В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Вовлечение инновационного потенциала молодежи в развитие российских территорий как стратегическое условие развития российского государства Назад
Вовлечение инновационного потенциала молодежи в развитие российских территорий как стратегическое условие развития российского государства
(на основе опыта развития молодежного парламентского движения
на территории Российской Федерации)

Сегодня сложилась непростая ситуация в молодежной среде, в сфере реализации молодежной политики в Российской Федерации и ее регионах. Действующие молодежные общественные объединения, органы государственной власти и местного самоуправления, политические партии осуществляют поиск форм и методов работы с молодежью, адекватные времени и современным вызовам.
Сегодня совершенно очевидно, что эффективность молодежной политики - это залог национальной безопасности России. В этой связи, государство является определяющим звеном в формировании заказа на молодежную политику. Развитие молодежной политики в России принципиально важно соотносить с общей стратегией развития страны, с долгосрочным социально - экономическим прогнозом развития Российской Федерации и ее регионов.
Российская Федерация имеет характерные черты, накладывающие свои отпечатки на происходящие в ней явления, и, в частности, обозначающие уже сегодня тенденции в работе с молодежью. Отметим, что геополитическое положение любого государства накладывает особенности на социальные, политические и экономические процессы, на динамику развития территорий, и, как следствие, на молодежную политику. В этой связи, свое влияние на молодежную политику России оказывают такие характеристики как плотность населения, среднее расстояние между населенными пунктами, развитость инфраструктуры в местах проживания населения, возможность свободного передвижения по территории региона и государства, экономическое положение.
Учитывая эти факторы, российское государство нуждается в молодежной политике как механизме включения молодежи в развитие российских территорий, механизме вовлечения молодых людей, как основного ресурса развития страны - человеческого капитала, в общественно-политические, экономические, культурные и др. процессы, происходящие в обществе. В этом контексте важен и еще один аспект: Российская Федерация будучи территориально большой страной задает для молодых людей из разных территорий разные возможности и ориентиры. Очевидно, у молодежи теряется целостность восприятия страны, молодые люди мыслят "кольцом" Москвы, территорией Сибири, анклавом - Калининградом и т.д. Это может стать бомбой замедленного действия и граничит с угрозой суверенитета страны. Молодежная политика России должна заложить концепт прививания молодежи целостного восприятия страны одновременно через сопричастность к развитию той территории, где она проживает. А в эту работу уже сегодня должны быть включены естественные и искусственные интеграционные процессы, коммуникационное участие, создание площадки для межрегиональных молодежных общественных дискуссий, интенсивнее использоваться возрастная пассионарность молодых людей.
Есть и другой основательный момент. Географическое положение России всегда ставит ее в центр мировых процессов. Задача поступательного, устойчивого развития и безопасности России требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах, в том числе и в молодежной политике.
Учитывая географический и геополитический факторы, влияющие на молодежную политику, важно определить и общий государственный ориентир на развитие рыночной экономики, поддержку частной собственности. Этот ориентир заставляет нас пересмотреть отношение к молодежной политике как к придатку социальной политики. Бесспорно, работа с молодежью требует серьезных государственных инвестиций. Однако окупаемость этих вложений многократно превышает сами инвестиции. И эту окупаемость необходимо просчитывать. Привычно считать, что результаты от реализуемой молодежной политики проявятся через годы. Отсутствие четких критериев, определяющих экономическую оценку молодежной политики, часто заводит в тупик содержательное, временное и др. обоснования реализации конкретных программ, направленных на молодежь. Рыночная экономика ставит перед нами задачи подсчета экономической целесообразности работы с молодежью начиная от оценки социально-экономических молодежных инициатив и заканчивая программами повышения правовой и политической грамотности молодого поколения. Необходимость оценки экономической целесообразности работы с молодежью в рамках страны, региона, муниципалитета, конкретной организации должно лечь в основу нового понимания молодежной политики в России, нового подхода к развитию ее общественной составляющей. В этом отношении все больший интерес представляют органы молодежного самоуправления, осуществляющие свою деятельность в российских территориях, объединяющих инициативную и неравнодушную молодежь, развивающих свою деятельность в диалоге с органами государственной власти и местного самоуправления, бизнес - структурами.
Есть еще одна ключевая точка, без учета которой формирование новой молодежной политики может быть не эффективной. Советский период истории России унес вслед за собой стандарты поведения, подходы к жизненному укладу людей, моду на определенную жизненную стратегию. Замена на понимание этих позиций сегодня не найдена. У молодого человека нет ориентиров на то, кто есть национальные герои, что есть нормальная жизнь, что считать правильным при выборе жизненной стратегии, какие идеалы и принципы ставить во главе. Осуществляемая попытка, например, возрождения государственных подходов к патриотическому воспитанию оставляет больше вопросов, чем ответов: кого считать истинным гражданином и патриотом страны, какими качествами должен обладать достойный человек российского общества. Ответы на эти и многие вопросы ищутся молодыми людьми самостоятельно. В обстановке экономической нестабильности, разных стартовых возможностей, социальной напряженности, каждый сам для себя определяет эти стандарты. Порой эти стандарты далеки от национальных интересов России, от тех потенциальных результатов, которых молодой человек мог бы достичь, имея четкое представление о том, как и куда ему двигаться дальше. В этом отношении молодежная политика должна задавать тон в формировании материальных и моральных стандартов жизни людей, проектирования путей их развития с учетом их способностей. Такие стандарты могут задаваться через молодежных лидеров, имеющих за счет своих личных качеств авторитет среди сверстников, реализующих себя на общественно-политическом поле. Наличие таких стандартов поможет сократить количество социальных конфликтов, психологических надрывов, происходящих в молодежной среде.
Обозначенные позиции заставляют нас по - новому посмотреть на работу с молодежью в стране. Сегодня бессмысленно ставить во главу угла конкретное молодежное движение, направление, опыт работы с молодежью конкретного региона и др. Важно понимание: какие ключевые точки необходимы для эффективной работы с молодежью.
