В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Национальная программа демографического развития России (проект) Назад
Национальная программа демографического развития России (проект)
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, ... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, ... устанавливаются... гарантии социальной защиты.
(статья 7 Конституции Российской Федерации)



...А теперь о главном. ... О семье. И о самой острой проблеме современной России - о демографии. Проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем? ... Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали. Для решения этой проблемы необходимо следующее.
Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости.
... Но никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи.
...Мы заложили с вами неплохую базу, в том числе для решения демографических проблем, однако и это недопустимо мало, и вы знаете, почему. Положение в этой сфере критическое.
...Предлагаю программу стимулирования рождаемости...
...Сегодня мы должны стимулировать рождение хотя бы второго ребенка. Что мешает молодой семье, женщине принять такое решение, особенно если речь идет о втором или третьем ребенке? Ответы здесь очевидны, известны. Это низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий. Это сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение, что греха таить, просто в том, сможет ли она его прокормить.
...Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Подчеркну: из перечисленных мною мер все важно, но без материального обеспечения ничего не сработает.
...Разумеется, для реализации всего вышеназванного плана потребуется большая работа и просто огромные деньги. Прошу просчитать нарастающие по годам обязательства государства и обозначить срок действия программы не менее 10 лет, имея в виду, что по его истечении государство должно будет принять решение, исходя из экономической и демографической ситуации в стране. И наконец, средства, необходимые для начала намеченных мероприятий, должны быть предусмотрены уже в бюджете следующего года. Этот механизм должен быть запущен с 1 января 2007.
...В завершение этой темы отмечу: проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям.

(Послание Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации, 10 мая 2006 г.).


РАЗРАБОТЧИКИ И ЭКСПЕРТЫ ПРОЕКТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Организаторами и координаторами разработки проекта Национальной программы демографического развития России выступили Общественная палата Российской Федерации, Общественный совет Центрального федерального округа и Общероссийская общественная организация "Деловая Россия".
Разработка проекта Национальной программы демографического развития была инициирована осенью 2004 г. На целом ряде форумов и специализированных конференций (форум "Духовно-нравственные основы демографического развития России", Москва, 18-19 ноября 2004 г., и др.) было проведено общественное обсуждение основных проблем и направлений преодоления демографического кризиса в нашей стране.
Были консолидированы лучшие научные и экспертные ресурсы в области демографии, права, экономики, социальной защиты и семейной политики. В течение двух лет были проведены необходимые обеспечивающие научные исследования, дополнительные мониторинговые замеры и экономические расчеты, выработаны прогнозы демографического развития при различных условиях, проведены многочисленные общественные и научные обсуждения.
Позднее к координации проекта подключились Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, ряд научных учреждений.
Совокупность предлагаемых антикризисных мер по преодолению катастрофической демографической ситуации была реализована в виде представленной Национальной программы демографического развития России.
Национальная программа в целом или по отдельным ее направлениям была обсуждена на множестве тематических конференций и круглых столов с привлечением экспертов, а также в процессе ряда тематических совещаний с ведущими экспертами страны.
К настоящему времени проект превратился в общенациональный, в том смысле, что в широком обсуждении предлагаемых мер сегодня принимают участие ученые из многих регионов страны, политики, предприниматели.

Координаторы проекта:

Очирова Александра Васильевна - председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам социального развития;
Юрьев Евгений Леонидович - председатель Общественного совета Центрального федерального округа, сопредседатель ООО "Деловая Россия".

