В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Руслан ЯМАДАЕВ:`У нас железная Конституция и воля` Назад
Руслан ЯМАДАЕВ:`У нас железная Конституция и воля`
    После теракта в Грозном 9 мая, унесшего жизнь президента Чечни Ахмата Кадырова, система власти, созданная в Чечне, проходит проверку на жизнеспособность. В республике есть и.о. президента, правительство, орган представительной власти - Госсовет. Есть также два члена Совета Федерации и два депутата Госдумы. Один из них - Руслан Ямадаев - возглавляет региональный исполнительный комитет отделения партии "Единая Россия" в Чеченской республике, избран в Госдуму по спискам партии. Он рассказал "ПЖ" о сложившейся в Чечене после гибели Ахмата Кадырова ситуации.

- Руслан Бекмирзаевич, какие последствия вы прогнозируете для Чечни после теракта в Грозном 9 мая?

- Ничего особенного не будет. Мы провели референдум, у нас есть Конституция, все атрибуты власти, Госсовет, правительство. Все будет по закону. Действительно, погиб наш лидер, люди в шоке. Ахмат Кадыров не просто умер, он погиб 9 мая, в день праздника. Это очень большая трагедия для чеченского народа. Но власть ни на секунду не остановилась и не остановится с убийством Кадырова или Ямадаева. У нас железная Конституция и воля. Люди работают нормально.

- Можно ли говорить о том, что команда Кадырова едина?

- Да, команда Кадырова едина. Можно сказать, что это и команда Путина.

- Чуть больше полугода назад в Чечне улеглись политические баталии, связанные с президентскими выборами. Сейчас снова начнется политическая борьба. Грозит ли это дестабилизацией обстановки?

- Конечно, сейчас со всех сторон повылезают "кандидаты" и "советчики" - и из Москвы, и из-за рубежа. Но дестабилизировать обстановку они не смогут. По Конституции в президенты может баллотироваться только гражданин, живущий в Чеченской республике...

- Нет, почему? Любой гражданин России.

- Я имею в виду, что негласно у нас есть мнение, которое разделяют 90% чеченцев, что президентом должен быть житель республики. Не имеет значения, кто он по национальности или вероисповеданию. Но он должен жить в республике и знать ее. Люди прекрасно осведомлены о тех, кто там не живет, кто просто приехал. Поэтому у таких ничего не получится.

- Команда Кадырова говорит, что на предстоящих президентских выборах она выдвинет своего кандидата. Сейчас, конечно, рано об этом говорить, но все-таки кого может выдвинуть команда Кадырова? Назовите хотя бы несколько кандидатур.

- Посмотрите, сколько сейчас людей бегает за портфелями. Они не видят смерть. Сейчас из Москвы и из-за рубежа начинают говорить, кто кого видит президентом. Многие из них себя видят президентами. Но я думаю, что у них ничего не выйдет. Сейчас люди придут в себя, мы сядем, все трезво обсудим, посмотрим, кто больше принесет пользы чеченскому народу, сможет объединить людей. Потом выдвинем кандидата. У нас есть много кандидатов, я не хочу сейчас называть фамилии. Это достойные люди, продолжатели дела Ахмата-хаджи. Мы же не сидели в Москве или за рубежом, мы теряли близких людей, видели много горя. Мы никогда не допустим того, чтобы кто-то пришел и опять привел чеченский народ к крови. Не для этого мы принимали Конституцию и выбирали президента. Мы все прошли "от" и "до", поэтому решать будем мы. И я вам скажу: будет решать партия "Единая Россия". В Чечне сильное региональное отделение, мимо нас никто не пройдет. Это железно.

- Ахмат Кадыров не успел довести до конца многие дела. Это выплата компенсаций, возвращение беженцев, подписание договора о разграничении полномочий и многое другое. Какова судьба этих процессов?

