В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Загребин С.С.: Программы развития российской культуры в контексте приоритетных национальных проектов Назад
Загребин С.С.: Программы развития российской культуры в контексте приоритетных национальных проектов
Среди приоритетных национальных проектов нет проекта, посвящённого развитию российской культуры. Однако на федеральном и региональном уровнях существуют целевые программы развития культуры, которые можно рассматривать как отражение современной государственной культурной политики, как основу будущих национальных проектов развития отечественной культуры.
В постсоветское десятилетие качественно изменились социально-экономические отношения в российском обществе. Глубина этих изменений пока ещё недостаточно осмыслена обществом. Возможно, имеет место эффект социокультурного запаздывания. Попытаемся определить сущность современной культурной политики, исходя из новых социальных реалий. Представляется возможным рассматривать культурную политику в трёх основных аспектах: теоретическом, прикладном, конкретно-историческом.
1. Теоретический аспект. Культурная политика трактуется а) как совокупность государственной политики в области образования, науки, искусства и т.д. или как направление развития государства, связанная с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества и б) как некая идеализированная система отношений власти и культуры. В популярном культурологическом словаре культурная политика определяется как "система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством..., направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации" . Достаточно распространённым является определение культурной политики как политики в области культуры, духовной жизни, рассчитанной на создание, поддержание и улучшение условий деятельности представителей культуры и искусства, пропаганду и распространение культурных достижений, приобщение к культуре широких слоев населения, особенно молодежи . Подобное представление о культурной политике в своей основе имеет осмысление идеальных целей, которые должны быть положены в систему мероприятий государственной власти в отношении развития культуры. Заметим, что подобные политологические и культурологические определения культурной политики представляют собою своеобразные идеальные модели, построенные по принципу глубокого абстрагирования от конкретно-исторических реалий.
2. Прикладной аспект. Культурная политика трактуется как система приоритетов органов государственной власти и декларируется в соответствующих программах развития культуры на федеральном и региональном уровнях. Известный российский культуролог определяет культурную политику как "направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества". Подобный принцип положен в основу государственных целевых программ развития культуры. Так, в федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы)" отмечается, что "целями Программы являются: сохранение культурного наследия Российской Федерации, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграция в мировой культурный процесс, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям" . Данные тезисы повторяются в аналогичных программах в крупных российских городах и регионах.
Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы" (2005-2007 гг.) приоритетными задачами называет: создание благоприятных условий для "плодотворного труда...всех творческих сил, вносящих свой созидательный вклад в культуру города Москвы"; развитие социально-культурной инфраструктуры города; обеспечение приоритетного развития учреждений культуры и досуга, ориентированных на работу с подростками и молодёжью"; информационное, научно-методическое, нормативно-правовое, кадровое обеспечение процесса совершенствования управлением культуры. В "Концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы" в назывном порядке перечисляются ориентиры культурной политики в городе, такие как востребованность, доступность, статусность, динамизм, устойчивость, эффективность.
В российской провинции подобные программы формулируют схожий комплекс целеполагающих принципов региональной культурной политики. Например, в урало-сибирском регионе отдельные областные центры имеют свои региональные концепции развития культуры и искусства. Основополагающие принципы этих концепций сводятся к следующим тезисам: а) создание условий для самореализации творческого потенциала; б) обеспечение доступности культурных ценностей всем категориям населения; в) сохранение культурного наследия.
Практически все региональные концепции развития культуры базируются на ведомственном понимании культуры, когда культурная политика трактуется как мероприятия региональных управлений культуры по отношению к учреждениям культуры и искусства. Своеобразным исключением можно назвать "Концепцию развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы". В тексте декларируется, что Концепция "отходит от узкого понимания культуры, как отрасли, подведомственной Комитету по культуре", что Концепция "стремится включить в орбиту единой политики все субъекты культуры, действующие в городе" вне зависимости от статуса и форм собственности.
3. Конкретно-исторический аспект. Культурная политика рассматривается как реальная система отношений субъектов культуры. Подобный подход характерен для исторических исследований, посвящённых истории культурной политики. При осмыслении современной российской культурной политики следует придерживаться именно конкретно-исторического подхода. Современные социокультурные процессы разворачиваются в условиях рыночных отношений. Эти отношения неизбежно меняют многие базовые представления, в том числе в сфере культуры. В современном российском обществе культура постепенно утрачивает статус абсолютной ценности. Культурное наследие, материальные и духовные ценности приобретают статус товара, культурная деятельность - статус сферы услуг. В той же петербургской Концепции отмечается, что "современная городская политика рассматривается как одна из отраслей по оказанию услуг населению, вносящих, наряду с здравоохранением, общим образованием, общественной безопасностью, общественным транспортом, жилищно-коммунальным хозяйством и социальной защитой, определённый вклад в социальную и экономическую жизнь города".
