В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Законодательная инициатива правительство - на Урале, верховный суд - в Сибири Назад
Законодательная инициатива правительство - на Урале, верховный суд - в Сибири
Такое могло произойти, если бы был принят закон "О столице РФ"
Москва должна перестать выполнять роль "финансового пылесоса, обескровливающего всю экономику страны". Этот тезис прозвучал на пленарном заседании Государственной Думы, когда в первом чтении обсуждался проект федерального закона "О столице Российской Федерации". Законопроект был отклонён. Но проблемы, затронутые в нём, показались актуальными, и за комментариями мы обратились к автору законодательной инициативы Валерию Гальченко.
По его словам, правовой статус столицы, присвоенный Москве, нарушает Конституцию РФ. А точнее, ее статью, провозглашающую равноправие субъектов Российской Федерации. Здесь налицо явное предпочтение, оказанное одному городу по сравнению с другими городами и весями страны.
- Стоит сравнить уровень жизни в столице и в так называемом провинциальном захолустье, - восклицает Валерий Владимирович, - и все станет ясно. Это приводит к невероятному перекосу. Ведь мы хорошо понимаем, что вся наша политическая элита сосредоточена в Москве. При собственном высоком уровне жизни она принимает решения за всю остальную страну, которая на самом деле живет в условиях, значительно отличающихся от столичных. Кроме того, существует специфика нашего менталитета: где бюрократия - там бюджет, где бюджет - там бизнес, а где бизнес - там и все остальные деньги.
И, во-вторых, по идее законопроекта надо браться за устранение допущенной по отношению к регионам социальной, политической и экономической несправедливости, то есть "создать реальные условия для освоения огромных российских территорий".
- Мы хорошо знаем, как сегодня обезлюдевает, например, Восточная Сибирь, - продолжает Валерий Гальченко. - С одной стороны, демографический кризис, с другой - экономика подталкивает людей уезжать с этой территории. А рядом Китай!
В случае принятия проекта закона органы власти будут рассредоточены по всей стране: Верховный суд переедет в город Омск, Высший арбитражный суд - в Иркутск, а Правительство РФ окажется в Екатеринбурге. В самой же столице исполнять свои обязанности останется только Президент. Таким образом, следуя такой логике, "провинциальные дыры" будут забиты вполне столичными чиновниками, а главное - финансами. Люди в галстуках, думая об улучшении собственной жизни, позаботятся наконец о доле соотечественников в рабочих спецовках.
Как это нередко бывает, законодательное новшество заимствовано из зарубежной практики. Подобные кардинальные решения государственных судеб уже имели место в различных уголках мира. В разное время политики - от президента Бразилии де Оливейры до известного лидера Турции Ататюрка - преодолевали экономические или геополитические кризисы своих стран столь решительным образом. В братском Казахстане совсем недавно взяли и перенесли столицу из Алма-Аты в Астану, в центр северного тяготеющего к России региона.
Что касается финансирования, то его "можно осуществлять поэтапно и за счет соответствующей части средств, выделяемых Москве. В 2003 году в целях частичной компенсации расходов на исполнение функций столицы городу было передано акций различных акционерных обществ на сумму 6 млрд. рублей". И эти деньги, по мнению автора законопроекта, было бы разумнее "перераспределить по бюджетам других субъектов РФ в зависимости от объема переданных им "столичных" функций".
А что же Москва, мать городов русских? Чем она станет в результате подобных новшеств? На этот вопрос Валерий Гальченко ответил однозначно:
- Сердцем России! Законопроект вводит новое понятие "столицы" как исторически сложившегося культурного центра Российской Федерации. Я обсуждал эту тему с жителями Москвы. И, как мне кажется, они хорошо понимают, что во многом перенесение столичных функций - это благо. Например, уйдут хотя бы те же "фингалы", которые надоели на дорогах. Изменится жилищное, дорожное строительство. Ведь многие недостатки в этой области - тоже следствие гипертрофированного развития столицы.
Казалось бы, сама идея, цель, задачи, а особенно методы воплощения законопроекта так кардинально вмешиваются в жизнь многих людей, что бурные споры при его обсуждении неизбежны. Но на пленарном заседании Госдумы прений не было. В его поддержку проголосовал всего один человек, и еще один воздержался. Представителей Президента и Правительства перспектива переезда в российскую глубинку тоже не всколыхнула. Точнее, в правительственном заключении, представленном на законотворческую инициативу, дан отвод доводам о нарушении Основного Закона страны: "различия между субъектами РФ носят объективный характер и не должны влиять на их правовое положение в государстве. И в соответствии с Конституцией федеральные органы государственной власти обязаны проводить политику, обеспечивающую условия для создания достойной жизни всех российских граждан". Источники финансирования, пути преодоления экономических проблем, новый статус Москвы в заключительной записке также нашли свои контраргументы. Пожалуй, единственное, что обошли вниманием эксперты исполнительной власти, это довод о преодолении коррупции. Ведь, по мысли авторов законопроекта, если при существующих технологиях отправить из города в город информацию или необходимые документы не составит труда, то с передачей из рук в руки взяток могут возникнуть проблемы.


ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА. МОСКВА.

26 июня 2004 г.


Док. 289410
Перв. публик.: 26.06.04
Последн. ред.: 02.04.07
Число обращений: 330

  • Гальченко Валерий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``