Автором предлагается обратиться к такому направлению как молодежное самоуправление. Развитие самоуправления в целом сегодня фактически ложится на пласт общих демократических преобразований в стране.
Конституция Российской Федерации отдельной главой 8, ст. 130-133 обозначила местное самоуправление, его основные функции и правовые гарантии его осуществления. Реформирование местного самоуправления в последние годы, акцентирование на региональном уровне внимания на институты общественного территориального самоуправления подсказывают нам вывод о том, что развитие самоуправления населения как такового ложится в общий контекст государственной политики. В этом отношении вопросы организации самоуправления детей и молодежи - это вопросы государственной политики.
Свое активное развитие молодежное самоуправление получило в середине 90-х годов XX века. Однако предпосылки рождения данного явления мы должны отнести еще к перестроечному времени. Всеобщая демократизация, декларированный переход к гражданскому обществу и правовому государству позволили процессам, происходящим в обществе встать на новый качественный уровень. В 1991 году приняты законы об общественных объединениях, свободе совести. Функционирование общественных объединений теперь приобретает не разрешительный, а регистрационный характер.
В 1993 году Конституция Российской Федерации в ст. 30 закрепляет право на объединение, тем самым законодательно обеспечивается важное условие осуществления политической свободы и стимулируется развитие демократических начал в обществе. Со временем нормативно - правовая база, регламентирующая деятельность общественных объединений расширилась. Все это никак лучше способствовала активному становлению общественного движения в России, в том числе и молодежного.
Молодежное общественное движение достаточно быстро стало реальной движущей силой, во многом определившей политику государства в молодежной сфере. Во многих регионах именно молодежные организации оказали давление на разработку и принятие региональных законов о молодежи и молодежной политике.
Однако сейчас ошибочно думать, что органы молодежного самоуправления начинают свою работу с "чистого листа". Это явление имеет свои социально-исторические корни. Молодежное самоуправление в России появилось во многом в связи с тем, что возникла необходимость запол#172;нить ту нишу в социальном управлении, которую раньше за#172;нимали комсомольские структуры. Ведь в СССР существовала своеобразная "молодежная республика" со своим "главой государства" - первым секретарем ЦК ВЛКСМ, "однопалатным парламентом" - ЦК ВЛКСМ (избираемым на съезде ВЛКСМ), его "советом" или "президиумом" в лице Бюро ЦК ВЛКСМ. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ был, по сути дела, помощником главы советского государства по вопросам молодежной политики. "Малые молодежные республики" существовали тогда и в краях, областях, городах и т.д. То, что, у молодежного самоуправления есть и могут быть общие черты с позитивными сторонами деятельности комсомола, нет ничего плохого. Не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин, отвечая 19 декабря 2002 года на вопрос о том, как в России планируется развивать молодежную политику, обратил внимание на то, что сложность данного вопроса заключается в том, что "...в прежние времена у нас все было регламентировано. У нас функционировал и масштабно действовал Коммунистический Союз Молодежи - комсомол, пионерская организация. В школе всех принимали в октябрята и так далее, и, конечно, это было чрезмерно политизировано и забюрократизировано. Но какой-то смысл в этом был, потому что, в общем, до людей доносили наряду с этими идеями чисто политического характера много общечеловеческих и полезных вещей, воспитывали подрастающее поколение в духе преданности, любви к Родине, Отечеству, много чего было хорошего в этой системе..." . Такая оценка комсомола из уст главы государства впервые прозвучала на всю страну. Кроме того, следует учитывать, что современные исследования показывают, что 74% выступают за заимствование советских форм работы с молодежью; 82% считают, что нужна государственная программа по работе с молодежью .
Школьное и молодежное самоуправление, существовавшее в советской школе в виде пионерских и комсомольских организаций, давало свои результаты, к которым можно относиться по - разному, но одно очевидно - молодой человек, прошедший через него, был в большей мере подготовленным к жизни, ее трудностям и проблемам, готовым к эффективному сотрудничеству.
Сегодня многие старшеклассники, выпускники даже высших учебных заведений выходят во взрослую жизнь без такого опыта. Значимость самоуправления возросла так сильно, что дальнейшее его игнорирование просто опасно. Одновременно самоуправление логично сочетается и с образованием, и с воспитанием, и дополнительными кружками/клубами по интересам, другими формами работы с молодежью.
Сегодня молодежное самоуправление в России охватывает широкий перечень гражданского участия молодежи:
#61485;    участие молодых людей в ассоциативной жизни (молодежные организации, клубы);
#61485;    участие молодых людей в работе молодежных консультативных органах: региональных и муниципальных молодежных советах, думах, парламентах
#61485;    инициирование проведения и участие самой молодежи в "переговорных площадках" с властью (открытые дискуссии, ток-шоу, круглые столы и др.) и между собой (коммуникационное взаимодействие через Интернет, на межрегиональных и всероссийских мероприятиях и др.)
#61485;    участие молодежи в различных формах активной организации учащейся и студенческой молодежи в рамках учебных заведений (ученические советы, органы студенческого самоуправления и др.)
Совершенно очевидно, что гражданское участие молодежи ведет к лучшим решениям общественных проблем на перспективу, способствует благополучию и развитию самих молодых людей, предоставляет поле для эксперимента с правилами демократии (для России в связи с проводимыми реформами это наиболее интересно и своевременно), повышает способности и уверенность в себе молодых людей.

Традиционно оценивая молодежную политику как политику, требующую межведомственной координации, легко наблюдать вовлеченность интересов органов государственной власти разной функциональной направленности в развитие системы молодежного самоуправления: это органы по делам молодежи, органы, курирующие вопросы образования, регионального развития, избирательные комиссии разного уровня, органы законодательной власти и др.
