В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Медицина еще живет. По инерции Назад
Медицина еще живет. По инерции
Недавно депутаты приняли в первом чтении проект федерального бюджета на 2006 год. Впервые в нем удалось добиться феноменального повышения расходов на здравоохранение - на 77 процентов. Как это реально скажется на состоянии нашей медицины и на медицинских работниках?

Об этом нашему корреспонденту рассказал заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Николай ГЕРАСИМЕНКО .

- Николай Федорович , как вы считаете, достаточно ли уделено внимания здравоохранению в бюджете на 2006 год?

- Впервые проект федерального бюджета на 2006 год был подготовлен с учетом трехлетнего бюджетного планирования вплоть до 2008 года. Кроме того, он ориентирован на достижение определенных целей. Как приоритетные направления в нем обозначены здравоохранение, сельское хозяйство, строительство жилья и образование. Когда мы обсуждали этот документ в июле, то бюджет здравоохранения был крайне мал - всего 87 миллиардов рублей. То есть по сравнению с 2005 годом прирост средств на здравоохранение в 2006 году составил бы всего восемь процентов, что даже не покрывало бы инфляцию. Мы довольно негативно оценили этот документ, указав, что он не позволит выполнить инициативы Президента, заложенные в его Послании Федеральному Собранию, - повысить качество и доступность медицинской помощи.

В то время у нас в комитете как раз обсуждалась реформа здравоохранения - все, что касается законов о государственных гарантиях оказания медицинской помощи, о медицинском страховании, о формах собственности медицинских учреждений. И тогда комитет занял четкую позицию: с таким бюджетом нельзя реформировать здравоохранение; кроме негативной реакции населения и медиков, ожидать ничего не приходится. Мы провели совещание в ряде регионов - в Ярославле, в Новосибирске - и высказали свою позицию, с которой соглашались в том числе и полномочные представители Президента в округах. Нынешний бюджет значительно улучшен, в нем четко расставлены приоритеты. Если в 2002 году здравоохранение называлось "приоритетным", но без денег, то в этом году бюджетные статьи по разделу здравоохранения, физкультуры и спорта увеличены на 77 процентов. Ничего подобного ранее не было.

- Куда конкретно пойдут эти деньги, на какие цели?

- Как вы знаете, в бюджете 2006 года было выделено 108 миллиардов дополнительно на приоритетные направления - здоровье, образование, сельское хозяйство и ипотеку.

Из этих денег больше половины - 57 миллиардов - предлагается потратить на выполнение программ здравоохранения. В первую очередь средства пойдут на повышение заработной платы трем категориям врачей - участковым терапевтам, педиатрам и семейным врачам - на 10 тысяч рублей. Также зарплаты будут увеличены участковым медсестрам - на 5 тысяч рублей. В связи с монетизацией льгот у последних возросла нагрузка - это и выписка рецептов, и заполнение санаторно-курортных карт, и многое другое. Во-вторых, будет финансироваться первичная медицинская помощь: поликлиники, стационары, районные и городские больницы, а также "скорая помощь". Там износ автотранспорта и оборудования составляет 80 процентов. Теперь же на эти цели выделяют серьезные деньги - 14 миллиардов рублей. Они пойдут на закупку лекарств и медицинского оборудования, для участковых больниц, фельдшерских пунктов, "скорой помощи". Для нее, кстати, будет выделено 12 тысяч автомобилей.

Третье - это развитие высокотехнологичной помощи. У нас в стране потребность в операциях на сердце - порядка 150 тысяч в год. Мы же делаем всего 20 тысяч. И это при том, что в России на первом месте стоит смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. В связи с этой ситуацией планируется в ближайшие два года построить 15 высокотехнологичных центров по онкологии, кардиологии, по эндопротезированию суставов... Причем строиться они будут не в Москве и Питере, а по всей России.

Также будет активизироваться и строительство спортивно-оздоровительных центров. Например, в Рубцовске - это Алтайский край - уже строится спортивно-оздоровительный центр с бассейном.

