В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Обязаловка с большой дороги Назад
Обязаловка с большой дороги
Обещанного "автогражданкой" три года ждут

Обещанного три года ждут. Если следовать этой народной мудрости, то до обещанной страховыми компаниями реальной статистики по дорожному движению и рынку обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев остается чуть более полугода. Страховщики обещали, что именно по результатам трехлетних статистических данных можно будет профессионально и компетентно судить о тарифах, выплатах и реальном балансе "автогражданки". Впрочем, некоторые итоги можно подводить и сейчас.

Чем дальше в лес - тем меньше дров

Когда закон об "автогражданке" только вступил в силу, чуть ли не каждая мало-мальски значимая страховая компания ринулась получать лицензию на право работать по ОСАГО. Головы многих страховщиков туманила мечта о миллионах и миллиардах, которые, что называется, просто лежали на дороге. Поднять их, казалось бы, ни для кого не составит труда.

Однако действительность оказалась немного суровей. Для работы по "автогражданке" требовалось не только собирать деньги, но и вкладывать их. В оборудование современных офисов и пунктов продаж, в создание новых рабочих мест - в конце концов, в набор и обучение дополнительного персонала. Постепенно эйфория от легких денег уходила, и этот сегмент рынка становился похожим на другие со всеми вытекающими отсюда последствиями: с белым и черным пиаром, с предсказаниями банкротств конкурентов и даже с прямыми подлогами, когда под видом полисов от имени одной компании продавали бланки совершенно иной. Впрочем, без этих болезней роста ни одно новое начинание в нашей стране не обходится.

За это время полисами ОСАГО обзавелись около 95% всех российских автовладельцев. Несколько компаний, кстати, уже с рынка ОСАГО попросили, но "изгнание маленьких" надо скорее воспринимать как очищение рынка. Уже сейчас порядка 80% всех полисов ОСАГО продают не больше 20 страховых компаний. Впрочем, среди изгнанников оказались не только "малыши", но и те, у кого рыльце, что называется, в пушку. И благодаря чьей деятельности (или бездеятельности) рынок ОСАГО до сих пор остается привлекательным для криминала. Но уже сейчас можно сказать, что Российский союз автостраховщиков (РСА), объединяющий все компании, имеющие лицензии на работу с "автогражданкой", сумел справиться с этой непростой ситуацией. Сначала по его инициативе был принят ряд поправок, согласно которым РСА стал отвечать перед автовладельцами по обязательствам компаний-банкротов и лишенных лицензий. А уже потом Росстрахнадзор принялся отделять агнцев от козлищ. Впрочем, благодаря своевременно принятым мерам автолюбителям беспокоиться особо не о чем.

Как следует из экспертных оценок, в этом году на страховом рынке может стать на 150-200 компаний меньше. И произойдет это из-за того, что Росстрахнадзор еще в прошлом году повел решительную борьбу с так называемыми страховыми схемами. Когда предприятия используют страховые компании (естественно, по взаимному согласию) для того, чтобы уйти от налогообложения зарплат сотрудников. Отсутствие такого мощного финансового резерва привело к тому, что ряд компаний с несбалансированными портфелями уже сейчас платят компенсации по "автогражданке", что называется, с колес. То есть за счет тех средств, которые такие компании получают за счет продажи новых полисов ОСАГО. Уже в нынешнем году такие пирамиды могут приказать долго жить.

Вот - новый поворот?

На самом деле уже не столь важно, сколько денег собирают страховщики и сколько они выплачивают потерпевшим. Гораздо более значительным является тот факт, что за два с половиной года система обкаталась и доказала свою состоятельность. Это косвенно подтверждает и то, что с течением времени количество водителей, прибегнувших к помощи "автогражданки" и оставшихся ею довольными, растет и уже составляет более половины. Это понятно, лучше хоть какая-то помощь, чем вообще никакой. А что касается тарифов, то никто не утверждает, что они останутся неизменными.

Уже в ближайшие дни Госдума должна рассмотреть два законопроекта, связанных с "автогражданкой". Один из них еще в середине прошлого года внес депутат Гребенников. Он предлагает повысить базовую ставку тарифа по ОСАГО для юрлиц на 22% (с нынешних 2,375 тыс. до 2,89 тыс. рублей), а для "физиков" - на 30% (с 1,98 тыс. до 2,58 тыс. рублей). Аргументация его проекта сводится к тому, что инфляция за последние два года поставила страховщиков в заведомо невыгодное положение. Дескать, выросла стоимость и автомобилей, и запчастей, не говоря уже о самих ремонтных работах. При этом предложение повысить суммы выплат в этом законопроекте отсутствует...

Альтернативу предложению Гребенникова внесли в Госдуму депутаты Георгий Боос (теперь уже губернатор Калининградской области) и Ильдар Габдрахманов. В их проекте прописана возможность заключать договор обязательного страхования на очень ограниченный период, вплоть до одного (нескольких) дней или месяцев в году. Конкретный период должен быть прописан в тексте самого договора. Предусмотрена и возможность заключения договора обязательного страхования "выходного дня", по которому полис (а значит, и пользование застрахованным транспортным средством) действует лишь в выходные и праздники. Но главное нововведение этого проекта заключается в другом. Депутаты предложили снизить размер базовых ставок страховых тарифов в два раза.

