В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Цели и задачи национального проекта - интервью с Владимиром Аверченко, заместителем министра регионального развития РФ Назад
Цели и задачи национального проекта - интервью с Владимиром Аверченко, заместителем министра регионального развития РФ
Интервью с Заместителем Министра регионального развития Российской Федерации Владимиром Александровичем Аверченко

- Владимир Александрович, в России уже 3 месяца как началась реализация национальной программы обеспечения россиян доступным жильем. Однако даже основные параметры, связанные с этой программой, для большинства населения остаются "terra incognita". Какие, по Вашему мнению, существуют проблемы с ее реализацией в части молодых семей, ветхого и аварийного жилья, все, что связано с проблемой расселения молодых специалистов, а также с внедрением нового Жилищного кодекса? И каковы перспективы решения этих проблем?

- Государственная стратегия в области жилищной политики заключается в формировании рынка доступного и комфортного жилья, в создании механизмов участия государства в поддержке, развитии и функционировании этого рынка, обеспечении доступа на этот рынок различных групп населения, нуждающихся в такой поддержке.

Вы знаете о том, что в жилищной сфере ситуация на сегодняшний день складывается следующим образом: уже сформированы основы рыночной инфраструктуры, 73,5% жилья находится в частной собственности. Ежегодно у 4,5% жилья меняется собственник. И около 100% строительных организаций также находятся в частной собственности. С принятием в 2004 году Государственной Думой 25 законов, направленных на создание рынка доступного жилья, в основном сложилась законодательная база в жилищной сфере. Вместе с тем, существует ряд проблем. Сегодня на улучшение жилищных условий в очереди стоят 4,5 млн. семей. В отношении 1,2 млн. семей государство имеет установленные законодательством обязательства по обеспечению жильем. Средняя продолжительность нахождения в очереди, то есть период ожидания, составляет 15-20 лет. При этом около двух третей россиян неудовлетворенны своими жилищными условиями. А каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся или в плохом, или в очень плохом состоянии.

Выполняя поручения в соответствии с пакетом жилищного законодательства, 12 октября 2005 г. на расширенной коллегии с участием Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Ефимовича Фрадкова, были утверждены и одобрены основные положения концепции национального проекта "Доступное и комфортное жилье". Также была рассмотрена новая редакция федеральной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 гг., которая является основой реализации национального проекта.

- В чем заключаются цели и основные задачи национального проекта?

- Прежде всего, в формировании рынка доступного жилья. Основными его задачами являются увеличение объемов жилищного строительства и необходимой коммунальной инфраструктуры, приведение существующего жилого фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствии со стандартами качества. В результате чего можно будет обеспечить доступ населения к использованию жилья и коммунальным услугам в соответствии с социальными стандартами.

Главным организационно-финансовым механизмом является федеральная целевая программа "Жилище", которая утверждена в конце 2005 г. в ее новом виде. И все её финансовые параметры уже вошли в федеральный бюджет на 2006 год.

Программа и входящие в её состав четыре подпрограммы содержат конкретные мероприятия, направленные на достижение целей и задач национального проекта. Основа любого рынка - это сбалансированность спроса и предложения. На сегодняшний день наиболее узким местом является поддержка предложения, то есть увеличение объёмов строительства.

Структура федеральной целевой программы "Жилище" направлена как на формирование платёжеспособного спроса на рынке жилья, так и на выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём льготных категорий граждан, а также обеспечения жильём молодых семей. В эту же программу входят и мероприятия по реализации концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.

Стимулирование предложений на рынке жилья непосредственно связано с реализацией подпрограммы обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства. Надо отметить, что такой подпрограммы в предыдущем варианте "Жилища" не было. Кроме того, рост предложения жилья на рынке связан также с реализацией подпрограммы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Остановлюсь подробнее на подпрограмме обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктуры. Ее цель - опережающее развитие коммунальной инфраструктуры, в том числе путем подготовки и реализации инвестиционных проектов в данном направлении, то есть создания стимулов для регионов, активно проводящих государственную политику по демонополизации развития конкуренции на рынке жилищного строительства, и создания эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктуры.

- Каким образом будет осуществляться их государственная поддержка?

- Путём предоставления государственных гарантий, а также предоставления субсидий всех уровней бюджетам на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой.

С целью более обоснованного отбора проектов банками-кредиторами эти гарантии распространяются только на часть кредитов. Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам будет производиться на весь период кредита из расчёта максимального снижения рыночных процентов по кредитам. Также в 2006 г. - на 80%, в 2007 - на 65%, в 2008 и 2009 гг. - на 50%. Срок кредитов, по которым оказываются указанные меры поддержки, не должны превышать трёх лет и выходить за срок действия подпрограмм.

