В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Почему мы голосуем `ЗА` Земельный кодекс, Трудовой кодекс, пенсионную реформу, реформу ЖКХ Назад
Почему мы голосуем `ЗА` Земельный кодекс, Трудовой кодекс, пенсионную реформу, реформу ЖКХ
Оглавление

Предисловие
I. О необходимости принятия Земельного Кодекса

II. О необходимости принятия Трудового Кодекса

III. О необходимости пенсионной реформы

IV. О необходимости реформы ЖКХ

Предисловие

Сегодня для многих здравомыслящих людей вполне очевидно, что в России наступило время принятия ответственных, и при этом, к сожалению, не всегда популярных решений. Эти решения должны быть приняты и претворены в жизнь в самых различных сферах: социальной жизни, экономике, государственном управлении, образовании и других. Слишком затяжным, мучительным и зачастую просто хаотическим был процесс перехода государства к социально ориентированной рыночной экономике, отказу от тотального засилья бюрократии, системы уравниловки и волюнтаристского распределения благ. Еще вчера мы подошли к черте, за которой - полный распад государственного организма, психологический упадок в обществе, наконец, необратимый процесс физического вымирания российской нации. Это было вчера. Но мы вовремя смогли собрать силы, объединиться, как и подобает великому народу, аккумулировав всю свою волю к возрождению страны. Сегодня мы - та сила, которая является надежной опорой для проведения системного, поэтапного реформирования государства. На нас, на "Единство" с надеждой смотрят миллионы наших сограждан. Именно к нам тяготеют другие политические партии, наконец-то осознав, что порознь нельзя ничего добиться, что наша сила только в е д и н с т в е.

Нам часто приходится принимать так называемые "непопулярные решения", поддерживая законы о реформах в сфере Жилищно-коммунального хозяйства, земельных, пенсионных, трудовых отношений... "Непопулярные решения" намеренно поставлены в кавычки. "Непопулярные" - значит антинародные. В этом нас обвиняют "левые". Но как может быть "антинародным" стремление к усовершенствованию тех отраслей экономики, которые из-за своего полного упадка, абсолютной нежизнеспособности в их нынешнем виде, мешают нормальной жизни граждан?! Вспомните свой опыт общения с ЖЭКом, посмотрите, до чего унизительно мизерны пенсии, насколько низок средний уровень зарплаты. О бедственном (во многом из-за нерешенности земельного вопроса) положении в сельском хозяйстве, промышленности и говорить не приходится. Кроме того, не урегулированы трудовые отношения между работодателем и работником, что порождает массу вопиющих инцидентов, нарушений гражданских прав.

Можно с полным правом назвать непопулярными лишь те решения, которые диктуют нашим оппонентам их узкопартийные, идеологические интересы. Очевидно, что это и "протаскивание" ничем не обеспеченных, так называемых "социальных" законов в Государственной Думе, и откровенная дезинформация населения по самым насущным вопросам.

20 сентября 2001 г. фракция "Единство" единогласно проголосовала за принятие Земельного Кодекса. На предстоящих в Государственной Думе слушаниях по принятию Кодекса о труде, законопроектов, преследующих цель усовершенствования, модернизации в сфере ЖКХ и пенсионной системы, а также проекта бюджета на 2002 год "Единство" будет также консолидированно голосовать за их принятие. Хотелось бы подчеркнуть, что мы, будучи Партией прагматиков и умеренных консерваторов, стремимся к тому, чтобы ставить перед собой реальные, выполнимые задачи.

Постепенность и преемственность - наш политический лозунг. Главной сути этого лозунга отвечает и правительственный бюджет - он максимально прозрачен и социально ориентирован. И главное - бюджет реально выполним, потому что все заложенные в него параметры основаны на фактах, а не на идеологических иллюзиях вчерашнего дня.

Наряду с перечисленными законопроектами и бюджетом на 2002 год, "Единство" намерено выступить с рядом законодательных инициатив. В частности, речь идет об изменении сроков давности для исков по приватизационным сделкам. В этом мы полностью солидарны с позицией Президента, полагая, что передел собственности просто недопустим. К сожалению, следует констатировать, что большинство актов приватизации происходило с нарушениями. Причина тому - несовершенство и противоречивость законов. Эта ситуация предоставляет возможность при желании перераспределить собственность через суд, что самым негативным образом сказывается на стабильности экономической инфраструктуры, отпугивает потенциальных инвесторов. Мы полагаем, что срок давности для исков по приватизационным сделкам следует сократить до 3 лет.

Одновременно может быть рассмотрен вопрос о введении моратория на изменение ставок налогов сроком не менее чем на пять лет.

Не менее важным представляется снижение ставки НДС и отмена большинства льгот к нему.

Таким образом, мы реальными делами доказываем свою непоколебимую уверенность в том, что выход из кризиса - не в саботаже и демонстрациях эмоций, а в последовательной и созидательной работе.

Кое-кто из наших яростных оппонентов, по-видимому, давно привык к думским креслам и забыл, что Государственная Дума - не партийная трибуна и не место для выражения личных или корпоративных амбиций. Дума - это инструмент усиления государства и непрерывного совершенствования правил, по которым оно живет. Правил, называемых Законом.

У нас много законов, но мало законов действенных, эффективных. В том, что законопроекты, касающиеся земельных отношений, реформы трудовых отношений, пенсионной системы и модернизации ЖКХ могут стать именно такими - действенными и эффективными - Вы можете судить сами, ознакомившись с содержанием данной брошюры.

Мы не навязываем нашу позицию, не спекулируем на вполне понятной тревоге простых людей за свою будущность. Мы только констатируем факты и призываем к вдумчивому чтению. Главная цель брошюры - популяризация основной сути реформы земельных, трудовых отношений, пенсионной системы и жилищно-коммунального хозяйства - это, еще раз подчеркнем, не стремление навязать свое мнение. Никто не в праве лишить гражданина России самостоятельного определения собственной позиции. Мы уважаем право каждого человека осознанно подходить ко всем тем процессам, которые оказывают влияние как на каждого в отдельности гражданина, так на общество и государство в целом. Последний выбор остается за Вами.

Мы стараемся объяснить, почему "Единство" голосует "За".

С уважением,

Руководитель фракции "Единство"
в Государственной Думе
В. Пехтин

Председатель ЦИК
Партии "Единство"
С. Попов

I. О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА

Принятый 20 сентября 2001 года Государственной Думой Земельный кодекс имеет свою историю. Его разработка началась еще в 1994 году. Тогда проект Кодекса, подготовленный Правительством, был отклонен Государственной Думой. Несколько других вариантов также не нашли поддержки у депутатов, а те, которые были предложены Думой были отклонены Советом Федерации и Президентом. В последний раз Дума отклонила проект Земельного кодекса в 1998 г., что лишь подчеркнуло неспособность всех заинтересованных сторон прийти к какому-либо компромиссу.

Далее затягивать решение столь острого и принципиально важного для всей России вопроса было бы просто невозможно. Допустить отсутствие в нашей стране отвечающего современным требованиям законодательства, внятных формулировок, регулирующих земельные отношения, значит, допустить в ближайшее время бесповоротный упадок сельского хозяйства, покровительствовать протекционизму и коррупции в среде чиновников, которые взяли на себя "право" распоряжаться земельным фондом, поставить себя в безвыходное положение зависимости от импорта товаров.

Еще в 1994 г. на заседании Государственной Думы первого созыва говорилось о том, что в России создано многообразие форм земельной собственности, расширены размеры личных подсобных хозяйств, а большинство крестьян, пенсионеров, работников социальной сферы в сельской местности были наделены земельными паями, миллионы горожан получили земельные участки под сады и огороды, индивидуальное строительство. Собственники земельных участков и долей получили право их продавать, передавать по наследству, дарить, отдавать под залог, сдавать в аренду. Разнообразие форм собственности и отношений, связанных с земельным фондом, а также полная законодательная неопределенность в этой сфере подталкивали и Президента, и Государственную Думу к интенсивному и прагматичному решению накопившихся противоречий.

Необходимо напомнить, что с 1 января 1995 не действовала глава 17 второй части Гражданского кодекса, в которой регулируется "Право собственности и другие вещные права на землю". Эта глава определяет порядок реализации гражданских прав на землю, как на один из объектов гражданского оборота, включая сделки с земельными участками. В результате к 2001 году это привело к многочисленным нарушениям в сфере оборота земель в связи с отсутствием правовых норм по сделкам с землей. По этой же причине было фактически приватизировано свыше 60% земель сельскохозяйственного назначения!

