В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Блеск и нищета` политической экономии социализма (гипотеза, основанная на институциональном анализе российского общества) Назад
`Блеск и нищета` политической экономии социализма (гипотеза, основанная на институциональном анализе российского общества)
В статье высказывается гипотеза о причинах известного генезиса политической экономии социализма в СССР. Даются ответы на три вопроса - 1) почему развивающая традиции марксизма концепция прижилась в России, 2) каковы были ее основные методологические проблемы, обусловившие неадекватность реальным изменениям, 3) имеет ли она значение для построения современных экономических теорий российского общества. Основу рассуждений составляет опора на положения теории институциональных матриц и анализ важнейших, то есть достаточных, по мнению автора, работ, позволяющих проверить высказанную гипотезу.


Советский строй в прошлом. Его создателей и первых исследователей в большинстве своем уже нет в живых. Ушла ли в прошлое с этой эпохой политическая экономия социализма, рожденная временем общественная наука с открытыми ею законами и разрабатываемыми понятиями? Была ли она стадией эволюции российской экономической мысли, что взяла из прошлого и что передала в будущее? Или политическая экономия социализма стала идеологическим тупиком, прекратив свое существование почти одновременно с Союзом Советских Социалистических Республик, где она царила?
Со времени выхода в свет первого в стране учебника по политической экономии социализма , прошло чуть более 50 лет. Последний учебник был выпущен более 20 лет назад. Итого три десятка лет в истории - сам по себе короткий срок. Но было предыдущее и есть последующее. А без этого не понять, на наш взгляд, "блеск и нищету" политической экономии социализма.
В этой связи постараемся ответить на три конкретных вопроса. Первый - почему именно на российской почве обрела развитие иностранная марксистская концепция (составившая основу политической экономии социализма), рожденная в иных социально-экономических условиях и не получившая своего продолжения и воплощения на исторической родине? Почему именно наши обществоведы связали с марксистской политэкономией свою жизнь и судьбу, развивали и пропагандировали ее в мире?
Второй вопрос - почему сроки жизни этого научного направления - политэкономии социализма - не пережили сроков описываемой ею реальности? Судьба ли это всех общественных наук, или редкий парадокс? В чем она была актуальной и в чем оказалась неактуальной, что в ней было и чего не было?
И, наконец, третий вопрос: каково место политической экономии социализма в истории российской экономической мысли, насчитывающей не одно столетие и продолжающей свое развитие на наших глазах? Была ли политэкономия социализма временным явлением или "звеном в цепи"? Забыть ее? А, может, стоит внимательно вчитаться, чтобы спокойно и уважительно отнестись к уже прошлому, но ведь своему? И увидеть те черты, которые связывают политэкономию социализма и с историческим наследством российской школы экономической мысли, и с современными разработками?
Итак, во-первых, почему марксизм прижился и развивался в России? При ответе на этот вопрос будем исходить из определенных теоретико-методологических предпосылок. А именно - наша позиция по этому вопросу определяется концептуальным представлением о характере российского социума, и это концептуальное представление позволяет, на наш взгляд, понять причины такого внимания к марксизму со стороны российских ученых. Каково же это представление?
Мы разделяем и развиваем современную научную идею о том, что в мире объективно сосуществуют два типа социального устройства обществ, что обусловлено спецификой образующих их исходных матричных (от лат. слова matrix - матка, основа, первопричина) структур . Эти два типа сформировались естественным путем, они представляют собой два способа самоорганизации социума на основе определенных институциональных матриц в данных материально-технологических внешних условиях.
Один тип - это централизованные иерархические политические структуры с преобладанием редистрибутивных экономических институтов (и соответствующих им форм собственности) и с доминированием в общественном сознании ценностей коммунитарного плана, то есть ценностей, в которых закрепляется примат коллективного над личным, целого над частным. На разных исторических этапах общества такого типа назывались по-разному - азиатский способ производства, самодержавные монархии, реальный социализм, капитализм по-японски и т.д. Государства, которые относятся к такому типу обществ - это, прежде всего, Россия, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Институциональная матрица таких государств названа Х-матрицей.
Другой тип обществ - это самоуправляющиеся "снизу" политические структуры федеративного типа, с рыночными экономическими институтами (то есть доминированием частной собственности) и, соответственно, преобладанием личностных, индивидуалистических ценностей в массовом сознании. В разные исторические эпохи такие общества назывались рабовладельческими, феодальными, капиталистическими. К ним относятся страны Европы и США. Институциональная матрица таких государств названа Y-матрицей.
Данное разделение, как показывает анализ, является исторически устойчивым. Даже если на некоторое время под влиянием внешних условий, то есть военно-политической агрессии или экономического давления, страны, казалось, меняли свой институциональный облик, латентно он сохранялся и со временем снова проявлял себя в качестве общественной доминанты. Например, страны Восточной Европы под влиянием СССР несколько послевоенных десятилетий внешне проявляли себя как государства с Х-матрицей, но в условиях прекращения давления свойственная им институциональная природа, то есть Y-матрица, проявила себя в полной мере. И наоборот, страны Латинской Америки под влиянием США периодически подвергаются попыткам полного перекроя своих политических и экономических порядков по образцу Y-матрицы, но каждый раз это заканчивается тяжелыми кризисами и возвращением к доминированию исторически присущих им Х-институциональных структур.
