В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ответы заместителя руководителя Федерального космического агентства Носенко Юрия Ивановича на вопросы слушателей Российской Государственной радиовещательной компании `ГОЛОС РОССИИ`. Назад
Ответы заместителя руководителя Федерального космического агентства Носенко Юрия Ивановича на вопросы слушателей Российской Государственной радиовещательной компании `ГОЛОС РОССИИ`.
Ведущий программы - Армен Оганесян

Добрый день. Программа "Визави с миром" приветствует слушателей радиокомпании "Голос России", радиокомпании "Маяк" и зрителей телеканала "Звезда". Сегодня у нас очень интересная и популярная тема. Новое дыхание космодрома "Байконур". Можно ли летать по одиночке на Луну и Марс? Что такое отечественная навигационная система ГЛОНАСС, и что такое космическое саке? Видите, очень много вопросов, все они связаны с космосом, и поэтому наш гость сегодня - заместитель руководителя Федерального космического агентства Носенко Юрий Иванович. Спасибо, что выбрали время прийти к нам. Давайте ответим на вопрос москвича. Пожалуйста.

"Меня зовут Дмитрий Беляев, я - филолог из Москвы. С детства меня интересует все, что связано с космосом, особенно с международными проектами. И вопрос у меня к вам такой. Прошло сообщение, что 8 июня с космодрома "Байконур" планируется запуск казахского спутника связи. Я знаю, что это первый такой национальный проект - выход в космос, первый спутник, и это, конечно, огромное событие для Казахстана. А не могли бы вы рассказать об этом поподробнее? Спасибо за ответ".

Здравствуйте, Дмитрий. С удовольствием отвечу на ваш вопрос. Действительно, вопрос очень актуален, потому что это событие очень близко сегодняшнему дню. Я бы только внес небольшое уточнение: запуск спутника по согласованию с казахской стороной состоится 18 июня этого года.

Это перенос?

Нет, это не перенос. Это выбор оптимальной даты, согласованной с казахской стороной в связи с участием первых лиц обоих государств. Надо сказать, что около двух лет назад государственное предприятие Центр имени Хруничева заключило контракт с Республикой Казахстан о создании первого национального казахского спутника. Этим спутником явился спутник связи. Во-первых, такое космическое средство сегодня быстро разрабатывается. Во-вторых, количество пользователей, связанных с этим спутником, достаточно велико. Эти спутники вносят один из наиболее весомых вкладов в развитие экономики, систему управления государства, быстро окупаемы. Правильно, что именно со спутника связи государство начинает свою космическую программу. Хотя мы сотрудничаем с Казахстаном очень давно, в основном это сотрудничество связано с космодромом "Байконур", Казахстан впервые выходит в космос. Можно сказать, он станет космической державой, будет обладателем собственного спутника. Это событие, безусловно, важное и правильно оценивается и руководством государства, и общественностью.

Что значит казахский спутник связи? Хотелось бы уточнить. Означает ли это, что казахская промышленность сама создала такой спутник связи, или все-таки Россия в этом помогла технологиями, производством? Понятно, что запуск осуществляется с помощью России, но само производство, сам спутник?

Надо сказать, что замысел, облик, требования к спутнику определялись, прежде всего, казахской стороной с участием и по согласованию с российскими специалистами. Но вся производственная база - российская. Предприятие имени Хруничева расположено в Москве, это российское предприятие с давними традициями, особенность - в области средств выведения ракет-носителей. Надо сказать, что спутник будет выведен ракетой "Протон" производства этого предприятия. Таким образом, в создании этого спутника использован полный состав российских технологий и все современные достижения мировой космонавтики в области создания спутников связи.

То есть можно сказать, что это современный спутник связи, основанный на последних достижениях космической науки и мировой, и российской?

Именно так.

Это не какое-то предыдущее поколение спутников, а новый продукт, который вобрал в себя новые технологии.