Учитывая крайне негативные условия, в которых на сегодня оказалась сфера оборота земельного фонда, 21 марта 2001 г. при поддержке фракции "Единство" был принят во втором и третьем чтениях 252 голосами "за" законопроект "Овнесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Овведении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и в Федеральный закон "Овведении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации". Таким образом, участвуя в разработке и принятии важнейших законодательных актов, фракция "Единство" осуществляет последовательную политику приведения земельного законодательства в соответствие с требованиями времени, неизменно оставаясь на позициях верности Закону и преданности государственным интересам.

Принятие Земельного кодекса должно стать действенным правовым инструментом в сфере регулирования земельных правоотношений. Вместе с федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, проект которого Правительство РФ внесет на рассмотрение Государственной Думы в начале 2002 г. он должен легализовать эту собственность и установить четкий механизм оборота всех видов земель, имея в виду их использование как потенциально активного объекта рынка.

Таким образом, принятие Думой Земельного кодекса - это вовсе не признак "бездумного подхода", "оголтелой поспешности", в чем нас обвиняют коммунисты, все более утрачивающие свое влияние, но проявление гражданской дисциплины и высокого профессионализма новой Думы. Очевидно, что данный законопроект, прошедший все этапы обсуждения, согласования, экспертной оценки специалистов, получивший положительное заключение Правового управления Государственной Думы напрочь опровергает все пропагандистские выкрики о "распродаже России", о том что "Русская земля идет с молотка".

Следует со всей определенностью подчеркнуть, что беспорядки и шумная кампания против принятия Земельного кодекса, организованные коммунистами еще раз доказали их нежелание или неспособность аргументированно отстаивать свои позиции в рамках парламентской и профессиональной этики. И это при том, что Комитет по собственности представил ответы на все вопросы и претензии, предъявленные фракцией КПРФ и аграриями. На самом деле причина столь агрессивной реакции обеих депутатских объединений на принятие Кодекса прозаична и заключается в том, что это очень сильно подрывает их позиции в регионах. Ни для кого не секрет, что оборот земель в сельской местности контролируют именно коммунисты. Именно их "агенты": многие бывшие председатели колхозов и совхозов и руководители сельских администраций определяют цены на земельные участки и размеры выделяемых наделов, произвольно решают, где и сколько можно косить, где и что "можно" строить, кому и на каких условиях сдать землю в аренду под малое предприятие, держат в руках незаконную куплю-продажу земли - этот один из самых прибыльных "черных рынков". Поэтому понятно, что как только будет введен в действие Земельный кодекс, бюджет КПРФ лишится весьма приличных, но нелегальных и неконтролируемых денежных поступлений. И при этом их ничуть не интересует, что эти средства пополнят бюджеты всех уровней, что волюнтаризму чиновников будет положен конец, что наконец-то гражданам не придется унижаться перед целым сонмом беспринципных взяточников!

Более того, депутаты от коммунистов и аграриев не могут не знать, что принятие Земельного кодекса - это принятие рамочного документа, который становится основой, концепцией для дальнейшего наполнения конкретным законодательным содержанием. Это сложный и ответственный процесс, от которого наши оппоненты просто бегут, ударяясь в пустую риторику, сознательное искажение сути столь важного документа. Так партийная пропаганда коммунистов заявляла о том, что, якобы, в 22 субъектах федерации законодательные собрания выступили против принятия Земельного кодекса, хотя в Государственную Думу поступило лишь девять официальных отрицательных обращений региональных законодательных собраний. Коммунисты утверждают, что Президент обещал им внести на рассмотрение Государственной Думы старый вариант Кодекса, хотя речь шла о том, чтобы исключить из правительственного варианта вопрос об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Между прочим, Президент свое слово сдержал: принятый Думой Кодекс регулирует только оборот земель промышленных предприятий и поселений и в ст. 27 четко фиксирует следующее: "оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В это же время коммунисты повсюду заявляют, что Кодекс вводит в оборот 98% всей земли, включая "земли особо охраняемых территорий, земли лесного и водного фондов, земли культурного наследия народов и даже земли, которые заняты объектами космической инфраструктуры". И это абсурдное утверждение не соответствует действительности! Земельный кодекс вводит в оборот наиболее капиталоемкую, т.е. привлекательную для инвесторов категорию промышленных и городских земель, что не превышает 2.1% (это 31 млн. га) от всего земельного ресурса России. Наверное, для общей информации стоит отметить, что в России из всего объема земельного фонда в 1,7 млрд. га 65% всех земель - это неудобья, т.е. земли, на которых какая-либо хозяйственная деятельность очень затруднена или вообще невозможна.

Еще раз следует повторить, что ранее указанная ст. 27 Земельного кодекса предельно четко накладывает ограничение или совершенно выводит из оборота 22 (!) вида земельных участков, находящихся в федеральной или муниципальной собственности.

Это означает, что Земельным кодексом из оборота исключены:

1 млрд. 59 млн. га лесных угодий и
27,8 млн. га земель водного фонда.
Регулирование правового положения 440 млн. га земель сельскохозяйственного назначения отнесено к отдельному закону. В Земельном кодексе сельхозугодья не изъяты из оборота и не значатся в ограниченных оборотом. Это обусловлено тем, что отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения - чрезвычайно острый политический вопрос. Это вопрос общественного согласия и социальной стабильности. Очевидно, что еще далеко не все труженики села психологически готовы к такому шагу. Это понимает Президент, когда говорит, что "выходом из тупиковой ситуации может стать отказ от попыток вместить в Земельный кодекс все аспекты государственного регулирования земельных отношений" (из Ежегодного Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию). Очевидно, что Земельный кодекс призван обеспечить должное нормативно-правовое регулирование тех рыночных отношений в сфере оборота земель, которые уже сложились. Одновременно "регулирование оборота сельхозземель, очевидно, потребует принятия специального федерального закона, и, возможно, следует предоставить субъектам Федерации право самостоятельно решать вопрос о сроках перехода к обороту сельхозугодий" (Ежегодное Послание Президента РФ В.В. Путина ФС).

Совершенно очевидно, что никто не собирается просто так "выбрасывать" на продажу селскохозяйственные угодья. Пашни, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и т.п.) отнесены к категории, подлежащей особой охране (ст.85 ЗК). Это означает, что статус сельскохозяйственных угодий не меняется без предварительного принятия особого закона, регулирующего отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения. Как зафиксировано в Концепции проекта Земельного кодекса "с целью эффективного перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается государственный фонд перераспределения земель".

Следует подчеркнуть, что хотя граждане получат право приобретать землю в собственность, но недра останутся в собственности государства. Для добычи полезных ископаемых потребуется особая лицензия. Подземные и наземные воды, леса - все это остается в собственности государства, граждане смогут быть только их пользователями.

Необходимо отметить, что Земельный кодекс учитывает один из существенных факторов, оказывающих влияние на развитие экономики в целом и инвестиционную привлекательность каждого конкретного предприятия - право узаконить собственность на участок земли, занятый под инфраструктуру предприятия. Разумеется, это право само по себе не означает революционного скачка инвестиционной активности, но практика показывает, что инвестор охотнее доверяет предприятию-собственнику земли. В Кодексе говорится именно о праве предприятия, но не об обязанности выкупать землю, что открывает перед производителями возможность осознанного выбора: увеличить капитализацию, рыночную стоимость предприятия за счет выкупа земли или продолжать ее арендовать, будучи готовым к возможности роста арендной платы. Следует учесть, что проект Земельного кодекса открывает также и новые возможности для финансовых поступлений в бюджеты всех уровней, ведь владельцы промышленных предприятий, выкупая землю, на которой размещена их собственность, будут платить налог на землю. Это значит, что при сделках с землей будут уплачены: госпошлина, налог с суммы, поступившей от продажи. А затем, после завершения всех необходимых формальностей владелец земли будет платить регулярный налог. Именно такой порядок уже существует в Самарской области и Татарстане.

Земельный кодекс вместе с тем является прямым логическим продолжением приватизации, поскольку до сих пор законодательство не регулировало права собственности на землю. Очевидно, что такое положение, когда у завода есть собственник, а земля, на которой он стоит "ничья" порождает массу сложностей и противоречий. Так на сегодняшний момент множество крупных предприятий вынуждены каждые несколько лет заниматься продлением аренды, что естественно отвлекает дополнительные силы, ведет к значительным затратам.