Еще одна важная ремарка. Доминирование той или иной институциональной матрицы необходимо предполагает действие в государстве альтернативных институтов, комплементарно "дополняющих до целого" общественную систему. При этом комплементарные институты, аналогично рецессивным генам в живом организме, являясь необходимыми, не являются определяющими для характеристики базовых, доминантных свойств институциональной структуры. Поэтому так важен институциональный баланс, поиск оптимального соотношения базовых и комплементарных институтов (70: 30 или 60: 40 и т.д.), равно значимых для воспроизводства общества того или иного типа.
С этих методологических позиций российское общество во все времена, включая период, предшествующий распространению марксизма как основной идеологии, характеризовалось доминированием свойственных Х-матрице базовых институтов. Они включали в себя редистрибутивную централизованную экономику, в которой большинство хозяйственных трансакций опосредуется Центром - сначала это были русские князья, затем система органов самодержавного государства . Унитарное устройство характеризовало специфику государственной политической системы, а коммунитарная идеология, суть которой - в примате ценностей общественного целого над ценностями отдельных личностей, занимала главное место. Официальное православие представляло собой христианскую интерпретацию такого типа государственной идеологии.
И какие же известные теоретические концепции на рубеже XIX-XX веков можно было применить для анализа такого типа общества? Отечественные разработки российской экономической мысли (от И. Т. Посошкова до славянофилов) рассматривались тогда не столько как попытки научного осмысления, сколько как идеологизированные описания действительности, и не более. Наука, и, прежде всего, наука экономическая, полагалась развитой лишь в Европе. Как отмечал в свое время А. С. Пушкин, в России "ученость, политика и философия еще по-русски не существует..., все наши знания, все наши понятия с младенчества почерпнули мы в книгах иностранных, мы привыкли мыслить на чужом языке" . Поэтому, как и с момента основании Российской академии наук, в теории и практике использовались предложенные западной наукой доктрины и учения. Но ведь очевидно, что европейские концепции в основном были ориентированы на анализ обществ, базирующихся на Y-матрицах. Учения А. Смита, Д. Риккардо и др. экономистов и философов представляли собой результаты анализа именно такого типа социально-экономических систем. Много лет спустя известный антрополог и историк-экономист Карл Поланьи в достаточно жесткой форме утверждал, что созданная А. Смитом теория экономики, в основании которой лежат институты рынка и свойственные ей механизмы спроса-предложения-цены, была не более чем здравым смыслом по отношению к окружающей самого автора действительности . И совершенно не обязательно, что действительность другого рода может быть корректно описана введенными им категориями и понятиями.
Таким образом, из известных и разрабатываемых в тот период теорий и направлений лишь марксизм научно формулировал признаки общества - будущего коммунистического - основанного на других принципах, или, как мы сегодня говорим, с принципиально иным набором институтов.
Выдающийся мыслитель В. И. Ленин (независимо от отношения к нему как политическому деятелю) вместе с группой альтернативных, выражаясь современным языком, ученых (в силу исторических причин отставленных от отечественной экономической науки того времени) составляли особую группу экономистов. Они издалека, "со стороны" смотрели на Россию и каким-то образом почувствовали глубинное подобие марксистского коммунизма и институциональной Х-матрицы России. Если сам К. Маркс в свое время этого не заметил, и, как известно, с сомнением относился к перспективам революционного коммунистического преобразования России, то отечественные ученые от большевиков глубже, как оказалось, понимали специфику страны , что и обусловило, кстати, их дальнейшую политическую победу.
Если принять эту гипотезу и встать на данную точку зрения, то становится понятной убежденность В. И. Ленина в отношении российского капитализма как временного, преходящего явления. Даже если справедлива критика представленных Лениным статистических выкладок относительно реальности распространения капиталистических отношений в городе и деревне, то общий его вывод исторически был подтвержден . Капитализм, действительно, был лишь моментом, временным отступлением от эволюции редистрибутивной централизованной экономики России. Таким же временным отступлением были сопровождавшие российский капитализм политическая многопартийность и распространение либеральных ценностей как основной идеологии в стране. Попытки слома присущих России институтов Х-матрицы и тотального замещения их другими, из альтернативной Y-матрицы, оказались (как это бывало и в истории других стран) невозможными. Революция лишь оформила это возращение на путь исторической траектории российского социума.
Таким образом, мы полагаем, что принятие марксизма российскими учеными - это ответ на первый поставленный в статье вопрос - было обусловлено, в конечном счете, достаточной адекватностью предложенной Марксом "институциональной модели" коммунистического общества и присущей российскому обществу институциональной Х-матрицы. Именно марксова доктрина рассматривала тип общества с преобладанием не частной, но общественной собственности, и, соответственно, действующих на ее основе централизованно регулируемых или опосредуемых Центром (то есть редистрибутивных) экономических отношений. Политическая структура такого общества Марксом, правда, не конкретизировалась, но главенствующие - коммунистические ценности (как потенциальная реализация коммунитарной идеологии, характерной для государств с Х-матрицей) были обозначены достаточно выразительно. Поэтому так парадоксально верны оказались общие следствия марксовой модели для прогнозирования доминирующей направленности преобразований, осуществлявшихся в дальнейшем в России и Советском государстве. Поэтому и труды В. И. Ленина, который "по всем вопросам примыкает к учению Маркса" , были востребованы в России, а их влияние оказалось определяющим для становления политической экономии социализма.
