В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О кредитовании приоритетных проектов под отрицательные процентные ставки Назад
О кредитовании приоритетных проектов под отрицательные процентные ставки
Широко распространенное у нас мнение о недопустимости кредитования экономической деятельности под отрицательные процентные ставки есть ничто иное, как догма, основанная на доктрине вульгарного либерализма. Ее упорное отстаивание российскими монетаристами напоминает народную мудрость - "заставь дурака Богу молиться, он лоб разобьет".
В отличие от российских денежных властей, проводящих политику количественного регулирования денежной массы и жестко привязавших эмиссию национальной валюты к приросту валютных резервов согласно рецептам МВФ для коррумпированных африканских государств, все развитые и успешно развивающиеся страны проводят гибкую денежную политику, управляя денежной эмиссией исходя из спроса на деньги со стороны государства и экономики. В качестве регулятора этого спроса используется ставка рефинансирования Центробанка. При необходимости стимулирования экономического роста она снижается, при необходимости повышения эффективности экономики и снижения инфляции - повышается.
При этом в неравновесных экономиках широко используется дифференциация процентных ставок - государство снижает их по кредитам, предоставляемым для поддержки приоритетных и социально значимых направлений экономической активности. Особенно широко предоставление кредитов по заниженным процентным ставкам применяется для кредитования сельского хозяйства, жилищного и дорожного строительства, экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, инновационной активности, перспективных направлений НТП. Как правило, это делается посредством специализированных институтов развития, пользующихся льготными условиями рефинансирования.
В разных странах действуют разные формы льготного рефинансирования. В быстро развивающихся экономиках (Китай, Индия) институты развития напрямую рефинансируются денежными властями исходя из централизованно устанавливаемых лимитов. В послевоенной Европе национальные банки сами взяли на себя функции институтов развития, рефинансирую коммерческие банки под векселя платежеспособных производственных предприятий. В Японии институты развития получили монопольное право использования сбережений населения, перераспределяемых между ними в централизованном порядке. В США институты развития рефинансируются из федерального и региональных бюджетов имеют возможность занимать деньги на финансовом рынке под гарантии правительства.
В практике институтов развития предоставление кредитов под отрицательные процентные ставки (ниже уровня инфляции) - обычное дело. Их задача - обеспечить необходимый уровень кредитования расширения экономической активности в приоритетных направлениях вне зависимости от
уровня их доходности. Возникающее в связи с этим избыточное денежное предложение связывается расширением производства и предложения товаров, что позволяет избежать инфляции, а часто ведет даже к ее снижению. К примеру, кредитование строительства дорог и других объектов инфраструктуры вовлекает в экономический оборот новые ресурсы, что часто ведет к взрывному росту производства в ранее депрессивных регионах. Кредитование сельского хозяйства обеспечивает рост производства и занятости, позволяющие снижать бюджетные субсидии и расширять предложение продовольственных товаров. Особенно эффективным является кредитование жилищного строительства в силу характерного для этой отрасли высокого мультипликатора конечного спроса - единица вложений в жилье приводит к 5-7 единицам дополнительной экономической активности в смежных отраслях (от производства цемента до мебели и электроники).
Разумеется, льготное кредитование имеет разумные пределы. Они определяются соотношением объема выделяемых кредитов и роста производства пользующихся спросом товаров и услуг. Чтобы избежать раскрутки инфляции необходимо выдерживать соотношение, при котором прирост физического объема производства продаваемых на рынке товаров и услуг (или снижение издержек за счет новой освоения новых технологий) превышал бы величину привлеченных для этого кредитов. При этом ставка процента не имеет принципиального значения и служит только для регулирования спроса на кредиты. Главным требованием является их возвратность, поскольку невозврат (разворовывание) кредитов резко ухудшает указанное соотношение.
