В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гуселетов Б. П.: Партия как социальная сеть Назад
Гуселетов Б. П.: Партия как социальная сеть
Наша партия существует уже больше года. Были проведены два съезда. Мы определились в общих чертах - с программой, структурой и политическими приоритетами. Теперь на первый план выходит вопрос партийного строительства.
Выборы в Государственную Думу пока далеко, так что заниматься избирательной кампанией на федеральном уровне нам еще рано. Куда более актуальная на сегодняшний день задача - за оставшееся время создать серьезную боеспособную общественно-политическую организацию, у которой помимо главного ресурса - ее лидера - появился бы и иной ресурс, связанный со способностью ее членов, ее региональных подразделений действовать самостоятельно.
У нас в России за последнее время сложился некий стереотип в том, что касается формирования политических партий. За единичным исключением, они существуют преимущественно на бумаге, представлены ограниченным кругом лиц и живут от выборов до выборов. Во главе организации стоит какой-нибудь известный, "раскрученный" деятель, подкрепляемый .вливаниями определенного рода спонсоров, которые уже вложились в него и получили свои дивиденды от того, что их организация представлена в парламенте .и способна лоббировать их интересы. Существуют СМИ, которые в нужное время обеспечивают информационную поддержку этой организации.
Сама организация при этом вторична. Поддерживающие ее граждане в промежуток между выборами в Госдуму ей неинтересны. Деньги на ее существование дает спонсор, так что материально партия не зависит от своих членов - даже в том случае, когда они у нее есть. За единичным, повторяю, исключением. Все взаимодействие организации, ее лидера с обществом сводится к массированному пропагандистскому удару по мозгам электората во время предвыборных кампаний.
Но ведь даже человеку, неискушенному в политике, должно быть очевидно, что так партия работать не может, и то, что нам представляют, как партию, на самом деле не является ни партией, ни общественно-политической организацией, а, в лучшем случае, отделом по связям с общественностью при отдельно взятом олигархе или властной структуре. Большинство европейских партий левой и центристской ориентации существуют в качестве неких социальных сетей, охватывающих определенную часть общества.
Люди, составляющие эту часть общества, видят в своей партии структуру, представляющую и защищающую их интересы в органах власти. Имея от такой организации прямую пользу, эти люди в значительной степени ее и содержат. Во многих западных политических партиях сумма членских взносов составляет 30-50% всего партийного бюджета.
Конечно, уровень жизни у нас и на Западе разный. Наши люди не в состоянии платить за участие в партии, особенно когда дело касается партий левой ориентации. Государство, запутавшееся в долгах внешних и внутренних, тем более не в состоянии заниматься финансированием политических партий. Но политическая система, сложившаяся у нас к настоящему времени, совершенно порочна, и не отражает интересы людей! Эта система спекулятивна. Возникшая еще десять с лишним лет назад (!) группа партийных лидеров использует практически одни и те же идеи, а чаще всего - никаких идей, кроме одной: прорваться в парламент. На дежурных съездах звучат замыленные лозунги. На телеэкранах одни и те же лица говорят заранее известные слова. И называется все это - стагнация, а попросту говоря - застой.
Эта политическая система является в некотором смысле патерналистской моделью. Указания и деньги идут сверху вниз, а снизу вверх не идет ничего, кроме голосов на выборах. Эта модель совершенно не предусматривает ни работы с гражданами, ни распространения своих идей, ни привлечения людей, которые на местном, региональном уровне были бы заинтересованы в этой организации и вкладывали бы в нее свои ресурсы для того, чтобы она функционировала на региональном уровне.
Эта система более-менее успешно действовала в годы правления Ельцина, теперь же она вместе со всей ельцинской политической и экономической системой терпит очевидный крах. Если намерения президента Путина пойти по пути нормального рынка, нормальной партийно-политической системы серьезны, то это требует от нас радикального изменения точки зрения на партийное строительство. Причем это радикальные изменение есть во многом ни что другое, как возврат к тем хорошим традициям, которые были и в нашей стране. Для нас сейчас актуально формирование политической организации, как некой социальной сети, которая доводит идеологию партии до людей, и в то же время собирает реакцию людей на ситуацию в обществе, на отношение к этой идеологии. Только при такой системе обратной связи люди воспринимают партию aдeкватно, потому что в этом случае влияние партии на общество осуществляется не через купленные СМИ, не через лживых политтехнологов, а непосредственно через самих граждан.
