В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ситнов просит не паниковать Назад
Ситнов просит не паниковать
Виктор Ситнов, таймырский депутат в российском парламенте, в очередной раз посетил родные пенаты для встречи с избирателями.

По его словам, он внимательно следит за событиями в округе и изучает мнение населения. Судя по местной прессе, избирателей интересует реализация новой редакции Федерального закона о Северах (его полное название - "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях") - вокруг него много слухов и домыслов.

- Закон вступает в силу с января 2005 года, - пояснил Виктор Ситнов на встрече с журналистами.

- В названии закона термин "государственные" остается, но государство оставляет за собой обязанность обеспечить эти гарантии и компенсации только определенной части жителей Крайнего Севера (финансируемых из федерального бюджета, а также обучающихся в федеральных учебных заведениях, малочисленных народов Севера, получающих пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пенсионеров и уволенных в запас военнослужащих), а относительно другой их части гарантирует, что эти обязательства будут исполнять региональные и местные бюджеты, а также отдельные работодатели.

Хочется успокоить людей: я уверен, что на Таймыре гарантии и компенсации будут сохранены для всего населения округа. Я разговаривал с губернатором округа Олегом Бударгиным и депутатами Таймырской Думы, и все заверяют меня в этом. По словам председателя думской комиссии по бюджету и налогам Сергея Батурина, в скором времени на Таймыре будет принят закон о гарантиях и компенсациях местным бюджетникам...

По меткому выражению Виктора Ситнова, не успеем и оглянуться, как вынуждены будем жить и работать по новому закону, поэтому депутат Госдумы решил почти постатейно разъяснить его суть. Итак.

Статья 3, статья 4 (законодательство Российской Федерации о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и их финансовое обеспечение) подводят итог: государство сложило с себя обязанности по установлению и финансированию гарантий и компенсаций для работников региональных, муниципальных организаций и организаций частного сектора - то есть для всех, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, а также обучающихся в федеральных учебных заведениях, малочисленных народов Севера, получающих пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пенсионеров и уволенных в запас военнослужащих.

Статья 10 - Районный коэффициент. Размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливаются правительством РФ; только диапазон его действия расширен. Районный коэффициент устанавливается к пособиям, стипендиям и компенсациям. Кроме того, введена норма о возможном увеличении районного коэффициента в регионах и муниципальных образованиях за счет средств соответствующих бюджетов с отнесением на оплату труда в полном объеме, но только для организаций с соответствующим финансированием.

Статья 11 - процентная надбавка к заработной плате. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Тогда возникает ряд вопросов.

Во-первых, если размер и порядок выплаты "полярок" устанавливаются точно в соответствии с правилами статьи 10, то регионам и муниципальным образованиям дано право самостоятельно увеличивать размер "полярок" для своих организаций: по сравнению с федеральной величиной. Но статья 10 ничего не говорит об изменении порядка указанных выплат. Таким образом, вопрос о порядке выплаты "полярок" повис в воздухе.

Во-вторых, из нее исключена норма о льготном порядке установления "полярок" для молодежи до 30 лет. Есть дополнительное постановление правительства на эту тему, но будет ли оно действовать, - пока неизвестно.

В-третьих, как будут выплачиваться процентные надбавки работникам, переехавшим из одного северного региона в другой или в организацию другой формы собственности, если размер выплат и порядок их назначения будут отличны друг от друга?

Исключена статья 15 - о порядке соединения отпусков, однако можно руководствоваться ст. 322 Трудового кодекса и статьей 127 ТК при предоставлении отпуска с последующим увольнением.

Есть один нюанс: статья 15 старого закона содержала норму о предоставлении дорожных дней раз в два года. О существовании дорожных дней говорится в статье 322 ТК, но формулировка ее очень нечеткая: "Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за два года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шести месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно". Таким образом, возможна ситуация, когда дорожные дни будут предоставляться только при соединении отпусков.

