В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Рыбкин: Не люблю слово `СОВБЕЗ` Назад
Иван Рыбкин: Не люблю слово `СОВБЕЗ`

Главная угроза безопасности России - это то, что народ не сыт, не обеспечен работой, не уверен в своем будущем

Просторный кабинет секретаря Совета безопасности России Ивана Рыбкина расположен на восьмом этаже одного из зданий на Старой площади. Еще шесть лет назад здесь располагался орготдел ЦК КПСС, а "рыбкинский" кабинет занимал секретарь ЦК КПСС Разумовский.

- Так сложилось, что Совет безопасности со времени создания в 92-м году служил не очень твердой опорой президенту. Первый секретарь Юрий Скоков не поддержал в 93-м году президента в его намерении распустить Съезд народных депутатов. При Лобове в 1994-м СБ не смог переубедить президента не начинать военных действий против Чечни. Потом шумная история с Лебедем и его отставкой. Какой-то рок висит над Советом безопасности...

- В рамках своих полномочий мои предшественники сделали много полезного для обеспечения безопасности страны. Разве заслуги Александра Ивановича Лебедя в разрешении кризиса в Чечне можно оспорить? Я же пришел сюда, чтобы проводить политику, которая определена волей президента.

- Рассказывают, что вы, Иван Петрович, провели решительную кадровую чистку в СБ?

- Слово "чистка" вообще не из моего лексикона. Уверяю, все лучшие кадры, работавшие и при Скокове, и при Лобове, и при Лебеде, остались. Более того, некоторые даже выросли, стали руководителями управлений. Конечно, кому-то пришлось и уйти. Здесь ведь работали порядка восьмидесяти прикомандированных офицеров. Некоторые получили высокие звания, но не служили. Естественно, такого рода люди и ушли.

- Как вы лично оцениваете состояние экономической безопасности страны?

- Как критическое. Многие тенденции, проявившиеся в экономике, представляют реальную угрозу для национальных интересов страны. На совещании, проведенном в аппарате СБ, экономическая ситуация была охарактеризована как угрожающая национальной безопасности России. Продолжение нынешнего экономического курса без каких-либо серьезных изменений может привести к необратимым явлениям, обрекающим нашу страну на зависимое положение от зарубежья. Это - опасная угроза обществу.

- Опаснее внешней?

- Пока народ не сыт, не обеспечен работой, не уверен в своем будущем - до тех пор это главная угроза. И именно в этой сфере нужен комплекс экономических мер, чтобы вывести страну из кризиса. В частности, налоговая и земельная реформы нужны безотлагательно.

- Вас не смущает, что Совет безопасности, по сути, превратился в министерство по делам Чеченской Республики? И надолго ли это, как вы думаете?

- Это настолько долго, насколько потребует ситуация. Лучше годами сидеть за столом переговоров, чем воевать. Ну а ваши ассоциации отчасти справедливы. Действительно, согласно плану, который утвержден президентом, именно Совету безопасности поручено координировать весь комплекс по мирному урегулированию в республике.

- Каким образом?

- Вот видите эти телефоны? Бывают дни, когда они раскалены от звонков. С их помощью я напрямую связываюсь с представителями президента и правительства в Чечне, с руководством республики, с министрами - и российскими, и чеченскими. Сам практически каждую неделю бываю в Чечне. И мои заместители постоянно там работают.

- Верны ли слухи о том, что в Совете безопасности есть некие закрытые проработки на случай нежелательного для России развития событий в Чечне?

- У нас есть программа конкретных действий, которая разработана еще в ноябре. Она не закрыта: пенсии, социальные пособия, школы, поликлиники, больницы и так далее.

- А если лидеры Чечни будут упорствовать в своем желании добиваться независимости от России?

- У нас все республики - а их 21 - и суверенны, и независимы. Масхадов - опытный политик, его подпись стоит под Хасавюртовскими договоренностями. Они предусматривают отложенный статус до декабря 2001 года. Переговоры вести по этому вопросу надо. И они будут вестись. Долго, конечно, трудно. Но все-таки переговоры, а не боевые действия. Одновременно ведь есть неотложные задачи, которые надо решать чеченскому руководству. Например, организация весеннего сева, реконструкция предприятий, восстановление сел и городов, выплаты пенсий и пособий. В федеральном бюджете заложено 440 миллиардов рублей трансферта как раз для учителей, врачей, чтобы нормально заработали школы, больницы, аптеки, детские сады, поликлиники.

- Иван Петрович, едва заступив на новый пост, вы заявили о том, что Россия может стать членом политической организации НАТО. Как это вяжется с нынешними жесткими антинатовскими заявлениями?

- Есть известный афоризм, что всякая мысль проходит три этапа адаптации в общественном сознании. Первый - этого не может быть, потому что не может быть никогда. Потом говорят: а в этом, пожалуй, что-то есть. И наконец, третий - как же мы без этого жили.

- И последний вопрос. Что изменилось в вашей жизни с приходом на новую должность? Дополнительные льготы появились?

- Таких льгот, можно сказать, через край. Дача есть - в Подмосковье, она используется как официальная резиденция Совета безопасности. К слову, именно там дорабатывалось и подписывалось соглашение Черномырдин - Масхадов.

Есть и самолет. "ТУ-134". Он закреплен за Советом безопасности. И в любой момент готов подняться в воздух, что часто, к сожалению, и бывает. Как среди дня, так и среди ночи.


Василий ГОЛОВИН
"ОГОНЕК", No 12
24 марта 1997


Док. 290602
Перв. публик.: 04.04.97
Последн. ред.: 04.04.07
Число обращений: 305

  • Рыбкин Иван Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``