Следует упомянуть о том, что Кодекс предусматривает сохранение права пожизненного наследуемого владения землей для осуществления предпринимательской деятельности. Это, в частности, имеет значение для тех граждан, которые имеют участок земли под производственными зданиями в пожизненно наследуемом владении. Такое право сохраняется за гражданином, причем он бесплатно, без ограничения по срокам может переоформить данный участок земли на праве собственности. Однако бесплатно такой возможностью можно воспользоваться лишь один раз.

Если же у гражданина есть частный дом с земельным участком, то он также имеет право не более одного раза бесплатно переоформить этот участок в собственность. Возможно, будет не лишним отметить, что собственник - это лицо (физическое (гражданин) или юридическое (организация, индивиуальный предприниматель), которое имеет право совершать три действия с земельным участком: пользоваться им, владеть и распоряжаться. Таким образом, Земельный кодекс открывает новые перспективы для гражданской предпринимательской инициативы. Юридические и физические лица - собственники земли смогут пользоваться своими правами (по принципу "все разрешенно, что не запрещено законом"), самостоятельно определяя дальнейшую судьбу участка. Еще раз подчеркнем, реализация права собственника земельного участка в результате принятия Кодекса о земле станет возможной, но регламентированной установленными государством определенными правилами, требованиями по охране природы, интересами и правами других граждан и организаций.

И еще несколько слов о так называемой "распродаже Родины"... Говоря о введении в оборот земельных ресурсов, необходимо совершенно ясно понимать, что это не только купля и продажа (на что особенно рьяно напирают наши оппоненты), но и аренда, и временное или бессрочное пользование, дарение, наследование и другие договорные земельные отношения. Одновременно Земельный кодекс предусматривает безвозмездную передачу всех земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении, аренде, пользовании в собственность их нынешних владельцев, арендаторов или пользователей. Причем, следует подчеркнуть, что речь ни в коем случае не идет о выкупе земельных участков. Граждане будут лишь оплачивать расходы на оформление документов. Таким образом, нынешний Земельный кодекс - это вовсе не "Кодекс распродажи земли", каким его хотят видеть коммунисты. Это документ, который призван регулировать весь комплекс уже давно существующих земельных отношений в установленном законодательном порядке. Такого порядка до сих пор в России нет, и от государственной мудрости законодателей сейчас зависит - быть ему или не быть.

Еще один немаловажный фактор, затрагивающий права нынешних пользователей земельными участками - изъятие земельного участка. До настоящего времени являются очень распространенными случаи, когда через земельный участок пользователя проводится трубопровод, прокладывается дорога и т.п., и пользователю возмещаются только его убытки, ведь эта земля - собственность государственная либо муниципальная. После принятия Земельного кодекса откроется возможность стать собственником земельного участка, а это значит, что в целом ряде случаев, часть которых упомянута выше, собственнику возместят не только убытки, но и компенсируют размер упущенной выгоды, а также возмещена стоимость земельного участка.

Нас обвиняют в том, что мы, дескать, хотим открыть "полный и бесконтрольный доступ к обороту земли в России иностранным физическим и юридическим лицам". Это обвинение совершенно неправомерно, поскольку еще в соответствии с Постановлением Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта Земельного кодекса, во втором чтении законопроекта необходимо было самым подробным образом определить права иностранных лиц в сфере земельных отношений.

Можно с полной уверенностью сказать, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц определены очень четко. Так указанные категории получают право приобретения в собственность земельных участков только за плату в соответствии с их кадастровой стоимостью. Вместе с тем, ни иностранные граждане, ни лица без гражданства, ни иностранные юридические лица не имеют права приобретать в собственность земельные участки, расположенные в приграничных территориях. Перечень этих территорий будет определен особым указом Президента РФ.

Подводя итог, необходимо признать, что принятие и введение в действие нового Земельного кодекса РФ будет способствовать правовому регулированию, упорядочению земельных правоотношений, включая ликвидацию его "теневого рынка", стимулировать развитие рынка недвижимости, на федеральном и региональном обеспечит уровнях стабилизацию земельных отношений с целью обеспечения поступательного социально-экономического развития страны как за счет наиболее эффективного использования внутреннего потенциала России, так и за счет привлечения к этому иностранного капитала на наиболее выгодных и приемлемых для нас условиях. Одновременно создаются правовые основания для прекращения права пользования земельными участками при не целевом и бесхозяйственном их использовании, ведущем к истощению земель и снижению плодородия, ухудшению экологической обстановки и причинению вреда здоровью человека и окружающей природной среде.


***
II. О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ТРУДОВОГО КОДЕКСА

5 июля Государственной Думой в первом чтении был принят согласованный проект Трудового кодекса. В его обсуждении и подготовке принимают участие четыре стороны: Правительство, депутаты Государственной Думы, деловые круги и профсоюзы. Возглавила рабочую группу первый Заместитель Председателя Государственной Думы, представитель фракции "Единство" Л.К. Слиска.

Как подчеркнул в своем Послании Федеральному Собранию Президент В. Путин "успешное проведение пенсионной реформы напрямую связано с трудовыми отношениями. Сейчас многие люди ограничены в своих возможностях легально зарабатывать на жизнь и потому вынуждены прибегать ко всяким ухищрениям, обходя не работающие на практике ограничения в трудовом и административном законодательстве". Принятый в первом чтении Трудовой кодекс призван заменить устаревший, не отвечающий современной действительности КЗОТ от 1971 г. Текст одобренного Думой Трудового кодекса носит компромиссный характер. В документе учтены пожелания Правительства, профсоюзов и работодателей. Новый Трудовой кодекс вносит максимальную ясность в отношениях между работником и работодателем, сохраняет все существовавшие прежде гарантии для работника (в частности, это и гарантии многодетным семьям, и матерям с несовершеннолетними детьми).

Радикально настроенные коммунисты и малочисленные профсоюзы использовали весь период подготовки Кодекса для запугивания граждан, убеждая их в том, что якобы будет введен 12 часовой рабочий день, что увольнение работника может состояться безо всяких причин. Но сам текст Трудового кодекса представляет все совершенно в ином свете.

