В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лариса Пастухова: Ответы молодежной политики на вызовы современности Назад
Лариса Пастухова: Ответы молодежной политики на вызовы современности
Молодежь - это стратегический ресурс национального и мирового развития. Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые смогут эффективно накапливать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. Поэтому вопросы работы с молодежью занимают одно из ведущих мест в числе стратегических приоритетов стран, заботящиххся о своем развитии.
Одновременно сегодня в вопросах работы с молодежью не достаточно ориентироваться на составляющую одного конкретного государства. Мировые тенденции создают темы для серьезного разговора об общих, в своем роде универсальных подходах в работе с молодежью, значимых для обществ и государств на всем мировом пространстве.
Сегодня во многом необходимо пересмотреть, скорректировать приоритеты в работе с молодежью в свете прогнозируемых изменений, таких как, экономический спад или ускоряющийся прогресс информационных технологий. Мы стали свидетелями недавних серьезных событий на европейском континенте. Они коснулись толерантности, ксенофобии, свободы слова, духовности. Это проверяет на прочность механизмы, созданные международным сообществом для противодействия изменившимся угрозам миру. Европа, считавшая, что после Второй мировой войны она смогла создать институты, необходимые для того, чтобы навсегда избежать кошмаров всемирных конфликтов и Холокоста, сегодня страдает от незаживающих ран на своем пространстве. Разумеется, масштаб конфликтов уже не тот, что в прошлом, но оружие, бомбы и братоубийственные столкновения все же разрушительны.
Призывы национальной нетерпимости идут и с экранов ТВ, и из сети Интернет. Группа, наиболее восприимчивая к таким призывам - молодежь. Люди, не чувствуя безопасности, уверенности, стабильности испытывают страхи, которые выливаются в агрессию и распространяются на незащищенные группы населения.
Влияние глобализации как мировой тенденции развития современных обществ ощущается все сильнее. Научно-технический прогресс создал всемирную транспортную инфраструктуру, а неравенство в развитии государств и обществ, стало столь очевидным, что миграцию остановить уже невозможно. 80% европейцев проживают в городах, где за последние десятилетия значительно выросло этническое и религиозное разнообразие. Львиная доля нелегалов живет в общинах, не ассимилируясь, создавая целые районы компактного проживания. Многие плохо знакомы с государственными языками. Все это образует почву для межнациональных, межкультурных и межрелигиозных конфликтов. Мигранты приносят с собой особую культуру, которая воспринимается большинством в обществе как чужеродная и ассоциируется в первую очередь с языковыми и образовательными проблемами. Общество заражено ненавистью к мигрантам, представителям нетрадиционной сексуальной ориентации, в общем, ко всем, кто хоть чем-то отличается от основной массы. Одновременно, необходимо отметить, миграция не является исключительным злом: в ситуации быстрого старения населения большинства европейских стран она дает шанс на сохранение возрастного, а, следовательно, и экономического баланса в обществе.
Важно сказать и об экономической составляющей: о все еще существующем не равном доступе молодежи к получению образования и достойной работе. В большинстве стран мы наблюдаем тенденцию по реализации молодежной политики к политике сдерживания или политики, направленной на удлинение молодежного возраста вместо наиболее раннего включения молодых людей в самостоятельную жизнь: созданиются модели для участия молодежи, которые подменяют реальную возможность влиять на ситуацию в регионе, стране. Учитывая, что стремления и ожидания молодежи часто определяются и формируются взрослыми в работе с молодежью важно ставить в приоритет вопросы "связи поколений". Часто элиты обществ немолодежного возраста воспринимают молодых людей как потенциальных конкурентов, а не преемников или равнозначных партнеров.
Сегодня необходимо повышать уровнь качества жизни населения. Решение этого вопроса тесно связано с развитием научно-технического прогресса, с новыми знаниями и технологиями, в том числе в области создания новых лекарств, создание материалов, которые могут заменить редкие природные ресурсы. Актуальны вопросы экологической безопасности Планеты Земля, освоение космического пространства. В этих вопросах особую роль играют исследования в области нанотехнологий. Масштаб решения этих задач зависит не только от акцентов, расставленных в рамках одного государства, но и от межгосударственного сотрудничества как на современном этапе, так и через десятилетия. В этом отношении современная молодежь должна понимать масштаб этих задач и способна к межгосударственному сотрудничеству в этой области.

