Валерий ГАЛЬЧЕНКО , член комитета ГД по бюджету и налогам:
- Когда государство понимает, что всю экономику страны сразу поднять невозможно, то на какой-то своей части создает особый режим хозяйствования, призванный дать мощный рывок к процветанию. Предполагается, что подобный экономический импульс постепенно распространится по всей территории государства и даст ему возможность подняться на новый виток развития. Если речь идет об этом, можно двумя руками голосовать за подобные центры кристаллизации будущей новой экономики России. Это то, что сегодня нужно: в нескольких местах, как мечталось народу, заварить котел каши, которая потом расползется повсеместно и накормит всю страну.
- ОЭЗ - это каша, которой можно накормить народ?
- Дать однозначно положительный ответ невозможно. Я даже сомневаюсь, принесет ли создание особых экономических зон пользу бюджету.
Дело в том, что для ОЭЗ предусмотрен нулевой таможенный режим. Туда из-за границы можно беспошлинно завезти и вывезти все, что разрешено законом. Но если что-то будет ввозиться в ту часть страны, где нет ОЭЗ, то придется платить: задействуются таможенный режим, пошлины.
Представляете, на карте России появятся своеобразные пятна, куда товарам и деньгам со всего мира можно будет легко войти и выйти.
- Но Минэкономразвития передало депутатам законопроект об особых зонах с резолюцией: "Это важно для привлечения иностранных инвестиций". Аргумент был поддержан вашими коллегами в Госдуме...
- Я согласен, что создавать благоприятные условия для западных инвестиций необходимо.
Но при условии, что они будут вложены в экономику страны. А здесь мы видим лишь инвестиции в офшорные зоны на российской территории.
Еще такие зоны могут быть выгодными для тех, кто уже успел вывезти капиталы из страны, но назад возвращать боится: им работать в офшорах удобнее. Довольны будут и наши экспортеры: поставил в особой зоне завод, завез оборудование- и производи товар, вывози беспошлинно.
Но к экономике страны подобная деятельность отношения никакого не имеет. Бюджет останется без налогов. Зато мы приобретем все минусы производственных зон. Во-первых, испорченную экологию: трубы предприятий хоть и по новейшим технологиям, но все равно будут дымить.
Во-вторых, дополнительную нагрузку на социальную сферу: жизнь большого количества работающих людей должна благоустраиваться, а это ложится на плечи региональных властей. И так далее. В цепочку завязан целый ряд проблем.
- Как с ними справиться?
- Прежде чем давать какие-то преференции резидентам ОЭЗ, необходимо просчитать интересы нашей экономики. В деятельности особых зон должны принимать участие местные власти.
В специальный наблюдательный совет могли бы войти представители государства, региона, муниципалитета и производителей. И очень важно решить вопрос распределения между федеральными и местными властями средств, которые будут вкладываться в развитие инфраструктуры. На 99 процентов финансирование ОЭЗ должно стать заботой государства. Только в госказне есть деньги, которые могут быть использованы в стратегических проектах. Регионы и без того отягощены многочисленными финансовыми обязательствами и с трудом сводят концы с концами.