В то, что хоть один из этих законопроектов пройдет, верится с трудом. И сами страховщики, и Минфин, который контролирует всю систему, убеждены, что предметный разговор о тарифах может начаться лишь после сбора и осмысления трехлетней статистики. И определенная логика в их позиции присутствует. И в странах Восточной Европы, где "автогражданка" появилась недавно, и у их более цивилизованных западных соседей пик трудностей и убыточности по обязаловке приходился именно на третий год работы системы. Тем не менее определенные изменения с начала этого года произошли.

На пути к Европе

Впрочем, последние события на страховом рынке обещают перемены в работе системы обязательной "автогражданки" уже в ближайшие месяцы. Если задуманное рядом страховщиков удастся, это существенно облегчит положение большого количества автовладельцев. Речь идет о так называемом пуле крупнейших страховых компаний, которые подписали в конце декабря соглашение о "взаимном урегулировании убытков". Хотя игроки до сих пор не разработали конкретный регламент, само намерение не может вызвать ничего, кроме похвал.

В чем суть нововведения? До сих пор механизм работы ОСАГО остается таким, что виновник ДТП оказывается в более выигрышном положении, чем непосредственно потерпевший. Если в вас кто-то въехал, то не он, а вы обязаны бегать по всем инстанциям, начиная от группы разбора в ГИБДД и заканчивая другими инстанциями, собирая бумажки, необходимые для выплаты. Стоит ли говорить, что такие походы занимают кучу времени. А по закону решение о выплате страховая компания должна принять в течение 15 дней. Еще пара дней уйдет на осуществление самой компенсации. Вот только маленький нюанс портит всю картину: эти 15 дней надо отсчитывать не с момента совершения ДТП, а с того дня, когда весь комплект документов сдан в страховую компанию виновника происшествия. Потому что именно она компенсирует нанесенный вам ущерб.

"Большой пул" страховщиков решил перейти к такому урегулированию убытков, при котором потерпевший получает компенсацию в той компании, в которой он сам застрахован. А уже потом компания, застраховавшая виновника ДТП, покрывает расходы коллегам. Если это получится, то у страховщиков появится огромный стимул для резкого улучшения качества обслуживания своих клиентов. Ведь в случае несоблюдения сроков или другой тягомотины клиент уйдет к другому страховщику.

Но это все полумеры на пути к тому, что принято называть "автогражданкой" по-европейски.

Некоторые оптимисты считают, что "европейский протокол" может начать действовать в России уже в этом году. Однако если это произойдет, то только в отдельных элементах. Так, к примеру, Минфин подготовил свои предложения, которые могут вступить в силу с июля 2007 года. Их суть сводится к тому, что водители смогут не вызывать к месту аварии гаишников, но лишь в том случае, если число участников ДТП не более двух человек, а сумма ущерба по железу не более 15 тыс. рублей. Вот только непонятно, как все водители смогут в одночасье стать экспертами-оценщиками.

Если размер компенсации уложится в 30 тыс. рублей, то, по версии Минфина, водители смогут работать по методике прямого урегулирования. Если к системе прямого урегулирования страховщики оказались готовы, что показывает объединение в "большой пул", то вот отказ от услуг дорожной полиции ввергает их чуть ли не в ужас. В РСА уверены, что сначала необходимо внести изменения в законодательство, выработать и внедрить единые стандарты оценки того же ущерба и ввести наконец в действие единую информационную систему. Иначе получится как в странах Восточной Европы или прибалтийских республиках. В Эстонии непродуманная отмена регистрации дорожных аварий полицией привела к такому всплеску страхового мошенничества, что ряд крупных компаний прекратили свою работу из-за необходимости выплачивать обрушившиеся на них липовые "компенсации". Так что на пути к совершенствованию как никогда верна мудрость древних: поспешать надо медленно.

Тем более что правительство наконец определилось с тем, как будет функционировать единая информационная система и какое ведомство будет предоставлять для нее те или иные данные. Так, таможенники будут учитывать машины, которые стоят на учете в других странах, но въехали на территорию России. Три других ведомства - Минсельхоз, Минобороны и Министерство внутренних дел - должны учитывать информацию о регистрации техсредств и их владельцах. Кроме того, МВД по-прежнему будет вести статистику о произошедших ДТП и предоставлять информацию об их участниках. В ведении Росстрахнадзора будут данные о количестве заключенных договоров по ОСАГО, выплатах страховщиков и страховых премиях. Их ему предоставит Российский союз автостраховщиков, владеющий большими объемами информации, в том числе обо всех договорах по "автогражданке", застрахованных водителях, страховых случаях и потерпевших в них, а также о выплаченных суммах. Таким образом, есть надежда, что единая информационная система может заработать уже в этом году.


Московский комсомолец. Москва.

23 января 2006 г.


Док. 288304
Опублик.: 28.03.07
Число обращений: 404

  • Габдрахманов Ильдар Нуруллович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``