Принятый в первом чтении Кодекс законов о труде не содержит в себе тех норм, которые могли серьезно ущемить права и интересы работников. Все существующие в действующем от 1971 г. КЗОТе права и гарантии удалось сохранить, а по целому ряду позиций - усилить защищенность работников в условиях рыночной экономики. Так в согласованном варианте введена норма, определяющая, что минимальная заработная плата за полный рабочий день не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. В дальнейшем будет регулироваться отдельным федеральным законом - законом о поэтапном повышении минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума. Это последнее особенно касается работников бюджетной сферы, поскольку в то время как на производстве зарплата обычно выше, в бюджетной сфере ее уровень заметно отстает. До сих пор проблема бюджетников решалась по воле случая: финансирование бюджетных организаций происходило только тогда, когда Правительство располагало средствами. Отныне финансирование бюджетной сферы будет регулировать закон.
Ни для кого не секрет, что существует очень острая проблема длительной задержки выплаты зарплаты. В согласованном Трудовом кодексе введена такая норма, в которой зафиксировано, что за каждый день просрочки выплаты зарплаты или отпускных, или расчетных (когда человек увольняется с работы) работодатель будет обязан платить пени, проценты в пользу работника не менее одной трехсотой от ставки рефинансирования ЦБ РФ на день платежа. В старом КЗОТе таких норм нет. Стоит отметить, что в ближайшее время будут рассмотрены поправки к Уголовному кодексу, усиливающие уголовную ответственность работодателей за длительные задержки зарплаты.
Согласно новому Трудовому кодексу резко повышается оплата работников за вынужденный простой по вине работодателя. Сейчас, например, работникам в таких случаях платят две трети тарифной ставки, а будут, согласно новому КЗОТу, платить две трети средней зарплаты.
Отпуск можно будет получить не через 11 месяцев работы у данного работодателя, а через шесть.
Часто возникает вопрос: что будет со штрафами и другими платежами, которые исчисляются в МРОТ (минимальный размер оплаты труда)? Во-первых, штрафы расти не будут. Еще в прошлом году ГД приняла закон об отрыве минимального размера оплаты труда от всех остальных платежей, в т.ч. и от штрафов. Не будет также и штрафа за нарушение правил дорожного движения в размере прожиточного минимума. Отныне минимальный размер оплаты труда будет использоваться только с одной целью - для расчета зарплаты.
Часто нас упрекают в том, что в новом проекте Кодекса перечень случаев увольнения работников по инициативе администрации становится неограниченным. Это совсем не так. В новом Трудовом кодексе дан исчерпывающий список оснований, который одновременно является и максимально четким и определенным. Это одно из главных достижений нового Кодекса - предельная ясность в определениях. Например, в действующем КЗОТе есть такое основание как "однократное грубое нарушение трудовой дисциплины". И не понятно, что подразумевается под "грубым нарушением". В согласованном варианте четко указаны пять позиций: 1) появление в состоянии алкогольного, наркотического опъянения, прогул; 2) разглашение государственной тайны или иной, охраняемой законом тайны, если она стала известна работнику в результате исполнения им должностных обязанностей; 3) нарушение техники безопасности, повлекшего за собой катастрофу; 4) сокращение штата; 5) несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации.
Нынешний КЗОТ не рассчитан на нынешнюю ситуацию, когда граждане работают не только на крупных предприятиях. Можно видеть в старом кодексе: администрация, организация и т.д. А как быть с теми, кто работает у индивидуального работодателя - физического лица? Именно поэтому согласованный вариант рассчитан на такие договорные отношения, которые устанавливаются и на малых предприятиях, и с работодателем - физическим лицом. Этому посвящена специальная глава "Особенности работы у работодателя - физического лица".
Между тем, ст. 11 устанавливает, что если человек был принят на работу, а с ним заключили не трудовой договор, а договор о якобы возмездном оказании услуг, то в судебном порядке может быть установлено, что имели место трудовые отношения. В этом случае трудовой договор заключается задним числом и все отчисления за работника (в Пенсионный фонд, все выплаты по трудовому договору, в т.ч. и по сокращению штата) обязательно выплачиваются. Нынешний согласованный вариант защищает работника и в случае увольнения и на малых предприятиях.
Некоторые считают, что новый Трудовой кодекс невыгоден предпринимателям, что по-прежнему сохранится схема выплат "черным налом" без официального оформления людей на работу. Это не так, поскольку, во-первых, предприниматели получили ясные и четкие формулировки, определяющие их отношения с работником. С другой стороны положение о коллективном договоре на предприятии меняет взаимоотношения с представителями работников. Это не позволит в корыстных целях мелким политизированным профсоюзам "давить" на предпринимателя. Также предпринимателю предоставляется возможность уволить прогульщика, пьяницу, недисциплинированного работника безо всяких препятствий. Однако, отныне предприниматель не сможет уволить своих работников, допустим по причине ликвидации предприятия, без всех необходимых выплат, как это было совсем недавно и происходит сейчас.
Коллективный договор подписывается работодателем только с одним профсоюзом, причем в него должно входить более 50% работников предприятия. Это положение отвечает интересам и работодателя, и работников и крупных хорошо организованных профсоюзов.
Кодекс четко оговаривает продолжительность рабочего дня, которая не может превышать 8 часов. Работник может быть привлечен к сверхурочной работе по своему согласию, при этом общая продолжительность дополнительных работ не должна превышать 120 часов в год.
В кодексе четко оговорено, что работодатель обязан вступить в переговоры с представителями рабочих в течение семи дней после вручения письменного уведомления об их начале. При этом участников переговоров работодатель не может уволить без согласия профсоюзов даже по сокращению штатов.
Существует практика, когда человек работает несколько лет на предприятии с численностью работающих более 30 человек и каждые, скажем, три месяца заполняет новый договор, не получая при этом ни отпускных, ни бюллетеней. В этом случае по новому согласованному Трудовому кодексу (в отличие от старого КЗОТа) количество срочных договоров значительно ограничивается, а срок, на который будет приниматься на работу человек, будет регулироваться не только Кодексом, но и коллективным договором, действующем на предприятии.
В течение предстоящих двух лет сохранится единый расчет потребительской корзины и МРОТ (минимальный размер оплаты труда) для всей России, а впоследствии планируется исходить из тех расчетов, которые будут представлять субъекты федерации.
Новый Трудовой кодекс - это документ, который отвечает требованиям сегодняшнего времени, рыночным условиям, тому характеру трудовых отношений, который складывается в России. В нем с высокой точностью прописана схема отношений работодатель - наемный работник, четко определены механизмы решения споров. Задача нового Трудового кодекса - усилить конкуренцию на рынке труда, и, в конечном счете, привести к повышению оплаты труда.
Действие нового Трудового кодекса приведет к повышению минимального уровня оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Некоторые задаются вопросом: не скажется ли это на инвестиционном климате, ведь одной из черт инвестиционной привлекательности является дешевая рабочая сила? Переход к повышению оплаты труда до уровня прожиточного минимума будет не одноразовым, иначе это грозит катастрофическим обвалом экономики, но поэтапным. С другой стороны дешевый труд - это низкокачественный труд, зачастую - неквалифицированный, поэтому, повышение зарплаты параллельно с процессом развития конкуренции на рынке труда - это ближайшая перспектива для практической деятельности. Уровень минимальной зарплаты (на сегодня - 300 р.) будет поэтапно приближен к уровню прожиточного минимума (1300 р.) до 2005 г.

***

III. О НЕОБХОДИМОСТИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ


Ныне действующая пенсионная система сложилась еще во времена существования советской системы, когда государство являлось единственным собственником и регулятором практически всех отношений в гражданской и хозяйственной сферах. Уравнительный характер этой системы сохранился и по сей день.

В России до сих пор пенсионеры, без учета реального вклада в пенсионную систему, получают слишком маленькую - ниже прожиточного миниума - пенсию. За счет граждан, имеющих достаточно высокий заработок и продолжительный стаж, выплачиваются пенсии нестрахового характера. До сих пор в стране действуют неоправданно великое множество льгот. Депутаты от левых продолжают линию на законодательное расширение круга граждан, имеющих право на льготы при начислении пенсии. Уровень пенсионного обеспечения все меньше зависит от размера страховых взносов. Все это вынуждает работодателей к поиску все новых способов уклонения от страховых взносов в Пенсионный фонд.

Сегодня пенсионная система России - это рудимент распределительного сознания и распределительных механизмов. Что касается "сознания", то по опросам ВЦИОМ в 51 регионе страны 80% (!) опрошенных считают, что только государство должно нести ответственность за пенсионное обеспечение. Однако следует признать, что уже в начале 90-х государство постепенно стало утрачивать свое тотальное влияние на пенсионное обеспечение. Старая система, которая предполагала прямую зависимость между числом работающих количеством пенсионеров, стала давать сбой. Так в настоящее время 100 активных работающих граждан фактически содержат 60 пенсионеров. В дальнейшем, если не предпринять мер, связанных с реформированием пенсионной системы, этот показатель будет только расти: к 2015 году на сто работающих будет приходиться 70 пенсионеров, к 2023 г. - 80, к 2023 г. - 90, а в 2056 количество пенсионеров превысит количество работающих и составит 108 человек! При этом уровень пенсии обязательно будет снижаться, ведь, согласно расчетов ВЦОМ, с каждым годом будут понижаться отчисления в Пенсионный фонд. Одновременно следует помнить и о критической ситуации с демографическим положением в России. Еще в марте нынешнего года Б. Грызлов, будучи руководителем фракции "Единство" в Государственной Думе, говорил о проблеме 2003 г.: "...Россия находится в состоянии демографического кризиса, грозящего перерасти в демографическую катастрофу". В этом смысле, по словам Б. Грызлова, "по мере старения общества распределительная пенсионная система становится все менее эффективной экономически, и более того, неплатежеспособной". Вместе с тем, неблагоприятное соотношение численности работающих граждан и пенсионеров в нашей стране определяется не только низкой рождаемостью, но и тем, что в сравнении с развитыми странами у нас установлен самый низкий возраст выхода на пенсию. Как это ни горько признать, но такая роскошь непозволительна для страны, чье экономическое положение, мягко говоря, не совсем благополучно.

Следует еще раз напомнить, что при нынешней, абсолютно устаревшей распределительной системе, работодателям не выгодно осуществлять выплаты в ПФ в полном объеме. В то же время государство уже не способно контролировать этот процесс. Впрочем, оно и не должно этого делать, поскольку единственная возможность улучшить положение дел с пенсиями - это постепенно, планомерно реформировать "причину болезни" - саму пенсионную систему России. Как уже говорилось, государство только до 91 г. ассигновало более 70% средств для пенсионных выплат, а, начиная с 90-х годов оно перестало быть главным источником пенсионного обеспечения. В настоящее время отчисления работодателей в Пенсионный фонд составляют 90%, а государственного бюджета всего лишь 6-8%.

