В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ичеткина Т.А., Шатохин Д.А.: Современные формы поддержки молодежных инноваций в образовательном учреждении республики Коми в рамках реализации приоритетного национального проекта `Образование` Назад
Ичеткина Т.А., Шатохин Д.А.: Современные формы поддержки молодежных инноваций в образовательном учреждении республики Коми в рамках реализации приоритетного национального проекта `Образование`
В настоящее время в Республике Коми социально полезная инициативная деятельность детей и молодежи редко рассматривается как стратегический ресурс государственно-общественного развития. Это связано с тем, что современные модели взаимодействия "общество-государство" предусматривают в основном пассивное участие детей и молодых людей в мероприятиях, организуемых социальными институтами.
В то же время воспитательное значение социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов и даже семьи. Очевидно, что масштабы и степень влияния инициатив зависят не только от действий инициатора или группы, но и от ответной реакции на инициативы других людей, что создает необходимый социально-воспитательный фон реализации инициатив.
Способность личности к инициативе, самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости образует личностное качество - инициативность. От умения проявлять и реализовывать социальные инициативы, от личного вклада человека в общее дело зависит духовное, моральное, материальное благосостояние молодого человека.
В настоящее время Государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Коми республиканский подростково-молодежный центр управленческого резерва" особое внимание уделяется развитию молодежной инициативы. Не случайно уставной целью учреждения является создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству, самоопределению, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
В соответствии с данным подходом целевой группой системы государственно-общественной поддержки социальных инициатив выступают дети, подростки и юноши школьного и студенческого возраста как обучающиеся в образовательном учреждениях различного типа и вида, так и по различным причинам находящиеся вне образовательной системы.
Учреждение имеет большой опыт в развитии инновационной деятельности молодежи, начиная с 1990 года, когда оно функционировало в качестве Школы юного менеджера, а с 2004 года Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Коми республиканский подростково-молодежный центр управленческого резерва".
За все годы образовательной деятельности учреждение развивало молодежную инициативу в различных сферах деятельности молодежи. Если рассматривать самостоятельную мотивационную активность молодежи, направленную на решение существующих проблем общества как социально значимую молодежную инициативу, то за период 10 лет Центром были реализованы такие молодежные инициативы, которые были актуальны для всего региона:
1. Запуск проекта молодежной инициативы в сфере обеспечения содержательного отдыха и оздоровления детей, результатом которого явилась создание Коми республиканской общественной организации "Ассоциация педагогических отрядов республики Коми"
На данный момент Ассоциация обеспечивает интеграцию педагогических отрядов и призвана содействовать развитию общественного движения, объединяет 11 отрядов (общей численностью 140 чел.) из разных образовательных учреждений:
Ежегодно педагогическими отрядами разрабатываются собственные авторские программы, которые после участия в республиканском конкурсе программ деятельности педагогических отрядов и получения соответствующей оценки реализовываются в детских оздоровительных лагерях.
Для подготовки разнопрофильных педагогических отрядов в систему их подготовки была внедрена инновационная технология, которая обеспечила создание малозатратной самовоспроизводящей системы подготовки лидеров педагогических отрядов. Это позволило сформировать в Республике Коми постоянно действующую систему подготовки профессиональных команд педагогических отрядов, готовых к реализации своих авторских программ летнего отдыха. Ежегодно с начала учебного года студенты проходят подготовку по программе "Школа педагогического отряда" (всего - 112 учебных часов).
Уже традиционным для данного объединения стало проведение республиканского конкурса "Лидер педагогического отряда", победители которого автоматически становятся участниками республиканского этапа всероссийского конкурса "Лидер 21 века". Таким образом, победители конкурса становятся участниками приоритетного национального проекта "Образование" в части поддержки талантливой молодежи.
Развивая деятельность педагогических отрядов, как профессионально действующих педагогических команд вожатых-единомышленников, Центр не только обеспечивает качественный содержательный отдых детей, но и повышает уровень знаний, умений и навыков среди студентов и учащихся, чья будущая профессиональная деятельность связана с воспитательно-образовательной и учебной работой с детьми и молодежью, и что самое важное, они включаются в реализацию приоритетного национального проекта "Образование".
2. Реализация проекта "Запуск и педагогическое сопровождение деятельности Молодежного Парламента Республики Коми".
Данный проект был запущен Центром управленческого резерва в декабре 2003 года при поддержке активной части молодежи образовательных учреждений и работающей молодежи, а также ряда структур - Комитета по делам молодежи РК, Государственного Совета, Избирательной комиссии региона. Проект участвовал в грантовом конкурсе Ярмарки социальных молодежных инициатив, конкурсе программ Министерства образования и науки Российской Федерации и получил финансирование.
