В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
НТВ как зеркало русской революции Назад
НТВ как зеркало русской революции
Всех революционеров можно разделить на идеалистов и прагматиков. Первые строят светлое будущее для других. Вторые исключительно для себя. Даже мудрые люди утверждали, что революцию совершают идеалисты, а ее плодами пользуются негодяи.

НТВ являлся безусловным лидером всех последних революций. Глашатаи, главари. И на баррикадах стояли и на войне воевали и в плен попадали. За это им честь и хвала. По своей прежней работе в управлениях информации ФСБ, МВД и правительства я всегда считал, вопреки устойчивому убеждению госчиновников, что журналисты НТВ (многие работают теперь на 6 канале) представляли самый государственный канал. Яркий, привлекательный, острый, в отличие от их соседей, которые будучи государственными (или частично) вообще не понятно на кого работали. Вспомним Чечню, кризисы в Правительстве и другие катаклизмы. С НТВ было хоть ясно, кто хозяин, с кого спросить, к кому обратиться.

И это было именно так, потому, что взаимоотношения между ними и властью всегда строились на вполне логичном принципе - каждый имеет свою точку зрения и имеет право ее излагать.

Возможно ошибусь, но убежден, что обстоятельства нынешнего конфликта между НТВ и государством, а теперь и 6 канала имеют несколько аспектов, и, наверное, финансовый не самый главный.

На протяжении последних месяцев идут разговоры о то, чтобы законодательно разграничить права государственных и частных СМИ.

Некоторые пресс-службы и госчиновники не дожидаясь Закона или Указа о подобной градации уже разделили информационную поляну на "своих" и "чужих". И естественно, как наиболее яркий, острый канал НТВ, попал в опалу. Его корреспондентам стало сложнее получать информацию из официальных источников, добиваться аудиенции у многих должностных лиц. Естественная реакция ограниченных людей воспринимающих мир только в двух цветах. А как на это должны реагировать журналисты? Тем более что себя они считают "вечно живыми", а чиновников временными обитателями кабинетов. И потому стали платить той же монетой, точнее критикой власти.

Последнее десятилетие вообще внесло серьезные коррективы в то, что вчера мы называли гласностью. И здесь дело не только в том, что обществу стало неинтересно что творится за закрытыми дверями Белого дома, МВД. ФСБ или других министерств. Просто стало серьезно меняться отношение внутри государственных органов к работе со СМИ в целом и отдельными журналистами в частности. Примечательно, что один профессионал отметил "вчера надо было иметь мужество чтобы не ответить на запрос СМИ, сегодня - наоборот - чтобы ответить". Охлаждение отношений это не наступление на свободу печати или слова. Мало кто на нее может посягнуть в классическом тоталитарном значении. Но то, что это свидетельство падения уважения к прессе, которая для многих стала просто инструментом для сведения корпоративных и личных споров очевидно. Я уже отметил, что в ситуации с НТВ несколько аспектов. Одним из таковых является выработка иммунитета на критику среди госчиновников. Они перестали дрожать от справедливых и несправедливых "наездов" реагируя на них по принципу "Да пошли они..." (имеется ввиду журналисты). Более того у чиновников помимо развившейся гордыни, повышенной обидчивости, прорезались и зубы. Иски в суды стали нормой во взаимоотношениях СМИ и власти. И хотя одни другой стоят, отсутствие диалога между субъектами ничего хорошего не приносят. Один пример: Президент Путин своей встречей с коллективом НТВ вроде бы дал отмашку своим вассалам. Ан нет. И пример Президента им не Указ. Как саботировали НТВ чиновники, распространив негласное предписание среди ведомств - с этим каналом никаких контактов, так и продолжают саботировать, давая возможность журналистам перевести те самые стрелки. Так значит предпосылки для угрозы свободе слова все-таки есть?

Журналисты вообще сначала НТВ, а затем 6 канала попали в свои же собственные силки. Они так долго и рьяно отстаивали право частной собственности, незыблемость экономических законов и принципов рыночной (капиталистической) экономики, что это произошло. Случилось то, что случилось. В данном случае ни у государства ни у телеканалов не оказалось того бездонного кармана из которого можно было брать, брать, брать...

А следовательно расплата за жадность неотвратимо наступила. И единственный для них выход перевести стрелки на проблему свободы слова. Ход неуклюжий, но ложащийся на благодатную почву. Что говорить с гласностью стало больше проблем. И жить по принципам СМИ начала девяностых годов становится сложнее. Сегодня на повестке дня стоит не проблема слова, а проблема "торговли словом". И на примере конфликтов на каналах это видно наиболее отчетливо.

Но посмотрим на проблему с другой стороны. Скандал не может продолжаться бесконечно. Нельзя частными проблемами одной телекомпании на протяжении месяца морочить голову всей стране. Понимают ли профессионалы НТВ работающие ныне на 6 канале, что каждый день отсутствия диалога с новым, пусть не очень приятным, а может совсем неприятным руководством, работает против них? Или они не идут на него понимая, что лафа кончилась. Кончились времена запредельных окладов отдельных бронзовых от собственной значимости лидеров канала. Кончилась черная касса и черный нал. Кончились времена агажированности и заказухи. Дело (деньги) надо делать! (Во всяком случае, так полагает новое руководство).

Понимая и принимая тезис о необходимости сохранить творческие коллективы, к которым привык зритель, мало кто задумывается о том, что любой театр рождается, живет и умирает. Об этом еще К. Станиславский писал. А в нынешнее время для рождения новых театров (читай газет, журналов, телеканалов, программ) имеются неограниченные возможности. Только в Москве более 20 тысяч профессиональных (может быть даже более профессиональных, чем на НТВ), но голодных и не имеющих возможности самореализоваться журналистов. И многие из них не раскрылись только потому, что не было в их жизни Гусинского или Березовского. Я уважаю журналистов 6 канала, но отдаю отчет в том, что их профессионализм, это не только их личные качества. Это заметим и материально техническая база, созданнная на чужие деньги это и финансовые возможности, которых лишены их коллеги на других каналах. То, что нередко называется "кормушкой". И еще не факт, что оказавшиеся у нее другие люди сделают канал хуже. Об этом стыдливо молчат те, кто пытается вести разговор в конструктивно-экономическом русле. Но несмотря на это каждый в глубине души понимает, что незаменимых людей нет. Тем более на информационном поле брани. Сколько талантливых, любимых народом журналистов и дикторов ушло в небытие. Они тоже казались незаменимыми. И с головой и с дикцией у них было все в порядке... Многие нашли свое применение в других областях, но мы помним и Михаила Лещинского, и Александру Ливанскую, и Сергея Ломакина, и Владимира Захарова, и Владимира Мукусева, и Александра Политковского, и Владимира Молчанова, и Александра Тихомирова, и многих многих других... Как редко мы их видим, потому, что выпали они из гнезда.

Может это обстоятельства заставляет так рьяно бороться за выживание коллектива под руководством Евгения Киселева? Не хотелось бы чтобы законы коллектива, как общности людей там подменились законами стаи.

Может быть есть смысл, отбросив ложные представления о свободе "собственного слова" задуматься об этом?


Александр Михайлов
осень 2001 г.


Док. 288133
Опублик.: 28.03.07
Число обращений: 340

  • Михайлов Александр Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``