Исключена также статья 22 - сокращенная рабочая неделя для женщин, но эта норма содержится в ст. 320 ТК. Обычно считается, что если в колдоговоре данной нормы нет, то женщины на Севере должны работать 40 часов. Поскольку в ст. 320 ТК сказано "устанавливается", а не "может быть установлен", то норма является обязательной для работодателя.

Таким образом, если в организации есть колдоговор, в нем обязательно должна быть установлена сокращенная рабочая неделя для женщин; если колдоговора нет - в трудовом договоре. Работнице при поступлении на работу необходимо проследить, чтобы 36-часовая рабочая неделя была отражена в трудовом договоре, но лучше, если это будет указано в коллективном договоре.

Исключена и статья 32 - гарантии медицинского обслуживания. Этот вопрос регламентируется статьей 323 ТК, но она тоже изменена: ранее оплата проезда для лечения и консультаций при наличии такого условия в колдоговоре гарантировалась работникам всех организаций. Теперь это действительно только для организаций федеральной формы собственности и организаций внебюджетной сферы. А для организаций, финансируемых из регионального и местного бюджетов, такие гарантии устанавливаются соответствующими органами власти.

Текст статьи 33 - компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно - стал полностью соответствовать формулировке ст. 325 ТК, в которую также были внесены изменения: теперь все перечисленные гарантии касаются только работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Для всех остальных в законодательство внесена следующая норма: "Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления; в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателями".

Статья 34 - компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно. Пенсионерам оставили компенсацию проезда в отпуск и обратно раз в два года, при этом порядок компенсации будет определять правительство РФ.

Статья 35 - гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом, теперь полностью соответствуют статье 326 ТК, разница лишь в том, что работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, размер компенсации и порядок выплаты будут определяться работодателем.

Значительный ряд статей старого закона исключен вовсе, но, по большей части, такие исключения логически вполне обоснованны и не ведут к ущемлению прав трудящихся. Часть из этих статей давно морально устарела и фактически не действовала, другая часть требовала приведения в соответствие с положениями Трудового кодекса. В частности, это касается следующих норм.

Статья 5 старого закона касалась налоговых льгот и фактически была неработающей.

Статья 6 оговаривала гарантии работникам при сокращении численности или штата и ликвидации организации, теперь это ст. 5 со ссылкой на ТК (а именно - ст. 318 ТК). Фактически все гарантии остались прежними.

Статья 8 - индексация денежных доходов - фактически не имела значения, поскольку ссылалась на другие федеральные законы.

Статья 9-о выплате районного коэффициента к пособию по безработице. Теперь это статья 5 закона "О Северах", которая ссылается на закон о занятости, где есть такая норма.

Статья 13-о ежегодном оплачиваемом отпуске: эти нормы содержатся в ТК в разделе об отпусках.

Статья 16 - отпуск по беременности и родам: эти нормы оговорены в ст. 255 ТК.

Полностью исключены раздел IV - по регулированию жилищных отношений, и раздел V - льготы для отдельных категорий населения. А именно: коэффициент к стипендии сейчас оговорен в ст. 10, оплата проезда к месту стационарного лечения учащимся отменена.

Статья 21 - дополнительный выходной для женщин: в ст. 319 ТК такая норма оговорена для одного из родителей.

Статья 23 - компенсации семьям, имеющим детей, ранее фактически не работала.

Статья 24, говорящая о пособии по временной нетрудоспособности, дополнена условием, ограничивающим размер выплат по больничным листам в соответствии с действующим законодательством.

Статьи 25-31 касались пенсионного обеспечения северян. Теперь эти вопросы регулируются пенсионным законодательством РФ.

Исключен раздел о контроле и ответственности за нарушение настоящего закона. Теперь гражданам за защитой своих прав по настоящему закону и возмещением причиненного им ущерба в результате нарушений указанных прав придется обращаться в судебные органы самим.

29 ноября 2004 г.
www.sitnov.ru/publication/view.html?id=2775

Док. 289485
Перв. публик.: 29.11.04
Последн. ред.: 02.04.07
Число обращений: 377

  • Ситнов Виктор Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``