В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковника Алексея Маслова газете `Известия` Назад
Интервью Главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковника Алексея Маслова газете `Известия`
- Что представляют собой сегодняшние миротворцы? Где находятся, какие задачи решают? Под чьими мандатами находятся?

- Российская Федерация, будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, несет особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности и тем самым призвана участвовать в международных миротворческих усилиях. Немногим известно, что практическое участие представителей нашей страны как миротворцев началось с октября 1973 года, когда на Ближний Восток была направлена первая группа советских наблюдателей.

Камбоджа, Ангола, Мозамбик, Югославия, Сьерра-Леоне, Конго, Гватемала, Абхазия, Таджикистан, Эфиопия-Эритрея... - вот такая, представьте, выходит география из стран, в которых выполняли свой долг в разное время военные наблюдатели из России.

В настоящее время российские миротворческие контингенты активно способствуют восстановлению мира в горячих точках на постсоветском пространстве - участвуют в трех операциях по поддержанию мира: в Приднестровском регионе Республики Молдова и двух операциях на территории Грузии - в Южной Осетии и Абхазии. Они контролируют перевозки на дорогах, пресекая ввоз и вывоз боевой техники, оружия и боеприпасов конфликтующими сторонами, охраняют жизненно важные объекты, доставляют гуманитарную помощь населению и оказывают ему всестороннюю помощь. Одна из главных задач миротворцев в зоне конфликта - это создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию, восстановлению законности и правопорядка, нормальному функционированию государственных и общественных учреждений и организаций.

Вообще, любые операции по поддержанию мира являются вынужденными акциями, поэтому они должны ограничиваться временем, необходимым для создания благоприятных условий к переговорам сторон по мирному урегулированию конфликтов.

- Как попасть в число миротворцев? Каким критериям должен соответствовать кандидат? Где готовят? Какие условия службы? Престижно ли быть миротворцем в армии?

- Миротворческие контингенты наших войск пополняются самыми достойными людьми, которые прошли тщательный профотбор и соответствующую подготовку на курсах в Общевойсковой академии ВС РФ и в 15 омсбр (ПУрВО).

Наши ребята в плане профессионализма никому не уступают. Не случайно по приглашению американской стороны мы неоднократно направляли своих военнослужащих на совместные учения по подготовке миротворческой группировки, которая приходила на замену в БиГ. Миф о пьяном "русском медведе" улетучился за период, пока наши миротворцы служили на Балканах бок о бок с западными коллегами, авторитет Российской армии вырос весьма серьезно. К примеру, никто не считал зазорным, чтобы объединенной тактической группой, в состав которой входили и американцы, командовал наш офицер.

В период нашего присутствия на Балканах мы часто получали официальные отзывы представителей ООН и ОБСЕ, в которых они признавали наших миротворцев главным гарантом мира и стабильности. И не только. Блестящую характеристику со стороны ООН давали нашим миротворцам и в Сьерра-Леоне. Российская авиационная группировка составляла основу миротворческого контингента в этой стране. Учитывая успешный ход миротворческой операции, ООН выступала с предложением создать такую же группировку для проведения операции в Конго.

И все-таки, самую объективную оценку деятельности российских миротворцев дают измученные войной жители конфликтующих сторон, которые не скрывают своей благодарности нашим солдатам и офицерам за то, что они остановили кровопролитие на их земле.

- Как идет подготовка миротворцев? Какие существуют особенности их вооружения?

- Подготовка военнослужащих, подразделений и органов управления, предназначенных для действий в составе РВК МС, организуется и проводится по специально разработанной программе, на основании требований Законов Российской Федерации и других документов, определяющих порядок осуществления деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Миротворцы руководствуются общевоинскими уставами ВС РФ, Боевым уставом по подготовке и ведению общевойскового боя, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и его заместителей.

Особое внимание при подготовки миротворческих подразделений уделяется полевой выучке. Будущие миротворцы в ходе полевых выходов обязательно отрабатывают нормативы, учатся оборудовать НП, КПП и другие объекты. Причем, не менее 30% всех полевых занятий проводится в ночных условиях. Еще одна особенность - для формирования психологической устойчивости в содержание занятий вносятся элементы напряженности, внезапности, опасности и риска.

Совершенствование подготовки миротворцев проходит непосредственно в районе конфликта во время решения задач в ходе ОПМ.

Количество учебных дней и ночных занятий на каждый месяц определяет командир в зависимости от обстановки, утвержденного регламента несения службы в районе выполнения задач, по согласованию с местными органами власти и штабом оперативной группы.

Занятия организуются со всеми подразделениями, находящимися в резерве и на отдыхе без снижения степени боевой готовности, определенной на данный момент проведения ОПМ.