Это новый продукт. Платформа аппарата современна. Средства передачи и ретрансляции информации современны. Требования самые современные по времени существования на орбите (сегодня практически не рассматриваются сроки существования на орбите меньше 12 лет), количеству каналов передачи данных и другим характеристикам, точке стояния на стационарной орбите. Все это соответствует самым современным требованиям, и облик этого аппарата можно назвать современным.

Но ведь это открывает для России определенные возможности выхода на рынок СНГ, правда? Ведь это для других стран. Я понимаю, что некоторые страны могут по политическим соображениям обратиться к другим технологиям. Но все-таки, как вы оцениваете потенциальный рынок? Это первая ласточка? Первый это сигнал или не первый, но наверняка это не останется незамеченным и в других странах СНГ.

Без всякого сомнения. Нужно сказать, что результаты не заставят себя долго ждать, потому что в июне планируется запуск и белорусского спутника, только дистанционного зондирования Земли, тоже выполненного на российской производственно-технологической базе. Не исключено, что и другие страны Содружества задумаются, или уже задумались и ищут пути, как тоже войти в космическое сообщество. Здесь только надо отметить, что производство и обладание спутниками - это очень дорогое удовольствие. Поэтому отдельно взятой стране не всегда по силам заказать и сделать спутник. Возможны варианты кооперирования.

И совместное использование.

Совместное использование. Потом на рынке операторские функции и другие. Убежден, что такое развитие еще впереди.

Спасибо. Есть несколько вопросов сразу о космической станции, ее будущем и ее судьбе. Например, Джордж Николас из Канады: "Когда будет создана новая МКС? В чем причина задержки? Насколько я знаю, она должна была быть готова в 2004 году".

Хотелось бы уточнить основной тезис, который прозвучал сейчас в этом вопросе. Вряд ли можно сейчас говорить о совсем новой Международной космической станции, скорее, идет речь о ее глубоком развитии и наращивании. Действительно, в полной комплектации эта станция должна была быть выполнена в 2004 году. Можно назвать пять участников ее создания - это Россия, Соединенные Штаты, Европейское космическое агентство, Канада и Япония. Однако по некоторым причинам, связанным с финансированием и доработкой облика станции, сроки несколько сместились. Кроме того, появились предложения по существенному наращиванию станции. В целом, если пройти по всем этапам ее развития и наращивания, то к 2010 году ожидается завершение всех работ по формированию Международной станции.

Карл Луц (Германия) спрашивает: "Возобновятся ли в ближайшее время полеты американских шаттлов к МКС?"

Да, возобновятся. Надо сказать, что после длительного перерыва, который был в полетах аппаратов шаттл, осуществлена попытка завершить этот печальный период. В прошлом году в июле произошел запуск аппарата Space Shuttle, и в этом году запуск таких аппаратов ожидается в июле, августе и декабре.

Какова будет их функция? Что они, собственно, привезут с собой на станцию? Какую миссию выполнят эти шаттлы по отношению к МКС?

Доставка людей, модулей, грузов. Примерно те же самые функции, которые они и призваны выполнять.

Еще один вопрос о МКС. "Какие исследования проводят сейчас ученые на борту МКС?" - это вопрос Анджея Ковальски из Польши.

Спасибо, Анджей, за вопрос. Очень представительный, большой, разнообразный объем исследований на борту станции. Можно сказать, что чуть меньше 200 экспериментов и программ проводится сегодня на борту станции, причем чисто российских около 50. Все остальные проводятся по совместным контрактам и программам. Это и исследования микрогравитации, биологические и медицинские эксперименты, исследования плазмы, физики плазмы на борту, испытание элементов техники космической, которая может быть установлена затем на автоматических аппаратах, и очень многие другие.

Если рассмотреть суммарный научный заряд исследований на МКС, в чьих национальных интересах они осуществляются? Ну, очевидно, в интересах участников проекта, да? Какая доля национальных научных интересов обеспечена программой МКС России, США и так далее?