Таким образом, ныне действующая пенсионная модель не удовлетворяет ни граждан, поскольку их пенсии крайне мизерны, ни работодателей из-за высокого уровня взносов в Пенсионный фонд, ни власть, поскольку низкий уровень пенсий вызывает перманентную социальную и, как следствие, политическую напряженность, ни субъекты Федерации, поскольку распределительная пенсионная система обязывает регионы-доноры отчислять из своих фондов средства на покрытие пенсионных обязательств дотационным регионам (впрочем, и сами дотационные регионы, конечно же, недовольны - размер этих отчислений не покрывает их нужд). Каков выход из этой ситуации? Очевидно, что повысить размер пенсии можно, лишь повысив доходы самой пенсионной системы. А это напрямую зависит от того, удастся ли создать стимул у работающей части населения к уплате отчислений в Пенсионный фонд. Таким стимулом, согласно концепции пенсионной реформы, должен стать переход от распределительной к накопительной пенсионной системе. В этом случае, как подчеркивает В. Пехтин, "размер пенсии будет находится в прямой зависимости от заработка работника, а не от запутанных и сложно исчисляемых процентов, как сейчас".

В чем же суть новой концепции пенсионного обеспечения?

Как сказал в одном из своих выступлений Ф. Клинцевич, очевидно, что принятие предложенных Президентом В. Путиным законопроектов позволит "молодым самим заработать себе пенсию и встретить безбедно старость". При этом и Президент, и Правительство уже идут по пути повышения пенсионного обеспечения: в течении 2000 и 2001 гг. ежеквартально повышается размер пенсий, а с 1 августа нынешнего года вводится 10%-я индексация пенсий, что позволит компенсировать пенсионерам издержки инфляционных процессов.

Пенсионная реформа предполагает, что пенсия должна складываться из двух частей. Первая часть - это гарантируемая государством всем гражданам России пенсия (социальная пенсия) в одинаковом размере и поэтапно повышаемая до уровня прожиточного минимума. На сегодняшний день эта задача отчасти реализована: социальная пенсия уже выплачивается вне зависимости от трудового стажа и не опускается ниже 450 руб.

Вторая часть пенсии - это те средства, которые гражданин будет получать в зависимости от объема перечисленных им (и только им) в Пенсионный фонд средств. Таким образом, чем больше личных накоплений в ПФ, тем выше размер второй части пенсии. Это и есть тот самый накопительный принцип, используемый во многих странах, когда работающее поколение делает отчисления, которые не направляются сразу же на погашение пенсионных выплат пенсионерам. Эти отчисления проходят стадию накопления, а затем инвестируются, после чего вместе с полученными от инвестирования доходами используются для пенсионного обеспечения только тех, кто осуществлял отчисления в накопительную систему.

У накопительной пенсионной системы есть свои неоспоримые преимущества перед ныне существующей распределительной - уравнительной системой. Назовем некоторые: накопительная система пенсионного обеспечения

не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя продолжает зависеть от темпов экономического роста;
обеспечивает справедливую дифференциацию пенсий, поскольку их размер в этом случае зависит только от объема накопленных за время работы средств и от эффективности инвестирования его накоплений;
позволяет, в отличие от существующей системы, "оживить" накопляемые пенсионные средства, эффективно инвестировав их в экономику страны;
сочетается с системой конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов, что приводит к демонополизации пенсионной системы, облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование;
позволяет каждому гражданину самому рассчитать приблизительный размер собственной пенсии. Возможно, это многим покажется небезынтересным уже сейчас. Схема расчета такова: сначала следует посчитать, какая сумма в рублях соответствует 14% вашей легальной зарплаты. Затем нужно умножить ее на 12 месяцев и на то количество лет, которое осталось до пенсии. Таким образом, при условии неизменности зарплаты, получится сумма вашего капитала на индивидуальном счете. Полученную цифру следует разделить на 17 лет (столько живет на пенсии среднестатистический пенсионер) и еще на 12 месяцев. Таким образом, результат составит накопленную часть ежемесячной пенсии. Согласно новой концепции пенсионного обеспечения, сумма накопления будет прирастать в соответствии с темпом роста зарплаты в стране и в соответствии с уровнем инвестиционного фонда.
Особо следует оговорить, что размер базовой пенсии будет ежегодно устанавливаться законом при принятии федерального бюджета.

Предлагаемая реформа пенсионного обеспечения - это стратегический вклад в будущее страны, в среднее и подрастающее поколение. Особую важность представляет необходимость максимально доступно и правдиво донести до молодых людей цели и задачи этой реформы.

Между тем, вполне понятно, что в ходе рассмотрения концепции пенсионной реформы, у многих непосвященных граждан, да и у специалистов возникает множество вопросов, связанных с деталями и характером столь важных для всей России преобразований. Постараемся, все же, ответить на многие из тех вопросов, которые могут возникнуть у читателя, пусть даже некоторые ответы и повторят ранее высказанные мысли.

Из чего будет состоять пенсия?

Пенсия будет состоять из базовой части, равной 450 руб., и страховой, размер которой полностью будет зависеть от суммы уплаченных страховых взносов.

Почему размер базовой части пенсии составляет 450 рублей?

При подготовке Программы пенсионной реформы было решено, что существующий единый социальный налог (взнос) в части направляемой в ПФР в размере 28% будет разделен на единый социальный налог, направляемый в федеральный бюджет в размере 14%, и страховой взнос в ПФР также в размере 14%.

450 руб. соответствуют 4% единого социального налога (взноса), распределяемого между всеми получателями пенсии, а также будут соответствовать с 01.01.2002 минимальному размеру оплаты труда.

Следует подчеркнуть, что увеличение базовой части пенсии неминуемо повлечет за собой возврат к существующей ныне системе уравнивания размеров пенсий, в то время как основным принципом проведения реформы является дифференцированный подход к размерам трудовых пенсий, что соответствует ожиданиям граждан от проведения пенсионной реформы.

Будет ли влиять трудовой стаж на размер пенсии?

При расчете страховой части пенсии ее размер будет зависеть от суммы уплаченных страховых взносов, которые будут отражаться на индивидуальных лицевых счетах граждан в системе персонифицированного учета. При этом учет трудового стажа будет вестись через учет периода их уплаты.

Кроме того, для лиц, которые приобрели основную часть трудового стажа по старому пенсионному законодательству, будут сохранены права в новой системе через процедуру конвертации и определения расчетной величины начального пенсионного капитала.

Будут ли приняты какие-нибудь решения по пенсиям за выслугу лет?

Для работников, имеющих право на пенсию за выслугу лет, предусмотрено решение этого вопроса в рамках Закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации".

Что касается работников бюджетной сферы (медицинские и педагогические работники), по ним будет принято отдельное решение, и пенсии им будут выплачиваться.

Что предусмотрено в законопроекте, чтобы поддержать уровень пенсий не ниже прожиточного минимума?

Программой пенсионной реформы определено, что базовая часть трудовой пенсии будет поэтапно приближаться к прожиточному минимуму пенсионера. Кроме того, размер базовой части пенсии будет приниматься при рассмотрении федерального бюджета на соответствующий год.

Что будет сделано для получателей двух пенсий?

Получатели двух пенсий будут получать одну трудовую пенсию по закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и вторую - за счет средств федерального бюджета по закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Сохранятся ли в новом законодательстве льготы по пенсионному обеспечению лиц, занятых на работах с особыми условиями труда?

Предусматривается сохранение льгот для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, имеющими не менее половины требуемого стажа на соответствующих работах. Пенсия им будет назначаться с учетом всех льгот и привилегий, которые существуют в действующем законодательстве.

Для граждан, которые имеют менее половины требуемого специального стажа, а также принятым на соответствующие работы после вступления в силу данного Закона, пенсионное обеспечение предполагается осуществляться в рамках Федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации", который будет регулировать досрочное пенсионное обеспечение.

Как будут обеспечены права получателей повышения пенсий за особые заслуги перед государством?

Для лиц, получающих повышения за особые заслуги перед государством, права будут сохранены через механизм конвертирования в пенсионный капитал,

Кроме того, лицам, имеющим особые заслуги, будет устанавливаться дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Российской Федерацией" и финансируемое из средств федерального бюджета.

Будет ли платиться надбавка на уход лицам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, предусмотренная действующим законодательством?

Данная норма реализована через размер базовой части пенсии, так, например, лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимися инвалидами 1 группы, базовая часть пенсии определяется в размере 900 руб., что в два раза больше обычной базовой части пенсии, устанавливаемой в размере 450 рублей. При этом следует отметить, что в настоящее время надбавка на уход этим категориям пенсионеров устанавливается на уровне минимальной пенсии по старости - 165 рублей.

Как и как часто будет осуществляться индексация пенсии?

