В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Диалог России и Совета Европы в вопросе отмены смертной казни: право силы и сила права. Назад
Диалог России и Совета Европы в вопросе отмены смертной казни: право силы и сила права.
Я - за отмену смертной казни. И другого ответа дать не могу. Хотя бы по той причине, что когда-то, в мае 1992 года, в составе делегации, подавал заявление от лица Российской Федерации с просьбой принять нас в Совет Европы. Одним из обязательств, данных нами перед Советом Европы, было преобразование российского законодательства согласно европейским стандартам. Процесс вступления России в Совет Европы затянулся на годы. Уже будучи депутатом Государственной Думы, для того, чтобы ускорить этот процесс, я инициировал письмо-обращение к Совету Европы. Меня поддержали. Письмо было подписано Президентом России Б.Н. Ельциным, Председателем Правительства РФ В.С. Черномырдиным, председателем Совета Федерации В.Ф. Шумейко и мной.

В этом документе подтверждалось намерение приведения российского законодательства к единым европейским нормам международного права и, в частности, в соответствие с требованиями Совета Европы. В том числе и в вопросе отмены смертной казни. Сегодня важно осознать роль Совета Европы в судьбе России, и, в связи с этим, важности выполнения данных нами обязательств.

Совет Европы - это очень серьезная организация, которая существует уже более полувека. Она, по сути, объединяет все страны Европы; статус наблюдателя в ней имеют такие страны как США, Канада и Израиль. Совет Европы занимается, прежде всего, защитой прав и свобод человека.

Россия долго стремилась к вхождению в Совет Европы. Большое значение придавалось получению права свободно высказывать свое мнение в Совете Европы, давать самостоятельные оценки ситуации в мире. Нам удалось достичь поставленной цели. Россия была принята в Совет Европы. Более того, эта организация пошла на уступки, приняв наше обязательство о подведение российского законодательства под европейские стандарты, но не требуя их исполнения в ультимативной форме.

Я полагаю, что участие Российской Федерации в Совете Европы, в его комитетах и комиссиях, в пленарных заседаниях ПАСЕ, наша работа в Совете министров иностранных дел Совета Европы, личное участие высших руководителей страны в работе организации - все это, без сомнения, положительно сказывается на судьбе политических, общественных преобразований в России. Никто не пытается отнять у нас нашу национальную культуру и традиции, никто не посягает на наши национальные интересы. В то же время происходит естественный процесс взаимообогащения.

Парламентаризм в России все еще находится на стадии становления. Для нас Совет Европы - это прежде всего важнейшая школа парламентаризма. Принимаю возражение, высказанное когда-то величайшим русским историком В.О. Ключевским: "можно и должно заимствовать легчайший способ вязания чулок, а устройство государства и образ мысли заимствовать постыдно". Я согласен с этим тезисом. Но хочу сказать, что учиться , тем более в хороших школах, не зазорно. Ведь бесспорен тот факт, что страны Европы являют собой как раз образец того, как можно устроить жизнь человека. "Простого человека", как мы часто говорим. Как сделать ее благополучной, достаточно сытой и, в общем - то, безопасной. А исполнительной власти еще более, чем парламентской необходимо поучиться у европейских коллег политической культуре и культуре поведения. Что касается судебной власти, мы в лице Совета Европы получили структуру, где даже решения высших судебных инстанций государства могут быть обжалованы. Если они касаются прав и свобод человека. Обжаловать можно и решения, принятые в других странах Совета Европы. В Европейском суде по правам человека сейчас проходят многие разбирательства, в том числе рассматриваются и жалобы граждан России. И эти дела успешно решаются. Это чрезвычайно важно для обеспечения взаимодействия, сотрудничества на мировом, в частности европейском пространстве. Действует и такая организация, как Европейская Ассоциация муниципальных образований. Благодаря ее существованию мэры городов, даже небольших, получили возможность непосредственно участвовать в принятии важных решений, обмениваться опытом, получать конкретную помощь в решении проблем. Есть и другие программы Совета Европы, касающиеся образования, здравоохранения, культуры... всего не перечислить.

К принятию законодательства, в котором говорилось об отмене смертной казни, многие государства шли долго и нелегко. Как правило, почти во всех странах, где принимался такой закон, общественное мнение в абсолютном своем большинстве было за сохранение смертной казни. Но, в конечном счете, гуманистическая позиция побеждала. Сегодня трудно с точностью предсказать итог спора между сторонниками и противниками отмены смертной казни. Но то, что международная конференция по проблеме отмены смертной казни проводится именно в России, в Москве, говорит о необходимости и актуальности такой дискуссии. Совет Европы понимает это. И занимает достаточно благородную позицию, содействуя решению вопроса не с позиции права силы, а с позиции силы права.

Пытается убедить нас, нашу общественность. И не спеша, наг за шагом, действует на многих направлениях.

Я считаю, что мы непременно должны выполнить свои обязательства перед Советом Европы. Ведь идею вступления в Совет Европы активно поддержали Государственная Дума, Совет Федерации. Россия должна показать решительность, преемственность и последовательность в принятии решений. Ведь, несмотря на то, что Совет Европы не предъявляет нам ультимативных требований, зачастую потеря времени может отозваться и потерей авторитета, то есть политического лица.


Спецвыпуск журнала
"Вестник прав человека No3"
Рыбкин Иван Петрович,
доктор политических наук,
Председатель Социалистической партии России



Док. 290591
Опублик.: 04.04.07
Число обращений: 300

  • Рыбкин Иван Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``