В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Московском педагогическом государственном университете. Назад
Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Московском педагогическом государственном университете.
Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Добрый день, дорогие друзья!
Мне очень приятно находиться у вас в университете и в этих стенах, в которых мне сегодня в первый раз довелось побывать. Может быть, самое главное, что должно быть в университете (вы можете мне поверить, я некоторое время в университете работал), - дух университета. Это, конечно, очень важно, особенно в условиях крайне жесткой конкуренции и очень значительного количества университетов в нашей стране, которые сегодня работают. И традиционно в старых университетах, таких вот серьезных образовательных учреждениях, как МПГУ, новых учебных заведениях.
И у вас в этом году памятный юбилей - 135 лет. Я с этим праздником хотел бы, прежде всего, поздравить всех студентов и преподавательский состав. И хотел бы отметить, что, наверное, одним из подарков к этому юбилею является победа вашего университета в конкурсе, который недавно был проведен среди высших учебных заведений нашей страны. Участвовало более 200 университетов, из них в результате конкурса было отобрано 40. И в эти 40 учебных заведений попал ваш уважаемый университет. И тот грант, который вам теперь полагается (более 400 млн руб.), я надеюсь, будет потрачен как раз на те инновационные направления, на те новые разработки, часть из которых мы сегодня видели. Потому что я начал разговор со стен, но, конечно, без обновления программных продуктов, методической, дидактической литературы ни один университет развиваться не может.
В этом году мы увеличили количество университетов. В прошлом году победителей было 20, а в этом году - уже 40. И, наконец, в число победителей попал наш самый крупный, самый известный педагогический университет в стране.
Я думаю, все здесь присутствующие понимают важность перехода на инновационные формы обучения, образования независимо от того, где вы учитесь, и даже независимо от того, где вы будете работать. Поэтому победа в конкурсе, я считаю, должна дать вузу много нового и хорошего.
В России существует исторически сложившаяся с советских времен, не имеющая аналогов в мире система непрерывного педагогического образования. В общей сложности действуют 600 учреждений, 70 педагогических вузов, 300 средних профессиональных учебных заведений и значительное число учреждений, которые направлены на повышение квалификации уже действующих педагогических кадров. И, конечно, нам нужно сохранять то лучшее, что было создано в прежний советский период, в то же время развивая эту систему, сообразуя с новыми законами, по которым живет сегодня вся университетская наука, которая сегодня развивается по-западному.
Богатейший опыт вашего университета вполне мог бы послужить базой для развития и решения этих задач. Ваш университет действительно является ведущим, и первым, по сути, профессиональным педагогическим учебным заведением. И в этом смысле, наверное, те программы, которые вы изучаете и в разработке которых вы принимаете участие, известны как эталонные программы. Эталон для других педагогических университетов и для других педагогических учебных заведений.
Я только что был на выставке. Там демонстрировали различные новые разработки по разным специальностям: по истории, по математике и в рамках биологической образовательной специальности. Все это очень хорошо. Но самое главное, чтобы доступ к этим методикам был у всех. У тех, кто учится здесь на очных формах обучения, для тех, кто учится на заочных формах обучения. И не менее важно, потому что значительная часть из вас через некоторое время окажется на работе в школах и других образовательных учреждениях, чтобы доступ к этим ресурсам был у всех педагогов, которые работают в нашей огромной стране.
Я знаю, вы сами уже не просто понимаете, как жизнь устроена. Но я когда приезжаю иногда в самые удаленные школы, которые расположены от Москвы на территории нескольких тысяч километров, даже регионального центра, расположенного на территории сотни километров. Конечно, там другая атмосфера, нам надо подтягивать уровень возможностей этих школ к тем, которые существуют в столице. Как это сделать? Понятно, мы сейчас об этом поговорим. Нужно деньги вкладывать в систему образования, нужно учиться всем тем передовым технологиям, которые сегодня существуют, продвигать компьютерную часть, продвигать Интернет, тогда у нас не будет колоссальной разницы между школами, которые работают в столице, в центрах региональных и работают в глубинке.
Я знаю, что все кадры, которые выпускает университет, востребованы. Практически 70% выпускников трудоустраивается по специальности - это отрадно. Но тем не менее мы все хорошо знаем, что проблема трудоустройства для молодых педагогов - одна из самых серьезных проблем всего педагогического образования. Давайте, прежде всего, об этом будем говорить. Я, когда готовился к встрече с вами, обнаружил для себя цифру, которую не знал: в нашей стране сегодня обучается более полумиллиона студентов педагогических вузов, где-то около 600 тыс. И ежегодно выпускается порядка 120 тыс. педагогов - огромная цифра. Я думал, она немножко меньше. И в среднем только не более трети из них (это вы хорошо знаете) идет работать в систему образования. Понятно, что здесь есть целый набор причин - это и низкая заработная плата педагогов, неадекватные сложности и ответственности этой работы, и база материально-техническая отстала, и, как следствие, просто падение престижа педагогической профессии. Всем этим, конечно, нужно заниматься в комплексе. В то же время я надеюсь, что та работа, которую мы сегодня ведем в рамках национального проекта, определенные результаты создаст, кое-что сделано, и сейчас - это только самое начало. Я имею в виду поощрение лучших учителей и те выплаты, которые мы начали за классное руководство. А сейчас главное - поменять отношение к труду педагогов, создать новую систему финансирования образования, в том числе такую систему, которая мотивирует учителей к повышению качества работы.
Несколько дней назад мы провели конкурс по пилотному проекту в сфере образования. Это те регионы, где будет идти эксперимент по внедрению новой финансовой модели педагогического образования. Я об этом неоднократно говорил, и сейчас уже начинаем работать. Таких победителей - 21 субъект Федерации. Именно в этих регионах начнется отработка новой модели: Тверская область, Подмосковье, Калининград, Новосибирская область, Чувашская Республика, Республика Саха - Якутия, Бурятия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Воронежская область, Новгородская область, Северная Осетия - Алания, Тамбовская область, Белгородская область, Московская область, Ивановская область, Красноярский край, Псковская область, Свердловская область и Самарская область.
И три региона выбраны в качестве модели. Они будут получать специальный грант, потому что это тот уровень образования и та преимущественно нормативно-подушевая модель финансирования, которая существует в этих регионах, может быть образцом для внедрения в других регионах. Я имею в виду Москву, Санкт-Петербург и Тюмень. Вот это те полигоны, где будет проходить этот эксперимент. Поэтому, наверное, это то магистральное направление, которое сегодня есть для того, чтобы нам просто в корне поменять ситуацию в школе, поменять ситуацию в плане подготовки педагогических кадров.
Вот все, что я хотел сказать вначале. Теперь, дорогие друзья, давайте все это пообсуждаем. Если есть какие-то другие темы, я готов к обсуждению и других вопросов.

30 марта 2007 года
www.rost.ru

Док. 289257
Опублик.: 31.03.07
Число обращений: 1333

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``