Размер базовой части пенсии будет индексироваться исходя из уровня роста цен на потребительские товары и услуги в соответствии с законом о федеральном бюджете ежеквартально.

Страховая часть пенсии будет индексироваться один раз в год, учитывая средний рост заработной платы в Российской Федерации за предшествующий период.

Учитываются ли региональные особенности при определении размера пенсии (Крайний Север)?

Региональные особенности учитываются через заработок (на Крайнем Севере через районные коэффициенты и северные надбавки). Новая пенсионная формула при расчете страховой части пенсии не содержит ограничений по заработку, поэтому при определении страховой составляющей пенсии полностью будут учитываться заработки этих лиц.

Предусмотрено сохранение всех действующих льгот для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом необходимо учесть, что, несмотря на ранний выход на пенсию, ожидаемый период ее получения увеличиваться не будет.

Вместе с тем предусмотрено введение обязательного профессионального пенсионного страхования, которое будет учитывать как особенности профессиональных рисков, так и особенности работы граждан в экстремальных природно-климатических условиях. В этой связи будут создаваться региональные профессиональные пенсионные системы, которые в дополнение к трудовой пенсии будут устанавливать дополнительную пенсию.

Будет ли включаться в стаж учеба и другие нестраховые периоды для получения базовой части пенсии?

Для получения базовой части пенсии, выплачиваемой всем гражданам за счет средств единого социального налога, требуется не менее 5 лет стажа, причем этот стаж может полностью состоять из нестраховых периодов, таких как служба в Армии, время получения пособия по безработице, уход за ребенком в период нахождения в оплачиваемом отпуске и т.д.

Что касается включения в стаж времени обучения, то разработчики законопроекта исходили из того, что учеба связана с получением профессии или повышением квалификации и после ее окончания гражданин может претендовать на более высокие заработки.

Что не может старая и сможет новая пенсионная система?

При нынешней пенсионной модели никто не может самостоятельно рассчитать свою пенсию, система расчета запутанна, обязательства государства четко не определены.
В случае поэтапной реализации новой пенсионной модели каждый гражданин легко может рассчитать свою пенсию на основе регулярно поступающих к нему данных о пенсионных накоплениях, при этом обязательства государства ясны и конкретны.
1. В существующей системе пенсионного обеспечения учитываются либо заработок только за последние два года, либо за любые пять лет подряд, т.е. имеется возможность не платить налоги (взносы) в Пенсионный фонд в течение практически всего периода трудовой деятельности и только в последние два года подумать о пенсии и ее размере.

2.В новой системе зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всей трудовой деятельности. На перераспределение идет только половина нынешнего тарифа-14%. Вторая половина накапливается в виде пенсионных обязательсв государства перед конкретным работником.

1.В существующей пенсионной системе отсутствуют реальные стимулы для работника к полному предъявлению зарплаты для уплаты с нее налога и страховых взносов. В итоге взносы выплачиваются лишь с легальной части зарплаты, составляющей в среднем 35,8% от доходов населения, и не превышает 10% от общего объема доходов.

2. Согласно новой системе работник стимулируется к предъявлению полной зарплаты для уплаты с нее налога и страховых взносов. Создаются условия для вывода реальной зарплаты из "тени".

1. При действующей пенсионной системе размер пенсий отстает от стоимости жизни и прожиточного минимума пенсионера.

2. При новой системе появляются условия и возможности для повышения пенсии до уровня прожиточного минимума как за счет вывода размера зарплаты из "тени", так и за счет ее повышения.

1. Нынешняя пенсионная система порождает социальную нестабильность, вызывает конфликт поколений, работников и работодателей, дестабилизирует власть.

2. Новая система пенсионного обеспечения призвана обеспечить условия для взаимопомощи поколений и социального партнерства.

1. Действующая пенсионная система приводит к тому, что сборы на выплату пенсий ложатся тяжким бременем на экономику.

2. Новая система пенсионного обеспечения за счет накопительной части страхового сбора создает инвестиционный ресурс "длинных денег" (со сроком востребования в 25 - 30 лет). Таким образом, пенсионная система не только обслуживает граждан пожилого возраста, но и реально работает на развитие отечественной экономики.


***

IV. О НЕОБХОДИМОСТИ РЕФОРМЫ ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня


Положение дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства является поистине катастрофическим. По оценкам специалистов, системы жизнеобеспечения российских городов изношены на 50-70%, примерно четверть коммуникаций давно уже отслужили свой срок. Приблизительно потери из теплосетей равняются 30%, а водопроводных сетей еще больше. Ежегодно убытки из-за утечки воды составляют по стране порядка 6,1 млрд. долл. Перерасход электроэнергии для поддержания напора в "заросших" и прогнивших трубах в целом исчисляется суммой в 6,2 млрд. долл.

За последние десять лет аварийность возросла в пять раз. Так, если в начале 90-х годов на 100 км. коммуникаций приходилось 15-20 аварий, то в прошлом 2000 году произошло 200 аварий на 100 км. сетей водоснабжения и канализации и 200 аварий на 100 км. теплотрасс. Уровень надежности жилищно-коммунальных коммуникаций в десятки раз ниже, чем в европейских странах и представляет реальную угрозу не только здоровью, но и жизни миллионов россиян. Стоит вспомнить, только в Москве за одну лишь зиму 1998 г. из-за возникших пустот, в результате размывания почвы стоками прогнивших коммуникаций, провалилось несколько зданий.

75% существующего жилищного фонда - это самые энергозатратные в мире дома из сборного железобетона. Очень важно при этом знать, что на теплоснабжение этого фонда затрачивается примерно 430 млн. т условного топлива, что в 2,3 раза больше, чем расходы топлива на производство электроэнергии! Крайне низкое качество жилищного фонда, изношенность систем обеспечения привело к тому, что у нас расходы тепла на обогрев 1 м выше в 2,5 - 4,5 раза, чем в Швеции или Финляндии, в которых климат весьма схож с климатом европейской части России.

Одна из серьезнейших проблем - крайне низкое качество воды. Каждая пятая проба воды не отвечает стандартам качества по химическим показателям и каждая восьмая - по бактериологическим. Отметим, что практически бесплатная, но ужасно загрязненная вода, льющаяся из наших устаревших очистительных систем и прогнивших трубопроводов, вызывает до 80% всех известных болезней, на 30% ускоряет старение организма. Самые неблагополучные в этом отношении регионы: Северный, Дальневосточный, Калининградский. А вот в Екатеринбурге вода из крана признана "технической"! Она непригодна для приготовления пищи. К тому же потребление воды в России превышает в 2-3 раза потребление в самых благополучных странах. Существующая система неоправданно расточительна!

Кризис в Приморье - только начало, как это ни страшно произносить, грядущих катаклизмов. При этом следует отметить, что отечественный жилищно-коммунальный комплекс - один из самых убыточных сегментов российской экономики. Крупнейший в России монополист, система, практически неподдающаяся контролю, огромный аппарат бесполезных бюрократов и взяточников (4 млн. человек!) - система-то функционирует до сих пор по инерции, на импульсе, заданном еще в советское время - ЖКХ стало непосильной обузой для всего государства, для каждого в отдельности гражданина. В 1996 г. затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг только населению (исключая организации) составали более 255 млрд. рублей, что составляет более 26% всех расходов бюджета страны за тот же год!

Президент В. Путин о реформе ЖКХ

В своем обращении к членам Государственного Совета Президент В. Путин отметил, что "многочисленные аварии в коммунальном хозяйстве страны не являются итогом чрезвычайных происшествий. Кризисы, которые постоянно возникают то в одном, то в другом регионе были, к сожалению, запрограммированы, и к ним привела не только бесхозяйственность, а, прежде всего, наша привычка откладывать решения на потом". И это в условиях, когда на бумаге, в документах вот уже более трех лет существует концепция реформирования ЖКХ".

Необходимость в постепенной, поэтапной реформе, обновлении жилищно-коммунального комплекса назрела очень давно. Еще в 1993 г. в Государственной целевой программе "Жилище" отмечалось, что ЖКХ оказалось в критическом состоянии. Главными причинами, определившими кризис ЖКХ, являются неэффективность и затратность, проводившейся в советское время градостроительной и жилищной политики. Правда, стоит признать, что уже сегодня, в условиях свободного рынка, мы имеем дело с существованием ряда крупных строительных монополий, диктующих потребителю как неоправданно завышенную ценовую политику, так и упорно продолжающих строить энергоемкое и некачественное жилье. Так успешно капитализированный сектор - жилищное строительство - вошел в молчаливое и обоюдовыгодное соглашение с крупнейшим эксплуатационщиком - ЖКХ.