В то же время Ленину удалось связать положения марксовой теории с реальностями российского общества, объективным основанием для чего служило уже отмеченное сходство марксовой модели общества и типа российского социума. Ленин писал в свое время: "... для русских социалистов особенно необходима самостоятельная разработка теории Маркса, ибо эта теория дает лишь общие руководящие положения, которые применяются в частности к Англии иначе, чем к Франции, к Франции иначе, чем к Германии, к Германии иначе, чем к России"
Замысел создания учебника по этой новой "самостоятельно разрабатывавшей теорию Маркса" науке, то есть по политической экономии социализма, начал складываться еще в конце 1930-х гг., но был реализован лишь в 1950-е годы. Руководителем авторского коллектива первого учебника был академик К. В. Островитянов. Как известно, он был одним из наиболее приверженных последователей Ленина. Это связано и с его личной биографией. Еще до революции он был распространителем и популяризатором ленинских работ в России, и этот опыт молодости определил его дальнейшие взгляды и пути развития. О том, какие из ленинских идей составили основу будущего учения, можно судить по первым работам К. В. Островитянова: К вопросу о развитии Лениным марксовой политэкономии капитализма // "Вестник Коммунистической академии", 1933, NoNo 2-3; Развитие Лениным экономического учении Маркса // Проблемы экономики, 1939, No 1. Соцэкгиз; О работе В. И. Ленина "Развитие капитализма в России" //Большевик, 1946, No 3). В новой дисциплине было использовано ленинское понимание предмета политэкономии как науки, изучающей не общие законы всех социально-экономических формаций, но специфику воспроизводства при различных системах общественного хозяйства. Это дало право российским экономистам говорить о политической экономии социализма как науке, имеющей собственный, отличный от марксизма-ленинизма, предмет. Таким образом, было обозначено собственное поле политической экономии социализма в национальном и общемировом обществоведении.
Другим важным источником, в котором были сконцентрированы основные идеи нового направления, послужила хрестоматийная работа И. В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР" . В ней он подводил итоги дискуссии 1951 г. по поводу проекта учебника по политической экономии, и обобщенные им положения легли в основу всех последующих учебников, издававшихся в стране. В данной работе, если непредвзято и спокойно ее прочесть, можно увидеть и логические противоречия, и непоследовательность по ряду фиксируемых позиций, и очевидно политизированный, то есть ориентированный на субъективно понятые задачи момента, характер. Тем не менее, взятая как единое целое, она, несомненно, представляет собой определенное теоретическое достижение и содержит набор характерных черт, отражающих, в том числе, и специфику российской экономической мысли .
Первая характерная черта - объективистская парадигма восприятия происходящих в обществе процессов. Политическая экономия социализма, базирующаяся, как это декларировали ее основатели и последователи, на философии исторического материализма, заявляла, что "законы политической экономии отражают закономерности процессов, совершающихся независимо от воли людей" , и никакие руководители или Советское государство не могут их отменить. Эти законы нельзя смешивать с законами, которые издают правительства, которые создаются людьми и имеют лишь юридическую силу. Экономические законы Сталин отождествляет с законами природы, познание которых позволит применить их на пользу человечеству. Он пишет, что "... законы экономического развития являются объективными законами, отражающими процессы экономического развития, совершающиеся независимо от воли людей. Люди могут открыть эти законы, познать их и, опираясь на них, использовать их в интересах общества, ... но они не могут уничтожить их или создать новые экономические законы" . Эта мысль повторяется им неоднократно: "Можно ограничить сферу действия тех или иных экономических законов, можно предотвратить их разрушительные действия, если, конечно, они имеются, но нельзя их "преобразовать" или "уничтожить" . "На место субъективизма было поставлено воззрение на социальный процесс, как на естественно-исторический процесс, - воззрение, без которого, конечно, и не могло бы быть общественной науки" , - цитирует Островитянов Ленина. Поэтому политэкономия социализма декларирует объективность происходящих процессов и естественный характер действия экономических законов. "Экономические законы выражают сущность экономических процессов, их внутреннюю причинную связь, существующую в системе производственных отношений, независимо от воли людей. Они так же, как и законы естествознания, носят объективный характер" , пишет Островитянов и в своих работах, и учебнике политической экономии.
Хотя в полной мере реализовать эту объективистскую парадигму не удалось (одной из причин этого были сохранившиеся методологические марксистские предпосылки о роли субъекта - рабочего класса, - в истории), стремление к этому постоянно присутствовало. Ярким свидетельством этого являются непрекращавшиеся, попытки советских политэкономов (зачастую даже опасные для них), исследовать реальные процессы, пусть и не укладывающиеся в рамки принятой доктрины.
Вторая особенность российской экономической мысли, представленная в политической экономии социализма - рассмотрение общества как единства экономики, политики и идеологии. Этот социологический взгляд напрямую отражен в названии учения и содержится в его основных положениях. Действительно, в отличие от других "политических экономий" здесь речь идет об обществе с определенной социальной идеей, а именно, идеей социализма. Эта идея составляет один из составных элементов концепции, ее неотрывную часть. Если, например, "духовная политическая экономия" Ивана Посошкова, с которой начинается российская экономическая мысль, опиралась в идеологическом отношении на православие, то ее "наследница" ХХ века заменила религиозную идею научной, что отражало закономерности времени.
