В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ермакова Г.И., Ефимова О.В.: Национальные проекты: государственная политика в области образования Назад
Ермакова Г.И., Ефимова О.В.: Национальные проекты: государственная политика в области образования
Образование в современном мире играет роль важнейшего системообразующего фактора. От состояния института образования в той или иной стране зависит уровень ее духовного и социально-экономического развития. В то же время состояние института образования в современном мире во многом определяется государственной политикой в сфере образования.
Образовательная политика России, как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, учитывает не только общенациональные интересы, но и общие тенденции мирового развития, влияющие на систему образования, в частности:
    возрастание роли человеческого капитала;
    расширение возможностей политического и социального выбора;
    увеличение масштабов межкультурного взаимодействия.
Задача реализации приоритетных национальных проектов, поставленная перед страной Президентом России, заставляет во многом пересмотреть привычные принципы и подходы к осуществлению функций государственного управления. Сегодня, в эпоху рыночной экономики и свободного предпринимательства, органы власти должны научиться оказывать влияние на социально-экономическую ситуацию не прямыми директивными указаниями, а путем создания благоприятных условий поддержки.
Инициирование поддержки вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, является своевременным шагом для создания условий, обеспечивающих формирование российского общества, построенного на знаниях. На это выделено 5 млрд. рублей в 2006 году и еще 15 млрд. - в 2007 г.
Если наличие финансовых ресурсов является необходимым условием самого существования приоритетных национальных проектов, то система управления ими представляет собой инструмент, который обеспечивает освоение этих ресурсов для достижения целевых показателей.
Практическая работа по реализации проектов, помимо прямых вещественных результатов приносит и новые понимания:
    что нужно сделать для улучшения технологии управления;
    как получить максимально возможный социальный эффект в рамках намеченных программ и мероприятий.
Уже сегодня можно выделить три направления институциональных изменений:
    пересмотр подходов к распределению финансов;
    создание механизма ориентации на потребителя;
    активное использование общественного интереса к системе образования, предоставление общественным организациям новых возможностей для широкого участия в принятии решений по значимым вопросам.
Мы все должны учиться сотрудничать с множеством партнеров, выстраивать конструктивный диалог между государством и обществом, властью и бизнесом, властью и гражданином. А также осуществить широкомасштабное привлечение общественности к прямому участию в реализации мероприятий национального проекта.
А главное, на наш взгляд, государственная политика в сфере образования должна базироваться на парадигме гуманизма. Стержнем процесса гуманизации образования является наполнение его духовным содержанием.
Формы проявления духовности разнообразны. Ядро духовности составляют смысложизненные ценности, имеющие общечеловеческую основу. Гуманизация образования предполагает рассмотрение его как разновидности духовной активности. В идеале духовная активность человека как субъекта образования должна получить такое направление, при котором он становится на путь сознательного выбора способов мышления и действия, способствующего сохранению жизни, природы и культуры.
Духовная культура выступает здесь тем смыслообразующим началом, которое включает в себя профессиональное творчество. Развитая духовная культура субъекта образования - специалиста помогает ему стать духовно богатой личностью во всей полноте ее проявлений.
Таким образом, приоритетные национальные проекты - это инструмент государственного управления процессами, которые должны привести к значительному улучшению духовно-нравственных и социально-экономических факторов жизни населения России.
Литература:
1.Белкин В.Д. Национальные проекты, приоритеты президентского послания и их финансирования // Экономическая наука современной России. - М., 2006. - No3. - С. 45-57.
2.Реморенко И.М. Как создается новый облик системы образования // Национальные проекты. - М., 2006. - No6. - С. 42-46.
3.Рубанов А. Национальный проект обсуждают педагоги // Народное образование. - М., 2006. - No8. - С.36-40.
4.Мацкуляк И.Д. Экономика: научные очерки. Изд. 2-е, доп. и перераб. -
М.: Изд. РАГС, 2005.
5.Ермакова Г.И. Концептуальные проблемы информациологии в развитии музыкознания. - М.: Диалог-МГУ, 1998.

Ермакова Г.И., доктор искусствоведения, профессор;
Ефимова О.В., к.э.н., РАГС

2007 г.

Док. 291117
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 556


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``