Как правило, ставки процента по кредитам институтов развития устанавливаются на уровне, не превышающем темп инфляции и ставку рефинансирования Центробанка. При этом сама ставка рефинансирования, определяющая цену кредитных ресурсов для коммерческих банков, нередко тоже устанавливается ниже темпа инфляции в случаях, когда денежные власти считают необходимым стимулировать экономический рост. К примеру, в Японии в течение двух десятилетий бурного экономического роста ставка рефинансирования устойчиво держалась на отрицательном уровне. К такой же практике широко прибегает в течение последних двух десятилетий Китай и Индия. Даже в США для преодоления рецессии недавно ставка рефинансирования снижалась ниже уровня инфляции. При этом инфляция удерживалась под контролем благодаря опережающему росту предложения товаров и услуг и регулированию доходов. К примеру, в Китае в период бурного экономического роста в 1996-2000 годах при росте денежной базы на 86,5%, а денежной массы М2 на 222% наблюдалось абсолютное снижение цен на 2-4%.
Установление процентных ставок по целевым кредитам институтов развития определяется рентабельностью соответствующих видов деятельности и актуальностью их расширения. К примеру, ставка по сельскохозяйственным кредитам редко превышает 5%, даже если инфляция достигает 15-20% (при превышении этого уровня инфляции эффективность
целевого кредитования резко снижается - льготные кредиты превращаются в разновидность субсидий и приобретают инфляционногенный характер, как это было в России в начале 90-х годов). Новые индустриальные страны для поддержки экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью широко использовали предоставление экспортных кредитов под символические процентные ставки. Также под нулевые процентные ставки часто кредитуется строительство объектов инфраструктуры. В США ставки по кредитам федеральных фондов устойчиво держатся на уровне 1-4%, практически всегда ниже инфляции.
Кредитование жилищного строительства ведется по ставкам, не превышающим половину темпа роста доходов населения. При этом кредиты выдаются на длительный срок (20-30 лет) под залог построенных за их счет объектов недвижимости. Поэтому особенностью институтов ипотечного кредитования является большой объем кредитных ресурсов и устойчивое их рефинансирование непосредственно денежными властями. В США, например, ипотекой занимаются два государственных фонда с активами более триллиона долларов каждый. При этом процент по ипотечным кредитам составляет в настоящее время 5-6%.
Следует иметь в виду, что в США достигнут очень высокий уровень жилищного обеспечения населения. Страны, стремящиеся решить жилищную проблему ускоренным образом, прибегают к гибкому регулированию процентных ставок по ипотечным кредитам, ориентируясь на возможности низко доходных социальных групп.
В Россиц формально создан "джентельменский набор" институтов развития - Банк развития, Россельхозбанк, Росэкимбанк, Агентство ипотечного жилищного кредитования, Росагролизинг. Но в отсутствие механизмов их рефинансирования они не в состоянии должным образом выполнять свои функции. Для этого они должны либо получить доступ к кредитным ресурсам ЦБ, либо возможность занимать деньги на финансовом рынке (что гораздо хуже) под гарантии денежных властей, либо привлекать на депозиты активы Сбербанка. Продолжение нынешней практики бюджетной подпитки этих институтов не позволит им достигнуть нужных масштабов деятельности. Наиболее целесообразным является сочетание первого и третьего способов организации их рефинансирования без привязки к бюджетным ограничениям и исходя из требуемых масштабов кредитования приоритетных и социально значимых видов деятельности.
В деятельности самих институтов развития самым сложным является организация контроля за целевым использованием льготных кредитов. Как было показано выше, ставка процента имеет значение только как регулятор спроса на ссуды и может устанавливаться как угодно ниже инфляции и ставки рефинансирования. При этом регулирование ставки лучше, чем ее субсидирование, так как последнее противоречит нормам ВТО и станет предметом споров после нашего присоединения. Но в любом случае, система льготного кредитования, как показывает мировой опыт, может эффективно функционировать при возвратности выданных ссуд на уровне не ниже 75%.
Если невозврат кредитов достигает 30%, льготное кредитование приобретает инфляционно опасный характер. С учетом того, что получатели льготных кредитов, как правило, не имеют должного залогового обеспечения, в деятельности институтов развития основное место занимает мониторинг эффективности и целевого использования предоставляемых кредитов.

29.03.07 г.


Док. 288591
Опублик.: 29.03.07
Число обращений: 1405

  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``