- Все, что начато Ахматом-хаджи, будет продолжено и доведено до логического конца. Я в этом убедился на похоронах президента. Когда были выборы, звучало много нареканий, дескать, неправильно, с нарушениями и т.д. А на похоронах Кадырова собралась практически вся Чечня. Я убедился, что Ахмата-хаджи народ очень любил. Невозможно было в село войти. Чечня еще не знала такого горя. Кадыров своей смертью объединил чеченский народ. Это увидели даже враги. Вы помните, те же политики, которые сейчас лезут к власти, говорили, что выборы прошли с нарушениями, не было альтернативы. Вот сейчас пускай они посмотрят. Сами они побоятся туда прийти, но видеокассеты-то есть. Они хоть раз в жизни видели столько людей в Чечне?! Я скажу честно: такого президента, как Ахмат-хаджи, у чеченцев больше не будет. Никогда! Такие люди рождаются раз в сто лет. Я не преувеличиваю. Я очень хорошо знал Ахмата-хаджи.

Я расскажу вам один случай. В 1998 году мы ездили в Ливию на исламскую конференцию, на которой были представлены духовные лидеры 122 стран мира. И среди них Ахмат-хаджи по образованию, по духовности был на голову выше остальных. Мы стояли в перерыве в вестибюле, и один муфтий с Украины, его звали Шакир, закурил. Я ему говорю: "Ты не кури вблизи моего муфтия". А потом он мне говорит: "Ты мне курить запрещаешь, а тут половина муфтиев пьяные лежат".

Ахмат-хаджи, уже будучи президентом, по пятницам в мечетях, как имам, сам проводил намаз. Если зикр - он зикр делал. 1 мая у меня дома была годовщина по брату Джабраилу, который погиб год назад, его также взорвали. Пришел Ахмат-хаджи, было очень много народу - депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, гости из соседних республик. Я очень боялся, чтобы что-нибудь не произошло, и даже на пять минут от него не отлучался. Если бы что-нибудь случилось, я бы всю жизнь себя винил. Вы бы видели, как его люди слушали! Это был такой человек! Когда с ним говорили, сразу понимали, какой это искренний человек. Я не утверждаю, что он всегда был прав, но он говорил от души, никогда за пазухой не держал колючек, он был чист. Особенно в последнее время у него был колоссальный авторитет.

- Сергей Абрамов как минимум четыре месяца будет руководить республикой. Насколько он сможет держать под контролем ситуацию, что удавалось только Кадырову? Сможет ли он управлять хозяйственными делами, справляться с командой Кадырова, которая представляет собой достаточно сложную структуру?

- Абрамов - это протеже Кадырова. И команда ему будет помогать.

- Может, Рамзан Кадыров будет реально руководить правительством?

- Да нет, Абрамов будет руководить. А Рамзан и мы все будем помогать ему.

- Насколько целесообразно совмещать президентские и парламентские выборы в Чечне? Ведь Ахмат Кадыров хотел провести выборы парламента осенью.

- Сейчас, конечно, мы не столь богаты, чтобы постоянно проводить выборы. Если будет возможность, то надо совместить. Но это палка о двух концах. Избирком решит. Наверно, придется проводить сначала президентские выборы, а потом - парламентские.

- Когда говорят о политическом процессе в Чечне, то так или иначе подразумевается учет мнения так называемой "той стороны". Пусть это не переговоры, не вовлечение в политический процесс полевых командиров, но есть люди, симпатизирующие им или разделяющие их идеи. Сейчас, в новой ситуации, возможно ли учитывать мнение этой части населения?