При этом объём средств федерального бюджета не может превышать собственные средства региональных и местных бюджетов.

- Каков общий объем финансирования данной подпрограммы?

- Общий объём финансирования подпрограммы с 2006 по 2010 гг. составит 378,6 миллиарда рублей, в том числе 29 млрд. рублей из федерального бюджета. 1,7 млрд. предусмотрены в федеральном бюджете 2006 года. Средства региональных бюджетов составят 29 млрд. рублей, а средства частных кредиторов - 320,6 млрд. рублей. В результате мероприятий подпрограммы, общий ввод жилья составит 320 млн. квадратных метров, в том числе дополнительно 61,6 млн. квадратных метров или 19,2 от общего объема ввода жилья.

- А как будет реализовываться подпрограмма модернизации объектов коммунальной инфраструктуры?

- Ее целью является повышение качества и надёжности предоставления коммунальных услуг. Порядок осуществления этой подпрограммы также согласован. Задачи подпрограммы - это модернизация объектов коммунальных инфрастуктур с использованием финансовой поддержки из федерального бюджета. Сюда же входят условия повышения эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры, а также привлечения частных инвесторов. Должен сказать, что этот рыночный сектор в нашей стране один из крупнейших секторов экономики. Достаточно назвать такие цифры. Свыше одного триллиона составил оборот жилищно-коммунального хозяйства в 2004 г., и почти 1,5 трлн. рублей - в 2005. Если перевести это на доллары, то получится порядка $50 млрд. - это оборот жилищно-коммунального хозяйства в 2005 году. И должен сказать, что он становится всё более и более привлекательным по мере создания условий окупаемости этих услуг на рынке.

Я хотел бы рассказать подробнее о требованиях к муниципальным образованьям, претендующим на участие в подпрограммах, направленных на стимулирование и предложения на рынке жилья. Что должны сделать муниципалитеты? Это, прежде всего, подготовить проекты планировки городских территорий, предназначенных для жилищного строительства, принятие правил землепользования и застройки, принятие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, введение платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утверждённого тарифа на подключение, отсутствие дотирования организации жилищно-коммунального комплекса. Имеется в виду, что вся социальная поддержка должна оказываться непосредственно гражданам, получающим коммунальные услуги. При этом, конечно, необходимо решать проблему просроченной кредиторской задолженности предприятий коммунального комплекса.

- Каким образом будут реализовываться государственные обязательства по обеспечению жильем социально незащищенных категорий граждан?

- Финансирование подпрограммы по реализации государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством, предусмотрено на уровне 133 млрд. рублей. Количество семей, которые будут обеспечены в рамках указанной суммы, составит 130 тыс. семей. Какие категории будут обеспечены? Это, прежде всего, военнослужащие, увольняемые с военной службы, выезжающие из районов Крайнего Севера, вынужденные переселенцы, принимающие участие в ликвидации последствий радиационных аварий, а также те граждане, которые подлежат отселению с комплекса Байконур.

По нашим данным всего участниками этой подпрограммы за годы реализации этой подпрограммы станут 708 тыс. семей. Пока же мы реально можем обеспечить нужды только 18% из них, то есть 130 тыс. семей. При этом обычных очередников в этой подпрограмме нет, это только вышеперечисленные категории граждан.

- Каким образом в обозначенных Вами подпрограммах учитываются интересы молодых семей?

Что касается подпрограммы обеспечения жильём молодых семей, то необходимо четко определить, кто под нее подпадает. Молодой семьей признается брак, в котором возраст супругов не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте 30 лет и одного, и более детей.

Участникам подпрограммы по собственному желанию может стать любая молодая семья, признанная в соответствии с действующим законодательством нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Цель достигается путём повышения доступности жилья для молодых семей с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования и государственной поддержки.

Размер субсидий для молодой семьи - 35% для не имеющих детей. При этом, 10% из них выделяются из федерального бюджета, а 25% - из регионального и местного бюджетов.

Для имеющих детей процент субсидии увеличивается до 40%, то есть 10% - из федерального бюджета и 30% - из регионального и местного бюджетов. Плюс 5% дополнительно из регионального бюджета при последующем рождении или усыновлении ребенка. Таким образом, в случае рождения ребенка семья может получить помощь до 45%. Объем финансирования по этой подпрограмме за 2006-1010 гг. составит 165 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 16,5 млрд. рублей.

За 2006-2007 годы будет обеспечено 70 тыс. семей жильем, за 2006-2010 - более 180 тыс. семей.

- Каковы требования для регионов, которые заинтересованы в реализации данной подпрограммы?