Следует признать, что до сих пор законодательство Российской Федерации однозначно не устанавливает органы, ответственные за создание, состояние и развитие ЖКХ. В этом хозяйстве никто ни за что не отвечает, а телефоны ЖЭКов всегда "заняты", крыши домов текут, грязь в подъездах... Как сказал Президент, необходим "вывод из мертвой спячки самой системы ЖКХ. Сейчас это - одна из самых нерыночных, самых застойных и отсталых отраслей. Реструктуризация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства - одна из базовых задач. Рынок услуг в этой сфере надо открывать и для частного бизнеса. Только так можно обеспечить здесь развитие конкурентной среды".

ЖКХ, хотя и является поистине раковой опухолью, но эта болезнь унаследова в числе многих от недавнего прошлого, с его обязательной распределительной и уравнительной системой. Поэтому, не менее мучительно многими воспринимается необходимость реформы пенсионной системы, трудовых отношений и т.д. Очевидно, что успешное реформирование ЖКХ возможно лишь при условии одновременного проведения структурной перестройки и модернизации всех тех отраслей экономики, которые, так или иначе, связаны с жилищно-коммунальным хозяйством. Совершенно бесспорным является необходимость упорядочения бюджетных отношений, разграничения полномочий всех уровней власти и создания механизмов жесткого контроля за соблюдением бюджетных обязательств. Статистика показывает, что уровень неплатежей промышленными предприятиями и организациями бюджетной сферы в 4 раза (!) превышает уровень неплатежей населения. На сегодня всеобщее неисполнение договорных обязательств во многом определяет энергорасточительность всей системы ЖКХ. Абсолютное большинство потребителей тепло- и электроэнергии, воды руководствуются одним принципом: "мне все равно, сколько все это будет стоить, поскольку платить я все равно не буду!" Это говорит лишь об одном: реформа ЖКХ означает наведение порядка в бюджетной сфере в части безоговорочного исполнения обязательств. Необходимо усовершенствовать, ужесточив Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ, устанавливающих административную и уголовную ответственность за неисполнение закона о бюджете, не целевое использование бюджетных средств, отказ или неполное перечисление средств получателем бюджетных средств, несвоевременное осуществление платежей по бюджетным обязательствам и другие нарушения бюджетного законодательства.

В настоящее время сложилась ситуация, когда местные органы власти остались один на один с острейшими проблемами, связанными с ЖКХ, в то время как федеральная власть и власти субъектов федерации попросту открещиваются от всего, что с ним связано. По словам В. Путина, "из вопроса местного, отраслевого значения реформа ЖКХ переросла в важнейший вопрос государственной и социально-экономической политики. Поэтому подключиться к его решению нужно всем - и субъектам Федерации, и Правительству, и Федеральному Собранию". При этом одним из принципиальных факторов при проведении реформы, по мнению В. Путина, должно быть четкое разделение полномочий и ответственности между всеми уровнями власти. Одновременно одним из ключевых моментов предстоящей реформы Президент называет "четкость поставленных задач и их выполняемость".

Надо признать, что в последние годы было сделано немало для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки проблему ЖКХ. В марте 1996 г. были одобрены Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", о которой мы уже упоминали. Собственно программа "Жилище" предусматривала создание четкой правовой базы для проведения жилищной реформы, преодоление сокращения объемов жилищного строительства и его демонополизацию, поэтапный переход жилищной сферы в режим безубыточного функционирования и защиту малообеспеченных граждан, демонополизацию ЖКХ, включая обслуживание и ремонт жилищного фонда, комплексный подход к решению вопросов землепользования и приватизации земли, развития инженерной инфраструктуры. На новом этапе реализации программы "Жилище" впервые предполагалось осуществить комплексный подход к жилищному строительству и ЖКХ, урегулировать правовые вопросы, связанные с порядком содержания части недвижимости и др. К сожалению, многое в этой программе оказалось нереализуемым. Так одна из задач - снижение потребления энергии при эксплуатации жилья в 2 - 2,5 раза, что "позволило бы приблизить ее расход к среднемировому уровню", была "провалена" по одной причине - расточительство воды у нас более чем в три раза выше, чем в развитых странах! Так или иначе, но практически ни одна из поставленных задач по реформированию ЖКХ выполнена не была. Одним из самых главных проявлений полного краха жилищно-коммунальной реформы в постсоветское время является то, что, во-первых, так и не удалось сформировать эффективную систему информирования населения о цели и задачах реформы и, во-вторых, инициаторы реформы не смогли создать систему стимулирования населения и организаций ЖКХ к бережному, экономному отношению к энерго- и водоресурсам. До сих пор никто не заинтересован в сокращении потерь электроэнергии, тепла, воды, газа. В стране, где огромное число людей живут за чертой бедности, а большинство россиян просто сводит концы с концами, никто не стремится к экономии. Парадокс! Как подчеркивает Президент В. Путин, один из важнейших факторов возможности проведения заключается в том, что "сами граждане России должны стать заинтересованными участниками этих реформ. Мы должны быть убедительными, должны добиться полного понимания со стороны граждан России того, что мы делаем".

Причина кризисного положения в том, что жилищно-коммунальное хозяйство и все отношения, возникающие в сфере ЖКХ, являются рудиментом распределительной советской системы, когда "все принадлежало всем" и никому одновременно. ЖКХ сегодня - это пример вопиющей социальной несправедливости! Подтверждает это сама система бюджетных дотаций на оплату жилья и коммунальных услуг, размер которых определяется практически исключительно размером жилья. То есть, чем больше жилище, тем на больший размер дотации можно рассчитывать. При этом наименьшие дотации получают граждане, проживающие в частном городском секторе и в сельской местности (а это 22% от всего населения) и приобретающие для бытовых нужд газ в баллонах, дрова, уголь, которые дотируются по минимальному тарифу по сравнению с централизованными коммунальными услугами. Люди, ежедневно ощущающие на себе весь "комфорт" жизни при угольных или дровяных печах, керосинках фактически платят за все это больше, нежели население, проживающее в комфортабельных квартирах. Это социальная справедливость?

Сегодня вокруг предстоящей реформы нагнетаются нешуточные страхи. Левые вновь эффектно и, как это ни горько признать, эффективно обыгрывают тезис о "продолжении грабительского антинародного курса", который в сфере реформы ЖКХ выражается, по их мнению, исключительно в 100%-й оплате населением коммунальных услуг. Как всегда, они выдергивают факт из контекста и строят свою пропаганду на непозволительно вольных и безответственных интерпретациях. Тем более отрадно то, что власть в лице Президента не обходит этот вопрос молчанием, но наоборот, фокусирует на нем особое внимание: "сегодня, - как говорит В. Путин, - подавляющее большинство граждан относятся к грядущим переменам, как к очередной угрозе повышения платы за коммунальные услуги и все. В связи с этим хотел бы подчеркнуть: решать проблемы ЖКХ за счет ухудшения условий жизни людей экономически невозможно, мы не имеем на это права". Вообще-то нашим ярым оппонентам слева стоило бы внимательнее отнестись к тому, что Президент и в своем Послании Федеральному Собранию, и в других публичных выступлениях постоянно подчеркивает, что именно человеческий фактор - самая прочная основа для реформ, что сами реформы должны проводиться не "ради реформ", а для улучшения жизни рядового россиянина. Что касается деятельности "Единства", то одним из главных направлений должно стать самое тесное взаимодействие с местными органами власти. Это в интересах как местной власти, Партии "Единства", так и в интересах населения, которое должно знать правду о цели и задачах реформы ЖКХ, а не руководствоваться одной лишь коммунистической пропагандой (которая, кстати, поставлена весьма неплохо, поскольку в данном случае полностью соответствует корпоративным интересам самой тоталитарной "секты" российской экономики - ЖКХ).

Мы уже говорили о том, что одним из основных важнейших параметров реформирования ЖКХ, направленного на улучшение качества обслуживания, ответственности поставщиков коммунальных услуг перед потребителем и создание условий для экономного и бережного использования ресурсов потребителем является поэтапное, системное реформирование всех тех сфер, которые оказывают влияние на состояние ЖКХ. Президент делает на этом особый акцент: "особое внимание хотел бы обратить на этапность. Знаю, что в проекте программы, которую готовит Правительство, основное внимание уделяется принципам организации работы. Но мы вчера на Президиуме Госсовета обсуждали, и я согласен с теми руководителями регионов, которые считают, что в программе должны быть прописаны и определенные этапы". Так, что об обвальном, лавинообразном, бесконтрольном скачке цен на коммунальные услуги не говорит никто. Кроме Геннадия Андреевича Зюганова, конечно...