Само представление об изучаемом в политической экономии социализма объекте - обществе, также включает в себя экономические, политические и идеологические компоненты. Экономические отношения в этой теоретической модели образуют так называемый базис общества, а политические и идеологические - его надстройку. Соответственно, надстроечные отношения определяются базовыми. Крылатые ленинские выражения "Политика есть концентрированное выражение экономики" или "Коммунизм [идея - С. К.] есть Советская власть [политика - С. К.] плюс электрификация всей страны [материальная база - С. К.]" образно и четко отражают эту связь.
Осознание единства экономической, политической и идеологической сфер в советской политэкономии социализма выражается в фиксировании многообразных связей между ними, констатации их взаимообусловленности, введении и разработке понятий, выражающих эти связи. Так, развитие концепции коммунистической партии (при всех достижениях и заблуждениях ее разработчиков), задачей которой является обеспечение соответствия между тремя названными сферами, является одним из таких примеров .
Наконец, социологический подход выражает себя и в том, как понимался в политической экономии социализма основной экономический закон. В теориях, посвященных изучению рыночных экономик, основным их законом - что отражено еще в концепции Маркса, - является максимизация прибыли, Другими словами, основной закон экономики относится к экономической сфере как таковой, действует "внутри" нее. В отличие от этого, формулировка основного экономического закона социализма - "обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники" - содержит в себе попытку перейти от экономических терминов к социальным. Экономика здесь явно предстает как один из составных общественных элементов, который действует по законам социума, выступающего по отношению к экономике "внешней" силой, задающей цели и правила. Политэкономия социализма понимает экономику как элемент общественной системы, которую изучать изолированно нецелесообразно.
Третья особенность российских экономических теорий также характерна для политической экономии социализма. Речь идет о направленности исследований на законы развития общества как целого, на анализ поведения больших групп людей в противовес анализу моделей индивидуального поведения. Такой подход, характерный для главного источника политэкономии социализма - марксизма, лег в нашей стране на благодатную почву, поскольку соответствовал самому духу, размаху и стилю российского мышления. "Хочешь иметь дело с марксизмом, - говорил Сталин, - имей одновременно дело с классами, с массой..." . Более того, в политической экономии социализма категориями анализа являются уже не столько классы, как это было у Маркса, сколько "общественные силы" с единым общественным интересом. Поэтому исследовательской и, соответственно, практической задачей является не столько анализ противоположностей между социальными группами, например, между городом и деревней или умственным и физическим трудом, но выявление общего в них. На наш взгляд, здесь очевидна попытка рассмотреть все общественное население как единое целое, реализовать холистический подход к социальной сфере. В отличие от тезисов Маркса о классовой борьбе как источнике социального развития, политическая экономия социализма, развиваемая в традициях российской экономической мысли, пытается выявить источники общественного согласия, коллективного начала, обеспечивавшего выживание огромной страны в непростых условиях. Социалистическая идея представлялась в данном случае таким возможным источником социального консенсуса.
Наконец, четвертая особенность, характеризующая политэкономию социализма как преемницу российской традиции экономической мысли, - это выявление и описание законов "другой экономики", национальной экономической системы. Собственно говоря, это и составляет само содержание политической экономии социализма. Специфика "другой экономики" связывалась с общественной собственностью на средства производства. Она противостоит институту частной собственности, характерному для рыночных экономик "несоциалистических" стран. Соответственно, в такой системе отсутствует наемный труд в марксистском его понимании, и связанная с ним, как полагали сторонники политэкономии социализма, система эксплуатации. Соответственно, закону конкуренции противостоит закон планомерного пропорционального развития производства, который "возник как противовес закону конкуренции и анархии производства при капитализме" .
Выявление особенностей социалистической экономики, понимание ее собственных законов, к которым относятся упомянутые закон развития общественной собственности и закон планомерного и пропорционального развития, а также закон о непосредственно общественном характере труда при социализме - преимущественное, но не единственное направление исследований экономической реальности, проводимых в рамках политической экономии социализма.
Другим не менее интересным фокусом анализа является специфика проявления экономических отношений из "капиталистических экономик", которые действуют в условиях доминирования социалистической общественной системы. Здесь хотелось бы обратить внимание на следующие моменты.