На данный момент Парламент действует в регионе на протяжении двух с половиной лет. За это время были достигнуты определенные результаты. А именно: налажен диалог с органами государственной власти, (подписаны соглашения о совместной деятельности с Государственным Советом Республики Коми, Комитетом по делам молодёжи Республики Коми); создано положительное общественное мнение о молодёжной политике в республике, об инициативах детей и молодёжи, (силами депутатов опубликовано более 200 статей, заметок в газетах республиканского и местного значения, издавалась собственная республиканская газета, а также депутатами издаются собственные районные печатные издания и странички); были реализованы социально значимые инициативы: (акции "Помни", посвященной Дню памяти и скорби, "Шаг навстречу" работа с людьми с ограниченными возможностями), запущена большая избирательная кампания (только в 2004 году в выборах в Парламент приняли участие более 2000 человек), создавались общественные приемные депутатов.
Деятельность ряда молодых людей-депутатов парламента позволила им принять участие в региональных конкурсах "Лидер 21 века", а одному из молодых лидеров удалось стать победителем в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в части "Поддержка талантливой молодежи".
Центр управленческого резерва осуществляет свою деятельность по образовательным программам, направленным на развитие инициативы молодежи.
Термин "инициатива" происходит от английского слова, который имеет следующие трактовки: существительное - первый шаг, почин; прилагательное - начальный, инициативный. Таким образом, инициатива связывается с первым шагом почином. Очевидно, что предпосылкой инициативы может служить жизнедеятельность и социальное бытие человека. В общем плане жизнедеятельность человека включает в себя цикл процессов - от возникновения какой-либо потребности до его удовлетворения. Социальное существование человека начинается с реализации согласованных норм существования с другими людьми.
Важно подчеркнуть инновационный характер инициативы. То есть инициативное действие должно быть новым, не имеющим аналога, должно осуществляться впервые или хотя-бы содержать новую комбинацию ранее известных составляющих. Итак, в широком смысле слова "инициатива" не обязательно новое действие, а в узком смысле она должна содержать хотя-бы относительную новизну.
Инициатива, направленная на удовлетворение потребностей определенной группы людей не должна ущемлять интересы других людей. В связи с этим, созидательная инициатива должна быть вписана в цивилизованные рамки общественной жизни, должна быть социально значимой. Основываясь на том, что социально значимая инициатива - это самостоятельная, мотивационная активность одного или нескольких членов социума, направленная на решение какой-либо существующей проблемы общества, Центром был разработана образовательная программа "Развитие социальной инициативы и управление социальными проектами".
Данная программа является авторской программой общекультурного уровня, предназначена для представителей учащейся, работающей и студенческой молодежи 14-23 лет, обладающих потенциалом для решения молодежных проблем путем реализации деятельностных проектов, но не имеющих навыков и умений проектной деятельности, а также их способов и средств.
Цель программы обоснована социальным заказом на подготовку молодых лидеров, имеющих творческий потенциал, значимую инициативу и оснащенных средствами для ее реализации при педагогической поддержке.
Программа адаптирована для реализации во время выездных семинаров в муниципальных образованиях Республики Коми. Проводимые выездной комплексной педагогической группой Центра управленческого резерва занятия делятся на два блока. Результатом первого блока является проекты по решению актуальных проблем для местного сообщества. Окончательная доработка проекта и его непосредственная реализация проводится командой участников самостоятельно.
К моменту проведения второго модуля участники имеют опыт практической деятельности по реализации проекта, первый опыт командных действий. Второй модуль - рефлексивно-аналитический. Участники могут определить основные деятельностные затруднения, происходившие в ходе реализации проекта и выработать методику выхода из них. Формированию менеджериального стиля управления командой способствует проводимый в ходе модуля тренинг "Командообразование", дальнейшее развитие проектов обеспечивается за счет проводимых занятий по методике управления проектами и по фандрайзингу.
На данный момент по программе "Развитие социальной инициативы и управление проектами" прошли обучение уже более 420 молодых людей из всех муниципальных образований Республики Коми.
С 2001 года для участников данной программы ежегодно проводится республиканская учебно-практическая конференция "Опыт реализации социальных проектов", где обучающиеся представляют итоги реализации своих инициатив. Победителями конференции в разные годы становились удивительные, но крайне актуальные проекты, основными идеями которых становились ограничение доступа детей в игровые клубы в ночное время, кампании по установке светофора на оживленном перекрестке Сыктывкара, раздача журавликов знаний, призывающие прийти в музеи Республики, изготовление картин из цветных осколков стекла, собранного на улицах поселков, и многие другие.
Победители данной конференции участвуют в региональном конкурсе "лучшая реализация социального проекта" по приоритетному национальному проекту "Образование" в части "Поддержка талантливой молодежи".
Таким образом, инновационная деятельность образовательного учреждения Центр управленческого резерва формируется на основе программно-вариативного подхода. Данные программы позволяют актуализировать инновационный потенциал подростков и молодежи для развития региона. Смысл образовательной поддержки социальных инициатив детей и молодежи - в педагогическом сопровождении и ресурсном обеспечении самостоятельного прохождения молодыми людьми всех шагов ведущих к успеху. В данных условиях деятельность Центра по развитию социальной молодежной инициативы органично встраивается в концепцию реализации приоритетных национальных проектов.

2007 г.

Док. 291071
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 591


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``