Одной из таких сфер, безусловно, является нормативно-правовая база: "на федеральном и региональном уровнях должна формироваться нормативно-правовая база предстоящих реформ. Эта работа должна быть четко скоординирована. Полноценная законодательная база - залог работающих экономических отношений. На федеральном уровне необходимо, прежде всего, отладить механизмы принятия обоснованных тарифов. Они должны соответствовать той социально-экономической политике, которую проводит государство" (из выступления В. Путина перед Госсоветом 29 мая).

Другой важнейший элемент реформы ЖКХ, на который обращено внимание - это тщательный, детальный аудит, ревизия всего жилищно-коммунального комплекса, всех затрат в сфере ЖКХ. Первый и, возможно, главный шаг реформы - это внедрение ресурсозберегающих технологий, повсеместная установка счетчиков тепла, воды, газа. По оценкам рабочей группы госсовета, только за счет этой меры возможно снизить нерациональные затраты бюджета на ЖКХ почти в 2 раза. Да и населению это должно быть выгодно: одно дело, когда ты платишь за горячую воду вне зависимости от того, есть она в кране или нет ее неделю (две, месяц), а другое, когда ты, основываясь на показаниях счетчика, вправе обоснованно отстаивать законные интересы семейного бюджета.

Отдельно хотелось бы остановиться на пресловутом вопросе о 100%-й оплате коммунальных услуг. Это один из узловых тезисов предстоящей реформы, вокруг которого ходит столько слухов, нагромождаются самые немыслимые и устрашающие мысль рядового россиянина конструкции, что обойти его никак невозможно, да и не нужно, поскольку, следует прямо сказать: переход к 100%-й оплате коммунальных услуг будет осуществлен. Но этот переход будет осуществлен не в одночасье, не "завтра вдруг" и не для всех без исключения категорий граждан. Никто не скажет: "вот тебе, бабушка и Юрьев день!" . Внимательно отнесемся к словам Президента, произнесенным 16 февраля на совещании по вопросам ЖКХ: "мы должны, наконец, перейти на 100-процентную оплату коммунальных услуг гражданами с высоким уровнем доходов. Хочу это подчеркнуть, с высоким уровнем доходов. Не всех подряд. Только оперативное принятие этих мер позволит перейти к решению стратегической задачи - реструктуризации всего ЖКХ".

Три этапа реформы ЖКХ

Разработчики Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства (Госстрой, Министерство экономического развития, рабочая группа Государственного Совета по реформе ЖКХ, ряд других министерств и ведомств) предполагают ее реализацию в три этапа.

Первый этап реформы предусматривает инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию задолженности бюджета и населения перед предприятиями ЖКХ при осуществлении последующей отмены дотаций ЖКХ. Предполагается провести комплекс мероприятий, призванных стать жестким регулятором отношений между бюджетными учреждениями и органами власти с одной стороны и поставщиками коммунальных услуг с другой стороны. Возможно, одним из таких регулирующих механизмов станут так называемые административные договора, обеспечивающие административную ответственность сторон за одностороннее нарушение обязательств, которые будут действовать наряду с гражданско-правовыми договорами. Широкое внедрение административных договоров положит предел ситуации, когда поставщик коммунальных услуг по своему усмотрению расторгает договора с потребителем этих услуг. Всем известна нынешняя ситуация, когда в больницы, родильные дома и школы прекращается подача тепла и света за долги! Этому процессу должно сопутствовать создание административной юстиции - Административных судов для рассмотрения всех споров между поставщиком коммунальных услуг и их потребителем и ликвидации всякого волюнтаризма в этой области. На данном этапе должна быть решена проблема абсолютной непрозрачности бюджетов всех уровней в части расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг. Вопиющим является положение, когда практически невозможно оценить объемы государственных ассигнований на оплату бюджетными организациями потребляемых ими коммунальных услуг. Расходы бюджетных организаций на оплату коммунальных услуг должны пройти соответствующую оценку и быть представлены в бюджете РФ и бюджетах субъектов федерации как отдельный вид расходов. Однако первый этап это, прежде всего, сбор, систематизация и классификация информации обо всем ЖКХ и "привязанных" к нему других сфер экономики. Одновременно это процесс подготовки экономического обоснования стоимости коммунальных услуг, математический расчет масштабов и характера предстоящего перехода к адресной системе социальной поддержки и адресного бюджетного субсидирования.

Второй этап, по всей своей логике вытекает из реализации задач первого этапа, и предусматривает развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве и создание системы регулирования естественных локальных монополий. В значительной степени суть реформы на втором этапе заключается в окончательном создании и обеспечении действенности нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере ЖКХ. Подразумевается, что реформа ЖКХ под государственным антикризисным управлением не должна быть сведена исключительно к командно-административным мерам, что было уже не раз и привело к полному упадку этого комплекса. Дебюрократизация системы ЖКХ - задача, которая, в случае ее решения, откроет двери успеху реформы. Поскольку реформа предполагает отход от субсидирования абсолютно всех потребителей коммунальных услуг, предстоит разработать и внедрить эффективный механизм проверки обоснованности заявленной каждым в отдельности гражданином своей неплатежеспособности. Прозрачный механизм работы с неплатежеспособной категорией населения, отсутствие чиновничьего произвола и бюрократии - очень сложная задача, которая может быть решена только при содействии региональных властей и местного самоуправления.

Немаловажным представляется принятие необходимых законодательных актов, устанавливающих запрет на изменение тарифов на коммунальные услуги естественных монополий ЖКХ в течение текущего финансового года. Любые изменения тарифной политики должны фиксироваться до принятия законов (решений) о бюджете на следующий финансовый год. Это позволит урегулировать как сам механизм принятия бюджетов, так и повысить надежность функционирования естественных локальных монополий.

Создание основ для конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг - это демонополизация ЖКХ. Сейчас эта монополия работает из рук вон плохо, можно сказать, что ресурс ее исчерпан и подтверждение этому в серии непрекращающихся ЧП на всей территории России. Коммунальные услуги, предоставляемые нынешним монополистом - ЖКХ, крайне низкого качества. А потребитель этих услуг должен иметь право на гораздо лучшее качество, которого возможно достичь только при условии существования как минимум нескольких конкурентных коммунальных структур.

Третий этап предполагает создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального комплекса. В ходе этого этапа реформы будут апробированы механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов. Государство должно провести ряд мер, призванных снизить риски будущего инвестирования и кредитования в ЖКХ, предоставив твердые государственные и муниципальные гарантии. Следует учитывать, что третий этап - это естественный процесс капитализации данной отрасли. В мире почти нет государств, в которых никто не вкладывал бы средства в ЖКХ. Этот комплекс по своей природе - экономически привлекателен. Если вспомнить дореволюционную Россию, то мы увидим, что государство содержало только богадельни - дома для неимущих и инвалидов. Весь остальной жилищный комплекс был в частных руках. Не поэтому ли до сих пор нас до сих пор радуют своей прочностью, красотой и своей индивидуальностью дома XVIII, XIX - начала XX века, в то время как жилища 60-90-х гг. века XX принадлежавшие и эксплуатировавшиеся советской госмонополией, представляют такое жалкое и уродливое зрелище всего лишь через несколько десятков лет?

Очевидно, что привлечь инвестиции в жилищно-коммунальный сектор возможно лишь при соблюдении ряда условий:

Повышения прозрачности всех процедур формирования тарифной политики ЖКХ.
Модернизация кадровой политики и подготовка нового поколения менеджеров для ЖКХ.
Реструктуризации и ликвидации задолженностей в сфере ЖКХ.
Планомерном, поэтапном переходе к полной оплате жилищно-коммунальных услуг при одновременном формировании эффективных, действенных органов, призванных обеспечить меры адресной социальной защиты малоимущих слоев населения.
Обеспечения эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделяемых на модернизацию ЖКХ.
Усиления контроля за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в сфере ЖКХ.
Введения системы сбора и обработки информации об основных изменениях в жилищной сфере России, приватизации жилья, данных о затратах на жилье и коммунальные услуги, тарифах и субсидиях, платежах и задолженности потребителей коммунальных услуг, а также об участии частного сектора в обслуживании жилья.
Создание системы ресурсосбережения (установка счетчиков расходования воды, газа и тепла).


Составитель: Г.И. Моро
Под общей редакцией
В.А. Пехтина, С.А. Попова
Москва - 2001


Док. 288170
Опублик.: 28.03.07
Число обращений: 365

  • Моро Герман Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``