В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ОСАГО средь бела дня Назад
ОСАГО средь бела дня
Не утихают страсти вокруг ОСАГО. Яблоком раздора остается тариф, не устраивающий ни страховщиков, ни большинство автолюбителей. Страховщики, продавив ставку базового тарифа в три раза больше, чем обещали вначале, решили не останавливаться на достигнутом. А владельцы "Москвичей" и "Жигулей" убеждены, что ОСАГО - это грабеж средь бела дня, и взывают о помощи. Прежде всего - Госдуму. А там, как обычно, мнения разделились.

Так, вице-спикер Георгий Боос и депутат Ильдар Габдрахманов, дабы скорректировать "неточности, допущенные правительством", предложили сократить базовые ставки вдвое и наделить парламент правом впредь регулировать тарифы с помощью поправок. А вот депутат В.Гребенников предложил повысить базовые ставки на треть. Уже сам факт появления диаметрально противоположных предложений свидетельствует, что страсти вокруг ОСАГО накаляются.

Почему так происходит? А потому, что никто толком возможные издержки и тарифы не просчитывал. Прошло уже два года, а все расчеты ОСАГО делаются на глазок. Страховщики, на счетах которых уже скопились десятки миллиардов рублей, утверждают, что надо подождать еще год- другой, и эти "лишние" деньги уйдут на выплаты по ущербу здоровью. Статистика ГАИ действительно показывает огромный разрыв между количеством пострадавших на дорогах и количеством заявлений в страховые компании. В Европе до 70 процентов выплат по автогражданке приходится на компенсации вреда жизни и здоровью пострадавших в авариях, в России же этот показатель стремится к нулю. Потому что у нас формально медицинская помощь считается бесплатной. К тому же реальный ущерб, нанесенный семье вследствие травмы или потери кормильца, при серых зарплатах оценить невозможно. Тем не менее страховщики и те, кто лоббирует их интересы, уверяют, что страховой бизнес вот-вот прогорит и надо его спасать, увеличивая ставку страхования.

Когда слушаешь подобного рода аргументы, возникает мысль: что же это за "бином Ньютона", что ничего заранее нельзя рассчитать! Почему ОСАГО расчету не поддается? И откуда взялись такие страховщики, ввязавшиеся в столь рискованный бизнес? Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что это люди очень даже грамотные, с университетскими дипломами и считать они умеют. Но только в свою пользу.

Действительно, признаются страховщики, сейчас на счетах страховых компаний скопилось порядка 50 млрд. рублей. Но в ближайшее время эти запасы рассосутся, и через три года можно будет подвести окончательные итоги первого страхового периода. Тогда станет ясно, каковы реальные издержки страхового бизнеса. Но почему риски бизнеса должны оплачивать рядовые граждане, да еще в принудительном порядке?

Или вот, скажем, постоянно говорят не о снижении тарифов для бедных, а о необходимости снижения ставок страховки для владельцев машин с мощным двигателем. Мол, нынешние тарифы - это "социальная поправка", заставляющая богатых платить за бедных. Ибо по статистике дорогие иномарки реже попадают в аварии, а главная опасность наших дорог - это "убитые" отечественные "шестерки". И, чтобы сделать стоимость ОСАГО доступной малообеспеченным гражданам, часть финансовой нагрузки перенесли на зажиточных. А ведь личный достаток, с пафосом заявляют некоторые, это еще не повод переплачивать за одинаковую для всех услугу. Что же, вполне допускаю, что машины с мощным двигателем реже попадают в аварию. Но зато стоимость помятого багажника "мерседеса" или разбитой фары дороже смятого в гармошку "Жигуля". А ведь мелкие аварии случаются чаще.

Впрочем, все это гадания на кофейной гуще. Нужны расчеты. Что мешает обнародовать статистику дорожно-транспортных происшествий по маркам автомобилей и огласить размер ущерба различных машин при ДТП? Почему по прошествии двух лет со дня введения ОСАГО нет расчета тарифов? Что мешает оценить реальный и компенсированный страховщиками ущерб от ДТП?

И пока мы не узнаем ответы на эти вопросы, страховка ОСАГО останется не средством защиты автомобилистов от аварий, а способом выколачивания денег из наших карманов.


Труд. Москва.

16 августа 2005 г.


Док. 288303
Опублик.: 28.03.07
Число обращений: 390

  • Габдрахманов Ильдар Нуруллович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``