В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нефть - кормилица, нефть - нахлебница Назад
Нефть - кормилица, нефть - нахлебница
НЕФТЬ НАХЛЕБНИЦАСкачок цен на нефтепродукты вновь поставил в критическое положение сельхозпроизводителей, под угрозой оказалась подготовка к зимеПоследние события на рынке нефтепродуктов, когда скачок цен вновь поставил в критическое положение сельхозпроизводителей и под угрозой оказалась заготовка в регионах топочного мазута на зиму, мы попросили прокомментировать председателя подкомитета по нефтяному комплексу комитета Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи доктора экономических наук Евгения ГАЛИЧАНИНА .- Евгений Николаевич, не прошло и года, как мы с вами беседовали о тревожной ситуации на рынке нефтепродуктов, связанной с повышением цен. И вот - новый скачок. Почему мы опять наступаем на те ясе грабли? Предпринималось ли что-то, чтобы не допустить подобную ситуацию?- Сказать, что этой проблеме уделялось мало внимания, нельзя. Напомню, что 15 декабря прошлого года наш комитет провел "круглый стол" на тему "О ценообразовании на нефтепродукты и предложениях по его совершенствованию". На весенней сессии перед депутатами на "Правительственном часе" по этому вопросу выступал министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Он согласился с предложениями и рекомендациями нашего комитета и, больше того, пообещал, что Правительство проработает их до осени и учтет при формировании проекта федерального бюджета на 2006 год. Однако проект бюджета уже у нас на руках, но в нем мы не увидели того, чего добивались.Объективности ради надо сказать, что по поручению Правительства министр экономического развития и торговли Герман Греф 7 июля этого года провел совещание. Однако лишь в сентябре была собрана рабочая группа с целью рассмотрения выполнения пунктов протокола этого совещания. Сделанный нами анализ показал, что они не выполняются.- О каких мерах идет речь?- Во-первых, мы предлагали либо совсем отменить, либо серьезно скорректировать временную методику по начислению налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти. Эта временная методика была принята в конце 2002 года, начала действовать с 2003 года.Она предусматривает жесткую привязку по начислению НДПИ на тонну добытой нефти к мировой цене на нее. С резким подорожанием нефти на мировом рынке при такой методике норма прибыли у наших нефтедобытчиков упала, и сегодня рентабельность таких предприятий в среднем по России не превышает 15 - 16 процентов. Это очень мало для того, чтобы воспроизводить базу, проводить геологоразведочные работы, обновлять технику и т.д.- Что же делать?- Сегодня необходимо отменить эту временную методику взимания НДПИ. Ведь если посмотреть на динамику темпов роста инфляции и роста цен на бензин, то четко видно: в 2002 году (до принятия этой методики) рост цен на нефтепродукты был ниже роста инфляции, а после введения методики все время опережал ее. Особенно ярко это проявилось с резким ростом мировых цен на нефть. То есть жесткая привязка НДПИ к мировым ценам играет сегодня негативную роль.- В связи с чем тогда вводили эту методику три года назад?- В тот момент, по прогнозам, уровень мировых цен на нефть закладывался с небольшим ростом. Скачков, подобных сегодняшним, не ожидалось. А введение методики объяснялось необходимостью наполнения доходной части федерального бюджета. Ведь не секрет, что в значительной мере она формируется за счет "нефтяных" денег.В тот момент росли государственный долг, социальные обязательства, и покрыть расходы решили этими деньгами. И хотя введение новой методики взимания НДПИ было временной мерой, вновь подтвердилась печальная традиция: у нас нет ничего постояннее, чем временное.Методика была принята на четыре года, то есть в конце 2006 года должна быть отменена. Но с учетом осложнения ситуации мы еще с прошлого года предлагали Правительству либо отменить ее досрочно, либо отменить хотя бы в отношении той части нефти, которая идет на внутренний рынок.- Какие еще моменты оказывают влияние на рост цены на нефтепродукты?- Акцизная политика. Акцизы утверждаются ежегодно. На этот год их значительно подняли, что оказало свое влияние на цены. Мы предлагаем сделать дифференциацию по отраслям и сезонам. О чем речь? Например, сейчас необходимы дизельное топливо и топочный мазут для нужд сельхозпроизводителей и для прохождения зимнего периода. Именно сейчас требуется снизить акцизы на топливо, идущее для указанных целей. К сожалению, в Правительстве по этому поводу никаких документов не принято, хотя с нашими предложениями оно устно соглашается.Также надо учесть, что все наши нефтеперерабатывающие заводы и большинство автозаправочных станций входят в состав нескольких вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), в руках которых находится почти вся нефтяная отрасль страны. В результате конкуренции как таковой в этой сфере у нас нет, а ВИНКи все издержки перекладывают на плечи потребителей путем повышения цен на конечную продукцию.Серьезным тормозом в решении проблемы является беззубость и слабость антимонопольного законодательства в этой сфере. Есть примеры, когда отдельных недобросовестных продавцов ловят за руку и привлекают к уголовной ответственности. А вот выявить и доказать картельный сговор - такого еще не было.- Хотя одновременное повышение цен и на ту же величину наводит на мысль, что такой сговор существует. Может, государственное регулирование цен - выход из положения?- На эту тему сегодня говорят много, но надо понять одно: если зарегулировать цены только административными методами, то мы получим ситуацию, какая была на Украине. Должны работать рыночные методы. И, в частности, те, о которых я говорил. Они тоже меры государственного влияния, но не прямого регулирования. Очень важным я считаю поднять роль нефтяных бирж, как в других странах. У нас они есть, но при этом отсутствуют конкуренция, состязательность.