- Субъекты Российской Федерации, которые хотят реализовывать эту федеральную подпрограмму, должны иметь свою региональную программу. Вы, наверное, заметили, что есть определенные требования к муниципалитетам и субъектам. Это сделано для того, чтобы стимулировать эту работу в субъектах Российской Федерации и в муниципалитетах. Наличие региональной программы по молодым семьям, а также предоставление финансовых обязательств субъектов Российской Федерации по финансированию программы, в том числе при рождении детей.

Практически уже почти все субъекты Российской Федерации программы такие составили и обязательства на себя такие взяли. Есть еще одно условие - подтверждение намерения банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты, принимать участие в кредитовании участников подпрограммы на этих условиях. По этой подпрограмме есть и определенные требования к региональным кредитным организациям, то есть к банкам. Это должны быть надежные банки, имеющие отсутствие убытков у них за отчетный год. Размер собственного капитала должен быть не менее одного миллиарда рублей. Уставной капитал - не менее 500 млн. рублей. Отсутствие задолженности по уплате налогов и деятельность не менее трех лет. Как показал анализ, практически во всех субъектах Российской Федерации банки с такими характеристиками имеются, поэтому препятствий в этом не будет.

Если говорить об общих объемах финансирования программы "Жилище", то всего за 2006-2010 гг. по этой программе будет потрачено чуть меньше 973 млрд. рублей, в том числе 223 млрд. - это средства федерального бюджета, 99 млрд. - региональных и местных бюджетов, 550 млрд. - частных инвесторов и кредиторов, а также 99 млрд. рублей собственных и заемных средств молодых семей.

Государственные гарантии за это время составят 206,1 млрд. рублей.

Под эту программу разработана система управления и контроля. Должен сказать, что уже сейчас очень серьезно налажен контроль со стороны Счетной палаты. Фактически, деньги еще не перечислялись в субъекты, а мы уже очень четко выстроили взаимодействие со Счетной палатой и ее системой по контролю за расходованием федеральных средств.

Однако существенную роль в этом контроле принадлежит и Министерству регионального развития по формированию системы управления в части реализации указанной программы.

В нашем министерстве определен ответственный заместитель министра, то есть я. Соответствующими функциями наделены ряд департаментов министерства и управлений Росстроя, определены головные подразделения и ответственные по отдельным направлениям. При министерстве создана рабочая группа.

Кроме того, распоряжением Президента Российской Федерации создана межведомственная координационная рабочая группа во главе с Министром регионального развития. Еженедельно заседает совещание при первом заместителе Председателя правительства Дмитрии Анатольевиче Медведеве. Ежемесячно заседает президиум национального совета по реализации национального проекта. Таким образом, система контроля работает четко. Кроме того, в рамках реализации программы правительством должно быть принято 54 нормативных акта. Министерство регионального развития внесло в правительство все 24 нормативных акта, за которые оно было ответственно. 15 из них уже приняты и действуют, 4 готовятся к выпуску и еще 10 нормативных актов в течение первого квартала. Остальные тоже должны вступить в действие очень скоро.

Есть утвержденный план-график реализации национального проекта. Этот план-график утвержден расширенной коллегией и приказом министра расширенной коллегии с участием Председателя Правительства. Таким образом, на наш взгляд, почти полностью сформирована система реализации и контроля за осуществлением национального проекта "Доступное и комфортное жилье".

Действительно, национальный проект по доступному комфортному жилью наиболее сложен с точки зрения его реализации и по масштабам, и по механизмам его реализации. Поэтому пока мы можем твёрдо сказать, что по жилищным сертификатам на первый квартал распределены цифры. И каждый субъект Российской Федерации знает, сколько жилищных сертификатов он получит. Это касается не только военнослужащих, но и переселения с севера, и на другие категории. Это порядка 20 млрд. рублей.

А вот что касается других проектов, в том числе по участкам под застройку, обеспечения коммунальной инфраструктуры, то далеко не каждый субъект станет участником этой программы. Станут участниками этой программы те, кто выиграет на конкурсе. Здесь конкурсная основа абсолютно прозрачная. Она уже сформирована. И сразу же после утверждения в ближайшие дни она вступит в законную силу. Уже 67 субъектов подали документы и сделали заявки. Большая часть из них безусловно имеет реальные шансы на победу.

Как вам известно, мы за 2004 год построили 41 млн., за 2005 - 43 млн. квадратных метров жилья. Но вам должно быть известно, что не все субъекты вообще строили, что у нас есть субъекты Российской Федерации, которые не построили ни одного квадратного метра. У них разные условия, по разным причинам. Я сейчас не анализирую причины. При осуществлении вот этой подпрограммы речь идет не о раздаче денег, речь идет о поддержке инициативы о предоставлении гарантий, о предоставлении субсидий возвратных. Потом, когда сформировали площадку, эта площадка должна быть продана на торгах, и деньги должны быть возвращены. То есть, это стимулирование инициативных.

