В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Бойко: `Минрегион стал для Дальнего Востока главным фактором риска` Назад
Ирина Бойко: `Минрегион стал для Дальнего Востока главным фактором риска`
Министерство регионального развития РФ представило сегодня разработанную по поручению президента и премьер-министра Концепцию стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.



Презентуя документ, разработчики явно не поскупились на его текстуальную рекламу. В Концепции представлено видение стратегических направлений развития Дальнего Востока и Забайкалья как одного из важнейших макрорегионов России, говорится в информационном сообщении, размещенном на сайте Минрегиона. В Концепции обозначены процессы, определяющие развитие макрорегиона в долгосрочной перспективе, внешний контекст развития, внутрироссийские условия развития, системные проблемы и стратегические приоритеты макрорегиона, основные сценарии его развития на долгосрочную перспективу. Словом, Дальний Восток и Забайкалье, если верить этим заявлениям, получили, наконец, долгожданную стратегию развития.



Корреспондент KM.RU обратился за комментариями к ряду экспертов и получил взамен совсем иную оценку этого многостраничного труда.



"Минрегион подготовил выдающийся в своей безыдейности и вредности для страны текст, - резюмировал свой анализ документа лидер Партии развития Юрий Крупнов. - Основное ощущение после прочтения состоит в том, что авторы концепции окончательно согласились с превращением Дальнего Востока в сырьевой придаток других стран и готовы с большим удовольствием продать мировому сообществу этот, пока ещё российский, участок земли.



Неужели через такого рода "концепции" можно реализовать задачу, поставленную на заседании Совета Безопасности 20 декабря 2006 года президентом В.Путиным, превратить Дальний Восток в место, привлекательное для жизни людей?" - задает риторический вопрос эксперт.



"Представленный документ никакой стратегией и даже концепцией не является, - заявил корреспонденту KM.RU глава Агентства региональных исследований Ростислав Туровский. - Основная часть "стратегии" представляет собой добротный студенческий экономико-географический реферат, к которому приложены некоторые выводы и благие пожелания".



"Такое впечатление, что авторы не имеют понятия, что такое стратегия, - продолжает свой анализ Туровский. - Подобный документ мог появиться только в условиях интеллектуального оскудения России и привычки государственных ведомств использовать откровенную халтуру по принципу "лучше, чем ничего"... Очень жалко государственные деньги, которые скоро будут растрачены в рамках обновляемой ФЦП, - резюмирует Туровский. - Дальний Восток заслуживает лучшей участи".



Главе Агентства региональных исследований вторит руководитель Казанской проектной группы развития Ильнур Батыршин: "Министерство регионального развития, подготовив документ под названием "Концепция стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона", показало свое полное непонимание того, что такое стратегия и что такое развитие. Разве можно назвать стратегией, - вопрошает Ильнур Батыршин, - формулировку системной проблемы, а потом предложение сохранить эту проблемную ситуацию? Разве можно назвать развитием региона закрепление за ним роли сырьевого придатка стран АТР?"



Но, пожалуй, наиболее развернутый анализ подготовленной в недрах Минрегиона "стратегии" дала корреспонденту KM.RU директор Центра региональной и инновационной политики (Санкт-Петербург), доктор экономических наук Ирина Бойко. По сути, поясняет она, "идеей стратегии является экономическое отделение Дальнего Востока и Байкальского региона от России". Эта "цель" просматривается даже по тому, как этот регион в документе обозначается: "Минрегион сознается в том,- отмечает Бойко, - что регион, для которого он подготовил "стратегию", не относится "к основной территории Российской Федерации" (стр.37). Может ли быть сильным и конкурентоспособным государство, у которого существуют основные и не основные территории?" - вопрошает Ирина Бойко.



"В документе вообще отсутствует объект исследования и стратегического воздействия, - продолжает эксперт. - Что такое ДВиБР - не объясняется, анализ не проведен, общие черты и особенности двух огромных территорий неизвестны. Отсутствует стратегия развития ДВиБР как российского региона, а не гаранта поставщика ресурсов для стран АТР".