- в политической экономии социализма признавался сам факт сосуществования "социалистических" и "капиталистических элементов", вызванный, как полагали теоретики того периода, исторической необходимостью. Это касается и наличия товарного производства при социализме, и необходимости развития советской торговли, и важности категорий рентабельности, цен и т.д.;
- политическая экономия социализма обозначала "чужеродные" рыночные формы как дополнительные инструменты, действие которых ограничено рамками базовых экономических отношений. Так, товарное производство в СССР "поставлено в строгие рамки благодаря таким решающим экономическим условиям, как общественная собственность на средства производства, ликвидация системы наемного труда, ликвидация системы эксплуатации" . А сфера действия закона стоимости "ограничена у нас наличием общественной собственности на средства производства, действием закона планомерного развития народного хозяйства" (там же, с. 238). Также и рентабельность в рамках закона планомерного развития производства существует как дополнительный инструмент оценки народнохозяйственной эффективности. Неправильно полагать, пишет Сталин, что "закон планомерного развития народного хозяйства и планирование народного хозяйства уничтожают принцип рентабельности производства. Это совершенно неверно" . Рентабельность используется при оценке и отдельных предприятий и отраслей производства, и для оценки уровня эффективности народного хозяйства в целом;
- отмечалась модификация рыночных элементов, действующих в условиях социалистического хозяйства. Хотя зачастую они сохраняют те же названия, сущность их в условиях социалистических отношений, становится иной. В анализируемой работе читаем: "...наше товарное производство представляет собой не обычное товарное производство, а товарное производство особого рода, ... которому суждено обслуживать совместно с его "денежным хозяйством" дело развития и укрепления социалистического производства" . Здесь "новое ["социалистическое" - С. К.]..., проникает в старое ["капиталистическое" - С. К.], меняет его природу, его функции, не ломая его форму, а используя ее для развития нового. Так обстоит дело не только с товарами, но и с деньгами в нашем экономическом обороте, так же и с банками, которые, теряя свои старые функции и приобретая новые, сохраняют старую форму, используемую социалистическим строем" . Таким образом, констатировал Сталин, "от старых категорий капитализма сохранилась у нас главным образом форма, внешний облик, по существу же, они изменились у нас коренным образом применительно к потребностям развития социалистического народного хозяйства" . При этом не всегда метаморфозы "капиталистических" элементов, внедряемые в практику социалистического строительства и объективно его поддерживающие, замечаются теоретиками. Например, так произошло с конкуренцией, которая была отвергнута на макроуровне, но внедрена в микроэкономике под видом соцсоревнования и дала ей импульсы для развития. Как отмечал в этой связи Сталин, "до начала разворота массового соцсоревнования рост промышленности шел у нас со скрипом..." . Однако, как будет показано далее, дополнительный характер явно наблюдаемых рыночных инструментов не получил должного теоретического обоснования в рамках политической экономии социализма.
Таким образом, в политической экономии социализма, исходно строившейся на заимствованных методологических основаниях, проявились, тем не менее, свойственные российской экономической мысли характерные черты. Это позволяет считать ее "звеном в цепи" теоретических достижений российских экономистов и положительно ответить на вопрос о принадлежности политической экономии российской школе экономической мысли. Также это дает нам основания, критически анализируя ее достижения, тем не менее, опираться на некоторые ее положения, не потерявшие своей актуальности. Например, в теории институциональных матриц некоторые из них нашли свое отражение .
В то же время политическая экономия социализма, базировавшаяся на "внешних" марксистских предпосылках, исходно содержала в себе будущее "зерно противоречий", что не позволило ей стать адекватным инструментом анализа социально-экономической действительности. Последовательно их рассмотрим.
Вслед за повторявшим позицию Маркса Лениным, рассматривавшим экономическую науку не как рассуждающую или абстрактно-схоластическую, но как "действенное орудие борьбы в руках пролетариата за низвержение капитализма и победу пролетарской революции" , в основу экономической теории социалистического общества также было положено учение о диктатуре пролетариата, под руководством Коммунистической партии призванной обеспечить "победу социалистических элементов" . Другими словами, сама методология содержала в себе не научную, но сугубо практическую предпосылку. Эта изначально заданная прикладная направленность политической экономии социализма обусловила в дальнейшем ее сращивание с политической практикой и, в конечном счете, зависимость от нее.
Кроме того, политическая экономия социализма включила в себя одно из основных и, одновременно, одно из самых противоречивых положений марксизма, воспринятое и неоднозначно интерпретировавшееся как самим В. И.Лениным на разных этапах его политической деятельности, так и советскими политэкономами. Речь идет о соотношении базиса и надстройки, производительных сил и производственных отношений, экономики и политики.
Как известно, аналитическая модель общества как общественно-экономической формации, предложенная Марксом и адаптированная Лениным, базировалась на категории способа производства. Он представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Именно их взаимодействие обеспечивало развитие и смену способов производства общественно-экономических формаций в ходе революций. При этом примат закреплялся за производительными силами, которые, развившись, меняют отжившие производственные отношения на новые, соответствующие их развитию. То есть, по Марксу в основе смены одной формации другой, более прогрессивной лежит несоответствие развивающихся производительных сил - играющих роль локомотива истории, движущих сил исторического развития, характеру устаревающих производственных отношений. Поэтому происходит "революционная замена старого базиса новым в соответствии с законом обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил" . Это положение закреплено во всех советских учебниках по политической экономии, начиная с первого. "На известной ступени своего развития производительные силы перерастают рамки данных производственных отношений и вступают с ними в противоречие. ...В силу этого старые производственные отношения раньше или позже сменяются новыми производственными отношениями, соответствующими достигнутому уровню развития и характеру производительных сил.... Экономическим законом развития общества является закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил" . Класс рабочих Маркс полагал частью производительных сил. Именно их активная роль в преобразовании способа производства путем замены капиталистических производственных отношений на социалистические составляла сущность марксовой политической доктрины и учения о пролетарской революции (отметим, кстати, что его прогнозы не сбылись ни в одной из стран с Y-матрицей).