Разумеется, основная доля перепадает на главных участников, создателей станции, а именно - Россию и Соединенные Штаты.

Большая доля, вы хотите сказать.

Да, большая доля. Россия идеологически, методологически является лидером пилотируемых полетов, в том числе функционирования станции. Эта традиция идет еще от станции "Мир". Приоритет России, во многом еще дистанция, которая была набрана, существует и сейчас: и по длительности полета человека в космос, по медико-биологическим экспериментам, по идеям, по предложениям, которые Россия дает и фактически побуждает и заинтересовывает многие другие страны участвовать в этом проекте. Мы полагаем, что результатами этих экспериментов воспользуются и те, кто вносит больший вклад, и кто ставит дальнейшие цели освоения космоса - полет к Луне, к Марсу.

На эту тему у нас есть отдельный вопрос. А сейчас пока вопрос из Франции. Пожалуйста.

"Добрый день. Это Натали Миллер из Парижа. Господин Носенко, расскажите, как развивается сотрудничество России и Франции в области изучения космоса и совместных полетов. Благодарю за ответ".

Спасибо. С удовлетворением должен сказать, что развивается последовательно и успешно. Это хорошая традиция. Я бы назвал два или три направления. Сегодня мы, к сожалению, не говорим о пилотируемых полетах, что могло бы тоже быть направлением нашего сотрудничества, или говорим об этом в будущем времени. Но в таких практических направлениях, которые сегодня дают ощутимую пользу развитию наших стран, экономик, удовлетворению запросов пользователей, мы движемся давно и поступательно. Я бы отметил участие в совместном создании спутников связи. Фирма Alcatel делает ретрансляторы для российских спутников "Экспресс", и работают они хорошо. Очень большая программа, которая ведется несколько лет, по средствам выведения спутников в космос. Первые ощутимые и важные шаги были сделаны в ходе создания совместного предприятия Starsem по запуску космических аппаратов с космодрома "Байконур" и с космодрома во Французской Гвиане "Куру". В настоящее время поиски и исследования ведутся дальше. Есть программа "Урал", которая предусматривает создание новейших, пока еще не используемых в практике ракет-носителей многоразового использования. Думается, что такая кооперация позволит во многом сохранять приоритет наших стран, быть востребованными на рынке запусков космических аппаратов и технологический прорыв.

Юрий Иванович, создается такое впечатление, что, однажды осуществив запуск своих космонавтов в космос, страны на этом успокаиваются. Они добились, они преодолели этот рубеж своего присутствия реального в космосе, а потом переходят на сотрудничество уже по другим программам. Вы упомянули, что сейчас с Францией не ведутся переговоры о совместных полетах по программе пилотируемых запусков. Это действительно такая тенденция, или в данном случае интерес просто не сложился, нет заказчика со стороны ученых, государства, каких-то других ведомств? В чем причина, что некоторые страны ограничиваются одним запуском, а потом теряют интерес к запускам космонавтов? Может быть, я ошибаюсь, и такой тенденции не существует вовсе?

Вы, Армен, задаете правильный вопрос. Но мне хотелось бы уточнить свое понимание этого процесса. Дело в том, что переговоры не ведутся. Ведется диалог с Францией о пилотируемых полетах. Есть даже эксперименты совместные, которые мы с Францией проводим на существующей МКС. Я уже назвал участником этой работы Европейское космическое агентство, которое объединяет в себе ведущие станы Европы.

Очевидно, есть и команда французских космонавтов тоже?

