В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Станислав Белковский: Кремль не пойдет на банкротство Беларуси Назад
Станислав Белковский: Кремль не пойдет на банкротство Беларуси
Со Станиславом Белковским обозреватель "БелГазеты" говорил о грядущем повышении цен на российский газ для Беларуси, о России как энергетической империи, а также о будущем белорусского президента.

- Расследование, начатое Минюстом США в отношении "Росукрэнерго", - первые проблемы в реализации кремлевской концепции энергетической империи? Как в эту концепцию вкладываются угрозы Путина Европе переориентировать российские энергетические потоки на Восток - в ответ на заявления Запада о сырьевой экспансии РФ?

- Концепция энергетической империи - механизм защиты определенных корпоративных интересов. Ее не следует рассматривать как стратегию государственного развития. Как только западные потребители поняли, что речь идет о чьих-то частных интересах, их подход к переговорам с Россией изменился.

Для всех очевидно, что таинственные 50% компании "Росукрэнерго" подконтрольны непосредственно Путину. Имена бенефициаров, обнародованные "Газпромом", были названы для того, чтобы увести внимание от истинных владельцев.

Что же касается переориентации поставок, то теоретически Россия может перевести свои энергетические потоки в Азию. Но это очень опасно в геополитическом плане. С того момента, когда поставки из Сибири будут завязаны напрямую на Китай, любая потребность Сибири и Дальнего Востока в европейской части России попросту отпадет. Это даст мощнейший импульс сепаратизму и станет одним из важнейших факторов распада России.

В рамках концепции энергетической империи европейская часть РФ в лице Москвы и Петербурга не дает Сибири и Дальнему Востоку практически ничего: ни геополитической "крыши", ни научных, образовательных или культурных достижений - все это считается необязательным в рамках энергетической империи. Единственной функцией, которой обладает европейская часть России в рамках данной концепции, - это транзит энергоносителей. Если и этой функции не станет, вероятность распада РФ на европейскую и азиатскую части резко возрастет.

Газовая война: вид "из-под стола"

- Повышение цены на газ для Беларуси - следствие реализации все той же концепции? И не рискует ли Россия в результате потерять Минск как союзника?

- Нет, не рискует. Кремль не пойдет на банкротство Беларуси, ему это не нужно. Я уверен, что Кремль найдет способ компенсировать Беларуси убытки от повышения цен на газ. Все, что сейчас делает Кремль, - это повышение капитализации "Газпрома" за счет разнообразных ресурсов российского государства. Схема с "Росукрэнерго" - наглядный тому пример. Для "Газпрома" определено, что он продает газ по $230 тыс. за 1 тыс. куб. м. На самом деле Украина его покупает по $95. "Газпром" продает по себестоимости среднеазиатский газ компании "Росукрэнерго", но недополученная прибыль в балансе "Газпрома" не отражается. В результате инвесторы убеждены, что "Газпром" торгует по $230 и его капитализация растет.

То же самое будет и с Беларусью. Номинально цена вырастет, но Путин найдет возможность компенсировать рост этой цены как-нибудь "под столом". Капитализация "Газпрома" будет продолжать расти, поскольку в балансе "Газпрома" эти схемы никак учтены не будут. Можно говорить о механизме тайного субсидирования "Газпрома" за счет возможностей всего российского государства.

- Какие именно пути решения проблемы "под столом" могут быть найдены для Беларуси?

- Например, изменение арендной платы за белорусский участок российской системы ПВО. Варианты будут найдены, можете не сомневаться. Кремль прекрасно понимает, что возросшая в три раза цена неподъемна для белорусской экономики, и поэтому сам будет предлагать такого рода обмены.

Газ в обмен на благополучную отставку

- 26 апреля Путин предложил отнести проектирующийся тихоокеанский трубопровод в сторону от Байкала, как того требуют экологи. Подсчитано, что это обойдется "Транснефти" в $1 млрд. Это решение - демонстрация Ангеле Меркель и всему Западу, что Путин прислушивается к общественному мнению?

- По большому счету, судьба всех этих нефтепроводов и газопроводов сейчас вообще висит в воздухе. Многое зависит от того, удастся ли "Газпрому" и российским нефтяным компаниям удержаться на европейском рынке. Неясно также, что будет со всеми долгосрочными проектами после 2008г. Но в данной конкретной ситуации Путин был вынужден пойти навстречу общественности - просто чтобы сохранить лицо.

- Заключение соглашений с BASF и EON - еще одно свидетельство того, что Запад готов работать с авторитарным режимом?