Список экспертов - основных разработчиков проекта Национальной программы демографического развития России:

    Абзалова Лилия Фаритовна - эксперт, кандидат юридических наук;
Архангельский Владимир Николаевич - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
    Елизаров Валерий Владимирович - кандидат экономических наук, руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
    Ершова Елена Николаевна - кандидат исторических наук, председатель подкомиссии по вопросам женщин, семей, детей и демографии Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам социального развития;
    Иванова Алла Ефимовна - доктор экономических наук, профессор ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
    Коротаев Андрей Витальевич - доктор исторических наук, профессор факультета истории, политологии и права Российского государственного гуманитарного университета;
    Понкин Игорь Владиславович - доктор юридических наук (кафедра государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации);
    Рыбаковский Леонид Леонидович - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований Российской академии наук, член межведомственной комиссии по демографической политике при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, член межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту "Здоровье" и демографической политике при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, член координационного Совета по социальной стратегии при председателе Совета Федерации;
    Рязанцев Сергей Васильевич - доктор экономических наук, профессор Института социально-политических исследований Российской академии наук;
    Ульянов Алексей Сергеевич - кандидат экономических наук, доцент МГИМО и ГУ-ВШЭ, начальник Управления по контролю и надзору в промышленности, строительстве, металлургии и рудно-сырьевом комплексе Федеральной антимонопольной службы;
    Халтурина Дарья Андреевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры организации социальных систем и антикризисного управления Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации;
    Экономов Кирилл Аркадьевич - эксперт ООО "Деловая Россия" по демографии и трудовым ресурсам.

В проекте Национальной программы учтены идеи следующих ученых, высказанные ими в публикациях и выступлениях на конференциях, общественных обсуждениях:

Бокерия Лео Антонович - председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по формированию здорового образа жизни, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева Российской академии медицинских наук, доктор медицинских наук, действительный член РАМН, профессор;
Мизулина Елена Борисовна - Постоянный представитель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном суде Российской Федерации, председатель комиссии по вопросам материнства, детства и защиты прав женщин Общественного совета Центрального федерального округа, доктор юридических наук;
Рошаль Леонид Михайлович - председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам здравоохранения, доктор медицинских наук, профессор;
Руднева Светлана Алексеевна - президент благотворительного Фонда "Семья и детство";
Тишков Валерий Александрович - председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам толерантности и свободы совести, директор Института этнологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор.

Существенный вклад в разработку и обсуждение проекта Национальной программы внесли:

    Антонов Анатолий Иванович - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и демографии семьи социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
    Герасименко Николай Федорович - заместитель председателя Комитета по охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доктор медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации, профессор, академик РАМН, заведующий кафедрой основ законодательства Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова;
    Иванец Николай Николаевич - главный нарколог Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН, директор Национального научного центра наркологии Росздрава;
    Коровина Юлия Викторовна - юрист;
    Кулаков Виталий Николаевич - эксперт;
    Надеждин Алексей Валентинович - руководитель Отделения детской наркологии ННЦ наркологии Росздрава, кандидат медицинских наук;
    Надоршин Евгений Рафхатович - главный экономист Инвестиционного банка "ТРАСТ", магистр экономики Университета "Эразмус" (Нидерланды);
Николаева Елена Леонидовна - председатель Комиссии по вопросам здравоохранения и формирования здорового образа жизни, развития благотворительности и милосердия Общественного совета Центрального федерального округа, заместитель председателя общероссийской общественной организации "Деловая Россия";
Рыбальченко Сергей Игоревич - эксперт, советник председателя Общественного совета Центрального федерального округа;
    Савченко Евгений Степанович - губернатор Белгородской области;
    Самарина Ольга Викторовна - заместитель директора Департамента анализа и прогнозов развития здравоохранения и социальной трудовой сферы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Проект Национальной программы получил положительные заключения и поддержку ряда авторитетных научных и образовательных учреждений, в том числе следующих:

    Центр по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
    кафедра государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (заведующий кафедрой, член-корреспондент Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор Г.В. Мальцев и др.);
    кафедра конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии (заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
Н.А. Михалева);
    кафедра национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (доктор юридических наук, профессор П.Р. Кулиев);
    кафедра гражданско-правовых дисциплин юридического факультета имени М.М. Сперанского Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, (кандидат юридических наук, доцент Л.А. Тищенко);
    кафедра государственного и административного права Самарского государственного университета (заведующий кафедрой, кандидат юридических наук, профессор В.В. Полянский);
    Институт социально-политических исследований Российской академии наук;
    Центр цивилизационных и региональных исследований Российской академии наук (зав. сектором культурной антропологии Центра, доктор исторических наук Д.М. Бондаренко).
Положительные отзывы были получены от многих известных ученых (судья Конституционного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор М.В. Баглай и др.).