Принципы, ложащиеся в основу молодежного самоуправления, - это
#61485;    принципы участия молодежи в процессах, происходящих в обществе,
#61485;    принципы самоопределения конкретного молодого человека в коллективе, местном сообществе, в государстве,
#61485;    принципы неформального молодежного лидерства (лидера, избранного коллективом, организующего работу в коллективе, формирующего "повестку дня", формат отношений в коллективе, задающего тон молодежным традициям и стандартам, выстраивающего отношения с другими субъектами общества)
#61485;    принцип сотрудничества с органами государственной власти и местного самоуправления, администрациями учебных заведений, бизнес-структурами.
Основываясь на этих принципах, молодежное самоуправление закладывает две совершенно необходимые и существенные для работы с молодежью возможности:
#61485;    возможность создания естественного коммуникационного поля для молодых лидеров из разных регионов Российской Федерации (поле, ориентированное на интерес в обмене опытом, достижениями, сверку ориентиров и т.д.),
#61485;    возможность выстраивания молодежной политики в новом экономическом понимании (молодой человек становится не потребителем государственных дотаций, а субъектом экономически выстроенной молодежной политики: он источник идеи, он формирует поле для воплощения этой идеи в жизнь, аккумулирует человеческий ресурс, ищет партнеров, выстраивает переговорную площадку с органами власти и т.д.)
Именно молодежная политика "участия" закладывает со школьного возраста у подрастающего человека системное мышление, схемы взаимодействия с людьми, первое определение своего места в коллективе и т.д.
Обращаясь к нормативному закреплению вопросов молодежного самоуправления, нельзя не отметить положения Европейской хартии об участии молодежи в жизни муниципальных региональных образований, принципы которой в связи с вступлением России в 1996 году в Совет Европы распространяются и на нашу страну. В рамках России разработаны и используются положения рекомендаций по развитию студенческого самоуправления, рекомендации по развитию молодежного парламентаризма, локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность конкретных органов молодежного самоуправления и др.
Мы видим, что молодежное самоуправление - многогранное социальное явление. Предлагаем, как одну из его форм рассмотреть молодежное парламентское движение, его исторические особенности появления в России, формат и потенцию развития, существующие проблемные аспекты. Позиционными в раскрытии этой формы молодежного самоуправления станут вопросы стратегического развития российского государства через вовлечение инновационного потенциала молодежи в развитие российских территорий.
Итак, молодежный парламент - это организационная форма, которая основана на историческом опыте работы государства с молодежью, лучших традициях формирования и развития социальных меха#172;низмов представительства законных интересов и прав молодых граждан в обществе, учета их мнения в вопросах его развития.
Анализируя исторический опыт становления молодежного парламентского движения задаешься вопросом, а существует ли единое понимание "молодежного парламентаризма"?
Современные молодежные парламенты по своей форме представляют общественные объединения молодых граждан. Большинство из них статуса юридического лица не имеют. Сегодня трудно дать устойчивое и не вызывающее спора определение молодежного парламентаризма, поскольку данное явление крайне молодо.
Видимо логично будет вначале обратиться к собственно определению парламентаризма.
По мнению И.М. Степанова "парламентаризм есть особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка ". В Юридическом энциклопедическом словаре утверждается, что парламентаризм - "система организации и функционирования верховной государственной власти буржуазии, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента ". Авторы монографии "Общая и прикладная политология" полагают, что парламентаризм - это "система государственного руководства обществом, характеризующаяся четким распределением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам ".
Эти и многие другие определения, отражающие суть парламентаризма, делают акцент на двух позициях. Первая сводится к отождествлению парламентаризма с другими фундаментальными понятиями науки конституционного права - формой государственного правления, формой государственного режима. Вторая позиция отводит парламентаризма как центральному представительному учреждению ведущую роль, особое привилегированное положение. Не вступая в полемику на предмет правильности этих позиций, очевидным становится, что молодежный парламентаризм - это не является прямым производным от парламентаризма в целом.
С другой стороны, многие парламенты по механизму своего образования копируют выборную систему (Архангельская , Новосибирская области), систему делегирования (Рязанская , Ивановская области), по направлениям деятельности приоритетным выбирают разработку законов (Калининградская, Волгоградская области ).
Деятельность молодежных парламентских структур не закреплена отдельно в федеральном законодательстве. Роль, которая отводится молодежному парламентаризму в современной России и в решении указанной проблемы, можно понять, если проанализировать законы и иные нормативные правовые акты, которые принимаются органами государственной власти субъектов РФ.
В настоящее время ряд субъектов РФ закрепил правовой статус молодежных парламентов в законах, касающихся молодежи и государственной молодежной политики. Так, статья 6 Закона Нижегородской области от 25 апреля 1997 г. No 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области"" относит к компетенции Законодательного Собрания области в сфере молодежной политики созыв Совета молодежных организаций (Молодежного парламента). В данном законе присутствует специальная статья 26 "Совет молодежных организаций (Молодежный парламент)".
Статья 4 (пункт 3) Закона Вологодской области от 5 июля 1996 года No 90-ОЗ "О государственной молодежной политике в Вологодской области" (в ред. от 7.12.1998 г.) предусматривает, что Законодательное Собрание Вологодской области для согласования мер и программы региональной молодежной политики не менее одного раза в три года собирает областной молодежный парламент. При этом нормы представительства, порядок избрания делегатов и проведения заседаний молодежного парламента устанавливаются постановлениями Законодательного Собрания. Решения молодежного парламента имеют для органов государственной власти Вологодской области рекомендательный характер и рассматриваются ими в двухмесячный срок.
Статья 33 Закона Рязанской области "О молодежи" от 27 мая 1998 года No 77 (в ред. от 24.04.2002 г.) среди форм обеспечения ГМП предусматривает создание при органах государственной власти Рязанской области и органах местного самоуправления специальных общественных формирований (молодежные парламенты, советы по делам молодежи и другие). Кроме того, статья 33 "Молодежный парламент Рязанской области" указанного Закона устанавливает, что "в целях стимулирования участия молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в реализации молодежной политики при Рязанской областной Думе может создаваться Молодежный парламент, который является коллегиальным, совещательным и консультативным органом. Положение о Молодежном парламенте принимается Рязанской областной Думой".