Почему? На мой взгляд, потому, что довлеющие в этой сфере ВИНКи просто-напросто выдавливают с бирж мелких производителей. Чтобы исправить ситуацию, опять же нужно соответствующее антимонопольное законодательство. То есть рынок нефтепродуктов у нас неэластичен, на нем нет конкуренции. В результате цены задирают, а потребители молча "проглатывают" это. К чему это может привести, показывает сегодняшняя ситуация. В Госдуму, ко мне поступают телеграммы из разных регионов, в которых - тревога за прохождение зимнего периода, за судьбу уборочной кампании.- И эти вопросы надо решать немедленно, ведь до "белых мух" рукой подать. Что предпринимает по этой проблеме Госдума?- На последнем пленарном заседании, прошедшем в минувшую пятницу, мы рассмотрели и приняли постановление "О необходимых мерах в связи с резким повышением цен на моторное топливо и топочный мазут в период подготовки к зимним условиям и завершения уборочных работ в 2005 году". В нем мы рекомендовали Правительству выделить дополнительные субвенции бюджетам субъектов Федерации для компенсации затрат, связанных с повышением цен на моторное топливо и топочный мазут. Также предложили в месячный срок разработать и внести в Госдуму проект закона о порядке определения ставки НДПИ с целью уменьшения влияния роста размера ставки налога на формирование цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке и еще одного закона, предусматривающего порядок регулирования цен на нефть и нефтепродукты, в том числе предельного размера розничной торговой надбавки при их реализации.Предложены и другие меры.- А реально, на ваш взгляд, сегодняшнюю ситуацию поправить?- Думаю, что да. По крайней мере, когда мы принимали этот проект постановления за основу в минувшую среду, у представителей Правительства разногласий с нами не было. Поэтому, уверен, Правительство подтвердит те денежные средства, которые мы предлагаем дополнительно выделить для исправления ситуации. А в дальнейшем, конечно, необходимо сделать рынок нефтепродуктов по-настоящему конкурентным и цивилизованным. Наш комментарий О влиянии роста стоимости нефтепродуктов на экономику страны и о том, какие меры следует принять Правительству, размышляет академик Дмитрий ЛЬВОВ: - В мире разразился экономический кризис. Разговор о его причинах занял бы слишком много времени. А сейчас необходимо объяснить, почему этот кризис задевает нашу страну. Много и справедливо говорится о том, что только в России Правительство не может использовать в интересах экономики те колоссальные возможности, которые дает благоприятная ценовая конъюнктура. Напротив, она отрицательно влияет на положение в стране. Идет резкий рост мировых цен на нефть - и у нас тут же поднимаются внутренние цены на бензин. Это происходит потому, что ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) привязана к мировым ценам на нефть и является единой независимо от того, идет ли эта нефть на экспорт или используется на внутреннем рынке. Возникает вопрос: нельзя ли на государственном уровне ввести ограничения, которые позволят остановить рост цен на ГСМ внутри страны? Меры государственного регулирования, конечно, необходимы. Очевидно, что для топлива, поступающего на внутренний рынок, нужно отвязать НДПИ от мировых цен на нефть. Но, говоря о росте цен на сырье и энергоносители, почему-то не замечают важнейшего феномена, а именно - связи рынка сырья и рынка труда. Между тем эта связь существует и выражается в конкретных соотношениях между ценой на нефть и уровнем заработной платы. У нас в России это соотношение четыре к одному в пользу нефти. Поэтому в условиях резкого роста цен на "черное золото" правительственные меры в первую очередь должны быть направлены не на введение ценовых ограничений, а на то, чтобы у трудящихся соответственно росла заработная плата, чтобы упомянутый разрыв между рынком сырья и рынком труда, по крайней мере, не увеличивался. Нужны прибавки к заработной плате, нужны дотации, которые снимут проблему роста цен на ГСМ в аграрном секторе. Экономический блок Правительства зовет Россию в ВТО. Вступление в эту организацию означало бы снятие таможенных барьеров и неконтролируемый рост цен на нефть, газ, электроэнергию и, следовательно, дальнейшее увеличение диспропорции между стоимостью сырья и стоимостью труда. Мы этого хотим? Пока нефтяные короли делят рынок страны, бензин будет дорожать, считает член-корреспондент РАН Сергей ГЛАЗЬЕВ: - Рост цен - результат картельного сговора монополистов. В нем участвуют крупнейшие нефтяные компании. Они доминируют на рынке и давно поделили между собой страну. Используя свое доминирующее положение, участники картеля, как только стало расти сезонное потребление, начали согласованно увеличивать цены. Нужны предельно жесткие меры Правительства по борьбе с монополистами. Государственное регулирование цен на бензин, изменение схемы налогообложения недостаточны для гарантированной нормализации ситуации на топливном рынке. Необходимо действовать сразу по нескольким направлениям. Во-первых, идти чисто фискальным путем: максимально изымать у нефтяников природную ренту. Во-вторых, следует стимулировать производство бензина внутри страны. Но прежде всего нужно разрушить сложившуюся в стране систему, когда внутренний рынок поделен между нефтяными королями. Все это необходимо сделать безотлагательно и одномоментно. Нужно помнить, что быстрый рост цен на горюче-смазочные материалы стремительно раскручивает механизм инфляции.



СМИ: Гудок. Москва.

20 Сентября 2005 г.


Док. 288874
Перв. публик.: 20.09.05
Последн. ред.: 30.03.07
Число обращений: 282

  • Галичанин Евгений Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``