Проект поддержали крупнейшие централизованные религиозные организации России:
Русская Православная Церковь (председатель Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви архиепископ Костромской и Галичский Александр; архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий),
Координационный Центр мусульман Северного Кавказа (первый заместитель председателя Ш.А. Пшихачев);
Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (председатель Конгресса З.Л. Коган).
Проект Национальной программы демографического развития России прошел процедуру общественного одобрения Общественного совета Центрального федерального округа, в целом одобрен Общественной палатой Российской Федерации на пленарном заседании 22 декабря 2006 года.

ПАСПОРТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

I. Параметры, условия и содержание Национальной программы

1. Наименование
Национальная программа демографического развития России на период 2007-2015 гг.

2. Соотношение Программы с Национальными проектами
Меры в области здравоохранения, образования и обеспечения доступным жильем реализуются в рамках соответствующих Национальных проектов, уже принятых и действующих. Национальная программа, не дублируя эти меры, дополняет их в части обеспечения демографического развития России.

3. Сроки и этапы реализации Национальной программы
Расчетный период реализации Национальной программы - 2007-2015 гг.
I этап - 2007-2010 гг. (формирование соответствующей организационной и правовой базы, осуществление предполагаемых мер Национальной программы);
II этап - 2011-2015 гг. (продолжение осуществления предполагаемых мер с учетом результатов реализации I этапа).