Да, есть. Они побывали, они не оставили это направление своей деятельности. Но здесь надо сказать о том, о чем мы еще не говорили: запуск человека в космос, мы еще помним по событию запуска Юрия Гагарина, имеет колоссальное мобилизующее и воспитательное значение для общества, для государства, и, конечно, это огромная вершина, рубеж для страны. Иметь своего космонавта - это, прежде всего, национальная гордость и открытие новых возможностей для страны присутствия и движения в космос. Разумеется, после такого праздника - запуска космонавта - наступают будни, когда надо просто трудиться и думать прагматически о той пользе, которую приносит космонавтика. Вот здесь трезвое размышление побуждает и нас, и наших партнеров к тому, чтобы очень методично, прагматично выстроить свою программу. Подготовить программу, да?

К орбитальным полетам. Найти кооперацию. Эта задача актуальна, о ней думают. Думается, что эта работа еще впереди.

Вы правы. Человек в космосе со времен Гагарина - это всегда событие, событие яркое, особенно для тех стран, которые делают это впервые. Но экономический аспект этого вопроса. Проведение научной программы техническими средствами и запуск космонавта с российской базы, на российских носителях - это дорого? Нет ли тут экономических соображений?

Есть, безусловно, эти соображения есть. Это дорого. Мы сейчас часто встречались с таким понятием, как космические туристы. Это стоит десятки миллионов долларов. Последние цены я назову, может быть, не столь скрупулезно точно, но это 20 миллионов. Может быть, чуть больше, может, чуть меньше. Но, обратите внимание, редкий космонавт называет себя туристом и соглашается с этим. Все называют себя исследователями. Даже любители летят со своими программами.

Что-то исследуют, да?

Что-то исследуют. Возможно, им поручают, и они готовятся к этому серьезно. Действительно проводят эксперименты, которые могут быть востребованы. Поэтому отчасти это, если превалирует туристический аспект, вопрос личного кошелька претендента. Но для государства это тоже недешево, и эти затраты должны быть оправданы. Каждая страна сознательно и расчетливо подходит к такому событию, как запуск своего человека в космос.

Спасибо. Вот, кстати, у нас еще один космонавт готовится к эксперименту, хотя он по внешним признакам турист, но готовится очень серьезно. Наш слушатель Токикава Масаки из Японии спрашивает: "Сейчас к полету в космос готовится японский предприниматель Янамото, и он полетит на корабле "Союз". Последнее время у нас часто говорят о том, что будут продавать японское саке, приготовленное на дрожжах, побывавших в космосе на борту космического корабля "Союз". Правда ли это? Я японское саке не очень люблю (странно для японца, конечно, но вот не любит), а вот космическое саке, в котором так много романтики, с удовольствием бы попробовал". Я бы тоже, надо сказать, не отказался. Я как раз саке люблю, холодное, правда. Видите, какие действительно серьезные эксперименты проводятся. Но, может быть, это будущее для космоса? Что, дрожжи в космосе какими-то другими делаются? Конечно, физика некоторых веществ в космосе иная, но вот о дрожжах и саке... Может быть, там заводик по производству открыть и окупать тем самым часть программы космической? Шутка, конечно, но, тем не менее, ваш комментарий к этому.

Мне кажется, этот предприниматель весьма не глуп.

Мне тоже так показалось.

Да, да. Возможно, он и думает о создании саке и говорит только об этом. Но надо сказать, что дрожжи - это очень интересный и, казалось бы, на вид простой биологический продукт. Ведь это бактерии, которые размножаются, как мы знаем, даже в обычных условиях достаточно быстро. Они участвуют в очень многих процессах ферментации, используются в приготовлении не только пищевых продуктов, но в медицине, биологии, и приложения этого продукта могут быть разнообразны. Те свойства, которые могут быть открыты, привнесены в процесс развития этих бактерий в космосе, могут дать или придать дополнительные свойства той продукции, которая будет делаться на Земле. Поэтому наш предприниматель, наверно, не ставит целью варить саке на борту, потому что для этого нужна специальная технология. Даже в пробирке каждый грамм веса, чтобы привезти эту пробирку на борт, это дорого, он учтен. На борту строгий сухой закон. Но зато на Земле он сможет сварить очень интересное саке, сделать очень красивую этикетку к нему и получить очень хорошую прибыль. А потом, может быть, открыть аптеку, микробиологический завод и другие производства.