Далее Ирина Бойко перечисляет основные структурные изъяны стратегии: "В документе отсутствует четкий анализ экономической статики рассматриваемого региона (сравнительных преимуществ), анализ тенденций развития (динамики) прежде всего с точки зрения структурных изменений в экономике региона. В документе отсутствует четкая стратегическая цель на усиление конкурентоспособности региона и, следовательно, экономическое усиление России в Азиатско-тихоокеанском регионе, отсутствует четкое понимание, какие программные действия необходимо осуществить для достижения стратегической цели, а также не исследуются препятствия и механизмы их устранения".



Дело доходит до курьезов, отмечает Бойко: "Преодолевая введение, можно ознакомиться с основной частью, в которой значительная часть повествования посвящена особенностям, проблемам и перспективам развития почему-то стран АТР. Как будто именно этим странам, а не России, необходима стратегия Минрегиона. В первой части основного текста повествуется о пространственной организации, но не российского региона, а АТР. Отмечается высокая плотность населения в Китае, интенсивное развитие тихоокеанского побережья США и численность населения в наиболее крупных городах Кореи (это называется анализом пространственной организации!). Затем, после сумбура о плотности населения и миграционном оттоке в ДВиБР, делается вывод о необходимости увеличения численности населения в Сибири (!) и на Дальнем Востоке (!). Следующий раздел о транспортной инфраструктуре также начинается с обрывочных данных по странам АТР. Энергетику также ведет информация о Китае. Раздел "Финансовая инфраструктура" также начинается с обзора по странам АТР. Зато раздел по образовательной инфраструктуре начинается с России и сразу с приговора: "структура "производства знаний" советского времени (Сибирское и Дальневосточное отделения АН - так СОРАН и ДВО РАН обозначены в тексте) не в состоянии отвечать на современные вызовы и обеспечить поддержку инновационному развитию восточного макрорегиона России".



"В чем же тогда состоит "большой потенциал" ДВиБР?" - вопрошает Бойко. По прочтении Концепции, считает она, ответ может быть лишь один: "Он ("большой потенциал" - KM.RU) состоит из углеводородов, гидроресурсов, руды, лесных ресурсов, плодородных почв, рыбных ресурсов, ландшафтно-рекреационных возможностей, наличием конкурентоспособных производств (эта фраза, кстати, никак и нигде в тексте больше не упоминается), наличием сформированной системы расселения и выгодным геоэкономическим и геополитическим положением.



Какая стратегия предписывается региону в связи с проведенным "анализом"? Стратегией должна являться "ответственность за ресурсное обеспечение мирового (читай АТР) социально-экономического развития". То есть предполагается, что АТР будет и дальше продолжать динамично развиваться, а российский регион должен рассматриваться как "гарант ресурсов развития" для АТР. Особенные возможности на этом направлении, как ожидается, возникнут в процессе проведения саммита АТЭС, а также при создании во Владивостоке товарно-сырьевой биржи, на которой будут предложены в том числе и ... гуманитарные ресурсы (стр.40)".



"В "стратегии" указаны и основные риски для развития ДВиБР, - продолжает свой анализ подготовленного Минрегионом документа Ирина Бойко. - Это металлургические компании Китая, Турции, Ирана, Индии и даже Венесуэлы и Бразилии, исландские компании, производящие цветные металлы, особенный риск представляют собой страны Персидского залива и Иран (стр.42), а угрозы со стороны "плантационного быстрорастущего лиственного леса в Латинской Америке и в Китае" даже не имеют в документе количественной оценки".



"Велики риски, - иронизирует эксперт. - Но все же основной риск для ДВиБР исходит из Минрегиона, а не из латиноамериканских плантаций лиственного леса", - делает вывод Ирина Бойко.


И.Бойко

Бойко Ирина Викторовна. Директор Центра региональной и инновационной политики (С-Петербург). Доктор экономических наук.
KM.RU
3 апреля 2007 г.

Док. 290868
Перв. публик.: 03.04.07
Последн. ред.: 05.04.07
Число обращений: 430

  • Бойко Ирина Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``