4. Актуальность Национальной программы
Население Российской Федерации стремительно сокращается, что представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности России в XXI веке. Все большую тревогу вызывает ситуация, при которой поколение детей лишь на 60% замещает поколение родителей, страна ежегодно теряет 700-800 тыс. человек. Начиная с 1992 г. смертность в России устойчиво превышает рождаемость. За 14 лет (1992-2005 гг.) разница между количеством родившихся и количеством умерших в России составила более 11,1 млн. человек. Абсолютная убыль населения (с учетом 5,3 млн. въехавших мигрантов) составила за этот период около 5,8 млн. (около 400 тыс. человек в среднем за год). Данные последних лет демонстрируют нарастание масштабов убыли населения, за 2000-2005 гг. - около 700 тыс. человек в среднем за год.
Сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности приведет к тому, что численность населения нашей страны к началу 2025 г. может составить около 123 млн. человек, сократившись по сравнению с началом 2006 г. на 20 млн. человек (или на 1/7).
Существующие сегодня показатели рождаемости в 1,6 раза ниже, чем необходимо для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения. Такая ситуация ставит под вопрос дальнейшие возможности народов России развивать накопленный веками материальный, духовный и культурный потенциал. Российская Федерация сегодня отстает от передовых стран по показателю средней продолжительности жизни на 16-19 лет у мужчин и на 9-13 лет у женщин. Усугубляется диспропорция в населенности регионов. В центральных районах европейской части страны, являющихся историко-культурной основой российской государственности, на фоне резкого снижения рождаемости возрастает доля людей старших возрастов, регионы Сибири и Дальнего Востока из-за миграционного оттока продолжают терять население.
Старение населения увеличивает нагрузку на его трудоспособную часть, систему здравоохранения и социального обеспечения, способствует обострению проблем с выплатами пенсий и социальных пособий. Уменьшение численности населения представляет собой прямую угрозу национальной безопасности России. Дополнительный отток из России квалифицированных кадров, особенно молодежи, ведет к снижению научного, творческого, культурного потенциалов российского общества, обостряет проблему внешней технологической зависимости России.
Реальная угроза национальной безопасности и суверенитету Российской Федерации связана с уменьшением численности населения трудоспособных возрастов и, соответственно, экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности экономически активного населения (по оценке Минэкономразвития России на 3,2 млн. человек за 2006-2010 годы) вызовет острый дефицит рабочей силы. Привлечение мигрантов из зарубежных государств со своими социокультурными параметрами и образом жизни, существенно отличающимися от характеристик народов Российской Федерации, может только на время и локально способствовать решению экономических проблем, одновременно способствуя дестабилизации социальной обстановки в ближайшей перспективе. Характер современных стихийных миграционных процессов не отвечает в ряде регионов (Юг России, Дальний Восток) экономическим и политическим интересам государства.
Совершенно очевидно, что все эти негативные процессы будут сопровождаться усилением демографического и иного давления на восточные и южные границы Российской Федерации со стороны более плотно населенных соседних государств. В условиях прогнозируемого дефицита энергоносителей и других видов минерального сырья депопуляционные регионы Дальнего Востока и Сибири потенциально могут стать объектом притязаний этих соседей.
Сложившаяся ситуация во многом порождена недостаточным учетом демографических факторов в среднесрочной и долгосрочной социально-экономической стратегии государства, отсутствием комплексной программы выхода из кризиса и государственных органов, ответственных за демографическое развитие, а также недостаточной финансовой поддержкой деторождения и семьи. Средства, выделяемые на поддержку семей с детьми (расходы на семейные пособия, в отношении к ВВП, сегодня вчетверо меньше, чем 10 лет назад, и примерно в 8-10 раз меньше среднего уровня таких расходов в европейских странах).
Отношение расходов на семейные (детские и материнские) пособия к величине ВВП сократилось в России с 0,98% в 1996 г. до менее 0,3% в 2004 г. (вместо роста до 2,2%, предусмотренного "Основными направлениями государственной семейной политики", утвержденными Указом Президента Российской Федерации No 712 от 14.05.1996). Сегодня, когда политическая и экономическая ситуация в России намного лучше, чем в середине 1990-х годов, поддержание столь низкого (более чем в 3 раза ниже, чем в 1996 г.!) уровня государственных расходов на семейные пособия в условиях демографического кризиса не может быть признано оправданным.
Разница между фактически требуемыми и "нормативными" затратами на семейные и материнские пособия сопоставима с оценкой дефицита денежных доходов в семьях с детьми и напрямую обусловливает этот дефицит. Средняя молодая семья располагает ресурсами на рождение и воспитание только одного ребенка, при этом около 70% семей хотело бы, при наличии соответствующих условий, иметь двоих и более детей. В то же время рождения второго и третьего ребенка почти не стимулируются, несмотря на то, что именно эти рождения способны изменить ситуацию.
В условиях высокой смертности мало внимания уделяется формированию у населения установок здорового образа жизни, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, несчастных случаев, отравлений и травм, алкоголизма, наркомании, табакокурения - то есть именно тех причин, которые формируют сверхсмертность в трудоспособных возрастах.
В последние годы в России крайне мало сделано для привлечения в страну необходимых категорий мигрантов, прежде всего соотечественников. В настоящее время миграция по большей части стихийна и в основной своей массе складывается за счет инокультурных лиц, обладающих низкой профессиональной квалификацией.
Последствия демографического кризиса зачастую воспринимаются крайне поверхностно и односторонне. Распространена точка зрения, что все проблемы численности населения будут решаться ежегодным привлечением в Россию миллионов мигрантов. Вопрос о причинах кризисного состояния остается за рамками обсуждаемых стратегий. И хотя в Концепции демографического развития России (2001 г.) провозглашалась цель стабилизации численности населения и создания предпосылок для его роста, никаких конкретных шагов (программ, планов мер по реализации Концепции) на федеральном уровне не предпринято.
Принятые к реализации с 2006 года Национальные проекты в сфере здравоохранения, строительства доступного жилья, образования, хотя и будут способствовать созданию условий для смягчения демографического кризиса, однако заложенные в них мероприятия являются недостаточно адекватными остроте проблемы.
Катастрофическая ситуация еще может быть изменена при условии принятия и осуществления государством комплекса экстренных антикризисных мер в области демографической и семейной политики, направленных на достижение стабилизации численности населения к 2015 гг. и создание условий для его последующего роста.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году определены задачи и приоритеты государства в области демографического развития России.
Неотложное принятие и реализация предлагаемого комплекса мер позволят сократить масштабы ежегодной естественной убыли населения к 2012-2015 гг. до 270-275 тысяч человек (вместо 800 тысяч человек в 2005 г.). Меры по стимулированию и оптимизации миграции смогут увеличить уровень компенсации этой убыли и создать предпосылки для стабилизации численности населения России.
Дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения. Учитывая, что с 2010 года процесс депопуляции усилится из-за негативных изменений возрастного состава населения (сокращение численности населения репродуктивного возраста, увеличение доли пожилых людей), и любые принимаемые меры уже не смогут дать необходимого эффекта, в настоящее время требуется переход к масштабным, активным и финансово обеспеченным действиям, которые реально позволят изменить демографическую ситуацию.