- Какова будет динамика снижения этого процента по ипотечному кредитованию, по годам или по месяцам и по первоначальному взносу, если сейчас реальная ставка по ипотеке в среднем 14%?

- Во-первых, очень трудно спрогнозировать. Конечно, мы прогнозируем, что процентная ставка уменьшится до 8% по ипотечному кредитованию к 2010 году. Должен сказать, что осуществляет рефинансирование акционерное общество, специально для этого созданное - Агентство по ипотечному кредитованию. Минрегионразвития принимает участие в управлении этой организацией, и наш министр является рядовым членом совета директоров. Совет директоров возглавляет Герман Оскарович Греф.

Что касается уменьшения первоначального взноса, нужно к этому, конечно, стремиться для того, чтобы увеличить количество семей, которые будут иметь возможность получить кредит по ипотечной схеме. Но нужно понимать, что это не может быть до бесконечности. И все специалисты считают, что в случае, допустим, снижения до десяти и меньше первоначального взноса резко увеличивается риск невозврата таких денег. Поэтому это будет постепенный процесс по мере формирования этой системы. В принципе, решить проблемы нулевой процентной ставки по ипотечным кредитам - это несложно. Но тогда эти прямые убытки должен взять на себя бюджет. Это просто политическое решение. Пока же динамика следующая: будет постепенное снижение до 8% до 2010 года. И здесь очень простая арифметика. Если будет 5% инфляция, значит, процент по ипотечному кредитованию будет 2.

- Традиционный вопрос о сносе ветхого и аварийного жилья. Как сейчас идёт разделение ответственности за решение этой проблемы между центром и регионами?

- Отдельной подпрограммы по сносу ветхого аварийного жилья нет. Она, как составная часть, вошла в подпрограмму модернизации реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Все финансовые ресурсы, которые заложили в бюджет, то есть не менее чем в 2005 г., на уровне 2,8 млрд. рублей, будут использоваться на эти цели. На первом этапе они будут использоваться на осуществление договорных обязательств, взятых уже между Росстроем и субъектами Российской Федерации в ходе заключённых договоров. Сейчас довольно подробно обсуждается вопрос возможности или дополнительной программы, или других механизмов. Мы каждую неделю делаем такой мозговой штурм по этому вопросу внутри нашего министерства. Очень подробно разбираем всю эту ситуацию. Пока же в течение 2006 г. ветхое жилье будет ликвидироваться по старому, как и в предыдущие годы, как правило, в пропорции 30 на 70. Как было, так оно и остаётся: 30% - Федерация, 70% - субъект, муниципалитет и коммерческие структуры. Что касается 2007 г., то мы сейчас занимаемся этим вопросом.

- А каким образом будет решаться вопрос по обеспечению жильем молодых специалистов на селе?

- Программа по молодым специалистам не входит в программу "Жилище". Она вошла составной частью в программу национального проекта по селу и в программу "Социально-экономическое развитие села". Там несколько отличные механизмы, чем по программе "Молодая семья", потому что у нас чисто рыночный механизм, а там несколько другой. Мы долго обсуждали подходы с Минсельхозом, и общие подходы нам удалось найти. На чем настаивали мы? Первоначальный вариант, который предложил Минсельхоз, заключался в том, что деньги перечислялись субъекту хозяйствования, допустим, для строительства жилого дома для специалистов. Мы же настояли, а Минсельхоз согласился, что деньги должны перечисляться через муниципалитет на счет конкретной молодой семьи. То есть молодая семья должна нести ответственность, а весь контроль за расходованием средств передается муниципалитету. Государство деньги перечисляет субъекту Российской Федерации и под ответственность субъекта и муниципалитета.

- Как вы считаете, реализация программы "Жилище" сможет обеспечить всех желающих доступным жильем?

- Вообще-то, никто не ставил задачи, что к 2010 г. жильё будет доступно для всего населения. Такой абсолютной задачи в программе нет. Есть контрольные цифры, и я их могу назвать. Сейчас жильё доступно только для 9% населения. Ставится задача к 2010 г. включительно сделать доступным жильё для 30% населения. И довести ипотечные кредиты с 50 тыс. до миллиона кредитов в год. Вот те параметры, которые увеличат доступность жилья для более широких слоев населения. Через месяц выйдет моя книга "Принципы жилищного кредитования". И там, например, будет сформулировано, что же такое доступное жилье в российском и зарубежном понимании. Главное, это ставить реалистичные цели и уметь их добиваться.


Дмитрий Розенбом
ИА ИнформИпотека



Док. 289151
Перв. публик.: 10.03.06
Последн. ред.: 30.03.07
Число обращений: 375

  • Аверченко Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``