Но страна победившего пролетариата, а, тем более, победившего социализма (как первой фазы коммунистического общества) уже не предполагала замены данной общественно-экономической формации иной, идущей ей вслед. Смена политической власти уже не подразумевалась. В этих условиях тезис о примате производительных сил, которые непрерывно развиваются и рано или поздно должны были, следуя логике марксизма-ленинизма, изменить строй, - становился идеологически неприемлемым. Анализируя работы экономистов того времени, можно видеть, начиная с Ленина, как постепенно осуществляется "модификация" этого основополагающего марксова тезиса. Процитируем рассуждения на эту тему в одной из статей К. В. Островитянова: "Политика советского государства, руководимого Коммунистической партией, согласно учению Ленина, является концентрированным выражением экономики и имеет примат над последней. Положение о примате политики над экономикой в социалистическом обществе ни в малейшей степени не противоречит и не отменяет основ исторического материализма и, в частности, того положения, что экономика является базисом человеческого общества, а политика, государство, право - надстройкой над базисом. Марксизм-ленинизм не рассматривает надстройку как нечто пассивное по отношению к базису - экономике. Наоборот, он признает активную роль надстроек, оказывающих огромное обратное влияние на экономику и производительные силы общества" . Так что же является, в конечном счете, определяющим? В чем состоит тогда механизм общественного развития, если не производительные силы меняют производственные отношения, а те сами могут их формировать? Где, как говорится, сидит та лошадь, которая движет автомобиль? Эта пронизывающая всю историю политической экономии социализма путаница в соотношении производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, экономики и политики выявила неадекватность этих категорий для понимания механизма общественного развития, но отказаться от них и заменить другими не представлялось возможным. Лишь накануне перестройки, к началу 1980-х гг., некоторые советские ученые стали весьма осторожно предлагать новые понятия, не вписывающиеся в "прокрустово ложе" конструкции производительных сил и производственных отношений. Например, такой категорией выступили организационно-экономические отношения, предложенные Л. И. Абалкиным в его работе "Диалектика социалистической экономики" . Это была одна из попыток встроить в понятийный аппарат политической экономии социализма понятия институционализма. Фиксируя "положение" организационно-экономических на стыке известных категорий производительных сил и производственных отношений, автор "эзоповым языком" подчеркивал недостаточность существующих методологических рамок для анализа реально происходящих в советской экономике процессов . Но последующей необходимой проработки новых понятий советские политэкономы в условиях "политической несвободы" не осуществили.
Отмеченная выше методологическая некорректность в отношении понимания категорий, которые были призваны отразить движущие силы и механизмы развития социалистического общества, стала одной из причин того, почему нищета сменила блеск политэкономии социализма. Она дополняет наш ответ на второй поставленный здесь вопрос - почему базирующаяся на "адекватном" природе российский Х-матрицы марксизме политическая экономия социализма не обусловила долгосрочного развития страны и вместе с крахом исследуемого ею советского строя также "приказала долго жить"? "С высоты" сегодняшнего понимания институциональных механизмов ответ на этот вопрос становится более понятен для тех, кто внимательно изучал учебники по политической экономии социализма и труды ее представителей. К. В. Островитянов был одним из самых ярких и характерных, и поэтому в его трудах мы почерпнем в дальнейшем аргументы для своих выводов.
Итак, теория институциональных матриц и рассмотренные в ней закономерности институциональной самоорганизации социальных систем подчеркивают значение баланса базовых институтов, соответствующих доминирующей институциональной матрице, и комплементарных, то есть институтов из альтернативной матрицы. Если в общественной структуре тотально доминируют базовые институты, и социальные субъекты сдерживают действие необходимых для развития комплементарных институтов, то социально-экономическое развитие замедляется. Общественная система, испытывая недостаток комплементарных дополнительных форм, деградирует. Поскольку именно взаимодействие базовых и комплементарных форм обеспечивают тот диалог, без которого невозможны развитие и инновации. С другой стороны, если социальные субъекты слишком агрессивно пытаются внедрять альтернативные институты, стремясь заместить ими базовые, то спонтанной реакцией общества на такую деятельность являются, в конце концов, революции, в ходе которых отторгаются насильственно внедряемые элементы. Россия на рубеже XIX-XX веков являла пример второго рода, когда навязывание капитализма и политических "свобод" пришло в противоречие с истинной природой нашего общества и привело к таким тяжелейшим кризисам во всех общественных сферах, что революция, необходимая для выживания государства, стала неизбежной.
Но сформировавшаяся в ходе революции советская Россия стала представлять собой крайность иного рода. В ней по мере строительства социалистического государства все более и более нарушался первый из отмеченных законов институциональной самоорганизации. А именно, нежелание внедрения комплементарных институтов, нехватка жизненно необходимых дополнительных альтернативных форм приводила к тотальному господству базовых институтов, что нарушало институциональный баланс и сдерживало ход поступательного развития страны. И политическая экономия социализма, основанная на марксизме, не предупреждала этот процесс. Почему? Отвечая на этот вопрос, мы отвлечемся от персональных характеристик ученых-политэкономов, специфики политической ситуации и др. внешних, на наш взгляд, моментов, а рассмотрим вопрос строго методологически. На наш взгляд, причиной того, что политэкономия социализма оказалась неэффективной, заключается во внутренних ограничениях самой науки, в неадекватности некоторых ее исходных методологических предпосылок и построенной на этой основе концептуальной модели социума. Как минимум, следующие исходные постулаты политической экономии социализма и вытекающие из них следствия оказались слабыми и нелогичными, что и подтвердилось, в конечном счете, исторической практикой.
