В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Реформа здравоохранения входит в решающую стадию Назад
Реформа здравоохранения входит в решающую стадию
19 мая состоялось расширенное заседание думского комитета по охране здоровья, посвященное законодательному регулированию реформы здравоохранения. Участники обсудили предварительные варианты законопроектов, сопровождающих реформу, которые прошли процедуру согласования в правительстве. Тем не менее участникам обсуждения раздали, как оказалось, черновики - это мягко говоря.
Председатель Комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева объяснила, что на предварительное обсуждение "в нулевом" чтении выносятся долгожданные законопроекты "Об обязательном медицинском страховании (ОМС)", "О госгарантиях медпомощи", "Об автономных учреждениях (АУ)" и "О государственных автономных некоммерческих организациях (АНО)". По мнению Яковлевой, "из предложенных законопроектов не очень видно, куда мы идем". Плюс они "содержат очень много отсылочных норм, и все ли они будут реализованы, неизвестно". Как считает глава комитета, в части, касающейся финансирования, "упор делается на внутренние резервы, но хватит ли их для выполнения задач" (а также гарантирования законных прав гражданина на получение медпомощи) - вопрос остается открытым. Судорожное изыскание внутренних резервов, по мнению депутата, никак не устранит перекоса между объемом гарантируемой государством медпомощи и объемом отпущенных на нее бюджетных ассигнований. Особенно в условиях шествия по стране 122-го закона и разворачивающейся реформы местного самоуправления (их сверхидея, как мы помним, заключается в сбросе социальных обязательств на регионы).
Практически все выступавшие требовали увеличения бюджетных расходов на финансирование здравоохранения. Другой основной претензией стало отсутствие ясных и четко сформулированных целей и задач "здравоохранительной" реформы. Зампред Комитета по охране здоровья Николай Герасименко сказал, что нынешняя реформа - "наиболее глубинная, касающаяся концептуальных основ отрасли, затрагивающая управление финансовыми потоками и организационно-правовые формы учреждений". При этом депутатов очень беспокоят пункты, согласно которым приоритетным будет развитие первичного звена медпомощи. Ведь согласно идее реформы планируется, что место квалифицированных терапевтов и педиатров займут участковые и семейные "врачи общей практики", рекрутируемые в основном из медвузовских бакалавров-трехлеток (см. "А" 2005, 13 - "Фабрика свободных коновалов"). Так что на поликлиниках вскоре можно будет вешать плакаты с лозунгами наподобие "Касторка и йод". Или - рекламу типа "И кровь отворяют", как на "цирюльном заведении" из "Мертвых душ".
Как подметил Герасименко , проекты предусматривают "отход от бюджетно-страховой системы и переход к чисто страховой, введение расчетных показателей потребления гарантированной медпомощи и ряд других спорных новаций. "Теперь, по этим законам, к врачу-специалисту можно будет попасть исключительно по направлению участкового врача общей практики (того самого "вольного коновала". - В.Б.). Устанавливается некий реестр очередников, вводятся предельные сроки оказания плановой помощи, из-за чего увеличится время ожидания. Впечатление создается такое, что реализация этих проектов ведет к ограничению доступности медпомощи!" - заявил Герасименко . И добавил, что узаконивается "введение оплаты за оказание медуслуги в дополнение к оплате за пролеченного больного! Этот принцип порочен, так как везде, где он был введен (в США, Германии), он ведет лишь к одному - к увеличению количества медуслуг, в том числе необоснованных! Например, человеку с "острым животом" назначают кучу дополнительных исследований!.." Герасименко также сообщил, что документы не предусматривают "никакой ответственности" должностных лиц "за неисполнение программы госгарантий медпомощи". А законы об АУ и АНО "явно списаны с закона о коммерческих организациях", что недопустимо: к социальным учреждениям нужен иной подход. "Нам здесь говорят: вот, мы же записали - в течение пяти лет эти учреждения нельзя перепрофилировать. А дальше-то что с ними будет - об этом подумали?!"
На претензии общественности отвечал директор департамента развития медпомощи и курортного дела Минздравсоцразвития РФ Руслан Хальфин. Из его ответов следовало только одно: практически по каждому спорному пункту позиции депутатов и министерства чуть ли не совпадают, просто людям на руки раздали старый текст, ну а в данный момент в соответствующих сферах ищут компромисс и правят законопроекты сообразно чаяниям народа. "Мы должны в ходе реформы понять, сколько ж нам надо денег-то на все это? Ведь никто пока этого не знает! - признался Хальфин. - Но мы уже идем по этому пути, и совершенно рационально: кто ставит вопросы перед нами - с теми и обсуждаем!" Вопросы ставят регионы: "26 субъектов федерации имеют конкретные замечания к законопроектам, другие же присылают отзывы типа "сколько можно?!" (этих реформ. - В.Б.). Что касается мировой практики, то такие законы есть у наших прибалтов - почти один в один у них взяли". С чем и поздравляем. Посланец министерства рассказал и про то, что министерство давно планирует приступить к разработке новой концепции развития здравоохранения на ближайшие годы (срок действия нынешней концепции заканчивается в этом году, а взамен пока ничего).
Хальфин добил слушателей следующей новостью: исходя из комплексного подхода к оздоровлению людей, в недрах зурабовского ведомства готовится еще и некая "госпрограмма профилактической направленности". "И с финансовым обеспечением?" - не поверила Яковлева. "Федеральные целевые программы будут иметь финобеспечение, - скупо молвил Хальфин, - а другая часть программ - нет, их внедрим только за счет методологических и управленческих подходов". Иными словами, в рамках государственной программы на живых людях планируется обкатывать некие экспериментальные социально-гуманитарные технологии. Не слабо. А для альтернативных религиозных организаций и методологов сетевого маркетинга вход в эту госпрограмму тоже свободным будет?..
По словам Герасименко , проекты требуют "очень серьезной экспертизы и общественной дискуссии, причем до их внесения в Думу. А комитет должен поставить задачу (правительству. - В.Б.) - во время "нулевого чтения" учесть замечания, исправить, чтоб не провалить дело!" Итак, по признанию законодателей и чиновников, к "нулевому чтению" вместо конечного варианта законов депутатам вновь подсунули "рыбу".



Солидарность. Москва.

25 Мая 2005 г.


Док. 290704
Перв. публик.: 25.05.05
Последн. ред.: 04.04.07
Число обращений: 405

  • Герасименко Николай Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``