Формирование такой сети - серьезная, очень трудная работа. Возможно, она потребует переосмысления позиций, которые занимают многие члены и руководители нашей партии, а может, и прихода новых людей.
В этой связи вполне оправдана позиция М.е Горбачева, активно поддерживающего молодежную организацию. Если эта организация состоится, если отсеются ребята, которые пришли к нам из конъюнктурных соображений, возможно, из их среды появятся новые политические лидеры, не чуждающиеся новых подходов. Но это не исключает и того, что многие руководители региональных организаций должны понять необходимость осмысления новых задач в области партийного строительства и перехода на другой качественный уровень.
Понятно, что мы, в отсутствие государственного финансирования и при невозможности членов партии материально партию поддерживать, вынуждены обращаться к потенциальным спонсорам. Но это не означает поисков какого-либо одного "генерального спонсора", от которого зависела бы партия или какая-то региональная организация. Мы должны ориентироваться на малый и средний бизнес, защищать его, потому что малый и средний бизнес - основа гражданского общества, нормальной экономики. В связи с этим при партии создан Совет предпринимателей, в который вошли около 20 человек, представляющих разные регионы.
В России экономическая ситуация меняется. Все больше представителей малorо и среднего бизнеса, имеющих средства и не собирающихся никуда бежать из России, понимающих, что нужно свои средства вкладывать здесь, нужно защищать себя от той дурной бюрократической системы, которая создана за последние годы, ищут партнеров. Они убедились в эфемерности всех политических организаций, которые до этого существовали, которые их доили, но ничего не давали взамен. для нас очень важно найти этих людей.
Что мы можем им предложить? Это сегодня одна из основных проблем в вопросе партийного строительства. Понятно, что любые действия требуют затрат. Если мы эту сторону не обеспечиваем, все остальные шаги, конечно, могут быть предприняты, но они будут не так эффективны. Если мы хотим привлечь этих людей, то мы должны говорить о партнерстве. Мы не собираемся действовать по принципу многих других организаций, которые говорят: давайте, ребята, деньги, а там, выиграем или нет, может, что-нибудь и сделаем... Мы говорим о партнерстве.
Можно даже некую аналогию провести с акционерным обществом. Вкладывая средства, они имеют право спросить: что вы гарантируете? Что вы обещаете? На местном, на регионалъном, на федералъном уровне. Собираетесь участвовать в выборах, нет? Каких собираетесь достигнуть результатов? Какие цели и задачи?
А с точки зрения идеологии вопросов не возникает. Как показывает наш опыт и мой, в части ости, разговор с предпринимателями на базе того программного заявления, которое мы сделали, в основном, вызывает у них поддержку. Они с этим согласны. Но это условие необходимое, но недостаточное.
Если на федеральном уровне у нас что-то получается, то на региональном уровне мы пробуксовываем.
Не думаю, что надо отчаиваться. Время есть. Главное сейчас - переосмысление подходов к партийному строительству, особенно теми, кто занимает в партии руководящие посты. Хватит ждать подачек сверху. Нужно действовать самим. Нужно самим становиться на ноги. Нужно самим формировать региональные организации, искать средства, ставить цели и задачи, идти на коалиции, выборы в местные органы власти. И в этом - самый главный залог возможного успеха. Только имея крепкие самостоятельные региональные структуры, мы сможем в 2003 году на выборах предъявить не просто светлый образ Михаила Сергеевича, но вместе с ним - и серьезную организацию, имеющую к тому времени не только опыт поражений, но и опыт побед, какую-то более менее приличную финансовую базу и хорошие связи со средствами массовой информации.
Думаю, что сегодня это главная проблема партийного строительства. Очень хотелось бы, чтобы эта моя позиция вызвала какую-то. дискуссию, я готов и к критике, и к каким-то другим подходам. Ближайший пленум Политкомитета мы посвятим исключительно этой проблематике. Нам было бы исключительно интересно получить от региональных руководителей и рядовых членов нашей партии отклики на мою полемическую заметку о том, что и как нам делать. Кто и в чем виноват - мы уже разобрались.

Газета "СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТ", No3, 1 мая 2001 года


Док. 291107
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 1585

  • Гуселетов Борис Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``