Согласно статье 14 Закона Калининградской области от 28 января 2000 г. No 169 "О государственной молодежной политике в Калининградской области" для выработки рекомендаций при проведении ГМП, участия в разработке программ и нормативных правовых актов, касающихся молодежной сферы, областной Думой образуется областная Молодежная парламентская ассамблея, имеющая статус научно-консультативного совета при областной Думе и осуществляющая свою работу на общественных началах. Порядок формирования и деятельности областной Молодежной парламентской ассамблеи определяется Положением о ней, утвержденным постановлением областной Думы. Решение областной Молодежной парламентской ассамблеи имеет для органов государственной власти области рекомендательный характер.
Интересным представляется мысль о принятии на федеральном уровне, на уровне регионов отдельных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность молодежных парламентских структур.
Следует признать, что объединяющие функции молодежной парламентской структуры - выявление и представление интересов, развитие законодательной инициативы молодежи, повышение образовательного уровня, эффективности участия молодежи в развитии Российской Федерации, области, края, города, автономного округа.
Таким образом, молодежные парламенты - это:
-    реальная школа участия молодежи в решении своих проблем;
-    возможность вовлечения потенциала молодежи в социально-экономическое развитие российских территорий;
-    механизм развития электоральной активности молодежи;
-    кадровый резерв для органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Одна из особенностей подобных общественных формирований - это поддержка и развитие законодательных инициатив молодежи, формирование у них парламентской культуры, а главная функция - участие представителей всех категорий молодых людей в законотворческой деятельности; продвижение интересов молодежи в органах законодательной власти всех уровней.
Это принципиальное положение, которое позволяет определить нишу молодежного парламентского движения в общественной составляющей молодежной политики.
Однако существуют и другие функции, направления деятельности, реализуемые молодежными парламентскими структурами.
Исходя из вышесказанного, можно определить, что:
молодежный парламентаризм - система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи - молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства
молодежное парламентское движение - деятельность, направленная на формирование и развитие общественных консультативно-совещательных структур молодежи на различных уровнях государственного и муниципального управления, направленная на привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации им эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей
Первые молодежные парламенты возникали по инициативе небольших групп молодых людей. Чаще всего эта инициатива не находила поддержку власти и оставалась на уровне идеи . Одним из первых появляется Молодежный Парламент Республики Калмыкия . Данный орган имел статус общественной организации и являлся юридическим лицом. Он не имел открытой привязанности к государственным структурам. Обособление членов Молодежного Парламента в рамках юридического лица объективно обеспечило некоторые отрицательные моменты: во - первых, к появлению внутренних корпоративных интересов, не имеющих отношения к основному содержательному предмету деятельности, во - вторых, создало преграду для участия в работе Молодежного Парламента представителей других общественных объединений. Позднее Молодежные Парламенты появляются в Удмуртии, Республике Саха (Якутия).
В ряде регионов молодежные парламенты стали появляться, выполняя функции региональной кадровой школы. Например, Молодежное Правительство Ярославской области, Молодежный Парламент Новосибирской области, Общественный молодежный парламент Рязанской области. Такие органы начинают рассматриваться как кузницы политиков нового поколения, грамотных управленцев.
Перечень молодежных парламентских структур в регионах широк: Молодежный парламент Новосибирской области; Общественный молодежный парламент Рязанской области; Молодежная парламентская Ассамблея Калининградской области; Общественная молодежная палата при Законодательном Собрании Ивановской области; Общественная молодежная палата Свердловской области; Общественная студенческая Дума Тюменской области; Молодежный парламент Волгоградской области; Молодежный парламент Архангельской области; Молодежный парламент Республики Коми; Молодежный парламент Кузбасса; Общественный молодежный парламент при Самарской губернской Думе; Молодежная общественная палата при главе администрации и Законодательном собрании Оренбургской области; Молодежный парламент при Совете народных депутатов Амурской области; Молодежный парламент при Законодательном Собрании Красноярского края; Молодежный парламент Алтайского края; Молодежный парламент при Госсовете Республики Чувашия; Молодежный парламент при Законодательном собрании Приморского края; Молодежный парламент Республики Бурятия; Молодежный парламент Республики Мордовия; Молодежное правительство Курганской области; Молодежное правительство Ярославской области и др. Сегодня молодежные парламентские структуры созданы в 53 субъектах Российской Федерации на региональном уровне, в 63 - на муниципальном.
Анализируя динамику развития молодежного парламентаризма, например, в Центральном федеральном округе, стоит отметить значительный количественный и качественный рост молодежных парламентских структур. Так, в 2000 году на территории ЦФО молодежные парламентские структуры были только в Московской и Белгородской областях. На сегодняшний день молодежные парламентские структуры есть также в Ивановской, Рязанской, Курской, Тамбовской, Смоленской, Владимирской областях. Деятельность по созданию молодежных парламентов ведется в Тульской, Костромской, Липецкой областях, создано студенческое правительство (правительство дублеров) г. Москвы. Среди перечисленных территорий достаточно таких, которые имеют инновационный опыт развития молодежного парламентского движения: Рязанская область первая в России получила статус опорно-экспериментального центра по обобщению опыта развития молодежного парламентаризма в Российской Федерации (по итогам конкурса Министерства образования РФ 2002 года среди организаций (учреждений) на присвоение специального статуса опорно-экспериментальной площадки по реализации подпрограммы "Создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране. Поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений" федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)"); во Владимирской области активное распространение и в своем роде уникальное получило развитие молодежного парламентаризма на муниципальном уровне (округ Муром, Ковров).
Шагом в развитии молодежного парламентского движения стало создание Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Молодежной парламентской Ассамблеи при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации .
Создание данных структур демонстрирует заинтересованность законодательной власти на федеральном уровне в вовлечении молодежи в процесс решения собственных проблем путем развития законодательной инициативы и реализации конституционного права молодых граждан на участие в управлении делами государства.
Важным событием стало проведение в Рязанской области с 29 января по 1 февраля I Всероссийского семинара-совещания "Развитие молодежного парламентаризма в РФ". По итогам семинара-совещания были разработаны Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в РФ, разосланные в субъекты РФ вместе с инструктивным письмом Министерства образования РФ от 24.04.2003 года No 2 (фактически это единственный документ, в котором так ли иначе была сделана попытка обобщить подходы в развитии парламентского движения в России). Сегодня инициативными группами из разных регионов Российской Федерации подготовлены Рекомендации по взаимодействию избирательных комиссий разного уровня с молодежными парламентскими структурами, рекомендации по взаимодействию молодежных парламентов с молодыми учеными, рекомендации по PR сопровождению деятельности молодежных парламентских структур. Общественным молодежным советом Приморского края подготовлен проект рекомендаций по развитию молодежного парламентаризма на муниципальном уровне.
В последующие (2004, 2005 гг.) на территории России прошли I и II Всероссийские форумы молодых парламентариев, межрегиональные образовательные семинары по развитию молодежного парламентаризма, мероприятия по развитию молодежного парламентского движения в федеральных округах (Курганская область, Хабаровский край, Новосибирская область). Данные мероприятия легли в основу формирования молодежного парламентского движения на территории России.
Объединяя в своих рядах молодежь не равнодушную, ищущую, молодежные парламентские структуры формируют на своей основе - площадку для общественных дискуссий о развитии российского общества и государства, определяют в своем лице некую проектную общественно-политическую картину в России. Это легко наблюдать, как раз в оценке межрегионального общения между представителями данных структур.
Сегодня следует признать, что молодежное парламентское движение превзошло уровень идеи - оно стало фактом состоявшимся.
Свидетельством этому является то, что фактически ежемесячно в субъектах Российской Федерации создаются новые молодежные парламенты.
Так, в последнее время молодежные парламенты появились в следующих регионах:
#61485;    в городе Апатиты Мурманской области 20 городских молодежных организаций выступили с инициативой создания молодежного парламента, который намерен заняться совершенствованием молодежной политики в городе, принимать активное участие в общественной жизни и координировать многочисленные городские молодежные организации;
#61485;    в Красноярском крае представители порядка 60 молодежных объединений края совместно с депутатами краевого парламента, представителями краевой администрации, обсуждая форму организации представительства молодежных объединений во власти, пришли к единому мнению о создании краевого молодежного парламента;
#61485;    в городе Барнауле (Алтайский край) прошла первая сессия краевого молодежного парламента. В ней приняли участие депутаты молодежных представительных органов из 28 районов и городов края, а также сотрудники администраций муниципальных образований, отвечающие за работу с молодежью. Сегодня на Алтае в представительных органах молодежи работает более 600 депутатов, которых выбирали в целом 62 000 избирателей. Ожидается, что до конца 2003 года молодежные представительные органы будут сформированы во всех городах и районах.
#61485;    в Республике Марий Эл проходит работа по созданию молодежного парламента. Помощь и поддержку в этом процессе оказывает Государственное Собрание Республики Марий Эл и центральная избирательная комиссия Республики Марий Эл.
#61485;    в городе Норильске (Красноярский край) будет избран молодежный парламент. Избираться в члены представительного молодежного органа будут во всех учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Главной задачей нового органа станет осуществление законотворческой деятельности в области молодежной политики.
Как нетрудно заметить, молодежные парламенты создаются не только на уровне субъекта Российской Федерации, но и в муниципальных образованиях. В Новосибирской области, например, обсуждалась региональная программа, регламентирующая создание молодежных парламентов в каждом муниципальном образовании. Процесс создания молодежных парламентских структур на муниципальном уровне начался и в Мурманской, Рязанской, Владимирской, Самарской, Саратовской областях. Этот факт приводит к мысли, что идея молодежного парламентаризма тем эффективнее, чем ближе она самой молодежи. На местном уровне такие органы ближе к молодым гражданам, что позволит им стать реальным аккумулятором идей молодежи и содействовать реализации политики на муниципальном уровне. В этом отношении молодежное парламентское движение ложится содержательным пластом на реализацию ФЗ No 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в России", который расширяет доступ для участия граждан в управлении территорией - места их проживания, в частности, расширяет и возможности молодых людей для участия в этом процессе. Прошедшие местные выборы по новому закону показывают следующую статистику: доля молодых депутатов (от 18 до 30 лет) в представительных органах местного самоуправления составляет в Краснодарском край - 17 %, в Кировской области - 6%. При этом заметен процент участия в местных выборах вчерашних лидеров молодежных парламентских структур, активистов молодежных общественных объединений.

Данные некоторых субъектов Российской Федерации
о количестве депутатов в возрасте до 30 лет,
прошедших в представительные органы местного самоуправления

Субъект РФ    % молодых депутатов
от общего числа
Республика Марий Эл    4,9
Удмуртская Республика    5
Республика Татарстан     4
Ростовская область    14
Краснодарский край    16
Архангельская область    6,1
Кировская область    5,9

Средний % по стране - 7,7

Логично это направление ложится и в развитие общественного территориального самоуправления: создание и организация работы товариществ собственников жилья, народных дружин по охране правопорядка и т.д. Ресурс движения этих реформ в инициативе и понимании их содержания у молодых граждан, в возможности реализовать молодыми людьми своих возможностей и способностей через участие в создаваемых на местном уровне институтах.
