В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Олег Родионов: `Ответ на вызовы ХХI века` Назад
Олег Родионов: `Ответ на вызовы ХХI века`
В последние два десятилетия Россия пережила тяжелейший период радикальной институциональной трансформации и пересмотра ориентиров развития, в результате чего произошел качественный скачок в состоянии российского общества. Сегодня эта можно сказать "мирная революция" подходит к своему завершению. Нам удалось добиться некатастрофического исхода экономической, политической и культурной перестройки огромной страны. Наступает период относительно спокойного эволюционного развития, что позволяет приступить к более глубокому анализу итогов совершенных перемен, и что еще важнее - к определению стратегии на будущее, в ответ на вызовы XXI века.
Главный вопрос, на который нам предстоит ответить, это вопрос о том,
чем Россия является и чем она может стать, в том числе - и в международных
отношениях. Вся отечественная историческая традиция, определяющая
Россию как "мир миров", ориентирует ее на роль своего рода медиатора,
стабилизатора в международных коммуникациях или посредника,
обеспечивающего взаимодействие и взаимопонимание Запада и Востока,
Севера и Юга. Один из авторитетнейших философов современности
Григорий Померанц так пишет об истоках этой особой российской традиции:
"Россия сперва оказалась осколком византийского мира. Но она подверглась
мощному влиянию татарского ислама, а потом очень мощному влиянию
Запада. ... Мы получили икону от византийцев, самодержавие - от татар,
самосознание личности - от Европы". Такая сложная духовно-историческая
структура, которую невозможно свести к чему-то однозначному, делает
россиян в равной мере отзывчивыми ко всем мировым культурным веяниям.
Что, на наш взгляд, и позволяет России приглядываться, а может быть даже
сделать заявку на вакантное сейчас место мирового медиатора. В
нынешних исторических условиях с характерной для них высокой
конфликтностью появление на международной арене действующего лица с
такими функциями совершенно необходимо.    -
Но мы хорошо понимаем, что для успешного исполнения этой ответственной роли России следует обеспечить свою собственную, внутреннюю устойчивость и соединить ее с целью поступательного развития. Решение такой сложной задачи требует как мобилизации внутренних ресурсов страны, так и мощной политической воли. И наряду с этим - признания наших усилий, соответствующего выражения готовности на такое "разделение труда" со стороны мирового сообщества.
Россия уже приступила к решению своей части этой цивилизационной задачи. Подспудным отражением этого процесса можно считать активную общественную дискуссию о целях и ценностях, которые способны объединить сегодняшнее российское общество во имя движения вперед. Она началась на волне подготовки к очередному циклу парламентских, а затем и президентских выборов. В этой дискуссии много полезных находок, интересных предложений. Но, к сожалению, в ней же со всей очевидностью дает о себе знать печально известная российская приверженность к радикально заостренным постановкам проблемы, к жесточайшей конфронтации противоборствующих сил, которая выдается за "противостояние" власти и общества. Любое начинание властей, и уж тем более любой их промах квалифицируется как покушение на свободу и демократию, проявление авторитарных, либо даже тоталитарных тенденций. Великий русский мыслитель Александр Солженицын в своей эпопее "Красное колесо" справедливо отмечает, что такого рода накал страстей, такое противостояние стало в свое время одной из причин "великой смуты 1917 года". Ибо это противостояние делало невозможными никакие компромиссы, никакие конструктивные совместные действия, никакой диалог между властями и "обществом". Оно создавало лишь "истребительный потенциал уничтожения". Исходя из этого, он призывает сегодняшнее "общество" признать власть "участником диалога", вступить на путь пусть критического, но все же конструктивного взаимодействия с нею.
Власти, со своей стороны, идут на такое взаимодействие. Это очевидно проявляется и в создании такого органа как Общественная палата РФ, в котором собраны представители самых разных общественных организаций, наделенные функцией общественного контроля над деятельностью властных структур, а также - экспертизы принимаемых общественно-значимых решений. И в создании Общественных советов при различных министерствах, включая министерство Обороны, куда входят, например, представители такой авторитетной и явно оппозиционной организации как "Солдатские матери". И в деятельности различных Общественных советов при Президенте РФ, в том числе - уже получившего общественное признание Совета по содействию развитию гражданского общества и правам человека. Президент проводит регулярные многочасовые встречи с правозащитниками, в результате которых рождаются идеи, помогающие разрешить сложные общественные коллизии.