По оценкам многих наших коллег из других стран, с которыми у нас идет обмен опытом, наша система подготовки полностью отвечает не только специфике выполнения задач в конкретных регионах, но и мировому опыту проведения миротворческих операций.

- А какова сегодня ситуация в Абхазии?

- Нашим военнослужащим там противостоят бандформирования, действующие в Галльском районе. А миротворческие силы по-прежнему остаются "коллективными" только по названию. Другие страны СНГ не спешат направлять сюда своих людей, ограничиваясь продлением мандата миротворцев. Россия уже который год тянет эту ношу за всех. Тянет и сейчас, когда в Тбилиси звучат беспочвенные обвинения в адрес россиян, призывы вывести из зоны конфликта. Фактически грузинские власти по-прежнему используют миротворцев для политического шантажа. Всякий раз в приватных беседах соглашаясь, что альтернативы им нет.

Находить в этом плане общий язык с грузинской стороной крайне сложно. В Тбилиси, как правило, стремятся сделать из продления мандата миротворческих сил политический "спектакль". И, в конце концов, согласие на продление дают. Между прочим, представители ООН высказываются за увеличение срока действия мандата. Ведь при выводе из зоны конфликта нашей группировки, свернет свою деятельность и миссия ООН. Охранять иностранных военных наблюдателей попросту будет некому.

В чем особенность развернутых сегодня миротворческих операций?

- Они по-своему уникальны, являются примерами нешаблонного использования в практике урегулирования конкретных конфликтов мирового опыта миротворчества, а также имеющихся собственных возможностей.

Возьмем, к примеру, Приднестровье. Миротворческая операция здесь проводится с августа 1992 года на основании Молдавско - российского соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21.7.92 г.

Она отличается от классических операций по урегулированию вооруженных конфликтов в рамках ООН. Дело в том, что по инициативе России к участию в миротворческой операции были привлечены подразделения конфликтующих сторон - по одному батальону от Молдовы и Приднестровья. Такой подход сразу же показал свою эффективность. Оказалось, что при совместной работе была снята напряженность в отношениях между конфликтующими сторонами, все возникающие вопросы решались более оперативно. При этом исключались упреки в необъективном подходе - за время нахождения в регионе миротворцев, не произошло ни одной провокации, ни одного боевого столкновения вооруженных формирований.

Руководство воинским контингентом миротворческих сил осуществляет Объединенное военное командование (ОВК) миротворческих сил, в которое входят представители России, Молдавии и Приднестровского региона Республики Молдавия. На правах наблюдателей работают также украинские офицеры.

В зону конфликта на территории Южной Осетии Российский воинский контингент был введен в июле 1992 г. на основании грузино - российского Дагомысского соглашения от 24.6.92 г. (Распоряжения Правительства РФ от 2.7.1992 г.)

Учитывая специфические условия района конфликта (перемешанность грузинских и осетинских сел, отсутствие естественной разграничительной преград, было решено в состав миротворческих сил включить подразделения конфликтующих сторон - грузинский и осетинский миротворческие батальоны. Продумывалось и размещение личного состава на постах: в грузинских селах стояли грузинские миротворцы, а в осетинских - осетинские. Российские блокпосты были расположены между конфликтующими сторонами, что исключало предвзятое отношение к российским миротворцам

Единственная операция под эгидой СНГ проводится в Абхазии (Грузия).

23 июня 1994 г. для выполнения Соглашения о прекращении огня и разъединения противоборствующих сторон, решением Совета глав государств СНГ (В соответствии с Указом Президента РФ N-1178 от 9.06.1994 г., Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ N-136-1СФ от 21.06.1994г), в зону конфликта введены Коллективные силы по поддержанию мира. В качестве задач ему были определены: блокирование района конфликта; наблюдение за выводом войск и их разоружением; охрана важных объектов и коммуникаций; сопровождение гуманитарных грузов и др.

Задачи, первоначально определенные КСПМ в последствии были значительно расширены:

К особенностям миротворческой операции в Абхазии, Грузия следует отнести следующее:

1. Проведение ОПМ совместно с Миссией ООН по наблюдению в Грузии по самостоятельным мандатам.

2. Наличие линии разделения сторон, четко определенных территориальных зон безопасности и ограничения вооружения, определенного постоянно действующего координационного механизма по взаимодействию органов местного управления, правоохранительных и силовых структур, методом проведения еженедельных совещаний под руководством командующего КСПМ СНГ на линии разделения сторон.

3. Самостоятельное в силу территориальных особенностей возвращение жителей в места прежнего проживания, требовало от миротворческого контингента постоянных усилий в вопросах обеспечении безопасности возвращенных временно перемещенных лиц в районы зон ограничения вооружения и безопасности (Галльский район).


http://www.mil.ru/848/1045/1272/20663/1361/21211/index.shtml

Док. 290061
Опублик.: 03.04.07
Число обращений: 312

  • Маслов Алексей Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``