В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
После третьей российской смуты Назад
После третьей российской смуты
Наступает десятая годовщина распада могущественной сверхдержавы, сыгравшей решающую роль во многих мировых событиях прошедшего века. СССР остался в XX веке, не сумев пережить его. Он просуществовал лишь на 7 лет больше, чем предсказывал советский диссидент А. Амальрик в нашумевшей некогда книге "Просуществует ли Советский союз до 1984 года?".

Как это уже не раз бывало в русской истории, задержка с проведением необходимых реформ и последующие неудачные и хаотические преобразования способствовали второму за один век кризису государственности и возникновению новой смуты.

Очевидно, что, обращаясь к событиям десятилетней давности, нужно разделять две проблемы, два вопроса: о закономерности самого процесса трансформации государственного устройства СССР и об оправданности конкретных действий противоборствующих сил в годы "перестройки", которые как раз и привели к трагическому финалу - соглашению в Беловежской пуще?

Безусловно, объективно назревшие политические и экономические реформы в СССР не могли не сказаться на государственном устройстве Союза. Процесс демократизации не мог не сопровождаться расширением прав союзных республик и переходом в практическую плоскость вопроса о реализации конституционно закрепленного права союзных республик на выход из состава СССР. Однако процесс распада Советского Союза проходил столь стремительно, что его нельзя рассматривать просто как осуществление права на отделение. В ходе острой борьбы за власть Конституция СССР была принесена в жертву политической конъюнктуре. Вместо постепенных преобразований начался так называемый "парад суверенитетов", немалую роль в котором сыграла РСФСР, бывшая становым хребтом единого государства.

Любопытна быстрая смена взглядов лидеров демократического движения, представленного межрегиональной депутатской группой в союзном парламенте, от робких выступлений за демократизацию государства к борьбе с самим Союзным государством как таковым. При этом парадоксальным образом и в противоположном, патриотическом и консервативном лагере все более и более укреплялись изоляционистские настроения: от кампании за создание отдельной компартии РСФСР, в которую включилась патриотическая общественность, известные литераторы, до пространных рассуждений некоторых писателей-почвенников о возможном выходе России из Союза.

В этом смысле весьма показательна знаменитая брошюра Александра Солженицына "Как нам обустроить Россию?", где с точки зрения национальных интересов русского народа обосновывалась неизбежность демонтажа СССР. И в то же самое время многие ведущие политики и тогдашние "властители дум" постоянно говорили о стремлении создать некий новый, более справедливый Союз из некоторых республик, игнорируя реальные государственные институты и в первую очередь союзный парламент.

Президент Михаил Горбачев, пытавшийся в рамках сохранения демократических процедур, не прибегая к силе, предотвратить распад государства, постепенно утратил контроль над ситуацией. Фундаментальной его ошибкой стало решение о выработке нового Союзного договора. В результате судьба страны оказалась в руках высшей номенклатуры республик, и роль союзных органов власти, включая самого Президента СССР, резко снизилась. И "беловежский сговор" (поправший результаты общегосударственного референдума о сохранении Союза) стал отнюдь не случайным событием, а скорее наоборот - логическим продолжением так называемого ново-огаревского процесса, где группа высших республиканских чиновников КПСС по сути дела келейно решала судьбу великой страны.

К концу 1991 года угроза окончательного крушения государства, которая становилась все более реальной. Достаточно вспомнить всерьез обсуждавшиеся в либеральной прессе предложения о создании на месте СССР 40-50 новых независимых государств или достаточно спорный проект Конституции "Союза народов Европы и Азии" академика Андрея Сахарова, предусматривавший в частности, право на самоопределение для всех населяющих стану этнических групп.

С роспуском СССР дезинтеграционные процессы не только не приостановились, как то обещали радикальные демократы, но даже приобрели новое дыхание. Это достаточно наглядно продемонстрировали конфликты в Карабахе, Абхазии, Приднестровье, Крыму, Чечне. В большинстве автономных республик России были приняты декларации о суверенитете, вступавшие в конфликт с общефедеральным законодательством.

Сложившаяся ситуация заставила новые российские власти постепенно пересматривать некоторые свои "романтические" иллюзии, как во внутренней, так и во внешней политике. В правящей элите и в среде демократической общественности, еще недавно приветствовавшей "крах империи", все более и более популярными становились идеи укрепления государства, сохранения его территориальной целостности. Вместо абстрактной идеологии прав и свобод, господствовавшей в годы "перестройки", стало формироваться понимание необходимости защиты национальных интересов и соединения ценностей демократии и сильного и единого государства.