5. Цель Национальной программы - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

6. Приоритетные задачи Национальной программы:
    создание условий для повышения рождаемости среди постоянных жителей России, обеспечения поддержки семей с детьми;
    улучшение здоровья населения и снижение смертности;
    привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию;
    улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам;
    ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны;
    формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

7. Потенциальные государственные координаторы:
Администрация Президента Российской Федерации;
Правительство Российской Федерации.

8. Основы и принципы государственной демографической и семейной политики в соответствии с Национальной программой

8.1. Принцип адресности мер Национальной программы
Предусмотренные Национальной программой меры подразделены на два блока: для всех граждан России, в том числе недавно принятых в гражданство Российской Федерации, подпадающих под условия получения соответствующих видов помощи, а также блок мер протекционистской политики в отношении:
1) граждан Российской Федерации:
    по рождению ;
    состоящих в гражданстве Российской Федерации после приема в гражданство представителей национальностей Российской Федерации, за исключением лиц титульных национальностей иностранных государств;
    представителей иных национальностей - состоящих в гражданстве Российской Федерации после приема в гражданство не менее 15 лет;
2) конкретных субъектов Российской Федерации с неблагополучной демографической ситуацией.
Протекционистские меры демографической политики в отношении конкретных регионов имеют целью охватить мерами в рамках Национальной программы в первую очередь субъекты Российской Федерации с наиболее неблагоприятной демографической ситуацией, а также субъекты Российской Федерации, демографический потенциал которых имеет важнейшее геополитическое значение для страны.

8.2. Принципы реализации государственной демографической и семейной политики в соответствии с Национальной программой
Государственная политика в соответствии с настоящей Национальной программой реализуется на основе следующих принципов:
    обеспечение суверенитета Российской Федерации в самостоятельном определении путей демографического развития страны;
    приоритет мер, направленных на постоянное население Российской Федерации, перед мерами по использованию внешней миграции в решении демографических проблем;
    дифференцированность в подходах и реализации демографической и семейной политики, акцент на создание стимулов к рождению в семье второго и последующих детей в системе мер по стимулированию рождаемости;
    приоритет привлечения русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР - представителей народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, к иммиграции в Российскую Федерацию в комплексе мер иммиграционной политики Российской Федерации;
    обеспечение баланса прав иммигрантов, законно прибывающих в Российскую Федерацию и обустраивающихся на ее территории, с правами и законными интересами граждан Российской Федерации, при учете геополитических, демографических и социально-экономических интересов Российской Федерации в части расселения и трудоустройства легальных мигрантов, обустройства и использования социальной инфраструктуры;
    дифференцированный подход к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами социально-экономической и демографической политики Российской Федерации, с целью обеспечения необходимых государству миграционных потоков.