Тенденции развития молодежного парламентаризма увязываются и с логикой необходимого участия молодежи в деятельности политических партий. Именно опыт работы на поле молодежных парламентских организаций может стать основополагающим в формировании нового поля политических лидеров в стране. Уже сегодня Всероссийской политической партией "Единая Россия" принято решение о 20% квоте на выборах для молодежи. Фактически это наряду с инструментами молодежного самоуправления - шаг по вовлечению и содействию в вхождении молодежи во власть.
Следует указать и на тот факт, что создание молодежных парламентов сегодня может являться не только инициативой самой молодежи (когда создается инициативная группа, разрабатывающая правовую основу деятельности молодежного парламента, проводящая всю организационную работу).
Сегодня молодежные парламенты создаются по инициативе:
-    молодежных общественных объединений (Рязанская область );
-    органов по делам молодежи, других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Новосибирская область );
-    органов законодательной власти всех уровней (Тюменская область ).
Таким образом, можно констатировать, что развитие молодежного парламентаризма основывается на сочетании инициатив в их создании "снизу" и "сверху": "инициатива снизу", поддерживаемая "сверху"; "инициатива сверху", основанная на инициативе "снизу".
Каковы же основные направления деятельности молодежных парламентских структур?
Разнообразие форм молодежного парламентаризма обуславливает одновременно и различные направления деятельности молодежных парламентов (дум, советов и др.). Как правило, компетенция молодежных парламентских структур определяется органом государственной власти (местного самоуправления), при котором он создан, путем принятия соответствующего нормативного правового акта .
Например, одним из основных направлений своей деятельности Молодежный Парламент Республики Саха видит "подготовку и разработку предложений и рекомендаций о стратегии государственной молодежной политики и формирование приоритетных направлений в ее развитии ".
Молодежный Парламент Волгоградской области ставит перед собой задачи : "разработка и внесение предложений в органы государственной власти Волгоградской области и органы местного самоуправления по проблемам молодежной политики в порядке и объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области; участие в подготовке нормативных правовых актов органов государственной власти Волгоградской области по вопросам, связанным с реализацией молодежной политики в Волгоградской области; взаимодействие и сотрудничество с государственными органами, общественными, государственными и частными организациями, деятельность которых направлена на разрешение проблем молодежной политики".
Молодежные парламентские структуры, сконцентрированные на формировании кадрового резерва региона основными направлениями своей деятельности видят: "подготовку и обучение общественно активной и талантливой молодежи правилам общественной и государственной деятельности ", "подготовка к возможной профессиональной деятельности в составе структурных подразделений администрации, развитие и реализация собственного потенциала, выстраивание собственной карьеры молодыми гражданами ".
Наряду с нормотворческой деятельностью, кадровой подготовкой большинство молодежных парламентских структур участвуют (или реализуют сами) социально значимые мероприятия, проводят социологические исследования и др.
Из опыта деятельности молодежных парламентов в России можно выделить пять основных направления их работы:
1. Представление интересов молодежи в органах власти
Следует признать, что при всем разнообразии форм молодежного парламентаризма существует главная объединяющая их функция - выявление и представление интересов молодежи субъекта Российской Федерации (муниципального образования), повышение эффективности участия молодежи в жизни республики, края, области, автономного округа, города, района. Различные молодежные парламентские структуры позволяют эффективно формулировать и доводить проблемы, интересы и ожидания молодежи до законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Это способствует достижению конкретных социальных и экономических результатов, вовлечению молодых граждан в общественно-политические процессы, повышению общей правовой культуры и гражданской активности молодежи. Перед молодежным парламентаризмом должна стоять задача формирования консолидированного социального заказа молодежи государству. Это достигается различными формами работы, например, общественные приемные, мониторинги в молодежной среде.
Общественные приемные показали эффективность своего существования. Например, под эгидой Общественного молодежного парламента Рязанской области работают две общественные приемные по оказанию юридической и психологической помощи детям и подросткам, в которых консультации дают студенты - психологи и юристы старших курсов высших учебных заведений Рязанской области. Волгоградский молодежный парламент практикует опыт юридического консультирования через интернет. Например, летом 2003 года комитет по законности и безопасности Молодежного Парламента Волгоградской области осуществил проверку на соответствие уличной щитовой рекламы табачных изделий федеральному закону "О рекламе". В ходе проверки были выявлены грубые нарушения данного федерального закона. Было подготовлено обращение в Прокуратуру Волгоградской области с указанием вузов, школ, поликлиник, рядом с которыми расположена реклама с нарушением законодательства.
Мониторинговая работа молодежных парламентских структур также имеет свои существенные преимущества. Во-первых, мониторинги проводятся в молодежной среде самой молодежью - членами и активистами молодежных парламентов. Это позволяет видеть исследуемый вопрос не со стороны, а изнутри. Например, исследования, проводимые Молодежной парламентской Ассамблеей Калининградской области, стимулировали увеличение областного бюджета по разделу "молодежная политика".
2. Участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики
Создание условий для участия самой молодежи в формировании законодательного поля для обеспечения своих прав и свобод является важным моментом для формирования доверительных отношений между государством и молодыми гражданами. Участие молодежи и ее объединений в обсуждении законов и иных нормативных правовых актов, касающихся молодежи, подготовка и выдвижение своих нормотворческих инициатив дают возможность им влиять на определение основных направлений государственной молодежной политики, расходной части федерального (регионального, местного) бюджета Российской Федерации по разделу "социальная политика" в части, касающейся реализации молодежной политики, и иные вопросы.
Опыт участия молодежных парламентских структур виден как на региональном, так и на федеральном уровнях. Например, членами Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания РФ была разработана Концепция федерального закона о молодежи (сам закон на сегодняшнем этапе находится в стадии разработки).
Молодежным Парламентом Волгоградской области подготовлены проекты региональных законов "О компенсации стоимости месячного студенческого проездного билета", "Об общественных объединениях в Волгоградской области". Общественным молодежным парламентом Рязанской области разработаны поправки к региональной программе "Молодежь Рязанщины", проект Закона Рязанской области "Об уполномоченном по правам человека"; подготовлен проект Закона Рязанской области "О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений Рязанской области".
