В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Прочь из Москвы Назад
Прочь из Москвы
Госдума не захотела перебраться в Нижний

Мало кому захочется уезжать из Москвы, тем более с насиженного места. Не показалось заманчивым и депутатам Государственной думы перебраться из столицы на работу в Нижний Новгород.

Их коллега Валерий Гальченко, депутат от фракции "Единая Россия", что ни год, то выдает интересные проекты, которые при наличии в них рационального зерна довольно экстремальны для России. И, как правило, в Госдуме не проходят. Например, будучи еще депутатом от фракции "Народный депутат", Гальченко предлагал запретить рекламу пива на телевидении, ограничить показ на телеэкране и в печатных СМИ "трупов людей, сцен актов насилия и издевательств над людьми и животными". Одна из его законодательных инициатив предусматривала, что доля российских фильмов в телевещании должна составлять не менее 60%.

На сей раз Валерий Гальченко выдвинул новый законопроект "О столице РФ". Он предлагает разместить органы власти в Сибири: правительство перенести в Екатеринбург, Верховный суд - в Омск, Высший арбитражный суд - в Иркутск, а в Москве останется президент. И тогда, как утверждает депутат, в Сибирь потекут рекой финансы, потянется дополнительное население, а страна сможет защитить себя от угрозы китайской экспансии. К тому же рассредоточение столичных функций "будет способствовать дебюрократизации управления государством и заставит чиновников больше думать о проблемах российской глубинки".

По словам депутата, статья 5 части 1 Конституции РФ провозглашает равноправие всех регионов России. Однако на практике статус столицы РФ Москвы как административного центра предопределяет ее особое положение по отношению к остальным субъектам Федерации. Это выражается в огромной разнице между уровнями жизни в столице и в провинции. "В то время как в Москве сосредоточиваются основные финансовые ресурсы, провинциальные города все больше и больше приходят в запустение, - считает Гальченко. - К фактически забытым богатейшим территориям Сибири с одной стороны подбирается Запад, а с другой - Китай".

Идея предложенного Гальченко законопроекта не нова.

Рассредоточение столичных функций можно наблюдать в Германии, США, Бразилии и Чили. К тому же депутат знает, где и денег взять на переезд. Так, согласно Гальченко, можно, например, использовать средства, которые уходят на обеспечение столичных функций Москвы - 6 миллиардов рублей в год.

Концепцию своего законопроекта Валерий Гальченко выстраивал в течение 12 лет. В сентябре 2003 года он уже предлагал Центробанк отправить в Красноярск, Госдуму - в Нижний Новгород, а Совет Федерации - в Новосибирск. Но тогда Гальченко был еще членом фракции "Народный депутат", и его идеи никто всерьез не воспринял. Став фракционером "Единой России", он, похоже, повысил свой авторитет и смог привлечь внимание к законопроекту, стараясь доказать его целесообразность.

Однако коллеги Гальченко в целесообразности его инициативы не уверены и пытаются всячески оттянуть ее серьезное рассмотрение. На заседании комитета Госдумы по госстроительству народные избранники решили, что комитет направит в официальную рассылку законопроект "О столице РФ" в другие комитеты и заинтересованные ведомства, после чего тот вернется в Совет Госдумы и поступит на новое обсуждение профильным комитетом.

До сих пор всерьез рассматривались лишь проекты переноса части столичных функций в Петербург. Сообщалось, что решение о переезде судебной власти в Петербург уже принято, найдены здания, и теперь правительство прорабатывает технические вопросы.

Председатель Государственной думы Борис Грызлов не поддержал законопроект Валерия Гальченко, равно как и фракция "Единая Россия". Глава комитета Госдумы по госстроительству Владимир Плигин также рекомендовал Валерию Гальченко снять свою инициативу "по технико-юридическим причинам". Он заметил, что перенос функций ряда ведомств из Москвы в другие города "ни к чему хорошему не приведет".

Действительно, большинство населения просто не сможет физически добираться из Омска в Иркутск и Новосибирск для решения, например, своих судебных вопросов. Да и мало кому по карману подобные перемещения.

По Конституции столицей остается Москва, где в оборудование инфраструктуры для деятельности различных властей вложены немалые деньги. К тому же для организации работы власти необходимо, чтобы федеральные службы находились в одном месте. Результатом переноса будет только хаос. Правительство (которое уже представило отрицательный отзыв на законопроект), к примеру, нельзя разделять с парламентом.

Слова

Валерий Соловей, политолог:

- Законопроект, предложенный Гальченко, проблему экономического освоения Дальнего Востока решить не сможет. Расходы на децентрализацию власти могут обескровить российский бюджет. Разрешения проблем восточных территорий нужно искать в изменении государственной политики, в привлечении в Сибирь инвестиций. Упомянутые Гальченко 6 миллиардов составляют примерно сотую долю того, что реально нужно для размещения органов федеральной власти в различных городах. Это требует строительства соответствующих площадей, жилья, развернутой инфраструктуры. Теоретически децентрализация могла бы дать стимул для развития сибирских территорий, но только при условии огромных финансовых вложений. У страны нет таких денег. Нужно сначала посмотреть, как получится с предполагаемым переносом арбитражного и конституционного суда в Санкт-Петербург. В том виде, в котором законопроект выглядит сейчас, он абсурден. Но серьезная, стратегическая проблема -бегство населения с востока России - существует. Это грозит потерей этих территорий в перспективе 25-30 лет, но так, как предлагает Гальченко, ее нельзя решить. Я даже не исключаю, что в предложении Гальченко есть элемент византизма, хитрой игры: чуть-чуть напугаем этим законопроектом, и тогда перемещение судов в Санкт-Петербург пройдет легче. Пригрозим большой неприятностью, а потом скажем: нет, неприятность будет маленькая.

РОССIЯ. МОСКВА.

25 марта 2004 г.


Док. 289359
Перв. публик.: 25.03.04
Последн. ред.: 02.04.07
Число обращений: 312

  • Гальченко Валерий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``