В связи с этим вспоминается, как в свое время реальная историческая практика скорректировала первоначальные воззрения партии большевиков, предопределив их переход от популистских лозунгов мировой революции и самоопределения всех народов Российской империи к конструктивной программе строительства новой государственности СССР и идеологии советского государственного патриотизма.

Серьезная эволюция взглядов в окружении президента Ельцина, еще совсем недавно призывавшего лидеров автономий "брать столько суверенитета, сколько сможете проглотить", весьма наглядно нашла свое отражение в ходе разработки основных положений конституционного устройства государства. В новой Конституции, принятой на общенациональном референдуме в 1993 году, был провозглашен приоритет целостности государства, и сказано, что "Российская федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (Глава 1, Статья 4, пункт 3).

На этом пути государству пришлось постепенно преодолевать философию суверенизации внутри России, выстраивая основы новых федеративных отношений, ведя изнурительную борьбу с опасными проявлениями сепаратизма. Идеология восстановления субъектности государства стала важнейшим элементом программы нового президента России Владимира Путина, которому пришлось в начале своей деятельности на посту премьера столкнуться с агрессией исламских экстремистов с территории полуотделившейся к тому времени Чечни. Важнейшими шагами на пути возрождения государства стали реформа Совета Федерации и приведение законодательства субъектов Федерации в соответствии с общефедеральным. И сегодня уже с трудом верится, что совсем недавно люди вроде Сергея Ковалева и Валерии Новодворской не сходили с экранов телевизоров, навязывая свои экзотические взгляды обществу. Уже не слышно утверждений, что "патриотизм - это биологический атавизм и последнее прибежище негодяев".

Очень важно, что укрепление Российского государства не сопровождается изоляцией от развитых стран. Наоборот Россия становится все более весомым игроком на мировой арене, тесно сотрудничая с США и другими ведущими странами Запада в борьбе с новыми вызовами со стороны международного терроризма и "исламского" экстремизма.

Еще одним фактором укрепления позиций нашей страны на международной арене стала более взвешенная политика в рамках Содружества независимых государств. Если вначале многие рассматривали эту структуру как инструмент "цивилизованного развода", то потом ситуация стала меняться. Выяснилось, что без экономического сотрудничества с Россией, без поставок российской нефти и газа новые государства просто не в состоянии существовать. Мифы о имперской эксплуатации республик со стороны России в период СССР развеялись, как дым.

После прихода к власти президента Путина влияние России на постсоветском пространстве становится все более ощутимым.

В целом новый курс российской власти свидетельствует о наступлении исторически закономерного периода постреволюционной стабилизации. Важно, что в ходе этого процесса обществу удалось избавиться от наиболее одиозных черт олигархического режима, возникшего в последний период правления Бориса Ельцина, создать условия для постепенного уменьшения влияния отдельных корпоративных бизнес-структур на политику государства. Удаление от Кремля известных представителей "семейной" олигархии позволило ввести отношения власти и крупного бизнеса в более цивилизованное русло. Не случайно президент в своем первом Послании к Федеральному Собранию, анализируя то наследство, которое ему досталось, отмечал, что "вакуум власти привел к перехвату государственных функций частными корпорациями и кланами". Существенным элементом политической стабилизации является и исчезновение конфликта между парламентом и исполнительной властью. Подобная конфронтация сопровождала всю эпоху Ельцина и была причиной хронической политической нестабильности в стране.

Символическим актом возрождения государства и укрепления общенационального согласия стало утверждение Федеральным Собранием государственной символики и принятие нового гимна, в сочетании которых заложен глубокий смысл: восстановлена преемственность со всеми историческими периодами российской истории.

Сегодня Россия стоит перед не менее сложной задачей перехода от стабилизации к развитию в новых условиях. Это потребует выработки долгосрочной стратегии экономического и социального развития, четкого определения роли государства в этих процессах.

Сокращенный вариант данной статьи опубликован в еженедельной газете "РОССИЯ" 6 - 19 декабря 2001 г.


Борис Романов


Док. 290532
Опублик.: 04.04.07
Число обращений: 238

  • Романов Борис Савельевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``