Почему молодежь? Почему, говоря о мировых тенденциях, о вызовах, на которые международное сообщество пока не всегда может найти ответ, во главу вопроса мы ставим именно молодых людей?
Говоря о мировом экономическом, социальном, культурном развитии, о стабильности и устроенности мира на Земле, сегодня недостаточны тактические действия в этом направлении. Важна и общая стратегия на обновление, на преемственность и дальнейшее развитие существующих устоявшихся традиций и работающих в мирных целях моделей. Здесь молодежь играет основную роль.

У молодежи особые социальные функции:
- молодежь наследует достигнутый уровень и обеспечивает преемственность развития общества и государства, осуществляет репродуктивную функцию;
- обладает инновационным потенциалом развития различных сфер обществ;
- молодые люди составляют основную часть кадров силовых ведомств, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.

Эти особые социальные функции накладывают на молодежь серьезную социальную ответственность и одновременно требуют от государства и общества дополнительных ресурсов для развития. Целостная и последовательная молодежная работа призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных, экономических, репродуктивных функций молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Недостаточная эффективность работы в молодежной сфере ведет к торможению социально-экономического развития стран и мира в целом.
Наряду с этими социальными функциями мы должны говорить о дополнительной нагрузке на молодежь в свете обозначенных вызовов современной действительности.
Отметим также ряд факторов обуславливающих рост социальных различий и конфликтов в молодежной среде:
- неравенство в социально-экономическом положении молодежи
- различия, обусловленные социальным происхождением и этнической принадлежностью
- различия в положении, обусловленные страной или регионом
- усиливается непонимание между поколениями: отсутствие или не развитость механизмов согласования интересов молодежи с интересами других групп общества, ставит задачу нахождения гармонии между консервативным началом старшего поколения и новаторством и эмоциональной экспрессии молодежи.

Одновременно отношение общества и государства к молодежи сегодня характеризуется следующими особенностями:
- в сфере экономики и труда сохраняется невостребованность инновационного потенциала;
- в сфере политики доминирует политическое манипулирование;
- сфера культуры находится под доминирующим влиянием интересов и методов индустрии развлечений;
- в сфере образования остается открытым вопрос о создании равного доступа к получению образовательных услуг разными категориями молодых людей;
- в духовно-нравственной сфере формальные подходы государства сочетаются с безразличием и бессилием общества.

Мы же говорим о молодежи как об активном, заинтересованном участнике решения задач, стоящих перед обществом. Со своей стороны, общество должны создать необходимые условия для самореализации молодежи и ее активного включения в общественные процессы. Сегодня важно найти ответы на вопросы: как действовать молодому поколению в будущем? Как построить мир, спокойствие, развитие в многокультурном, многонациональном мире, мире без границ? Какие механизмы необходимо задействовать для решения вопросов равного доступа молодежи к образованию и работе, к меняющимся требованиям к знаниям, навыкам в связи с переходом к информационному обществу, экономике знаний.
Объективно в связи с выше сказанным в большинстве стран идет пересмотр концептуальных подходов в молодежной работе. В России также ведется работа по выработке концептуальных подходов в проведении молодежной работы, которые определили бы основные направления политики общества и государства в отношении молодежи, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года, международных договоров, участником которых является Российская Федерация, а также "Всемирной программы действий, касающихся молодежи, до 2000 года и на последующий период", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1995 года, "Лиссабонской декларации по молодежной политике и программам", одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 января 2000 года, Европейской хартии об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований.
Мы рассматриваем молодежную работу как неразрывное единство государственной и негосударственной составляющих. Государственная составляющая представляет собой политику государства, формируемую в отношении молодежи, которая реализуется при определяющей роли органов государственного управления и отражает, прежде всего, позиции и представления государства относительно молодежи. Негосударственная составляющая молодежной работы в качестве основного субъекта деятельности предполагает молодежь и молодежные объединения, которые формулируют, представляют, отстаивают интересы и взгляды различных групп самой молодежи на свои проблемы и на способы их решения, а также представления молодежи о своем месте в решении мировых, национальных, государственных проблем.