Обеспечение национального консенсуса, диалога власти и общества - только одна из трудных проблем, стоящих на пути к обеспечению устойчивого развития России. Другая не менее сложная проблема - это проблема "человеческого фактора", "человеческого капитала". Она имеет как бы две составляющих. Первая - формирование качественно новой "социальной элиты", которая могла бы стать подлинным лидером, а не тормозом модернизации. То есть, была бы способна думать не столько о собственных групповых - подчас корыстных - интересах, сколько о благе страны, решать сложнейшие задачи переустройства общества, быть способной к современному нормотворчеству. Вторая - просвещение общества, народа с целью подрыва основ традиционной российской культуры "подданичества", изживания патерналистских настроений, для создания некоей благоприятной "среды приема" или освоения обществом демократических правил и процедур, правил и норм цивилизованной рыночной экономики.
Главной фигурой этой "среды" приема" должен стать индивид, обладающий способностью и волей к инновационной деятельности, гражданин, наделенный чувством ответственности за свою страну, или, иными словами, субъект, готовый к трансформации изжившей себя нормативно-ценностной системы. Один из авторитетов нашей общественной мысли Герман Дилигенский справедливо говорил о том, что необходимо "включить реального, живого индивида в модернизационные процессы". И подчеркивал, что как бы мы ни определяли понятие "модернизация", речь должна идти, прежде всего, о "модернизации человека". Именно человек инициирует и определяет содержание происходящих перемен, которые могут обеспечить - или нет - устойчивое развитие общества. В тоже время Г. Дилигенский верно отмечал, что веками культивировавшаяся в России тема "социального бессилия" индивида была одной из основных причин метаний человека между беззаконием власти и бунтарством, конфронтации власти и образованного общества.
Вот почему с недавних пор для нас стала очевидной задача переориентации государственной политики на социальные проблемы. Целью этой переориентации является создание условий для формирования и поддержки нового типа личности - гражданина, способного нести ответственность за собственную судьбу, готового к свободному самоопределению в социальном пространстве. Не утопия ли это? Есть ли основания считать, что такой тип личности может появиться в России в ближайшем будущем? Есть. Сегодня социологи отмечают, например, серьезные расхождения в ценностных предпочтениях молодежи и представителей старших поколений. Такая авторитетная социологическая служба как Фонд "Общественное мнение" фиксирует, в частности, что почти 60% респондентов, относящихся к группе 20-25 летних, считают, что нынешняя Россия развивается в правильном направлении. В группах 50-60-летних такую точку зрения разделяют лишь 30% респондентов. Прозападную ориентацию в развитии России склонны поддержать почти 50% респондентов из той же молодежной группы и только 16% респондентов из старшей группы. Более 50% молодых респондентов склонны считать, что их материальное положение зависит от них самих, а не от окружающих обстоятельств. Такую же точку зрения разделяют лишь 11% респондентов старшего поколения. Уверенно строят планы на отдаленное будущее 48% молодых и 35% пожилых. О своем стремлении иметь как можно больше денег заявляют 87% молодых и только 22% пожилых респондентов.
Можно также отметить, что из опроса в опрос в ответ на предложение обозначить те проблемы, которые им мешают жить, молодые люди отвечают, что это недоступность или высокая стоимость образования, нехватка жилья. Пожилые скорее говорят о недостаточном качестве здравоохранения, неразвитости отечественного сельского хозяйства.
Все эти вопросы были учтены в ходе поиска оптимальной для сегодняшней России модели социальной политики. Экономические и политические сдвиги, которые произошли в России в последние десятилетия, потребовали реформирования и социальной сферы. Выбирая цели, методы и приоритеты ее реализации, мы ориентировались, во-первых, на необходимость обеспечения социально-политической стабильности в стране; во-вторых, на потребность оказания адресной помощи малоимущим гражданам; в-третьих, на задачу обеспечения конкурентоспособности страны на международной арене; в-четвертых, на задачу обеспечения интеграции общества, его единства и солидарности.
