В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пора взрослеть Назад
Пора взрослеть
Мы получаем в руки очень точный и эмпирически проверенный механизм, который позволит нам действительно стать хозяевами в своей стране. Иметь возможность выбора - трудная и ответственная задача. Желание брать на себя ответственность - признак зрелости, считает Владимир Александрович Аверченко, руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ.

- Владимир Александрович, каковы основные задачи Росстроя в ходе реформы ЖКХ?
- Росстрой осуществляет функции по реализации государственной политики в сфере коммунального хозяйства. Инструментом проведения политики в ЖКХ являются федеральные целевые программы, которые предусматривают развитие, строительство и реконструкцию объектов жизнеобеспечения. Их финансирование будет осуществляться из бюджетов различных уровней и внебюджетных источников. С первого января 2006 года в силу вступит Федеральный закон No 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с ним вопросы ЖКХ передаются на муниципальный уровень, и сейчас необходимо подумать о том, в каком состоянии мы его отдаем. Износ фондов должен соответствовать нормативной величине. На это нацелена подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ ФЦП "Жилище". Для отслеживания реализации субъектами РФ государственной политики Росстрой занимается оперативным мониторингом тарифной политики в регионах. Руководители и ведущие специалисты Росстроя постоянно бывают в рабочих поездках по регионам всех федеральных округов.
- Недавняя авария на подстанциях "Мосэнерго" затронула многих жителей столицы и Подмосковья. Помимо всего прочего, произошли крупные и опасные сбои в системе отведения сточных вод. Кто несет ответственность за это? Какие действия следует предпринять, какие выводы сделать, чтобы подобные техногенные катастрофы не застигали нас в будущем?
- На мой взгляд, причиной аварии стал сверхнормативный износ электрооборудования и сетей, которые находятся в собственности РАО "ЕС России". Аналогичные ситуации могут сложиться и в жилищно-коммунальном комплексе. По данным технической инвентаризации, физический износ основных фондов по стране составляет более 70 процентов. Впрочем, инвентаризованы в различных регионах, по нашим данным, были от 10 до 30 процентов основных фондов ЖКХ, а в части субъектов РФ инвентаризация вообще не проводилась.
Нельзя не сказать и о том, что положение со строительством жилья и объектов инженерной инфраструктуры усугубляется отсутствием современной градостроительной документации. В некоторых населенных пунктах таковая вовсе отсутствует. Такое положение мешает обеспечению населения полноценным комплексом коммунальных услуг. Все вышеперечисленное требует незамедлительных и жестких мер не просто в решении проблем отрасли, а для предотвращения чрезвычайных ситуаций. В первую очередь необходимо принять федеральный закон "О финансовом оздоровлении организации жилищно-коммунального хозяйства" и создании благоприятных условий для широкого участия частного бизнеса на концессионных условиях в процессах модернизации объектов коммунального хозяйства. Для привлечения в коммунальный сектор, создания гарантийных механизмов и снижения инвестиционных рисков, увеличения финансирования из федерального бюджета целесообразно внести изменения в составные части федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы - подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" и "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда".
- С высоких трибун и в СМИ сейчас то и дело обсуждается вопрос неизбежности привлечения в отрасль ЖКХ частного бизнеса. Складывается впечатление, что это единственно верный путь для повышения эффективности работы.
- Потребность в инвестициях жилищно-коммунального сектора действительно огромна. Мягко говоря, при ограниченности бюджетных средств, проблему ветхости основных фондов жилищно-коммунального комплекса невозможно решить одними бюджетными ресурсами и внутренними инвестиционными возможностями предприятий ЖКХ. Так что выправить сложившуюся ситуацию в ЖКХ поможет привлечение внебюджетных источников финансирования. При сложившихся обстоятельствах сейчас только так можно провести модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры, которая, между прочим, имеет огромный экономический потенциал и несомненную инвестиционную привлекательность, в первую очередь, за счет многообразия форм участия бизнеса в жилищно-коммунальном хозяйстве. Успех возможен исключительно при комплексном подходе, а именно, когда бюджетные инвестиции направляются на закладку своеобразной "инвестиционной площадки", где потом и реализуются коммерческие проекты.
По оценкам Росстроя, уже в 2015 году при наращивании темпов инвестиционной деятельности можно выйти на нормативный уровень износа основных фондов. Расходы на эти цели должны составлять ежегодно, начиная с 2006 года, за счет федерального, регионального и муниципального бюджетов, а также внебюджетных источников - 214 млрд. рублей.
- Сегодня в отрасль стремятся крупные компании, такие как "Российские коммунальные системы". Как вы оцениваете накопленный опыт работы этих компаний?
- В 2003 году ОАО "РКС" была первой в России компанией общенационального масштаба, работающей в этой сфере. Сейчас появилось уже с десяток новых компаний.
