В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Семенихин: Заметки о нацпроекте `Жилье` или почему депутаты Челябинска просят Дмитрия Медведева разобраться с очередным неотводом земли Назад
Игорь Семенихин: Заметки о нацпроекте `Жилье` или почему депутаты Челябинска просят Дмитрия Медведева разобраться с очередным неотводом земли
Депутаты городской Думы Челябинска обратились с просьбой к вице-премьеру Дмитрию Медведеву и полпреду президента в Уральском округе Петру Латышеву помочь разобраться с чиновниками, которые, по их словам, тормозят строительство жилья на северо-западе города и срывают выполнение жилищного нацпроекта.
По сутверждению депутатов, в области городского жилищного строительства складывается чрезвычайно тревожная ситуация. На участок земли в северо-западном районе города площадью 7,8 миллиона квадратных метров, застройка которого должна принести полтора миллиона квадратных метров жилья, 20 июля прошлого года было зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Земля перешла в ведение Южно-Уральского научно-исследовательского института плодоовощеводства и картофелеводства.
По мнению депутатов, этот участок земли институт никогда использовал. Более того, в конце ноября прошлого года Федеральный суд Центрального района Челябинска признал незаконной регистрацию права федеральной собственности на участок. А в декабре 2006 года подобное определение вынес и арбитраж Челябинской области.
Депутаты - авторы письма, отмечают, что несмотря на постановления судов и поручение президента России о передаче указанных земель под жилую застройку, власти Челябинска до сих пор делают все, чтобы воспрепятствовать дальнейшему освоению Северо-Западного района. В этой связи, депутаты считают, что спорная земля всегда имела статус земли населенного пункта, а с восьмидесятых годов прошлого века на ней располагались улицы, жилые здания и объекты социальной инфраструктуры. По их мнению, если федеральные чиновники не вмешаются в ситуацию, город лишится возможности улучшить жилищные условия десятков тысяч челябинцев.
Что ж, челябинский пример - увы, не одиночный показатель странной "инерции" властей на местах.
Как сообщает Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), каждый второй россиянин не может улучшить жилищные условия.
Почти половина россиян (48 процентов) не может улучшить свои жилищные условия, а треть (33 процента) в таком улучшении не нуждается, говорится в проведенном ВЦИОМ исследовании. Всего было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 регионах России.
Накопить на жилье рассчитывают лишь пять процентов опрошенных, и столько же собираются взять ипотечный кредит. Только два процента респондентов рассчитывают получить жилье на условиях социального найма, и лишь один процент - на ведомственное жилье.
Дольщиками безусловно согласны стать всего 17 процентов из 10 процентов граждан, которые могут купить квартиру на накопленные средства или в кредит. Еще 44 процента респондентов могут купить долю в строящемся доме, если государство наведет порядок на этом рынке, а 37 процентов совершенно не готово. Чаще других требуют помощи властей москвичи, петербуржцы и жители других крупных городов.
В бедах дольщиков 46 процентов респондентов винят государство, и только 30 - девелоперов. Интересно, что идею компенсации потерь дольщиков государством в виде денег или жилья поддерживают 66 процентов опрошенных.
У нас государство принято ругать по всем поводам. По поводу "квартирного вопроса" - особенно. Конечно, есть за что. Но такой ли уж неэффективной всегда была государственная жилищная политика? Если бы не хрущевки, не массовое строительство 60-80-х годов прошлого века, неизвестно, в каких условиях жили бы большинство граждан сейчас.
В современной России все еще сложнее. Старые методы и подходы, которые и раньше не гарантировали даже "малогабаритного" счастья, теперь вообще не работают. Поэтому нет нужды вспоминать прошлое - надо думать о будущем и создавать жизнеспособные и эффективные механизмы решения "квартирного вопроса". Причем изобретать велосипед вовсе не требуется: во многих странах такой механизм давно работает. Это - рынок доступного жилья.
Важные предпосылки для его создания есть и в современной России. Разработана основная правовая база, принят пакет законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. В стране появилась институциональная база жилищного рынка: 71,5% жилья находится в частной собственности, и более 90% строительных организаций являются частными компаниями.
Правда, в остальном пока сплошные огорчения. До сих пор жилищная проблема стоит перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляет 1569,8 млн кв. м, и, чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд надо увеличить на 46,1%. При этом лишь 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств.
Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют низкие объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры. В России он составляет 60% - из общего количества аварий на водопроводных и канализационных сетях 53% происходят из-за их ветхости.
Сами собой эти проблемы не решатся. Для обеспечения достойной жизни граждан от государства необходимы колоссальные усилия и средства. Мы должны предложить возможность приобретения доступного жилья молодежи, увеличить темпы строительства социального жилья. К 2010 году как минимум треть граждан страны должны иметь возможность приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет своих и заемных средств.
На одном заседании президиума совета по реализации национальных проектов первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев признал, что больше всего хлопот возникло в проблеме выделения участков под жилищную застройку: "Взявшись за этот вопрос, мы разворошили улей". Куратор национальных проектов заявил, что выявлены факты "капитальных правонарушений и игнорирования законодательства, а также циничного мздоимства. Под предлогом восстановления законности запускался механизм передела собственности"...
А теперь начнем считать. Весь жилищный фонд Российской Федерации составляет 2 миллиарда 880 миллионов квадратных метров. До сих пор в жилье нуждаются 61 процент российских семей. Общая потребность населения страны в жилье - более полутора миллиардов (!) квадратных метров. Предполагается, что к 2010 году будет построено 400 миллионов квадратных метров жилья. Это даст прибавку к тому, что мы имеем - 15 процентов. Ежегодный объем вводимого жилья должен достич80 миллионов квадратных метров или 0,5 квадратных метра на человека, сегодня мы имеем 0,25. Доля семей, имеющих возможность приобрести или построить жилье с помощью кредитов и займов должно увеличиться до 30 процентов, сейчас 10. Предполагается, что возрастет экономическая активность граждан. Будет повышена мотивация на повышение рождаемости, которая по оценке специалистов может увеличиться с полутора миллиона человек до семи-восьми в 2010 году. Реконструкция и модернизация жилищного фонда значительно снизит уровень его износа и остановит рост ветхого и аварийного жилья. Вот какое значение придается национальной программе Но реальность такова: чтобы выполнить поставленную
Президентом РФ задачу по обеспечению граждан к 2010 году доступным жильем, прирост его строительства должен составлять не менее 13-15 процентов в год. Однако в 2005 году общий прирост составил 6,3 процента. Треть субъектов федерации построили жилья меньше, чем в 2004 году. Еще в 35 субъектах - менее 10 процентов
Крайне невыгодными остаются условия получения ипотечных кредитов. Процентные ставки по ним высоки, а первый взнос в размере 30-40 процентов от стоимости приобретаемого жилья автоматически исключает из программы молодые семьи. Принципы организации социальной ипотеки депутаты Госдумы признали более или менее приемлемыми. Но для остальных граждан, не отнесенных по формальным признакам к категории малоимущих, а это до 50 процентов населения, ипотечный кредит остается недоступным. Все потому, что должно заставить ипотеку работать,
Ни за месяц, ни за один год, ни за два года решить жилищную проблему не удастся. Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - наиболее сложный для реализации". Об этом заявил первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев в интервью ОРТ в мае 2006 года
Как писала о поездке куратора нацпроектов местная газета, "в Екатеринбурге первого вице-премьера Дмитрия Медведева ждали с нетерпением. Ждали строители, бюджетники, обманутые дольщики. После заявлений куратора национальных проектов о том, что в строительной отрасли будет наведен порядок, а жилье станет действительно доступным, ему в уральской столице поверили многие
- Ждем Медведева, хотим ему некоторые документы показать, чтоб увидел, как идет у нас согласование, сколько инстанций приходится обходить, а ведь осталось только адрес дому присвоить, уже даже коммуникации
Что ж, опять вынуждены признать, без толкача из Москвы на местах трудно пробить стройные шеренги бюрократов и мздоимцев. Уж больно долго они готовили свои "оборонительные редуты" против народа. Как известно, только "пасечник" может навести порядок в "растревоженном улье". Вот почему челябинские депутаты и ждут помощи от Дмитрия Медведева, а не от местного начальства.

30.03.2007
www.nasledie.ru


Док. 289073
Опублик.: 30.03.07
Число обращений: 700

  • Семенихин Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``