В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Тарачев: Кредитный компромисс Назад
Владимир Тарачев: Кредитный компромисс
В Думу внесен уже четвертый законопроект, призванный решить проблему создания бюро кредитных историй

То, что вялотекущая банковская реформа почти совсем не находит поддержки на законодательном уровне, давно уже ни для кого не является секретом. И вызывает законное раздражение самих депутатов. Именно поэтому в последней сессии Госдумы актуальными могут стать компромиссные варианты документов, призванные достичь цели поэтапно. Вариант такого проекта, направленного на поэтапное создание бюро кредитных историй, подготовлен заместителем председателя банковского комитета Госдумы Владимиром Тарачевым.

Идея, предложенная Владимиром Тарачевым, заключается в том, что банки обязывают предоставлять в Банк России информацию о недобросовестных заемщиках, не исполнивших в срок свои обязательства. Сумма неисполненных обязательств для граждан равна 10 тыс. рублей, для юридических лиц - 100 тыс. рублей. Если по истечении 45 дней такой заемщик (как юридическое, так и физическое лицо) не обратился к кредитору и не урегулировал обязательства, кредитная организация должна уведомить об этом Банк России. В противном случае банку грозит отзыв лицензии. При этом в соответствии с законопроектом информация должна позволить "однозначно идентифицировать должника, не исполнившего обязательства, а также данные о размере неисполненных обязательств должника в соответствии с кредитным договором". В свою очередь, Центробанк в случае запроса от любого банка обязан предоставить имеющуюся у него информацию о недобросовестном заемщике. По замыслу разработчиков, описанная схема позволит "заложить основы для формирования в среднесрочной перспективе национальной системы кредитных бюро".

Простота законопроекта, оформленного в виде поправок к законам "О банках и банковской деятельности" и "О Банке России", действительно подкупает. Как заявил "Известиям" Владимир Тарачев, "трудности, связанные с созданием и организацией кредитных бюро, вызваны их относительной сложностью, высокими затратами на сбор информации, законодательными ограничениями, а также нежеланием большей части крупных кредитных организаций делиться собранными сведениями о своих клиентах". Предложенный же документ решает большую часть этих проблем. Кроме того, как отметил Тарачев, можно не беспокоиться о защищенности информации, так как собираться будут не все сведения, а только негативные.

Вместе с тем говорить о том, что проект решает все вопросы, вряд ли корректно. На сегодня разработаны или находятся в стадии разработки три законопроекта о бюро кредитных историй. Первый был внесен еще в 1997 году - его вообще вряд ли будут рассматривать из-за неучтенности многих вопросов. Еще один внесен депутатами Павлом Медведевым и Валерием Зубовым сравнительно недавно и также ориентирован на создание кредитного бюро на базе Банка России. Третий разработан специалистами Министерства экономического развития и торговли по поручению правительства и сейчас проходит стадию согласования. И появление четвертого, пусть даже простого и понятного всем, не решит всех проблем.

Действительно, у Центрального банка есть необходимые возможности и готовая инфраструктура. Тем более что и сами представители ЦБ признают это, выражая готовность взять на себя бремя создания бюро - хоть в среднесрочной, хоть в краткосрочной перспективе. Однако в данном случае именно факт наделения новыми полномочиями ЦБ может не устроить многих. Именно этот аргумент использовался против законопроекта Зубова и Медведева.

Во вторник сказать свое мнение о вносимом законе затруднились и в МЭРТе, и в Госдуме. По словам Павла Медведева, он еще не успел ознакомиться с творчеством коллеги и не может дать квалифицированную оценку. Не видели документ и в Банке России, не говоря о других банках. Впрочем, сам Тарачев уверен, что его вариант решения проблемы будет приемлем как для крупных банков, так и для финансовых властей - в качестве компромисса. Впрочем, последнее слово останется за депутатами, которые могут в последней сессии и не найти времени для нового законопроекта. Тогда компромисс будет искать уже следующая Дума.

"Известия"
3 сентября 2003 г.



Док. 289987
Перв. публик.: 03.09.03
Последн. ред.: 04.04.07
Число обращений: 412

  • Тарачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``