Мы исходили из того, что в современном мире социальная политика давно перестала быть эквивалентом советского собеса и превратилась в мощнейший инструмент повышения качества человеческого потенциала. Вот почему было решено, что нашей целью должны стать, прежде всего, инвестиции в человеческий капитал. Особенно - в повышение доступности и качества образования; повышение доступности и качества здравоохранения; обеспечение наших сограждан доступным качественным жильем; развитие аграрно-промышленного комплекса во имя самообеспечения российской экономики. Так родилась идея четырех приоритетных национальных проектов, которые призваны, с одной стороны, обеспечить возможности для развития человеческого потенциала, а с другой - вывести страну на путь устойчивого развития, позволить ей занять достойное место в мире. Конкретно - это национальные проекты по образованию, здравоохранению, жилью и сельскому хозяйству. На их осуществление выделены солидные бюджетные средства. Ответственность за их реализацию несет первый вице-премьер правительства РФ. Важно подчеркнуть, что при разработке и проведении национальных проектов изначально была сделана ставка на их публичность и открытость для критики и конструктивных предложений, на активное участие в мониторинге последствий их внедрения представителей экспертного сообщества, общественных организаций. Вот почему деятельность правительства в этой сфере контролирует специально созданный при Президенте РФ Совет по реализации национальных проектов и демографической политике.
Каждый из этих проектов имеет свои особенности. Национальный проект "Образование" нацелен на обновление содержания образования и его ориентацию на потребности рынка труда. Он предусматривает государственную поддержку тех учреждений образования (всех уровней), которые внедряют инновационные образовательные программы и технологии. И наряду с этим - материальное стимулирование педагогов-новаторов, а также грантовую поддержку талантливой молодежи из социально незащищенных групп населения.
Национальный проект "Здоровье" направлен на сдерживание негативных тенденций заболеваемости и неоправданно высокой смертности населения России. Он делает акцент на профилактику заболеваемости за счет развития первичной медицинской помощи, а также - за счет открытия новых центров высоких медицинских технологий. Повышение оплаты труда в этой сфере, переподготовка специалистов и участковых врачей, оснащение медицинских учреждений новейшим оборудованием и новым транспортом -таковы конкретные меры, предусмотренные этим проектом.
Национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" возник как реакция на потребность россиян в обеспечении доступности жилья. Он предусматривает, в числе прочего, субсидии молодым семьям на приобретение жилья, страхование ипотечных кредитов, снижение стоимости и увеличение объемов ипотечного кредитования. И параллельно - увеличение объемов жилищного строительства, модернизацию инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, военнослужащих
Национальный проект "Развитие аграрно-промышленного комплекса" предусматривает, в первую очередь, материальную поддержку сельских хозяйств, выделение им "длинных" кредитов под очень низкие проценты, использование лизинговых схем, поставку оборудования без таможенных пошлин. Он поощряет модернизацию животноводческих комплексов, развитие сельскохозяйственной кооперации, формирование сетей заготовительных, перерабатывающих, сбытовых предприятий на селе. И
вместе с тем - укрепление малых форм хозяйствования, их кредитование; обеспечение доступным жильем молодых специалистов.
Национальные проекты призваны создать необходимые условия для того, чтобы развитие национальной экономики происходило не за счет населения; чтобы оно обеспечивало повышение качества жизни российских граждан и выравнивало их возможности прожить полноценную, обеспеченную жизнь.
Наш великий поэт А.С. Пушкин в повести "Капитанская дочка" заметил, что "лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от изменения нравов, без всяких насильственных потрясений". Именно на это мы и рассчитываем, выстраивая государственную политику в сегодняшней России, наши отношения в мире и отвечая, тем самым, на вызовы времени.

О. Е. Родионов - Генеральный директор Института развития гражданского общества и местного самоуправления

29 марта 2007 года
www.nasledie.ru                    

viperson.ru

Док. 288592
Перв. публик.: 29.03.07
Последн. ред.: 28.12.10
Число обращений: 399

  • Родионов Олег Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``