Например, план стратегического развития ОАО "РКС" предполагал, что общий объем инвестиций компании до 2009 года составит 15 - 20 млрд. руб. Практика же показала, что план уже нуждается в корректировке, естественно, в сторону увеличения. По оценкам акционеров, уровень рентабельности компании составляет порядка 15 - 20 процентов. Это вполне можно признать достижением, которое позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
- Есть ли у предпринимателей малого и среднего бизнеса шансы выстоять в конкурентной борьбе с такими гигантами, как РКС?
- Безусловно, у малого бизнеса широкие перспективы в отрасли. Сфера деятельности обширна и привлекательна не только для мощных финансово-промышленных групп, но и для тысяч небольших компаний и частных предпринимателей всей страны. Субъекты малого бизнеса являются наиболее оптимальными подрядчиками в сфере обслуживания жилищного фонда, уборки и благоустройства придомовых территорий.
- Неоднократно высказывалось мнение, будто существующей сейчас нормативной базы недостаточно для привлечения бизнеса в отрасль. Насколько это справедливо, и если так, то какие законодательные и нормативные акты необходимо принять в первую очередь?
- В прошлом году приняты два основополагающих документа - "Жилищный кодекс РФ" и Федеральный закон "Об общих принципах тарифного регулирования".
В конце октября 2004 года на заседании Правительства был рассмотрен вопрос о мерах по переводу предприятий и организаций ЖКХ на работу в рыночных условиях. Основными задачами были признаны формирование бизнес-среды в сфере управления и обслуживания жилья, ликвидация дотационности отрасли, реализация долгосрочных проектов по реабилитации коммунальной инфраструктуры. Для решения этих задач, конечно, необходимо совершенствование законодательной базы, например, принятие федеральных законов "Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания", "О финансовом оздоровлении организаций в ЖКХ Российской Федерации" и "Об особенностях регулирования оборота имущества в коммунальной сфере".
- Существуют разные формы участия частного бизнеса в коммунальном хозяйстве: аренда, передача имущественного комплекса в управление, концессионные соглашения. Какие из них наиболее перспективны?
- Условием привлечения частных компаний должны быть договоры концессионного типа, то есть договоры долгосрочной аренды, сопровождаемые инвестиционными соглашениями. Собственность на объекты коммунального назначения должна оставаться муниципальной. Конечно, при передаче имущественного комплекса в долгосрочную аренду нужно соблюдать процедуры инвентаризации, оценки и регистрации имущества.
При таком подходе мы сможем создать реальную конкурентную среду на рынке коммунальных услуг, где возникнет здоровая конкуренция за право управления объектами. Если частная компания-оператор не выполняет свои инвестиционные обязательства, то органы власти, как собственники имущества, смогут расторгнуть договор и выбрать иную компанию.
- В российскую коммунальную отрасль начинает приходить западный бизнес. В проектах модернизации коммунальных служб участвуют иностранные поставщики оборудования, реализацию проектов финансируют зарубежные банки. Насколько это выгодно нам? Нет ли здесь угрозы российским интересам?
- На восстановление российского ЖКХ необходимо 2,1 триллиона рублей. Учитывая, что в год удается из всех источников вместе насобирать около 10 миллиардов рублей, становится ясно, что без инвестиций здесь не обойтись. В том числе и без зарубежных компаний.
С 2002 года в России реализуются два коммунальных проекта Всемирного банка (МБРР): "Городское теплоснабжение" (85 млн. долл.), в котором участвуют 8 российских городов и "Городское водоснабжение и канализация" (122,5 млн. долл.), в нем задействовано 16 городов. Каждый город под правительственные гарантии получил порядка 10 млн. долл. Эти деньги местная власть должна вернуть в течение 17 лет. Причем в первые годы город ничего не платит. Лишь после льготного периода, который длится до 5 лет, начинают отдавать долг по льготной ставке. У каждого займа своя процентная ставка, тем не менее, самая высокая - не более 6 процентов. Внутренние кредиты отечественных банков, как минимум, в два раза дороже. Во все города - претенденты выезжали эксперты банка, анализировали ситуацию и давали деньги только в тех случаях, где были гарантировано эффективное вложение средств и возврат.
Росстроем подписан меморандум о сотрудничестве с компанией АВВ (Швейцария), которая уже приступила к разработке технической документации по строительству систем водопроводно-канализационного хозяйства Московской и Ростовской областей, в Ставропольском крае, городах Владикавказе, Пскове и Курске.
Стоит отметить, что при реализации крупных инвестиционных проектов непременно принимается во внимание инновационная составляющая. Не просто одно меняется на другое, ветхое - на новое, а обеспечивается внедрение новейших технологий и оборудования. В результате сэкономленная за счет сокращения себестоимость является источником погашения заемных средств.
Таким образом, государству и обществу не только ничего не грозит, но мы получаем в руки очень точный и эмпирически проверенный механизм, который позволит нам действительно стать хозяевами в своей стране. Иметь возможность выбора - большая, трудная и ответственная задача. Желание брать на себя ответственность - признак зрелости. По-моему, пора взрослеть.

06.07.2005
Анатолий Казаков.
www.rosvesty.ru

Док. 289168
Опублик.: 30.03.07
Число обращений: 419

  • Аверченко Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``