Безусловно, не все предлагаемые молодыми парламентариями рекомендации вносятся в действующее законодательство (например, для продвижения регионального закона о молодежи новосибирских молодых парламентариям понадобилось 5 лет). Однако такая работа не становится не замеченной. Она оказывает динамичное влияние на позицию законодателей. Существует и еще один нюанс этого вопроса. Известны во многих регионах трудности по взаимодействию между исполнительными и законодательными органами. Молодежные парламенты могут сыграть в таких противоречиях роль некого буфера взаимодействия по вопросам принятия необходимых программ, затрагивающих интересы молодежи.
Участие в нормотворческой деятельности, как направление деятельности, активно наблюдается у молодежных парламентских структур, созданных при законодательных органах власти. Деятельность таких парламентов, как правило, проходит во взаимодействии с комитетами законодательного органа, что обеспечивает внесение предложений в нормативных правовой акт на стадии его разработки.
3. Подготовка молодых кадров
Молодежные парламенты и иные молодежные парламентские структуры - поле для выявления молодых лидеров, интересующихся общественно-политической и управленческой деятельностью. Применение различных форм и методов работы в рамках системы молодежного парламентаризма позволяет одновременно получать некоторые академические знания и приобретать практические навыки управленческой работы. В то же время из числа членов молодежных парламентов формируется группа единомышленников с активной жизненной позицией, готовых поддержать и совместно реализовывать идеи и программы органов государственной власти (местного самоуправления), направленные на развитие региона (муниципального образования). Практическая работа молодых людей и их знакомство с законотворческой, управленческой и общественной деятельностью является важным компонентом подготовки грамотных специалистов для соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
При грамотной работе со стороны органов власти из молодых парламентариев есть шанс "вырастить" некий золотой кадровый резерв.
В 1998 году Губернатором Ярославской области была утверждена программа "Молодежное Правительство Ярославской области". Данная программа содержит комплекс мероприятий по обучению, прохождению практики для перспективных молодых людей. Большинство таких молодых граждан, по опыту, остаются работать в управленческих структурах региона. Например, персональный состав Департамента по молодежной политике администрации Ярославской области с 1998 года на 1/3 пополнился выходцами из Молодежного правительства Ярославской области.
Опыт Калининградской области предусматривает проведение целого ряда семинаров, тренингов для молодых парламентариев: "Школа лидерства", семинары "Основы политики и политологии", "Историей развития парламентаризма", "Действующее законодательство Российской Федерации и Калининградской области по вопросам молодежной политики" и др. Обязательным условием членства в Молодежном Парламенте Новосибирской области является прохождение школы парламентаризма, проводимой комитетом по делам молодежи администрации Новосибирской области.
4. Проведение социально значимых мероприятий
Молодежные парламентские структуры принимают активное участие в реализации государственных (местных) программ и отдельных социально значимых акциях, проводимых на уровне региона (муниципального образования). К работе по осуществлению данных мероприятий привлекаются не только сами молодые парламентарии, но и те общественные объединения, которые они представляют (молодежные общественные организации, студенческие профсоюзы, активы сельской молодежи и т.д.). Как показывает опыт ряда субъектов Российской Федерации, данное направление может стать важным в деятельности молодежных парламентских структур. Члены молодежного парламента в разных формах могут привлекаться к акциям, проводимым соответствующим органом по молодежной политике, который и определяет формы такого взаимодействия.
В то же время, данное направление работы весьма спорно. Бытует мнение, что молодежные парламентские структуры не должны заниматься проведением конкретных мероприятий. Для этого существуют общественные объединения. Молодежные парламенты же, занимаясь проведением, например, акций, концертов, теряют свою "парламентскую" природу . Однако опыт показывает, что представительные молодежные парламенты, имеющие авторитет у молодежи региона, могут аккумулировать молодежные ресурсы и активно привлекать их на проведение конкретных мероприятий. Например, в Молодежный Парламент Новосибирской области акцент в своей деятельности делает на социально значимых мероприятиях. За 2002 год им были проведены: - "Весенняя неделя добра" (апрель 2002), в рамках этой акции было проведено более 150 мероприятий на территории Новосибирской области, наиболее интересными стали: "Социальная лавка", "Детская книжка и игрушка", "Мой двор", "Чистый город", "Подари радость людям"; "Время нас выбрало" (июнь 2002), в акции приняли участие более 70000 человек, было проведено более 200 мероприятий по отчистке лесопарковых территорий, помощи детям-сиротам и детям-инвалидам, ветеранам войн и педагогического труда, донорская сдача крови; "Белые цветы-2002" (август 2002), сбор средств для детей, больных туберкулезом; вахты памяти и восстановление памятников.
Большинство из перечисленных мероприятий содействует участию в реализации социально значимых мероприятиях большого количества молодых людей. Силами государственных органов этого достичь нельзя.
Кроме того, в ряде субъектов члены молодые люди начинают свою молодежную парламентскую деятельность, имея на руках свой предвыборный манифест. В этом отношении, реализация своей предвыборной программы становится школой выполнения обязательств перед избирателями (например, по итогам работы Общественного молодежного парламента Рязанской области первого и второго созыва в областной прессе готовились тематические отчетные публикации о реализации молодыми парламентариями своих программ, с которыми они пришли в парламент).
5. Просветительская деятельность
Это, с одной стороны, организация обучения молодых людей - членов молодежных парламентских структур. С другой стороны, это - просветительская деятельность в широкой молодежной среде, направленная на повышение правовой культуры молодых избирателей и доступности общественно-политической информации, формирование активной гражданской позиции молодых людей. В реализации этого направления деятельности основными партнерами могут и должны быть избирательные комиссии всех уровней.