Молодежная работа в России ориентирована на молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет - в период их активной социализации, адаптации к различным формам социальных отношений. Молодежь рассматривается и как особая социально-демографическая группа, и как неотъемлемая часть общества.
Целями молодежной работы являются:
- создание условий для успешной реализации инновационного потенциала молодежи в интересах стабильного демократического развития страны, обеспечения ее суверенитета, конкурентоспособности и безопасности, для приращения человеческого капитала молодого поколения;
- предоставление возможностей и гарантий для наиболее полной позитивной самореализации и социального развития молодых граждан, для продуктивного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

Молодежь динамично адаптируется к современным социально-экономическим и политическим условиям. Вместе с тем, нарастающие тенденции в области получения доступного образования, в области экстремизма, миграции и др. равнозначимо находят свой отклик и в молодежной среде в России. Мы констатируем наличие социально неустроенных и неблагополучных молодых людей, молодежных "групп риска", проявление молодежного экстремизма и радикализма.

С другой стороны на современном этапе прослеживается целый ряд позитивных тенденций в молодежной среде:
- созревает мощный инновационный потенциал;
- растет самостоятельность, практичность и мобильность, ответственность за свою судьбу, восприимчивость к новому;
- увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;
- возрастает престижность качественного образования и профессиональной подготовки;
- формально-статусное отношение к образованию уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;
- растет заинтересованность в укреплении своего здоровья;
- современная молодежь становится полноправной частью международного молодежного сообщества, активно интегрируется в общемировые экономические, политические и гуманитарные процессы.

Говоря о некоторых принципиальных подходах в молодежной работе можно остановиться на следующих позициях:

Молодежная работа основывается на взаимной ответственности. Общество и государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и приумножение ее потенциала, обеспечение преемственности и поступательности развития.
Молодежная работа должна представлять собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера и являться органичной частью внутренней и внешней политики.
Молодежная работа основывается на принципах взаимной заинтересованности и социального партнерства всех ее субъектов, социальных институтов, организаций, политических партий, средств массовой информации, бизнес-сообщества, родителей или лиц, их заменяющих, традиционных религиозных конфессий, трудовых и учебных коллективов, других юридических и физических лиц.
Молодежная работа строится на основе принципа равных базовых возможностей для молодежи.
Общество и государство рассматривает молодежь как базовый стратегический ресурс, как реальный субъект социально-экономической политики.
Это означает повышение степени внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также оптимизацию системы молодежной работы.
Молодежная работа должна строиться с учетом специфических интересов молодежи, но без неэффективного патернализма. Основой молодежной работы должно стать социальное партнерство, стимулирование активности молодежи в различных сферах, выработка эффективных механизмов участия государства и общества в процессах социализации.
Такой подход требует просчитанных инвестиционных вложений, ориентированных на эффективную отдачу. При этом государство должно выступать как адресный и системный инвестор, осуществляющий целенаправленное вложение средств в молодежь через создание эффективной молодежной работы.

Говоря о принципиальных подходах к молодежной работе на европейском пространстве, логично отталкиваться от 3 составляющих:
"Участие"
"Многообразие"
"Права человека"
Эти составляющие во многом дают ответ на современные вызовы, одновременно адаптационно вписываются в национальный компонент отдельного общества и государства.

В Резолюции о приоритетах молодежного сектора Совета Европы на 2006-2008 год одним из основных приоритетов названо участие молодежи в процессе принятия решений и демократическое гражданство молодежи. Особый акцент в приоритетах ставится в продвижении и поддержании роли молодежных организаций в развитии демократического участия, продвижении гражданского образования и участия для молодых людей, в продвижении идей доступа молодых людей к процессу принятия решений.
Документ Организации Объединенных Наций "Набор средств для оценки национальной политики касающейся молодежи" (2004) детализирует требования и ожидаемые действия на уровне осуществления государственной молодежной политики в приоритетной области "Полное и эффективное участие молодежи в жизни общества и в процессе принятия решений".
Хартия предполагает в качестве инструментов реализации ее целей и задач ряд конкретных шагов и действий:
1.    Подготовка молодежи к участию в общественной жизни
2.    Информирование молодежи
3.    Вовлечение молодежи в жизнь общества с помощью информационных и коммуникационных технологий
4.    Расширение участия молодежи в работе СМИ
5.    Поощрение молодежи к безвозмездному труду и служению обществу
6.    Поддержка молодежных проектов и инициатив
7.    Развитие молодежных организаций
8.    Участие молодежи в неправительственных организациях (НПО) и политических партиях

