В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Беседа с гостями студии Назад
Беседа с гостями студии
В: А у нас в студии директор Института стратегических оценок Сергей Ознобичев и член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Ильдар Габдрахманов. Здравствуйте.

Итак, первый вопрос. Вам, Ильдар Нурулович. Оппозиция заявляет, что этот Закон означает конец России, как социального государства. Как вы прокомментируете такую точку зрения?

ИЛЬДАР ГАБДРАХМАНОВ (член Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ): Я не согласен с этим тезисом. Наоборот считаю, что поскольку Россия является социально ориентированным государством, то именно поэтому принимается закон, который предусматривает возможность на практике в жизни реализацию многих социальных гарантий, которые предусмотрены Конституцией. Многие сегодня граждане, несмотря на то, что в Законе записано право пользоваться теми или иными льготами, в жизни их не используют. Данный закон предусматривает то, что за это они будут получать определенную компенсацию.

В: Понятно. Сергей Константинович. А вот как Вы считаете, нужно ли было для государства принимать такие меры, делать такие реформы именно сейчас, в данный момент. Неужели нельзя было подождать?

СЕРГЕЙ ОЗНОБИЩЕВ (директор института стратегических оценок): Вы знаете, я себя будут чувствовать полноправным гражданином России только тогда, когда власть законодательная будет выполнять мой наказ, а власть исполнительная будет объявлять мне о конечных целях или просто о целях предпринимаемых акций. Сегодня я, как гражданин, как обыватель, если хотите, абсолютно не понимаю, ради чего это делается. Были льготы, были привилегии, и они расценивались многими героями Советского союза, героями России как признание обществом заслуг. И это не измеряется не в десятках рублей, даже страшно подумать, не в сотнях рублей. Что такое 900 рублей, это 30 долларов. Это ничтожные деньги, которые сегодня даются людям в обмен на признание общества. Я считаю, что это все вызывает, и мы это видим, вызывает социальную напряженность в обществе, которая сегодня абсолютно не нужна, ее можно было избежать. Мы не знаем цели проводимых реформ. Это я считаю самым главным.

В: А вы сможете убедить нашего гостя, что эти реформы нужны, что все на самом деле не так мрачно?

- Я постараюсь. Ну, во-первых, каждый уровень власти должен четко представлять, за что он отвечает. Принятие этого закона позволяет именно это понимать, это, во-первых. Т.е. каждый должен знать, а что он обязан сделать для социально не защищенных категорий граждан, я имею в виду какой уровень власти. Это первое. Во-вторых, сама возможность предоставления реализации льгот через денежный эквивалент не означает, что государство не признает за гражданином его право, его заслуг перед государством. Наоборот. В любом развитом государстве государство предоставляет именно денежные выплаты гражданину, а не как, я не знаю, в каком-то крепостническом строе, предоставляют какие-то натуральные льготы. Натуральные льготы - это пережиток и вопрос только стоит в том, что, в том, чтобы денежные средства были эквивалентны тем заменяемым льготам.

В: А они будут эквивалентны? И как бы еще вопрос дополнительно: бюджет будет в состоянии обеспечить льготников вот этими эквивалентными денежными средствами?

ИЛЬДАР ГАБДРАХМАНОВ (член Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ): Ну, по крайней мере, по федеральным обязательствам у меня нет в этом сомнения, потому что доходы Федерального бюджета позволяют это сделать. Возможно, будут определенные вопросы с региональными обязательствами. Но здесь, принимая этот Законопроект, Государственная дума обязала Правительство представить дополнительные расчеты при разработке Проекта федерального бюджета по каждому Субъекту, то есть насколько каждый Субъект сможет выполнить свои обязательства. И если у Субъекта будут возникать проблемы по реализации этих социальных льгот, тогда из Федерального бюджета будут выделяться Субъектам денежные средства на реализацию этого Закона.

В: Понятно. Сергей Константинович. Лично вам вопрос. Как известно, ничего бесплатно не бывает. Как государство может продолжать обеспечивать льготникам их льготы и может быть действительно стоит перейти на.. Если какой-нибудь денежный эквивалент будет действительно стоящим, может быть тогда стоит отказаться от льгот?

- Вы знаете что, вы рассуждаете о неком идеальном государстве. А, к сожалению, в России нет доверия к власти, власть не завоевала это доверие до сих пор. И, к сожалению, простой человек, гражданин страны не раз был этой властью обманут. В том числе и в денежном выражении у людей заслуженных не раз исчезали их вклады, не раз происходили дефолты, большие и малые и банковские кризисы. И никто не может гарантировать сейчас, а вернее, скорее всего и не гарантирует, что вот эти денежные выплаты они не будут подвержены инфляции так, в течение, и говорить сейчас о том, что будет введен какой-то специальный предохранитель против инфляции, бесполезно, потому что корзина потребительская она подвержена инфляции гораздо больше, чем тот усредненный показатель, который дается правительством. И я абсолютно уверен, что через короткое время, через короткое время народ обнаружит, эти вчерашние льготники обнаружат, что в кармане у них пусто. Как было пусто, так и будет пусто, вот итог того, что происходит.

- Я хочу сказать сразу, что эти выплаты они будут ежегодно индексироваться на уровне инфляции, поэтому в этом смысле в законопроекте этот вопрос учтен.

В: Ну, в чем-то должен же быть подвох. Ну, хорошо, когда доверие вернется к государству. Когда льготники на себе почувствуют, что все, что говорилось, все, что делается действительно для их блага.

- Закон должен вступить в силу со следующего года. И конечно большая часть категорий льготников должна почувствовать это именно со следующего года. Но, безусловно, если будут возникать какие-то проблемы с точки зрения реализации этого закона, то депутаты Государственной думы будут в оперативном плане вносить соответствующие изменения для снятия этих проблем.

В: А в свою очередь государство Сергей Константинович, что должно сделать, чтобы народ поверил.

-Ну, государство многое должно и может сделать. Да? Или даже проще всего, чего не надо делать государству. Мне кажется, что то, что происходит, этого делать не нужно, потому что на самом деле народ у нас терпеливый. Народ у нас все понимает. И вот новое правительство, новый президент, вновь избранный президент вместе, вместе с депутатами должны были бы заняться стратегией развития России. И тогда объяснив эту стратегию, продемонстрировав то, куда мы идем, какое общество мы строим, сказав народу эту цель, тогда можно проводить и реформы, чтобы народ хотя бы понимал, ради чего он идет на сегодняшние издержки, чтобы завтра жить хорошо. Я боюсь, что сегодня мы и не понимаем, что происходит, и завтрашние издержки перекроют вот сегодняшний накал страстей, и то, что делается.

В: Спасибо. Напомню, что у нас в студии был директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев и член комитета Госдумы по бюджету и налогам Эльдар Кардахманов.


ТВЦ 25 Час. События Время Московское. Москва.

04 августа 2004 г.


Док. 288292
Опублик.: 28.03.07
Число обращений: 407

  • Габдрахманов Ильдар Нуруллович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``