8.3. Принципы реализации Национальной программы
поэтапность реализации настоящей Национальной программы, предусматривающая разработку плана соответствующих мероприятий для I-го этапа (2007-2010 гг.);
снижение на II-ом этапе (2011-2015 гг.) доли участия федерального бюджета в структуре финансирования Национальной программы до 50 %, с увеличением доли расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных фондов (при основной нагрузке (до 90 %) финансового обеспечения Национальной программы на федеральный бюджет Российской Федерации на I этапе);
территориальная дифференциация реализации государственной демографической и семейной политики с целью охвата указанными мерами, в первую очередь, субъектов Российской Федерации с наиболее неблагоприятной демографической ситуацией;
постоянная обратная связь, ежеквартальное, начиная с 2009 г., корректирование управляющих воздействий в рамках Национальной программы на основе информации, полученной в результате оперативного мониторинга эффективности реализации Национальной программы;
объединение и координация усилий государственных органов, а также органов местного самоуправления и общественности, направленных на реализацию настоящей Национальной программы.

8.4. Правовые основы Национальной программы
Правовые основы настоящей Национальной программы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, регулирующие деятельность органов государственной власти в сфере семейной и демографической политики; документы ООН, ВОЗ, МОТ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, участником которых является Российская Федерация.

8.5. Условия достижения поставленных целей Национальной программы
Настоящая Национальная программа не дублирует и не подменяет действующие Национальные проекты и федеральные целевые программы в области здравоохранения, образования и обеспечения доступности жилья, текущую деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты, а лишь усиливает отдельные направления в контексте достижения поставленной цели.
Поэтому условиями, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:
общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью;
совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;
ликвидация "прозрачности" границ Российской Федерации; завершение обустройства и модернизации оборудования государственной границы Российской Федерации, увеличение количества контрольно-пропускных пунктов на государственной границе Российской Федерации;
совершенствование системы образования;
улучшение экологической обстановки, снижение рисков воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на человека.

9. Ожидаемые результаты Национальной программы

9.1. Общие ожидаемые результаты:
прекращение убыли, стабилизация к 2015 г. численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140-142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 г.;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно - предотвратимой смертности, в первую очередь - в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;
укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;
создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.

9.2. Ожидаемые величины показателей демографического развития.
К 2015 г. в качестве главной цели устанавливается стабилизация численности населения России на уровне не ниже 140-142 млн. чел.
Ожидаемыми результатами реализации настоящей Национальной программы являются:
прекращение убыли населения в 2011-2015 гг. и удержание численности населения на уровне не ниже 140-142 млн. человека к началу 2020 г.;
сокращение ежегодной естественной убыли населения до 270-275 тысяч человек в 2013-2015 гг.;
повышение суммарного показателя рождаемости до уровня 1,65-1,70 (в настоящее время - 1,3);
рождение в 2011-2014 гг. дополнительно 300-320 тысяч человек в год по сравнению с соответствующим показателем 2005 г.;
снижение младенческой смертности до 7-8 на 1000 родившихся живыми (в настоящее время - 11,0);
снижение к 2015 г. численности разводов и ежегодно производимых абортов;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 70 лет (в настоящее время - 65,3);
увеличение миграционного прироста населения до 420-440 тысяч человек в год, преимущественно, за счет притока постоянных иммигрантов из числа русских и русскоязычных граждан республик бывшего СССР.

9.3. Ожидаемые результаты на перспективу
Ожидаемыми результатами реализации Национальной программы на перспективу являются:
сохранение в последующие годы численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140-142 млн. человек в условиях возможного усиления негативной демографической динамики;
создание предпосылок для роста населения России после 2030 г.

