В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Где у коррупции Кощеева смерть? Назад
Где у коррупции Кощеева смерть?
Теперь уже никому из живущих в России, наверное, не удастся с ходу назвать какое-нибудь громкое судебное дело, в котором бы объектом обвинения являлась коррупция. В да-леком прошлом, и даже советском, такие процессы в стране редко, но шли. Ныне их просто нет. Разумеется, пресса, общественные деятели, политики, высокопоставленные чиновники, даже сами олигархи, на которых пробу коррупции, говоря откровенно, ставить уже некуда, все они не перестают сокрушаться по поводу этой социальной язвы. Исписаны горы тракта-тов, статей, коллективных обращений, законопроектов, обличающих зло продажности, коры-столюбия, взяточничества. Но, как говорится, воз и ныне там.

Необходим антикоррупционный иммунитет

Складывается впечатление, что коррупция во всех видах и формах неуязвима, где бы они ни была, на недосягаемом верху власти или у самого ее подножия. Вот уже почти два десят-ка лет ни один отечественный Мэгре, Пуаро или Холмс с русской фамилией не в состоянии изобличить подобный состав преступления. Даже когда вина того или иного лица проступает более чем отчетливо и, казалось бы, его ответственность неотвратима, ничему не удается дожить до приговора. Обвинения рассыпаются в прах, документы оказываются плодом во-ображения, свидетели исчезают без следа или меняют прежние показания на прямо противо-положные, у судей появляется стойкое желание все подвергать такому железобетонному со-мнению, что даже истинность таблицы умножения приходиться доказывать не год и не два. Словом, коррупция всесильна, потому что дело ее живет вечно.

И вместе с тем, как и у любого вида преступлений, у коррупции есть уязвимое место, что-то вроде сказочной Кощеевой смерти, в действительности очень даже реальной. Если раз-бить заколдованное яйцо, в котором она скрыта, с социальной болезнью, поразившей прак-тически все государственные институты, можно будет покончить одним ударом. Что имеется в виду? Да все то же законодательство. Но все-таки не пресловутые "меры по борьбе с кор-рупцией", согласно которым одни взяточники станут имитировать юридическое преследова-ние других взяточников.

Задушить коррупцию можно, образно говоря, в колыбели, если у каждого законодатель-ного акта, в отличие от тех, что уже многие годы фабрикуются в подозрительной спешке, появится антикоррупционный иммунитет. Ну не странно ли, что каждый законопроект должна сопровождать справка, из которой следует, потребует ли он новых ассигнований из бюджета или нет, когда как ни один законопроект не нуждается в проверке на коррупцион-ную безопасность. Хотя, как можно предположить, анализируя существующую практику, многие тысячи законов, принятие за последние годы, не предотвратили этой эпидемии. Но если законы, или не препятствующие бюрократии приватизировать власть или даже тому способствующие, создаются с необыкновенной легкостью, значит это кому-то нужно? Во-прос, разумеется, риторический. И ответ на него очевиден.

С другой стороны коррупцию стимулирует технология власти, система ее осуществления, в основе которой, как ни странно, положены безответственность, неподконтрольность и не-сменяемость чиновников. Для государственной машины, в которой непрерывно, профессио-нально, добросовестно и энергично должны работать десятки тысяч частей и агрегатов, име-нуемых министерствами, комитетами, департаментами, отделами, мэриями, управами, мил-лионы служащих, законодатель предусмотрел лишь одну форму соподчинения - служебную вертикаль. Да и то не всегда. Федеральный уровень не может руководить региональным, а органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. У законода-теля не предусмотрены даже контрольные функции за деятельностью исполнительных орга-нов. Разумеется, формально есть прокурорский надзор и финансовый контроль счетных па-лат, но они появляются лишь к шапочному разбору post festum. Что же касается конфликтов, возникающие между ступенями и ветвями власти, то их предполагается разрешать с помо-щью судебных исков. И если тот или иной зарвавшийся региональный чин выпустит анти-конституционный или противозаконный акт, а их по данным Минюста издают десятками ты-сяч ежегодно, отменить его можно не иначе как через судебный процесс. Представления, возражения, доказательства, показания свидетелей и экспертов, решения, кассации, апелля-ции и все остальное по полной программе вплоть до Конституционного суда. В Конституции даже предусмотрен специальный порядок "разрешения разногласий между органами госу-дарственной власти", роль арбитра в котором предписано играть президенту государства.

Надо ли обладать семи пядями во лбу, чтобы прийти к заключению, что государственная машина, в которой принцип федерализма дурно понят, а принцип разделения властей иска-жен, не может действовать удовлетворительно. Ни в период войны, ни при чрезвычайных обстоятельств, ни в условиях кризиса. Быть по настоящему работоспособной даже в мирное время она не в состоянии.

Коррупция, масштаб которой превышает все мыслимые и даже немыслимые пределы, это не только опасная болезнь, нуждающаяся в лечении, но и сигнал тревоги, говорящий, что административный организм государства, запроектированный Конституцией 1993 года, дав-но прогнил насквозь.