- Конечно, можно учитывать. И мы учитываем, и Кадыров учитывал. Вот масхадовский министр обороны Магомед Хамбиев, многие боевики сложили оружие. Например, Закаев, Ферзаули (представители Масхадова за границей. - "ПЖ") никого не представляют. Их сотни, они бегают по Западу, живут в пятизвездочных отелях и учат народ. Они сами привели народ к войне, наворовали и ушли. А сейчас учат нас и Европу. Недавно я ездил в Копенгаген. Мне первый раз в жизни было жалко и себя, и Кадырова, и весь наш народ. Мы, теряя людей, что-то делаем, а они тут красиво живут в цивилизованном государстве, в тепле и уюте и только на свои сайты закидывают сообщения, что, мол, Кадыров такой, Ямадаев сякой, а они хорошие. Я ехал, чтобы с ними встретиться, думал, что они в зале будут. Я бы им сказал: вы, твари, привели народ к войне и убежали, давайте езжайте домой, если вы чеченцы. Но они не чеченцы. Я в зал посмотрел и сказал: я думал, тут есть чеченцы, пускай они опровергнут хоть одно мое слово. Потом один чеченец - Аслан из Больших Атагов, который приехал со спецпредставителем Масхадова в Европе Умаром Хамбиевым, - подошел к нам и сказал: честное слово, вы сказали правду. И ни одно слово не опроверг. Датчанам я сказал: спасибо вам за сострадание, вашей вины нет, вас ввели в заблуждение, это мы плохо работаем, мы не доводим до вас, что пенсии, пособия, все деньги, которые украли такие, как Ферзаули, мы уже выплатили. Помните, Масхадов выступил по телевизору с обращением к чеченскому народу: извините, но ваши пособия и пенсии я пустил на покупку оружия, я знал, что будет война. А сейчас все выплачено, работают школы, больницы, идет нормальная жизнь. Это делаем мы, а не те, кто сидит у вас. Они согласились и поняли.

- А как все-таки "той стороне" реализовать свои политические убеждения?

- Да я лично готов им это гарантировать. Не надо обвинять Закаева или Ферзаули в том, что они бандиты или террористы. Пусть идут к народу. Если их выберет народ, мы пойдем с ними. Чеченский народ первый раз в своей истории принял Конституцию. Я сам ходил по селам и говорил людям: есть Конституция, по которой мы будем жить, если вы проголосуете, а есть "ичкерийская", по которой мы жили. А как жили "ичкерийцы", вы знаете. И все проголосовали. Я, честное слово, своими глазами видел в Курчалойском районе, в Ведено, на родине Басаева, как даже старики приходили и голосовали. Так что Конституция есть, пусть кто хочет, тот идет. Кадыров первый раз дал народу правовой документ, по которому ни через 50, ни через 100 лет никто не станет имамом и не провозгласит независимую Ичкерию. У нас же никогда не было документа, подтверждающего, что мы в составе России или СССР!

- Насколько, на ваш взгляд, эффективны операции против лидеров боевиков, которые проводят формирования Рамзана Кадырова и вашего брата Сулима Ямадаева?

- Они на 100% эффективны. Армия - это самолеты, танки, БТРы. Это очень дорогостоящая махина. А чеченские спецподразделения Рамзана и Сулима - это мобильные отряды на легковых машинах, они знают людей, населенные пункты. Об их эффективности говорят и специалисты. Например, я нахожусь в тесном контакте с руководством силовых структур. Они говорят так же.

- Рамзан Кадыров недавно говорил, что проведению операции по нейтрализации Масхадова ему помешали силовые структуры.

- Я слышал об этом в СМИ, но с Рамзаном об этом не говорил. Поэтому не знаю, кто там ему помешал.

- В СМИ говорилось о конфликте между Рамзаном Кадыровым и вашим братом Сулимом Ямадаевым, вплоть до вооруженного. Правда ли это?

- Это неправда, никогда в жизни такого не было. Какой может быть конфликт? Мы живем в правовом государстве. Сулим подчиняется Министерству обороны, у Рамзана ребята в МВД. Это все силовые структуры. Никогда не было никаких конфликтов.

- Но даже на федеральном уровне Минобороны и МВД иногда имеют разные интересы.

- Интерес у всех один - уничтожить терроризм. Это политики их разводят. На недавнем смотре чеченских спецподразделений в Центорое с одной стороны Рамзана Кадырова стоял и.о. президента Сергей Абрамов, а с другой - Сулим Ямадаев.

- Кадыров часто говорил, что ситуация в Чечне нормализуется, когда не станет Масхадова и Басаева. Вы, вероятно, устали отвечать на этот вопрос, но все-таки почему не получается их нейтрализовать?

