О том, что федеральное правительство внесло в Государственную Думу блок социальных законопроектов, уже известно многим россиянам. Но конкретной информации о предполагаемых новациях, как говорится, кот наплакал. В прессе - лишь отрывочные сведения о намерениях исполнительной власти и противоречивые комментарии журналистов. Более подробно узнать о важнейших моментах социальной реформы удалось во время встречи с депутатом Государственной Думы Фаридой ГАЙНУЛЛИНОЙ, которая возглавляет парламентский подкомитет по пенсионному обеспечению.
- Фарида Исмагиловна, среди наших читателей много представителей деловых кругов, которых интересует все, что связано с налоговой системой. Чем завершится ее реформирование?
- Будут откорректированы налоги на добычу полезных ископаемых, на прибыль, на дарение. Станут более прозрачными межбюджетные отношения и появится определенность, какие налоги останутся в распоряжении федерального центра, регионов, муниципальных образований.
Самые серьезные изменения коснутся Единого социального налога, ставку которого предполагается сократить с 36,5 до 26 процентов. Это решение принималось не без борьбы противоположностей: кто-то был убежден, что высвобождающиеся 280 миллиардов рублей помогут товаропроизводителям возродить отечественное производство, а кто-то предрекал такое неприятное явление, как обнищание внебюджетных фондов... Но больше серьезных аргументов оказалось в пользу снижения ЕСН.
- Значит, внебюджетные фонды уже обречены на значительные потери?
- Большинство из них, действительно, не получит привычных сумм за счет страховых взносов. Но в финансировании государственных программ, связанных с оздоровлением детей и работников социальной сферы, будет участвовать федеральный бюджет, не сократится и размер пособий, выплачиваемых из фонда социального страхования.
А вот здравоохранению не обойтись без серьезных перемен: от сметы, предусматривающей затраты на койкоместо, придется перейти к финансированию конкретных медицинских и лечебных услуг, оказанных пациенту. Такая, казалось бы, простая вещь, как право выбора лечебного учреждения и лечащего (семейного) врача, должна положительно отразиться не только на качестве медицинского обслуживания, но и на экономическом состоянии отечественного здравоохранения.
Есть все реальные предпосылки для того, чтобы больницы и поликлиники получили гораздо большую самостоятельность в формировании своих бюджетов и использовании денежных средств, что является немаловажным условием для повышения заработной платы медицинским работникам уже в ближайшее время.
- По официальным данным, очередной виток реформирования обойдется Пенсионному фонду в 20 с лишним миллиардов рублей. За счет чего удастся "залатать" прореху?
- Этот дефицит будет компенсироваться из федерального бюджета, поэтому на пенсионном обеспечении россиян он никак не отразится: базовая часть пенсий будет индексироваться в соответствии с уровнем инфляции, страховая - с ростом заработной платы в стране. По действующему законодательству будут рассчитываться и пенсии для тех, кто собирается на заслуженный отдых в ближайшие годы.
Что касается новаций пенсионной системы, то к ним в первую очередь относится иной порядок формирования накопительной части пенсии. Решить эту проблему в полном объеме сумеют лишь граждане, рожденные после 1967 года.
- А что делать людям, которые не входят в эту возрастную группу, но год назад приняли предложение правительства подкопить денег на старость?
- Свои планы менять всегда очень трудно. Но от этого, к сожалению, не застрахованы ни государство, ни его граждане. Тем, кто рожден в период с 1952 по 1967 годы, можно использовать такой шанс для обеспечения достойного уровня жизни, как участие в добровольном пенсионном страховании.
Схема уже известна: для формирования накопительной части пенсии будет предложено на добровольных началах ежегодно перечислять в ПФ 4 процента от годового фонда оплаты труда. К этой сумме государство добавит из федерального бюджета еще 2 тысячи рублей. Понятно, что таким образом можно сформировать накопительную часть и значительно увеличить размер пенсии.
- Не является ли эта правительственная инициатива одним из шагов к повышению пенсионного возраста?
- Законодательством это не предусматривается, хотя добровольное пенсионное страхование косвенно располагает к активной трудовой деятельности и по достижении пенсионного возраста, так как появляется возможность увеличить коэффициент замещения заработка, утраченного в связи с уходом на пенсию, от существующих нынче 30 до 50 - 60 процентов. Но, разумеется, каждый из нас волен принять собственное решение о том, чему посвятить свои пенсионные годы.
- Многих пенсионеров обрадовало недавно озвученное Алексеем Кудриным сообщение о возвращении в трудовой стаж так называемых нестраховых периодов. Кому пересчитают пенсии в ближайшие месяцы?
- Пока будут восстановлены лишь два из десяти нестраховых периодов - срочная служба в армии и уход за ребенком. Правительством уже принято постановление о "цене" каждого "нестрахового" года (2002-й - 600 рублей, 2003-й - 1200, 2004-й - 1500), что означает прибавку к пенсии от 50 до 150 рублей. Возвращение в трудовой стаж остальных нестраховых периодов, к которым относится также учеба в техникуме, вузе и аспирантуре, дело времени.
- Какова судьба льгот, без которых уже трудно обходиться многим россиянам?
- Мне кажется, что необоснованная шумиха в некоторых СМИ по поводу "отмены льгот" - не что иное, как передергивание фактов. Начнем с того, что все льготы по оплате услуг ЖКХ останутся в прежнем виде и объеме. Никто не покушается и на остальные льготы: просто они будут иметь денежный эквивалент и выплачиваться всем 18 категориям льготников, к которым относятся 38 миллионов россиян.
Подсчитано, что общая сумма льгот в стране "тянет" на 164 миллиарда рублей. Из этих средств к пенсиям льготников будут начисляться от 380 до 1100 рублей. "Живые" деньги можно будет потратить по своему усмотрению: "прокатать" на общественном транспорте, "проговорить" по междугороднему телефону, потратить на приобретение необходимых лекарств... На мой взгляд, такой расклад вполне удовлетворит многих пенсионеров, а в сельской местности, где нет троллейбусных маршрутов и не приняты длительные разговоры по телефону, будет восприниматься как восстановление социальной справедливости.
- Скажите откровенно - реформирование, о котором мы сегодня говорим, неизбежно или его еще что-то может приостановить?
- Законодательная инициатива правительства будет обсуждаться в Государственной Думе в течение всей весенней сессии. За три месяца мы должны не только оценить новые законопроекты, но и четко определить механизм их реализации. Консультации с думскими фракциями правительство уже проводило, есть и серьезные замечания, которые необходимо принять во внимание. Но, по мнению парламентского большинства, лишь реформирование поможет не только спасти такие жизненно важные отрасли, как здравоохранение, транспорт, связь, но и на деле начать борьбу с бедностью в России.