На страницах журнала "Справочник руководителя Учреждения культуры" один из авторов подчёркивает, что в современном обществе культура становится "стратегическим приоритетом экономики" прежде всего потому, что "сумела превратиться в мощного производителя культурных услуг". Автор утверждает, что в современном обществе "роль культуры и её экономический потенциал... радикально меняются", что "сегодня культура стала рассматриваться как ресурс и инструмент для достижения внешних по отношению к ней социально-экономических целей". И далее формулируется стратегическая задача: "надо превратить культурные ресурсы в товары и услуги, научиться продавать их "в розницу и по мелочам", но так, чтобы сохранялись целостность и неисчерпаемость культуры" . Целостность культуры в данном случае необходима для её дальнейшего использования в качестве товара на рынке. Трактовка культурных ценностей как товара, а культуры как сферы услуг - есть основа новой модели современной культурной политики.
Деятели культуры (художники, писатели, актёры и т.д.) из "властителей дум" превращаются в "обслуживающий персонал". Результат культурной деятельности перестаёт быть "культурным наследием" и становится товаром, предметом купли-продажи. В настоящее время чётко прослеживается новая тенденция в формировании кадрового потенциала учреждений культуры и искусства. На руководящие должности сегодня назначаются не авторитетные деятели культуры и искусства, а прежде всего успешные менеджеры . Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой в интервью "Российской газете" сказал так: "Надо понять, что за эти 15 лет существования новой России в культуре произошла смена партнеров государства. Культура во многом становится индустрией. И партнеры государства не творческие союзы, а менеджеры, работающие в сферах этой индустрии... тон сегодня задают люди, занимающиеся индустрией..." . Новая генерация менеджеров культуры утверждает новые приоритеты управления сферой культуры. Так, руководитель крупного регионального концертного объединения заявляет: "Культура - это тоже бизнес. Ведь наша задача - продавать билеты... Как булочки продаются, так и концерты".
Переход культуры в сферу услуг качественно меняет отношение к культурным ценностям. Власть и бизнес оценивают культурное наследие по рыночной стоимости. В результате возникает глобальный конфликт интересов, в основе которого - конфликт мировоззрений субъектов социально-экономического пространства. Широкий общественный резонанс получили такие акции как перепланировка Манежной площади, снос гостиниц "Москва" (арх. А. Щусев) и "Россия" (арх. Д. Чечулин), рок-концерты на Васильевском спуске или запланированное строительство гипермаркета на Красной площади и уничтожение для этих целей здания Средних торговых рядов, построенных в XIX веке (арх. Р. Клейн). В Санкт-Петербурге идут дискуссии о судьбе Новой Голландии, об облике нового здания Мариинского театра (арх. Д. Перро), о допустимости проведения массовых мероприятий на Дворцовой площади, о строительстве высотного офисного здания в историческом центре города. Подобные локальные проблемы характерны и для российской провинции.
В современных условиях необходимо выработать некую стратегию взаимодействия власти, бизнеса и культуры. Подобная стратегия должна учитывать интересы всех субъектов социально-экономического пространства. В современных условиях необходимо преодолеть узковедомственное понимание культуры и культурной политики, когда в сферу культуры и культурной политики относят исключительно учреждения культуры и искусства. Культура - это глобальный универсум человеческого бытия, культурная политика - это вся совокупность государственных управленческих практик.
Особую актуальность в современных условиях приобретает взаимодействие двух сфер - политики и культуры. Сегодня необходимо сформировать новую модель регулирования социокультурных процессов, в которой "вертикаль" управления учреждениями культуры опирается на систему "горизонтальных" связей и эффективного взаимодействия всех субъектов культуросозидательной деятельности. Современное управление сферой культуры и искусства означает, прежде всего, создание благоприятных условий для развития культуры на основе творческой инициативы, демократических прав и свобод.
Значение планомерного развития культуры подтверждено опытом отечественной истории и мировой цивилизации. Многомерный универсум культуры воспринимается современной наукой как всеобъемлющая сфера самореализации человека, а культурные ценности как базовые основания развития цивилизации. Именно культура объединяет общество, именно культура гармонизирует разновекторные устремления разных этносов, конфессий, классов, партий, групп, сообществ в едином культурном пространстве, где действуют общечеловеческие законы добра, справедливости, нравственности.
Культура как система материальных и духовных ценностей вбирает всё богатство человеческой истории, где судьба каждого человека столь же значима, как и судьба всего человечества. Культура есть мера оценки исторического прошлого и современности. Культура даёт смысл общественному развитию. Экономика и политика, промышленность и сельское хозяйство, энергетика и транспорт являются средством развития культуры. Вне культуры, а значит, вне человека они теряют своё значение. Мир обретает гармонию и смысл только в культуре: в культуре человеческой личности, в культуре человеческих отношений, в культуре труда, в культуре промышленного производства, в политической культуре, в военной культуре, в экономической культуре, в юридической культуре и ещё в сотнях сфер культуры.
Современная российская культурная политика находится в стадии динамического развития. В настоящее время объектом культурной политики являются преимущественно культуропроизводящие и культуросохраняющие учреждения и организации. Однако для поступательного прогрессивного развития необходимо чтобы объектом культурной политики стало всё общество в целом, а субъектом культурной политики - гражданское общество и его институты. Это перспективная задача развития культурной политики как на общероссийском, так и на региональном уровне. Формирование культурной политики - динамичный процесс, в основе которого находится перманентный анализ реального состояния социокультурной системы, политического и экономического развития общества.