Общественный молодежный парламент Рязанской области практикует организацию постоянных встреч молодежи с представителями государственных органов власти и местного самоуправления в учебных заведениях, в лагерях - актива; проведение дискуссий и круглых столов по актуальным вопросам (наркомания, проблема абортов, образование, трудоустройство молодежи). Сегодня большинство молодежных парламентских структур имеют свой сайт или регулярно размещаю информацию о своей деятельности на сайтах дружественных организаций (учреждений) , выпускают печатную продукцию о своей деятельности, активно сотрудничают с региональной прессой (Молодежный Парламент Республики Хакасия сотрудничает с 41 средством массовой информации; за 2002 год в региональной прессе о Молодежном Парламенте Волгоградской области было написано 43 статьи; Общественный молодежный парламент Рязанской области ежемесячно выпускает страницу о своей деятельности в областной молодежной газете "Молодежная среда").
Реализация данных направлений требует не только тесного взаимодействия с самой молодежью территории, но и для эффективной работы необходимо взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления. В этой связи необходимо соблюдать следующие общие принципы взаимодействия молодежных парламентских структур с государственными и муниципальными органами власти :
#61485;    органы государственной власти и органы местного самоуправления берут на себя обязательства по обучению членов молодежных парламентских структур основам социального управления, законодательства субъекта Российской Федерации, парламентской процедуры и разработки нормативных правовых актов;
#61485;    органы государственной власти и органы местного самоуправления обязуются создать необходимые и достаточные условия для легитимного и демократичного формирования молодежных парламентских структур, их функционирования и развития;
#61485;    молодежные парламентские структуры обязаны содействовать государственным и муниципальным органам в исполнении возложенных на них функций, проявляя инициативу.
В большинстве своем государственные и муниципальные органы охотно идут на взаимодействие с молодежными парламентами. Интересным в этом направлении является опыт совместной работы региональных избирательных комиссий с молодежными парламентами (Архангельская, Рязанская, Владимирская, Ростовская области). Такая деятельность подразумевает проведение совместных конференций, открытых дискуссий, дебатов, и, как правило, задействует широкую массу обучающейся молодежи.
Как легко заметить, деятельность молодежных парламентских структур многопланова и объективно отвечает потребностям молодых граждан и принципам реализации молодежной политики в России.
Сегодня понимание такой многоплановой деятельности молодежных парламентских структур приводит нас к возможности вовлечения потенциала молодых людей к социально-экономическому развитию тех территорий, где они осуществляют свою деятельность: через проведение социально значимых мероприятия, организацию молодежных общественных дискуссий по вопросам развития города, села, субъекта, через совместную работу молодежи с депутатским корпусом по подготовке нормативных правовых актов, бюджета территории, через профессиональное обучение молодежи и подготовку к ее общественно-политической деятельности уже не на молодежном поле.
Надо сказать, что опыт России в сфере молодежного парламентаризма не единичен. Молодежные парламенты есть в Германии, Финляндии, Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Финляндии. Кроме того, действующая на территории Европы Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований содержит в себе отдельный раздел, регламентирующий вопросы функционирования органов молодежного самоуправления в территориальных образованиях . Как показывает практика развитых зарубежных стран, партнерство государственных органов с молодежью вошло в практику молодежной политики во многих странах Западной Европы. Одновременно, в странах с развитой демократией (например, таких, как Германия) Молодежные парламенты не стали серьезными структурами, которые могли бы реально представлять интересы молодежи. В большинстве своем, созданные при органах государственной власти, они приобрели форму клубов, где политически активные молодые люди учатся парламентской культуре, основам политической деятельности.
Очерчивая проявления молодежного парламентского движения, формат его развития, важно указать на те сложности и противоречия, с которыми сегодня эта форма вовлечения молодежи в жизнь муниципальных и региональных образований сталкивается:
#61485;    вопросы закрепления правого статуса молодежной парламентской организации в России (сегодня обсуждается принятие закона об областном молодежном парламенте в Новосибирской, Курской областях, но общего понимания в данном вопросе нет. Наличие отдельного закона о системе молодежного парламентаризма в России, механизмах и формах его организации и работы с органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях и на местах, смогло бы увеличить возможности для его системного развития). Тем более что, молодежный парламентаризм развивается с видимой тенденциозностью, связанной с созданием общественных палат в регионах России и на федеральном уровне
#61485;    вопросы отсутствия кадровой школы для молодежных лидеров, в том числе и тех, которые вовлечены в деятельность органов молодежного самоуправления
#61485;    вопросы постоянной межрегиональной коммуникации (сегодня можно пересчитать по пальцам количество межрегиональных молодежных площадок для общения. Однако именно они закладывают основу для целостного понимания молодежи собственной страны, возможностей ее развития и собственного развития в рамках нее)
#61485;    вопросы сотрудничества с политическими партиями (наблюдения показывают, что порой молодежные парламентские структуры становятся заложниками работы конкретного амбициозного политического лидера или партии (например, на этапе становления молодежного парламентаризма в Питере образовалось 4 молодежных парламента - у каждой партии по одному). Однако в сегодняшних условиях сотрудничество с партиями - необходимый механизм продвижения молодежных инициатив. И это должно лечь в один из пунктов работы молодежных парламентских структур в территориях)

Очевидно, что только ответственная и социально активная молодежь может стать гарантом гражданского общества и демократического государства в России. Только участвуя в процессе становления и самоопределения молодежи, через понимание молодежи как субъекта общественных процессов, возможно появление в России нового поколения граждан, ответственных за себя и свою страну.
В этом отношении через такое направление как молодежное самоуправление, как механизм вовлечения инновационного потенциала молодого поколения в развитие российских территорий, мы можем увидеть стратегическое условие для дальнейшего развития российского государства и общества.


Пастухова Лариса Сергеевна,
президент Центра развития молодежного парламентаризма в России

05.04.2007
www.nasledie.ru











Док. 291012
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 1487

  • Пастухова Лариса Сергеевна (в девичестве - Синякова)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``