализации мероприятий, обеспечивающих рост уровня качества, наиболее эффективного мероприятия или нескольких мероприятий. Такая задача может быть решена в следующей последовательности.
Первый шаг. Целесообразность реализации того или иного мероприятия можно оценить, сравнивая между собой величины получаемой совокупной прибыли по каждому мероприятию.
Второй. Из всей совокупности конкурирующих мероприятий по критерию (3.), выбираются мероприятия, обеспечивающие наибольшее значение совокупной прибыли.
Третий. После этого необходимо установить приоритет в реализации отобранных мероприятий с учетом конкретных производственных условий, а также предыстории работ в этом направлении.
Четвертый. По результатам анализа формируется программа (портфель) мероприятий по управлению качеством.
Особо следует отметить, что разрабатываемая методика подготовки управленческих решений (УР) предполагает использование математической модели взаимозависимости уровня качества и издержек на его обеспечение. Так как издержки на управление качеством зависят от сложности выбранных мероприятий, то для нахождения наиболее коммерчески эффективных мероприятий, в соответствии с методикой необходимо располагать экономико-математическими моделями, определяющими степень зависимости между необходимыми издержками и достигнутым уровнем качества продукта.
Построение экономико-математических моделей изменения издержек можно осуществить, базируясь на сделанных ранее основных предпосылках о том, что осуществление мероприятий по повышению качества связано с дополнительными издержками у изготовителя, при этом, как правило, у потребителя уменьшаются эксплуатационные издержки и безвозвратные потери.
На основе результатов анализа, можно в общем виде формализовать эти зависимости (рис.4.).


Рис. 4. Зависимость издержек производства, эксплуатации и качества продукции
Экономико-математические модели составляющих издержек, показанные на рис.4. могут быть формализованы следующими соотношениями:
; (4.)
или
; (5.)
отсюда
, (6.)
где Ион, #61540;о, То, #61548;оi - издержки и показатели начального уровня качества изделия;
, #61540;р, ТР, #61548;рi - издержки и показатели повышенного уровня качества изделия;
Ио - составляющие издержек, не зависящих от качества;
#61537;1, #61537;2 - постоянные величины, определяемые экспериментально.
Зависимость величин эксплуатационных издержек и безвозвратных потерь, а также достигнутых показателей качества, можно представить в виде следующего соотношения:
, (7.)
где Иоэ - издержки эксплуатации продукции с начальным уровнем качества;
Иоу - величина вероятных безвозвратных потерь при эксплуатации продукции с начальным уровнем качества;
#61540;р - вероятность отказа продукции повышенного уровня качества.
Совокупные издержки производства и эксплуатации продукции определяются на основании формул (5.) и (7.)
. (8.)
Приведенные выше соотношения позволяют прогнозировать коммерческую эффективность реализации портфеля мероприятий управления качеством продукции.
Рассмотренные выше методы интенсивного менеджмента систем качества дают возможность ускоренно формировать коммерческие решения с использованием в ТСК формализованных зависимостей издержек и конечного результата работы (прибыли) от качества произведенной (реализованной) продукции.
Основные функции синтезируемой системы сбалансированного качества:
    обеспечить быстрое получение точной экономической информации о показателях качества,
    осуществить автоматизированный экономический анализ с использованием экономико-математических моделей процессов "издержки - качество - прибыль",
    ускорить принятие на их основе коммерчески эффективных решений по управлению качеством.
С учетом сказанного отметим, что методология синтеза системы сбалансированного качества базируется на положениях и допущениях:
    сложная система не может быть описана одной простой моделью, необходим набор моделей, отражающих различные этапы управления качеством;
    модульный принцип формирования модели системы позволяет управлять скоростью функционирования отдельных модулей, обеспечивая различные значения общего коэффициента динамики управления;
    каждый этап функционирования системы рассматривается, как комплекс взаимосвязанных технических, организационных и экономических функций, методов и критериев.

Демиденко И. А.
к.т. н., доцент
Брянского государственного технического университета

2007 г.


Док. 291121
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 513


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``