Юрий Иванович, вы, собственно говоря, меня успокоили, потому что я помню детскую сказку, да и вы тоже, и наши радиослушатели, и телезрители помнят про такой горшочек, который варил кашу и никак не мог остановиться.

Да-да-да, это, по-моему, сказка братьев Гримм.

Представьте - пойдут дрожжи по всей Вселенной! Представляете, что будет! Но вы успокоили. Есть ограничения все-таки и для такого рода предпринимательства. Давайте попробуем ответить на интересный вопрос из Болгарии. Пожалуйста.

"Добрый день. Это Петр Данаилов из Софии. Мне хотелось бы знать, каковы планы России в области использования других планет, в частности, Луны и так называемого "далекого космоса"? Спасибо за ответ".

Спасибо.

"Использование Луны". Мы все-таки гуманитарии, мне это как-то режет ухо, а вам?

Вы знаете, и мне тоже режет несколько ухо "использование Луны".

Может, это несовершенный перевод.

Да. Но, вместе с тем, надо подойти к этому с позиции не только одного сегодняшнего дня, а достаточно большого пространственно-временного критерия. Ведь, что касается "использования Луны", надо понимать, для чего ее использовать и зачем. Ведь исследования ее космическими средствами, особенно полеты к ней, гораздо более дороги, чем полеты к Международной космической станции. Цель должна быть осмысленной, средства должны быть оправданы, затраты этих средств. Поэтому к такой цели нужно очень хорошо и серьезно готовиться. Надо сказать, что Россия была одной из первых стран, которая приступила к исследованию Луны космическими аппаратами. Она выполнила очень большую программу, которую, в принципе, должна выполнить любая страна, которая пойдет по пути освоения Луны. Мы сделали очень много. И сегодня пока немножко замедлили свое движение в сторону Луны. У нас нет специальной программы ее исследования, хотя есть отдельный проект, совместно с Академией наук мы уточняем его задачи. Вместе с тем, те страны, которые не проходили этот этап, но уверенно заявляют или демонстрируют свои космические амбиции - Китай, Индия - встали на этот путь. Новый виток исследований Луны намечают и Соединенные Штаты Америки. Вопрос дискутируется, обсуждается. Думается, что некоторые практические цели, которые сегодня вырисовываются, можно назвать. Прежде всего, это взгляд на Луну как возможную площадку для решения некоторых задач, полезных для Земли.

Например, каких?

Прежде всего, хотя бы традиционных, то есть астрономических задач. На Луне нет атмосферы. Там очень хорошие условия для установки телескопов различного назначения. Построение станций связи, возможно, навигаций. Исследования, постепенные, далеко идущие, для поиска полезных ископаемых, особенно редкоземельных металлов на тот случай, если когда-то возникнут проблемы у нас на Земле. Но подходить к этому надо без эйфории, методически, планомерно.

Так мы дойдем до бурения вышек нефтяных, газа, может быть.

Вы знаете, мы очень мало еще знаем о Луне и о ее геологическом строении, поэтому все это надо исследовать для того, чтобы потом принять правильное решение по практическому использованию. Требуются именно научные исследования, прежде всего, геологические. Поиск воды, например. Ведь строительство станций и баз на Луне станет практически бесперспективным, если там не будут найдены залежи воды в твердом агрегатном состоянии. Сейчас поиски такие ведутся космическими аппаратами различных стран, прежде всего, американскими с участием, кстати, России. Российский прибор поиска воды будет установлен на таком аппарате. То есть Луну нужно изучить всесторонне, постепенно, сделать выводы о целесообразных шагах дальнейшего ее использования. И только тогда двигаться дальше.