- Мы же верующие люди. Наверно, Аллах продлил им срок. Но я даю слово, в любом случае конец будет. Были у нас в свое время такие верующие люди, имамы, как шейх Мансур, Алибек-хаджи, сотни других. Какой у них был плачевный конец! Они действительно были верующими. А возьмите того же Закаева или Масхадова. Масхадов 25 лет нюхал портянки, не знал, в какую сторону надо молиться. Он только сейчас, когда пошла мода молиться, стал мусульманином. Служба в армии - это обязательно на Новый год праздник, танго, шампанское. А мусульманину это все запрещено. Закаев был артистом, и неплохим артистом. Это был мой самый любимый артист, я его спектакли сотни раз смотрел. Удугов, этот черт, - все они переделались, имамами стали. Конец у них будет плачевным.

- Но почему все-таки не получается их нейтрализовать? Говорят, у них есть поддержка народа.

- Да нет. Если бы они были среди народа, мы бы давно их... Они где-то в норе сидят. Есть политики типа Рыбкина, Березовского, они им помогают. А среди народа нет поддержки. Да, есть люди обиженные. Любой найдет себе сторонников, даже Масхадов. Любой алкоголик. Сегодня в любой город 10 боевиков зайдет - сразу 10 наркоманов добавится, 10 жуликов, 10 обиженных. Сгруппируются. А никакой силы за ними нет. Покажите мне хоть метр земли за Масхадовым! А в первую войну была земля, у нас флаги стояли, штаб был, у нас все было. Да, нас долбили, нам приходилось штабы менять, куда-то уходить.

- Насколько велика опасность обострения внутричеченского противостояния, связанного с кровной местью или возмездием? Вы или Рамзан будете мстить?

- Нет. Мы это давно переросли. Никакого обострения не будет. Нас объединяет Ахмат-хаджи. Он очень много сделал для Чечни, и мы его дело продолжим. Для этого мы должны заниматься мирным трудом, строить дороги, школы, больницы. Мы должны дать народу все, что нужно.

- Но даже президент Путин сказал о неотвратимости возмездия.

- Террористы, которые взорвали, понесут наказание. Мы их найдем, тут никакого сомнения быть не может. Я вам могу привести сотни подобных примеров. Когда убили начальника милиции Курчалойского района Салмана Абуева, еще ряд известных людей, моего брата, все говорили: непонятно, кто убил, даже говорили о "федералах", называли конкретную часть. И сейчас идет брожение, рождаются слухи. Но мы же всех их нашли. Найдем и убийц Кадырова. Я думаю, это работа Басаева и Масхадова. У меня нет никаких сомнений. В самое ближайшее время мы найдем их. Они сами будут где-то деньги просить: вот, мол, я завалил такого человека. Они же не будут молчать, сами скажут (буквально сразу после этой беседы ответственность за теракт в Грозном на себя взял Шамиль Басаев. - "ПЖ"). Подождем. Они пожалеют, что родились на этот свет. Не только они, их родственники всю жизнь будут страдать от этого.

Беседовал Илья МАКСАКОВ



ДОСЬЕ

Судьба Руслана ЯМАДАЕВА (его второе мусульманское имя - Халид) очень характерна для нынешней Чечни. В первую чеченскую войну он противостоял федеральным силам, даже довоевался до "бригадного генерала". Еще перед второй чеченской кампанией стал сторонником тогдашнего муфтия Ахмата Кадырова. Благодаря ему и его братьям Сулиму и Джабраилу второй по величине город республики - Гудермес перешел под контроль федеральных сил без единого выстрела. Руслан Ямадаев стал заместителем военного коменданта Чечни, а затем - руководителем республиканского отделения партии "Единая Россия". Пост заместителя коменданта занял Сулим Ямадаев, а младший и самый любимый в семье брат Джабраил год назад погиб в Веденском районе - террористы Шамиля Басаева взорвали под ним бомбу.



Политический журнал Архив No 17 (20) / 24 мая 2004

Док. 290736
Перв. публик.: 24.05.04
Последн. ред.: 04.04.07
Число обращений: 400

  • Ямадаев Руслан Бекмирзаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``