Во-первых, непоследовательно реализовывался тезис об объективности экономических законов. Декларированный как основа этой науки, базирующейся на историческом материализме, он подвергался таким модификациям, что фактически отрицался. Например, К. В. Островитянов в своих работах допускал, что экономические законы могут при определенных условиях терять силу или меняться в результате изменений, происходящих в системе производственных отношений. "Они порождаются определенной системой производственных отношений и сходят со сцены в силу новых экономических условий. Возникнув на базе новых производственных отношений, экономические законы определяют развитие этих отношений" . Здесь мы наблюдаем те же инверсии, что и при определении соотношения производительных сил и производственных отношений. Как и там, здесь оказываются справедливыми два противоположных тезиса: первый о том, что экономические законы объективны и определяют характер производственных отношений, и второй - что экономические законы порождаются производственными отношениями. Может ли так строиться научная концепция? Именно поэтому она создавала возможности формулирования различных следствий, из которых власти, например, могли выбрать понравившийся и поддержать его. Объективность науки, таким образом, нарушалась. Кстати сказать, не соблюдались в этом случае и максимы более высокого порядка, наверняка известные, например, К. В. Островитянову, обучавшемуся в 1902-1912 гг. в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Ибо, как сказано, "Но будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого" . Но работы Маркса и Ленина служили, по-видимому, более фундаментальными основаниями для советских политэкономов, чем библейские заповеди.
Вторым методологическим несовершенством политической экономии социализма являлась, на наш взгляд, абсолютизация одного типа экономических отношений и неучет в концепции объективно необходимой роли дополнительных альтернативных форм. Социалистические отношения (соответствующие в классификации теории институциональных матриц, или Х и Y-экономик , редистрибутивным отношениям) полагались основополагающими и единственными. В то время как роль рыночных инструментов в том или ином их проявлении рассматривалась как вынужденная и сугубо временная. Отступления от этой чистой теоретической схемы, которых требовала от теоретиков реальность, допускались лишь с атрибутикой рыночных механизмов как проявлений отсталости, неразвитости социализма, как "исторически преходящих", временных. Другими словами, в то время как реальная экономика всех стран развивалась в конкуренции и комбинации рыночных и редистрибутивных элементов, которые поддерживают, оплодотворяют и стимулируют друг друга, политэкономия социализма предначертала путь к стерильному обществу с тотальным господством лишь одной из форм хозяйственных отношений. Налицо неадекватность теоретической модели конкретной практике.
Показательна в этом плане многострадальная дискуссия по поводу товарно-денежных отношений при социализме. Несоответствие теории и практики по этому вопросу мы находим еще в трудах В. И. Ленина. Так, сначала Ленин уверенно утверждал, что "раз остается обмен, о социализме смешно и говорить" . Потом он не менее уверенно утверждает - и реализует это практически, что без товарного обмена и денежного обращения невозможно построение социализма. Так, в 1921 г. решающим для создания фундамента социализма, по Ленину, "является оживление торговли при ее правильном государственном регулировании" . Продолжатель ленинских традиций Островитянов К.В. также, с одной стороны, отстаивал необходимость развития товарно-денежных отношений. Как известно, в публичной дискуссии он возражая И. Малышеву и В. Соболю, которые полагали, что социалистическое плановое хозяйство несовместимо с товарными отношениями . В то же время он предполагал в будущем их отмирание, поскольку "по мере движения к коммунизму будет все более меняться в направлении превращения товаров в продукты, а денежных знаков в своего рода трудовые талоны" .
Третьим концептуальным противоречием политической экономии социализма являлось несоответствие формулировки основного экономического закона тезису о преимущественном развитии I подразделения. Как известно, еще В. И. Ленин - и Островитянов К. В. неоднократно отмечал это в своих работах, - сформулировал тезис о преимущественном росте средств производства по сравнению с ростом предметов потребления, исходя из своей схемы расширенного воспроизводства с учетом роста органического строения капитала . Но это, как справедливо отмечали многие критики, противоречило основному экономическому закону, который во главу угла ставил рост благосостояния населения. Таким образом, опять подразумевались два противоположных положения: с одной стороны - преимущественное развитие производства средств производства, с другой стороны - преимущественное развитие производства средств потребления. Такая нелогичность, как уже отмечалось, не соответствует требованиям научности и создает возможности произвольного толкования выводов советских политэкономов.