В перспективе на федеральном и региональном уровнях необходимо вести постоянный социокультурный мониторинг, необходимо выявлять культурные запросы и потребности населения, уровень востребованности культурных ценностей, творческий потенциал учреждений культуры и искусства.
Среди приоритетных национальных проектов нет проекта, посвящённого развитию российской культуры. Однако приоритетные национальные проекты сегодня необходимо рассматривать в контексте развития отечественной культуры. Современные национальные проекты должны расцениваться как составные части будущего глобального проекта развития российской культуры. Проекты Здоровье, Образование, Жильё, АПК непосредственно связаны с развитием человека, а значит - культуры.
Значительную роль в развитии отечественной культуры могут сыграть российские регионы. Социально-экономический потенциал российской провинции способен обеспечить динамичное развитие культуры на местах. Например, в урало-сибирском регионе губернатор Свердловской области Э. Россель и председатель правительства Свердловской области А. Воробъев предложили включить культуру в число региональных компонентов национального проекта. Рабочая группа регионального министерства культуры разработала сетевой план-график реализации этого проекта на 2006-2008 годы. В нем выделены следующие приоритеты: выравнивание уровня обеспеченности населения Свердловской области услугами организаций культуры; обеспечение повышения доступности культурных благ; повышение конкурентоспособности руководителей и специалистов органов и организаций культуры и искусства на рынке предоставления культурных услуг; накопление кадрового потенциала; обеспечение роста влияния культуры на социально-экономическое развитие региона; формирование привлекательного имиджа Свердловской области средствами культуры и искусства, ценностных ориентаций населения.
В Омске по инициативе губернатора разработана и принята областным правительством концепция приоритетного регионального проекта "Культура Омской области" на 2006-2008 годы. Концепция ориентирована на достижение долгосрочных целей: укрепление единого культурного пространства, обеспечение доступности для населения лучших отечественных и зарубежных образцов культурных услуг, создание условий и государственных гарантий для развития творческого потенциала, формирование духовно-нравственных основ общества, сохранение во всем многообразии культурных и национальных традиций Омской области.
План социально-экономического развития Новосибирской области на 2007 год и на период до 2009 года определяет основные задачи развития региональной культуры: удовлетворение и развитие духовных и культурных потребностей населения, сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства, обеспечение прав граждан на доступ к объективной и полной информации, к культурным ценностям, обеспечение сохранности и доступности информации в сфере архивного дела. В Новосибирске идёт разработка стратегии развития Новосибирской области на период до 2025 года.
В Оренбуржье разработан проект стратегии развития Оренбургской области до 2030 года . В проекте предусматривается дальнейшее развитие культуры и искусства, сохранение культурного наследия Оренбургской области, возрождение традиционных культурных ценностей, обеспечение единого культурного пространства, свободы творчества и развитие культурного и духовного потенциала Оренбургской области. Приоритетными задачами Правительства Оренбургской области в сфере культуры называются: формирование новых моделей учреждений культуры, сохранение самобытности культурной жизни; развитие инфраструктуры и укрепление материально-технической базы отрасли культуры; определение границ и оформление правового статуса земель историко-культурного назначения, формирование культурных ландшафтов (исторических, природных, архитектурных, археологических); развитие социально-творческого заказа Оренбургской области на проведение отдельных мероприятий (работ, услуг); внедрение проектов по использованию информационных технологий в деятельности учреждений культуры; государственная поддержка профессиональных творческих союзов; развитие и модернизация образовательных учреждений отрасли культуры; повышение статуса и уровня профессионализма работников культуры и искусства.
Следует подчеркнуть, что при разработке подобных программ следует вырабатывать способы включения в орбиту культурной политики всей системы развития российского общества. Необходимо постепенно уходить от узковедомственного понимания культуры и культурной политики.
В качестве механизма формирования приоритетов развития отечественной культуры может выступить культурологическая экспертиза. Культурологическая экспертиза как система оценки любых управленческих решений с точки зрения их влияния на развитие отечественной культуры. Система культурологической экспертизы поможет отойти от узкого ведомственного понимания культуры. Государственная политика на федеральном и региональном уровнях, во всех сферах социально-экономических отношений должна стать предметом культурологической оценки. Культурологическая экспертиза может функционировать в двух формах:
а) как государственная культурологическая экспертиза, которую может осуществлять специальное подразделение какого-либо надзорного органа административного управления.
б) как общественная культурологическая экспертиза, которую может проводить Общественная палата РФ на федеральном уровне и аналогичные образования на региональном уровне. Культурологическая экспертиза способна консолидировать приоритетные национальные проекты для решения актуальных задач развития отечественной культуры. Культурологическая экспертиза может и должна стать гарантом национальной социокультурной безопасности.

Загребин С.С.
д.и.н., профессор, зав. кафедрой культурологии Челябинского государственного педагогического университета, Заслуженный работник культуры Российской Федерации

2007 г.


Док. 291101
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 639


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``