- Это свидетельство того, что немецкие корпорации готовы работать с Путиным. Эти корпорации имеют существенные интересы в "Газпроме", являются совладельцами североевропейского газопровода, по которому газ в Германию будет перекачиваться из Южно-Русского газового месторождения, разработкой которого также занимаются немцы. В данном случае Меркель выражала интересы крупных европейских корпораций, которым абсолютно все равно, насколько авторитарен режим в РФ, зато важно то, как соблюдаются их интересы. А их интересы состоят в том, чтобы контролировать всю технологическую цепочку: добычу и транспортировку газа. У них недостаточно лоббистских ресурсов, чтобы тема прав человека в России вообще не возникала, но им хватает влияния, чтобы микшировать обсуждение этой темы.

Путину важно продержаться 2 года. Потом он уходит. Ему нужно иметь лоббистскую инфраструктуру на Западе, которая страховала бы его от любых неприятностей после отставки. Он воспринимает в роли таких лоббистов крупнейшие немецкие сырьевые корпорации и поэтому в ближайшее время пойдет на все, чтобы им было хорошо. Путин, безусловно, пустит их и в добычу, и в транспортировку российского газа. В ответ они должны будут ему предоставить гарантии безопасности на Западе.

"Путин любит не власть, а деньги и комфорт"

- Вы абсолютно уверены, что Путин уйдет в 2008 г.?

- Ни на секунду не сомневаюсь. Он не хочет оставаться - это противоречит его личной доктрине. Путин любит не власть, а деньги и комфорт. Бремя ответственности за Россию для него и сегодня неподъемно. Он спит и видит тот день, когда сможет спокойно уйти, превратившись в одного из богатейших людей Европы. На сегодняшний день, по некоторым сведениям, он контролирует 30% "Сургутнефтегаза", а также около 4,5% "Газпрома". Вы можете представить себе, сколько стоят эти активы? Этим, собственно, объясняется то, почему Путин так настойчиво добивается роста их капитализации любыми способами.

Курс на "неосоветизм"

- В 2004 г. вы говорили, что в Кремле борются две тенденции: стремление сохранить стабильность Беларуси и нелюбовь к Лукашенко. Стремление сохранить стабильность пока побеждает?

- Тактический альянс Путин-Лукашенко во многом связан с тем, что у Кремля нет других, хотя бы потенциальных, союзников на постсоветском пространстве - только Каримов и Лукашенко. Если бы президентом Украины стал Янукович, то Путин, безусловно, вел бы себя жестко по отношению к Лукашенко. Но Янукович проиграл, и у Путина нет выбора, ему нужно дружить хоть с кем-то.

У Кремля нет геополитической доктрины в целом и стратегии по отношению к Беларуси в частности. Поэтому Путин не считает, что в состоянии сменить режим в Минске или хотя бы добиться от Лукашенко изменения политической системы в РБ. В каком-то плане Лукашенко сильней, чем Путин: у Александра Григорьевича есть собственная политическая доктрина, которая носит стратегический характер. Я бы ее определил как "неосоветизм". Кремль всегда не совсем обосновано пытался приписать себе заслугу сохранения Лукашенко у власти. Но если Лукашенко начнет "падать", например, если у него ухудшится здоровье, и это само по себе станет фактором дестабилизации белорусской системы, то вряд ли у Кремля найдется желание и возможность как-то существенно повлиять на развитие ситуации в Беларуси.

Ухудшения ситуации не будет

- Как вы оцениваете уличные выступления белорусской оппозиции? Есть ли шанс на реализацию революционного сценария хотя бы в будущем?

- В чистом виде такого шанса нет, поскольку нет столь широкого отрицания Лукашенко в массах, как это было в Грузии и Украине. Его "неосоветский" проект качественно отличается от того клептократического проекта, который существует в России и который процветал на Украине до революции. Поэтому, на мой взгляд, в ближайшие месяцы ситуация в Беларуси будет во многом определяться самочувствием Александра Григорьевича.

- Как долго? Местные эксперты говорят, что власть в Беларуси может смениться в 2007 г. из-за ухудшения социально-экономической ситуации.

- Ухудшения ситуации не будет, т.к. не будет повышения цен на газ в чистом виде. Но даже если бы рост цен не компенсировали, ничего у вас не случилось бы. Экономика сама по себе не является фактором нестабильности режима, если режим носит идеологический, проектный характер. А режим Лукашенко безусловно таков.

Фидель Кастро остается у власти уже 15 лет после распада СССР - несмотря на тяжелейшие экономические лишения, прекращение экономической помощи. Я считаю, что, если с самочувствием у президента все будет нормально, Лукашенко досидит до конца своего текущего срока, но будет вынужден пойти на определенную демократизацию ближе к его концу.

www.apn.kz

Док. 289435
Перв. публик.: 04.05.06
Последн. ред.: 02.04.07
Число обращений: 393

  • Белковский Станислав Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``