9.4. Научная обоснованность закладываемых в Национальную программу ожидаемых результатов
Научная обоснованность закладываемых в Национальную программу ожидаемых результатов обеспечена расчетами группы российских демографов, предварительно произведенными и положенными в основу настоящей Национальной программы, и подтверждена независимыми исследователями.


10. Логика реализации и поэтапное планирование Национальной программы

I этап (2007-2010 гг.)
I этап предполагает реализацию первоочередных мер, а именно:
1) Решение общих вопросов планирования, подготовки, правового, финансового и организационного обеспечения и практического внедрения мер, предусмотренных Национальной программой:
подготовка и принятие необходимой нормативно-правовой базы в области демографической и семейной политики;
возможное создание федерального органа исполнительной власти по демографической и семейной политике при Правительстве Российской Федерации, ответственного за разработку и реализацию государственной демографической и семейной политики;
решение иных организационных вопросов, в том числе: создание в аппаратах Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах структурных подразделений, курирующих вопросы демографической ситуации в округе и реализации государственной демографической и семейной политики;
создание Государственной комиссии по демографической и семейной политике под руководством Председателя Правительства Российской Федерации;
создание организационного механизма управления демографической и семейной политикой, системы координации действий всех министерств и ведомств, участвующих в реализации Национальной программы, контроля за исполнением принятых решений;
обеспечение финансовых и материальных ресурсов для реализации Национальной программы с учетом использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, привлечения дополнительных внебюджетных поступлений;
разработка федеральных и региональных планов действий и программ по достижению конкретных результатов в рамках основных задач на I этапе Национальной программы;
организация системы мониторинга демографической ситуации в Российской Федерации и ее субъектах, включая создание законодательной базы, введение и обеспечение необходимых инструментов такого мониторинга;
создание экспертных и консультативных советов при федеральном органе исполнительной власти по демографии и семейной политике и при иных органах государственной власти, а также при Полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах;
проведение в декабре каждого года ежегодного государственно-общественного Общероссийского форума по семейным и демографическим проблемам;
развитие научного и кадрового обеспечения демографической и семейной политики в рамках реализации Национальной программы (подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров);
реализация плана мероприятий по реализации I этапа (2007-2010 гг.) Национальной программы демографического развития России.
2) Разработка и реализация правовых, финансовых и организационных механизмов по созданию условий, благоприятствующих укреплению института семьи, рождению и воспитанию в семье 2-3 и более детей, повышению престижа материнства и отцовства, обеспечивающих снижение смертности и повышение продолжительности жизни, а также упорядочение и оптимизацию миграции:
практическая реализация мер в соответствии с планом мероприятий по реализации I этапа (2007-2010 гг.) Национальной программы демографического развития России;
разработка и реализация региональных Планов первоочередных мер, направленных на решение наиболее остро стоящих демографических проблем в конкретных субъектах Российской Федерации;
реализация иных мер в соответствии с планом мероприятий по реализации I этапа (2007-2010 гг.) Национальной программы демографического развития России.

II этап (2011-2015 гг.)
Реализация мер на I этапе создаст условия для снятия остроты демографического кризиса, для формирования правовой, организационной и финансовой базы, обеспечивающей дальнейшие действия, направленные на поддержку и закрепление позитивных тенденций, которые в случае полной реализации мероприятий I этапа могут быть сформированы к началу 2011 года.
На этом этапе требуется проведение дальнейшей работы, в том числе:
оценка результатов выполнения мер и эффективности реализованных в соответствии с планом мероприятий по реализации I этапа (2007-2010 гг.) Национальной программы демографического развития России;
дальнейшее развитие комплекса мер, реализуемых на I этапе;
корректировка приоритетов реализации мер Национальной программы с целью охвата указанными мерами, в первую очередь, субъектов Российской Федерации с наиболее неблагоприятной демографической ситуацией;
совершенствование организационного механизма управления демографической и семейной политикой, взаимодействия всех министерств и ведомств, участвующих в реализации Национальной программы, контроля за исполнением принятых решений.
Конкретные меры по реализации II этапа Национальной программы (2011-2015 гг.) в данном документе не закладываются, а будут разработаны на основе результатов реализации I этапа Национальной программы.

