В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Московский антикоррупционер начал работу в Нижнем без блеска Назад
Московский антикоррупционер начал работу в Нижнем без блеска
Тема борьбы с коррупцией в последнее время обрела в Нижегородской области особое звучание. В какой-то степени это связано с деятельностью депутата Госдумы Александра Хинштейна, который в декабре прошлого года проявил инициативу в создании антикоррупционной комиссии при губернаторе. В то же время тема настолько интересна и остра, что именно Хинштейном многие журналисты и недовольны. Мол, почему медленно реагируете, где конкретная работа с областной прокуратурой? Депутат Хинштейн упорно объясняется с представителями СМИ: есть объективные трудности да и работать, мол, только начинаем по-настоящему. Что ж, такова жизнь у всех тех, кто берется за трудное дело.

Работа началась, но проблем много

Антикоррупционная комиссия Хинштейна создана по политико-профессиональному принципу. Туда вошли как высокопоставленные сотрудники ГУВД, так и представители депутатского корпуса. Из депутатов отметим Хинштейна, Сентюрина, а также Шаронова, который проявлял активность в расследовании дела о евробондах. Есть в комиссии и представители пропрезидентской "Единой России" - например, Вайнберг. Поэтому с определенной поправкой можно действительно согласиться с тем, что в комиссии представлены люди с разными политическими взглядами - Шаронов от "СПС", Сентюрин от "Родины", Хинштейн и Вайнберг от "ЕР". Отметим, что все эти люди работают там на общественных началах и поэтому нельзя вести речь о прямом влиянии комиссии на работу правоохранительных структур. Задача Хинштейна и Ко - работа консультационно-правового характера, привлечение внимания общественности к фактам коррупции.

Первые месяцы работы комиссии показали и ее ряд слабых мест. Так, например, по признанию самого Хинштейна, не отлажено взаимодействие с прокуратурой и ФСБ. Причина состоит в том, что это чисто федеральные, "вертикально-интегрированные" органы, в то время как милиция - это "нечетко федеральная структура", она ближе к народу. Еще одно слабое место заключается в том, что комиссия создана "при губернаторе". Отсюда - даже политический плюрализм и присутствие в комиссии депутата ОЗС Шаронова и "единоросса" Вайнберга - не устраняют подозрения в ее ангажированности по некоторым коррупционным эпизодам.

Комиссия проморгала "Ардатовское дело"

Среди таковых - эпизод со "взяткой", которую получил глава администрации Ардатовского района Курицын. Хинштейн сам не отрицает, что подход к этому вопросу со стороны областной прокуратуры носил "уровневый характер". Кто-то сделал политический вывод о том, что "сдавать" влиятельного руководителя Курицына сейчас несвоевременно. Поэтому практически ни одно СМИ не получило информации о "скандале районного масштаба". В свою очередь антикоррупционная комиссия получила сведения только от нашей газеты, которой повезло с "источником информации" на местности. Можно уверенно сказать, что не получи мы случайно информацию о "взятке", все осталось бы шито-крыто. Наши претензии к комиссии Хинштейна в этой связи можно свести к двум пунктам. Во-первых, изначальная утечка состоялась задолго до истечения 10-дневного срока, в течение которого прокуратура должна была принять решение - открыть уголовное дело или отказать в оном. Если бы Хинштейн и Ко оперативно среагировали на информацию от "ЛС", то комиссия могла бы косвенно воздействовать на прокуратуру: мол, мы в курсе дела и не позволим заблокировать информацию. Во-вторых, когда мы выдали на гора дополнительную порцию информации, совместив ее с критикой комиссии, выяснилось, что Хинштейн уклоняется от работы по Ардатовскому эпизоду: дескать, это не мой избирательный округ. Возможно, тут сработал политический фактор, о котором мы говорили выше.

Как бы то ни было, комиссия Хинштейна, требуя участия СМИ в ее работе, оказалась не готова отреагировать на "сигнал" "ЛС". Теперь, когда "поезд ушел" - областная прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела "по Курицыну", Хинштейну приходится всем объяснять, что он обратится в Генеральную прокуратуру, которая, якобы, перепроверит отказной материал. В общем, первый "крупный блин" комиссии оказался комом.

Несколько лучше дела складываются на не столь болезненных направлениях. Так, антикоррупционная комиссия активно помогает решить кадровый вопрос в Автозаводском районе, где уже более 2-х лет нет законно назначенного начальника милиции. Трудности с отстранением от дел Сергеенко связываются Хинштейном с покровительством, которое идет аж из администрации президента.

Локальные успехи комиссии связаны с борьбой с коррупцией в "органах", где создана система безнаказанности и безответственности. Работа, например, идет в ГАИ. Подбросил комиссии проблем и известный нижегородский предприниматель Олег Сорокин. Если суммировать его доводы, то можно прийти к выводу, что из потерпевшего Сорокина кто-то охотно лепит обвиняемого Сорокина. Не исключено, что и потерпевшим он стал только для того, чтобы можно было провести полную "ревизию" его бизнеса. Грешным делом приходишь к парадоксальному выводу: а может быть Сорокин не случайно остался жив, а случайно был ранен. Для тех, кто покушался, важен был не результат покушения, а его имитация?

При всех недочетах в деятельности комиссии, когда наиболее активно проводится работа по эпизодам кому-то выгодным (Сентюрин, как депутат Госдумы, заинтересован, скажем, в решении вопроса с начальником Автозаводской милиции), существование структуры Хинштейна идет в "плюс". Другое дело, что нужно отработать механизм взаимодействия между СМИ, собственно комиссией, экспертным советом и "пострадавшими". Возможно, что первые шаги на этом направлении будут сделаны уже в марте 2004 года, когда в следующий раз комиссия встретится с представителями СМИ.

Виктор ДЕМЕНЕВ



ЛЕНИНСКАЯ СМЕНА, Город: НИЖНИЙ НОВГОРОД

Дата: 04 марта 2004

04.03.2004

Док. 290842
Перв. публик.: 04.03.04
Последн. ред.: 04.04.07
Число обращений: 293

  • Хинштейн Александр Евсеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``