Все указанные формы участия молодежи известны субъектам молодежной политики на национальном уровне, однако основной проблемой становится оценка эффективности деятельности этих инструментов. В частности возникает вопрос, что считать эффективным участием - численность молодых людей вовлеченных в те или иные формы демократического участия или качественный анализ достигнутых ими результатов участия. При этом эти процессы могут не совпадать. Вопросы участия молодежи тесно связаны с дискуссией на предмет существующих моделей, подменяющий реальное участие молодежи в жизни общества, на предмет молодежного абсентеизма, работы политических партий с молодым поколением.
Во "Всемирном докладе по вопросам молодежи" Организации Объединенных Наций за 2005 год проблемы полноправного и эффективного участия молодежи в жизни общества и в процессе принятия решений наряду с признанием положительной динамики решения этой задачи, отмечены возникающие в данном процессе трудности. Среди таких трудностей указывается, что "необходимо отходить от применения разовых подходов, ориентированных на конкретные направления деятельности, и переключаться на подходы, охватывающие основные аспекты функционирования общественных структур и учреждений и осуществления процессов". Также говорится об изменении характера добровольческой деятельности молодых людей, которая носит все более неформальный характер, об изменении характера участия молодых людей в политической жизни, об опасности чрезмерной формализации молодежного участия, превращения его исключительно в инструмент карьерного роста.

Вопросы "Многообразия" в молодежной работе усиливаются, как это уже было отмечено в докладе, ростом экстремиских настроений, миграционных процессов. Для молодежной работы важно понимание многообразия как
понимание и признание взаимной зависимости народов, культур и окружающей среды;
практика взаимоуважения качеств и опыта, отличных от собственных;
признание того факта, что личная, культурная и узаконенная дискриминация создают и поддерживают привилегии для одних, создавая и поддерживая при этом неудобства для других и др.
Мы говорим о необходимости разговора на эти темы в ходе формального обучения молодежи, через информационные и др. массовые ресурсы.

Проблема "прав человека", актуальная для всех социальных групп, для молодежной группы актуализирована не меньше: и в свете важности соблюдения естественных прав и свобод человека и в свете специфичных для молодежи как определенной социальной группы прав, связанных с получением образования, достойной работы и др.
"Участие", "Многообразие", "Права человека" ложатся в основу Европейской акции "Все различны и все равны", неслучайно мы обсуждаем эти вопросы стержневыми в рамках нашей встречи.
У нас есть возможность договориться, обсудить возможные пути для развития молодежной работы в наших странах и европейском пространстве, обсудить существующие проблемы у молодежи и возможные пути их решения.
Мы часто говорим о проблемах, сложностях, с которыми приходится сталкиваться молодым людям, акцентируем внимание на вызовах современной действительности, которые имеют непосредственное влияние в том числе и на молодых людей. Одновременно важно понимание того, что не все зависит от правительств органов государственной власти наших стран, важную ответственную роль в процессах разрешения проблем играет собственно само молодежь, то есть мы с вами.

В этой связи, мне хотелось бы пожелать в нашей работе быть откровенными и открытыми к обсуждению актуальных для молодежи Европы тем, и одновременно сегодня и и в дальнейшем ответственными за реализацию подготовленных предложений.



Пастухова Л.С., президент
Центра развития молодежного парламентаризма в России

05.04.2007
www.nasledie.ru

Док. 291002
Опублик.: 05.04.07
Число обращений: 1554

  • Пастухова Лариса Сергеевна (в девичестве - Синякова)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``