11. Финансовое обеспечение Национальной программы

11.1. Источники финансирования:
Федеральный бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные фонды (Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования).

11.2. Объемы финансирования по этапам Национальной программы
По экспертным оценкам, объем дополнительного целевого финансирования на I этапе (2007-2010 гг.) Национальной программы должен составить начиная с 2007 г. по приоритетному направлению "Стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства и детства" около 485 млрд. руб. ежегодно (1,55 % ВВП, учитывая, что размер ВВП в 2007 г. составит 31,2 трлн. рублей ).
Предлагаемый размер финансирования мер по стимулированию рождаемости, поддержке семьи, материнства и детства в 1,55 % от ВВП (485 млрд. руб.), существенно меньший соответствующих общеевропейских стандартов затрат на выплату только семейных пособий и компенсаций, составляет расчетную ежегодную стоимость затрат на реализацию всего первого направления настоящей Национальной программы. При этом совершенствование собственно системы государственных семейных пособий (раздел 1.3 Плана мероприятий по реализации I-го этапа) составляет 136-150 млрд. руб. в год дополнительных ежегодных расходов (к уже существующим в настоящее время на эти нужды, в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Объемы финансирования II-го этапа Национальной программы (2011-2015 гг.) будут рассчитаны с учетом результатов реализации ее I-го этапа.
Часть расходов по реализации мер, заложенных в данной Национальной программе, будет покрыта через финансирование реализуемых Национальных проектов в области здравоохранения, образования и обеспечения доступности жилья, а также в рамках действующих федеральных целевых программ.


12. Организационное обеспечение Национальной программы

12.1. Разрабатываемые в рамках и в обеспечение Национальной программы государственные программы и концепции
Цели и задачи Национальной программы, наряду с конкретными мерами государственной политики в области демографического развития России реализуются посредством принятия необходимых федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, подзаконных актов, формулируются и вводятся Указами Президента Российской Федерации, в том числе, в виде государственных доктрин и концепций, утверждаются в форме федеральных и региональных целевых программ.

12.2. Основные исполнители Национальной программы
Основные исполнители Национальной программы - Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.
Непосредственную координацию реализации Национальной программы может осуществлять создаваемый в рамках и в обеспечение Национальной программы федеральный орган исполнительной власти по демографической и семейной политике при Правительстве Российской Федерации.
Эффективное выполнение настоящей Национальной программы и успешная реализация системы заложенных в нее мероприятий возможны только при условии активного взаимодействия органов исполнительной власти как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
Предусматривается также участие в реализации настоящей Национальной программы в пределах своей компетенции федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в том числе следующих:
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации;
Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия,
Федеральное агентство по физической культуре и спорту;
Министерство внутренних дел Российской Федерации; Федеральная миграционная служба;
Федеральная служба безопасности;
Министерство юстиции Российской Федерации; Федеральная регистрационная служба;
Министерство иностранных дел Российской Федерации;
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
К реализации настоящей Национальной программы также привлекаются научные организации, общественные объединения, профессиональные союзы, средства массовой информации и др.
Национальная программа осуществляется во взаимодействии с религиозными организациями исторически представленных в России традиционных религий.

12.3. Контроль за исполнением Национальной программы
Контроль за исполнением Национальной программы осуществляет Правительство Российской Федерации.


ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ДЕЛОВАЯ РОССИЯ"
Москва 2007 год






Док. 288533
Перв. публик.: 29.03.07
Последн. ред.: 30.03.07
Число обращений: 2678

  • Очирова Александра Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``