Владимир Спасибо: Приоритетные национальные проекты в контексте стратегия развития Российской ФедерацииНазад
Владимир Спасибо: Приоритетные национальные проекты в контексте стратегия развития Российской Федерации
Если попытаться сформулировать ожидания общества в отношении стратегии развития Российской Федерации, то приоритеты должны быть следующими:
1.Решение демографической проблемы.
2.Повышение человеческого потенциала.
3. Диверсификация экономики.
4.Увеличение прибавочной стоимости общественного продукта.
ПНП в основном имеют отношение к демографии (жилье, здравоохранение), повышению человеческого потенциала (образование).
Что касается диверсификации экономики, а тем более увеличения прибавочной стоимости - то здесь особых подвижек пока не видно.
Можно, конечно, говорить о переходе на стадию экономики знаний, но от слов до дела - "дистанция огромного размера".
Самое печальное в том, что у нас нет пока многопрофильных, экономически успешных компаний, способных быть лидерами на мировом рынке. И формирующих эту самую экономику знаний.
Так что утверждения о том, что ПНП являются сигналом элите, обществу и бизнесу о главных приоритетах развития - образование, здравоохранение, строительстве жилья, развитии сельского хозяйства - не вполне корректны.
Если вспомнить азы науки управления, то стратегическое планирование представляет собой процесс определения целей организации и их изменения, ресурсов, необходимых для их достижения и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов.
Планирование должны осуществлять руководители, которым эти планы реализовывать, с привлечением специалистов и руководителей структурных подразделений.
Необходимо оценивать тенденции развития внешних факторов, конкурентоспособности, сильных и слабых сторон организации.
Система стратегического планирования включает систему планов, процесс планирования, подсистемы организационного и информационного обеспечения и принятия решений.
Можно, разумеется, оспаривать правомерность применения принципов стратегического планирования в организации к государственному планированию. Однако внедрение в практику ПНП свидетельствует (и не только это) о корпоративном подходе к госуправлению.
Система планов включает:
Сводный план
Ему подчинены:
#61553; основные направления развития и стратегии на обозримый период, в которых фиксируется стратегия достижения генеральных целей.
#61553; перспективный план, выходящий за пределы одного года и обычно включающий перспективы совершенствования продукции и услуг, а также перехода к производству нового поколения продукции. Характеризуются более детальной разбивкой. Содержат механизмы адаптации для приспособления организации к будущим условиям. Для каждой прогнозируемой ситуации разрабатывается конкретный вариант плана.
#61553; производственный (краткосрочный) план, разрабатываемый на 1-2 года и охватывающий в основном текущую деятельность организации.
#61553; специальные планы (проекты), конкретизирующие особые цели - создание нового оборудования, разработка новых товаров, проникновение на новые рынки, внедрение новой технологии, перестройка организационной структуры.
Процесс планирования включает предварительное описание целей, прогнозы внешнего окружения (социального, экономического, политического и т.д.), выбор целей, оценку альтернатив, разработку планов, разработку стратегии внедрения планов (включая мотивацию персонала).
Содержательным результатом стратегического планирования должны являться перемены в организации:
#61607; утверждение на новом рынке
#61607; программа НИР
#61607; диверсификация продукции
#61607; слияние и приобретение фирм
#61607; реорганизация и перераспределение полномочий и ответственности в организации
#61607; сворачивание и ликвидация нерентабельных производств
#61607; пректирование и создание новых мощностей
#61607; организация учебы управленческого персонала
#61607; создание новых рынков.
Для успешного развития организации ей необходимо определить и по необходимости пересматривать свою генеральную цель. Стержнем генеральной цели должны быть технологии, специфика продукции, потребности в ней.
Цели организации. Подцели. Общие задачи.
Задачи - конкретные по форме и сроку результаты, которые достигаются при реализации более широких целей.
Стратегия - общее направление, на котором ищут пути достижения целей.
Политика - провозглашение намерений организации.
Программы - требующие определенных ресурсов совокупности мероприятий, осуществляемые организацией для реализации стратегий и целей. Программы осуществляются на основе конкретных проектов.
Если теперь обратиться к ПНП в свете вышеперечисленного, то они представляются фрагментами, безусловно недостаточными для представления целей, задач, стратегии государства.
Пока это, разумеется, проба пера. Более или менее успешная.
Но настораживает одно - основным фактором успешной реализации любого плана является широкая дискуссия, уяснение участниками его реализации актуальности и важности целей и задач, достаточности ресурсов, оптимальности организационных структур.
Сказать, что подобный подход был реализован при внедрении в практику ПНП, можно с очень существенными оговорками.
Что касается собственно стратегического планирования, то с этим у нас пока очень проблемно.
А самое любопытное - это когда за ПНП ответственен один вице-премьер, а за технологические проекты, за высокие технологии - другой. Какое-то раздвоение сознания получается.
Кто же должен тогда быть единственным (!) ответственным за выработку и реализацию стратегии развития страны?