Душить коррупцию можно снизу

Думается, в каждом городе, крае, области или "республике" есть свои примеры этого пе-чального процесса. Не избежал его и федеральный город Москва. И хотя, как было сказано, прецедентов, украшенных судебными приговорами, практически нет, данных, заслуживаю-щих внимания, более чем достаточно. Стоило жителям одного из районов столичного мега-полиса (его название в данном случае не так важно) образовать действительно самостоятель-ное местное самоуправление, напомним, что в Москве его нет уже девятый год, и повальное взяточничество, в котором погрязли чиновники городских служб, вылезла на поверхность. Оказалось, что везде, где от них требуется получить разрешение или согласование, установ-лена жесткая система поборов. Это стало понятно, как только новые люди, появившиеся в районном собрании и управе, познакомились с документами, сникли в сущность сложив-шихся отношений, поговорили с людьми. Вот лишь несколько примеров, почерпнутых из повседневной практики.

Чтобы осуществлять торговлю арбузами, дынями и другим тому подробным сезонным то-варом, каждая торговую точку облагают "данью" в размере 1000 долларов в месяц. Район, о котором идет речь, имеет примерно 50 таких точек. Они работают около трех месяцев. Сум-ма взяток, следовательно, не менее 150 тысяч.

На лето в городе создается сеть временных кафетериев и пивных. Взяточный налог с та-ких заведений - 5000 долларов за сезон. Точек в районе примерно 50. "Навар" - 250 тысяч.

Постоянная розничная торговля через "тонары", киоски, палатки. Чтобы получить разре-шение, надо "заплатить" от полутора до двух тысяч долларов, и каждый месяц сверх того - от 250 до 500 долларов в зависимости от торгового ассортимента и месторасположения. Ито-го в год "набегает" до 6500 тыс. долларов.

Самая прибыльная отрасль административного рэкета - наружная реклама. Формально состоит на учете около 100 рекламных щитов. Но проверка, которую провели муниципаль-ные служащие, дала фантастический результат. Оказалось, что установлено в пределах рай-она примерно 3000 рекламных объекта. В месяц каждый из них дает прибыль в размере до 1000 долларов. В год получается 36 миллионов.

Наконец, пресловутые "платные парковки", которыми оказались проезжие части улиц, переулков и площадей. О незаконности такого превращения говорится не первый год. Есть федеральный закон, запрещающий плату за такие парковки, даже когда они находятся вне проезжих частей дорог. Есть решение Верховного суда, запретившего подобную "коммерче-скую деятельность". Тем не менее такой "малый бизнес", а по сути уголовно наказуемое вымогательство, процветает. При наличии на учете 300 стояночных мест обнаружено в де-сять раз больше. Один час его использования обходится авто-владельцам в доллар. Казалось бы сущая мелочь. Но за год даже от этой "мелочи" получается не меньше миллиона "зеле-ных".

В сумме незаконные поборы, взятки, "черный нал" составляют по этим оценкам до 44 миллионов долларов. И это лишь в одном московском районе. А их, подчеркнем, 125.

Если смысл жизни сводится к одному - деланию денег, нравственное разложение чинов-ничества неизбежно. Если взяточничество и продажность становится для чиновника нормой, она предполагает круговую поруку всей корпорации чиновничества. Без непосредственной материальной заинтересованности, связывающей низшие этажи с высшими, такая откровен-ная, наглая, вызывающая система существовать не может. Районное самоуправление, попы-тавшееся запретить незаконные платные парковки, было встречено в штыки. И кем - меж-районной прокуратурой. Руководствуясь законом о местном самоуправлении, управа взяла на себя функцию выдачи разрешений на установку наружной рекламы. Возмутились окруж-ные чиновники. Стали исчезать рекламные стойки, поставленные по решению районной управы. Их свинчивают по ночам, причем под охраной милиционеров, иногда с полковничь-ими погонами. Разрешения на право торговли стало в районе платным. Смешная цена - вно-си 100 долларов в кассу района и торгуй. Но на Управу набежали десятки проверок, включая все контрольные органы, действующие в центральном административном округе Москвы. Не находится ни одного нарушения федерального закона. Тем не менее на районное само-управление обрушен поток газетной брани. Да, есть за что бороться. На кону 44 миллиона. А ведь есть еще нежилые помещения, аренда и торговля земельными участками, жилищный фонд, строительство, территории с особым статусом, представляющие в столице настоящий Клондайк. Увы - опять-таки Клондайк для безнаказанных взяток, раз нет ни неотвратимой ответственности, ни контроля.

***

И вместе с тем явление коррупции можно изжить. Способов бесконечно много, но укажем на два, которые кажутся самыми эффективными. С одной стороны, в федеральных законах должны быть сведены к минимуму возможности для чиновного произвола, а их исполнение должностными лицами должно быть неукоснительной обязанностью. Сдругой, повсеместная самоорганизация населения и его самоуправление, которое исключит самовластье, бескон-тролльность и безответственность региональных начальствующих лиц.

Оказавшись между молотом государственной власти и наковальней местного самоуправ-ления, новоявленная генерация Сквозник-Дмухановских, Земляник, Ляпкиных-Тяпкиных, Гебнеров, Хлоповых, Шпекеных, Держиморд и тому подобных гоголевских героев, воскрес-ших из небытия, но, как мы видим, на много порядков энергичнее и прожорливее своих про-тотипов, если и не исчезнет в одночасье, то уж прыть свою наверняка поубавит. Если же ни-чего не делать или лишь только делать вид, что общество воюет с продажностью и алчьно-стью, то придется вспомнить еще об одной литературной аналогии, принадлежащей Салты-кову-Щедрину: "в России путь из Глупова в Умнов обязательно проходит через Буянов".

Сергей Пыхтин


Док. 289916
Опублик.: 03.04.07
Число обращений: 276

  • Пыхтин Сергей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``