Наконец, четверым спорным и неочевидным положением политической экономии социализма был рассмотренный ранее основополагающий тезис о соответствии производительных сил и производственных отношений и связанная с ним путаница и произвол в соотношении надстройки и базиса, политики и экономики. Еще раз процитируем Островитянова К. В., рассуждения которого, зажатые тисками данных непреложных дефиниций, показывают мучительный поиск объективной определенности, которой исходно в них не содержится. "Совокупность производственных отношений, экономический строй составляет базис общества: он определяет политические, экономические, правовые, философские и другие взгляды общества и соответствующие им учреждения, являющиеся надстройкой. Надстройка не имеет связи с производством, с производительными силами; она связана с ними лишь косвенно, посредством экономики как базиса...Но надстройка...в свою очередь, оказывает на него {базис} активное воздействие, помогает ему укрепиться, способствует его дальнейшему развитию" . На наш взгляд, здесь явно видно, как неопределенны эти категории, как трудно наполнить их четким однозначно понимаемым содержанием. Соответственно, анализ, выполняемый на основе таких "методологически мутных" категорий, не отличается ясностью и четкостью Поскольку категориальный аппарат обществоведа подобен, на наш взгляд, микроскопу в руках естественника: четко настроенный и хорошо сфокусированный, он позволяет выявить то, что не видно "теоретически невооруженным глазом". Ненастроенный, он видит лишь мистические фигуры и химеры, поддающиеся лишь произвольному толкованию.
В развиваемой нами теории институциональных матриц одним из постулатов является представление о единстве экономической, политической и идеологической сфер общества. Они отражают различные стороны единого целого, то есть связаны не "причинно-следственно", а морфологически. Такое представление базируется на понимании социального (общественного) действия, которое в каждый момент времени представляет собой одновременно: а) действие экономическое, связанное с использованием ресурсов для физического воспроизводства субъектов действия, б) действие политическое, то есть организованное и направленное на достижение конкретных целей, в) действие идеологическое, то есть реализующее специфические идеологические ценностные установки, которые определяют характер и направленность действия. В такой трактовке снимается полемика по поводу примата и первичности тех или иных сторон общества. На наш взгляд, это более адекватно отражает реальное положение вещей, а именно, тот факт, что бытие общества возможно лишь в единстве названных сторон.
Тем не менее, выявленные сегодня, с высоты прошедших лет, проблемные концептуальные моменты не означают, что политическая экономия социализма представляла собой лишь тупиковое ответвление обществоведения. Если кратко сформулировать ответ на третий поставленный нами вопрос о месте политической экономии социализма в истории российской экономической мысли, то он заключается в признании ее как одной из стадий развития последней. Выше мы перечислили основные аргументы в пользу того, что политическая экономия социализма, действительно является "звеном в цепи" истории экономической мысли России. Несмотря на ее недостаточно разработанный характер, в ней воплощались и получили определенное развитие основные свойственные экономической мысли России характерные черты, взаимосвязанная совокупность которых определяет специфику российской школы на фоне других экономических школ . Поэтому, подытоживая этот краткий анализ политической экономии социализма, полагаем возможным согласиться с тем, что она представляет собой оригинальный и характерный образец российской экономической мысли. В ней нашли свое отражение и получили дальнейшее развитие такие характерные ее черты, как объективистская парадигма, социологичность и холистический подход к анализу экономических процессов, а также формулирование специфических законов, характеризующих хозяйственную жизнь России.

***

Осмысление прошлого, изучение работ предшественников часто провоцируют размышления относительно тех уроков, которые можно извлечь, направляют внимание на фиксацию тех ошибок, которые не хотелось бы повторять. Труды круга советских политэкономов, изучение истории, теории и практики политической экономии социализма предупреждают, на наш взгляд, о двух опасностях. Первая опасность - методологическая. Она состоит в некритическом принятии и абсолютизации положений заимствуемых экономических доктрин. Но ведь известно, что истину нельзя заимствовать. Ее нельзя выучить по книгам. Никто не может сообщить нам о ней. Мы сами должны обострить свой разум, чтоб посмотреть в существование и найти ее. Иначе, как представители политэкономии социализма, сохранившие в основании своих построений заимствованные схемы Маркса, можно оказаться несостоятельными в анализе фактически происходящих вокруг нас процессов.
Вторая опасность - опасность ангажированности общественной науки. Избежать ее гораздо труднее и по чисто человеческим, и по социальным причинам. Но без определенной удаленности обществоведов от власти - экономической и политической, трудно ожидать беспристрастного анализа и полноценной рефлексии. Не отделив себя от предмета изучения, невозможно осуществлять чистое научное исследование, как и совершать подлинные научные открытия. Для российских ученых наглядный пример - это пример Ленина, переставшего быть теоретиком после победы революции и ставшего - пусть гениальным, - ловцом и одновременно рабом политических моментов. Его научные результаты остались в свободном неангажированном прошлом. И если при выборе сферы деятельности - наука или политика, - мы можем руководствоваться своими предпочтениями, то, уже выбрав, вынуждены соблюдать "правила игры", несмотря на искушения. Сопричастность власти - самое, пожалуй, сильное из них.
В заключение уместно, на наш взгляд, привести цитату экономиста Кейнса, известного тем, что разрабатываемые им теоретические положения послужили основой социально-экономической политики не одного послевоенного европейского правительства. Он писал, что "...идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы и когда они ошибаются - имеют гораздо большее значение, чем это принято думать. В действительности только они и правят миром. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад" . Так что нам, "академическим писакам всех поколений", хорошо бы не забывать об этой потенциальной ответственности "быть услышанными".

Кирдина С. Г., д.с.н., ведущий научный сотрудник,
Институт экономики РАН

Док. 289992
Опублик.: 03.04.07
Число обращений: 684

  • Кирдина Светлана Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``