Мы ожидаем от всех этих мер реального улучшения ситуации в нашем здравоохранении. И это не будет разовой акцией. Мы будем делать все возможное, чтобы и дальше увеличивать расходы бюджета на здравоохранение.

- Хватит ли средств бюджета на все нужды здравоохранения?

- Конечно, есть и проблемные моменты. Да, произошло беспрецедентное увеличение затрат на здравоохранение. Такого никогда не было за последние 20 лет. Через федеральные целевые программы, касающиеся инвестиций, медикаментов, зарплат, которые будут финансироваться через фонды медицинского страхования, улучшится ситуация в регионах. Но вот муниципальным образованиям придется сложно. Здесь нужна большая помощь со стороны федерального бюджета. Придется напрягаться и субъектам Федерации. Когда денег в бюджете не хватает, надо расставлять приоритеты. В федеральном бюджете тоже много дыр. Но были поставлены основные задачи, на реализацию которых бюджет нацелен в первую очередь. Губернаторы, главы законодательных собраний также могут увеличить бюджеты, чтобы реально улучшить ситуацию в здравоохранении. Есть еще и проблемы с улучшением благосостояния врачей. Нужно думать о серьезном повышении зарплаты всем медикам, а не только участковым врачам, участковым педиатрам и врачам общей практики. Машинист метрополитена получает 30 тысяч рублей, билетный кассир - 11-12 тысяч рублей, а врач, который постоянно учится, повышает квалификацию, - хирург, невропатолог, - получает 6 - 7 тысяч рублей!

- Многие граждане боятся реформы здравоохранения, боятся того, что медицина станет частной и за каждый шаг придется платить. Так ли это?

- Да, люди реформ боятся. Недаром сейчас зачастую смягчают слово "реформа" и говорят "модернизация". Потому что многие при слове "реформа" "хватаются за пистолет". В предстоящем пакете документов по реформированию здравоохранения есть и положительные, и отрицательные стороны. Положительное то, что наконец-то перечень заболеваний, при которых помощь населению оказывается бесплатно, будет установлен законодательно в перечне государственных гарантий. Сейчас же на практике даже за те услуги, которые являются бесплатными, приходится платить. Если, скажем, у медучреждения не хватает средств на выполнение какой-то услуги, люди сами платят за лекарства, за работу врача и так далее. Это все теневая экономика, деньги, которые идут врачу или медсестре в карман. Если же закон о госгарантиях будет принят, то таких проблем не возникнет. Главное - государственные обязательства в сфере здравоохранения. Сейчас нехватка средств на выполнение программы госгарантий составляет 30 процентов. Эти деньги нужно найти не только в федеральном бюджете, но и в бюджетах регионов, муниципальных образований. А это сделать можно только через страховую систему, увеличив затраты на неработающее и на работающее население.

- Так что же делать с реформой здравоохранения? Проводить или нет?

- Главное, не спешить с ней. Ведь это касается самого ценного - здоровья и жизни человека. После распада СССР многое, чем мы гордились, умерло. Медицина же до сих пор работает и еще носит социальный характер. "Скорая помощь" - бесплатная, медицина в целом - тоже бесплатная. Прием ведется, стационары работают. Инерционность системы здравоохранения очень большая. Но и она на исходе. Главный принцип здесь "не навредить". Вот почему осторожно надо реформировать здравоохранение. Новшества сначала необходимо обкатать в качестве эксперимента в некоторых регионах. А насчет "платности" медицины... Медицинские услуги, которые не войдут в перечень госгарантий, останутся платными. Но все самое необходимое будет оставаться бесплатным. И наше население почувствует реальную заботу государства.

СПРАВКА "ПГ"

Герасименко Николай ФедоровиЧ родился 1 декабря 1950 года в селе Верх-Суетка Алтайского края. Окончил Алтайский государственный медицинский университет. Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России, академик Российской академии медицинских наук. Заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья. Член фракции "Единая Россия".


СМИ: Парламентская Газета. Москва.

19 Октября 2005 г.



Док. 290715
Перв. публик.: 19.10.05
Последн. ред.: 04.04.07
Число обращений: 379

  • Герасименко Николай Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``