Спасибо. Картина прямо фантастическая. Когда вы говорите о полезных ископаемых, то, конечно, возникает вопрос транспортировки. Поэтому все остальные виды космической техники, в общем, я так понимаю, от исследования дальнего космоса получат только дополнительный импульс.

Вы знаете, Армен, вы обратили внимание на важный нюанс, а я его предвидел. Я не случайно назвал не уголь, не нефть, не газ, а редкоземельные металлы. Потому что, исходя из условий транспортировки, следовало бы начать с них. Плюс к тому, что дефицит некоторых из этих элементов может обнаружиться уже в недалекой перспективе.

Редкоземельных.

Редкоземельных, да, элементов, используемых в создании полупроводников, современной электронной техники, прежде всего.

Оганесян: По-моему, в медицинской технике.

В медицинской технике. В различных отраслях науки и техники.

Понятно. Спасибо. Вы подробно ответили на этот вопрос. Но вот есть тоже из Болгарии и тоже на тему Луны вопрос: "Недавно вернувшийся с МКС американский космонавт Уильям Макартур заявил в интервью, что поодиночке невозможно выполнять такие задачи, как полет на Луну или на Марс. Тем не менее, Китай планирует отправить своих космонавтов на Луну в 2017 году. Будут ли принимать участие в этом проекте другие страны, включая Россию? Это общенациональный или международный проект? И что вы думаете по поводу этих планов?"

Вы знаете, всегда нелегкая задача - думать о планах другой страны. Это труднее, чем рассказывать о планах своей.

На межличностные контакты это не распространяется. Помните такую фразу: "Каждый в этом городе знал о другом немножко больше, чем о самом себе". Давайте ответим на вопрос: поодиночке возможно выполнять такие задачи, как полет на Луну, на Марс? Вот мнение американского космонавта, что это невозможно.

Поодиночке - имеется в виду силами одной страны, или одного человека в экипаже?

Я думаю, что в контексте одной страны. А давайте ответим и так, и так.

Давайте. Во-первых, что касается силами одной страны, то американцы уже слетали на Луну. Если у страны достаточно средств, уровень соответствующий технологический, она поставила себе такую цель, есть время на ее достижение, то почему бы и нет?

Кстати, Советский Союз тоже слетал на Луну, если не иметь в виду пилотируемые полеты, не прибытие человека на Луну.

В контексте этого вопроса подразумевается пилотируемый полет. Я думаю, ответ на вопрос очевиден. Время одиночек в космических полетах еще не наступило. Хотя, в общем-то, порывы духа человеческого существуют. Возьмем, например, аналогии с полярными исследователями, когда и одиночки отправлялись в путь, хотя, как правило, результатов достигали группы, направляющиеся на поиск и достижение Северного или Южного полюсов. Но были и отважные одиночки. Но вряд ли это возможно в таком мероприятии, как космический полет. Все-таки конструирует его и отвечает за него страна, которая найдет оптимальное решение, в том числе и по составу экипажа. Та нагрузка, те обязанности, которые лежат на экипаже, они, безусловно, не по силам одному человеку. Это достаточно очевидно.

Понятно. Юрий Иванович, тогда все-таки о планах Китая, если вам что-то о них известно, если Китай достаточно открыт. Тоже интересный вопрос, насколько Китай открыт в своих космических планах. Относительно якобы планирующегося полета китайских космонавтов на Луну в 2017 году.

Вы знаете, у меня нет достоверных или документальных сведений о том, что именно китайские космонавты полетят в 2017 году. А если судить по тем возможностям, темпам, которые демонстрирует Китай в развитии своих космических технологий, то почему бы и нет?

Понятно. То есть потенциал такой есть?

Потенциал такой есть. И учитывая производную, то есть скорость наращивания этого потенциала, можно сказать, что такая задача Китаю по плечу, и весьма вероятно ее решение.

Юрий Иванович, еще такой вопрос. Что касается МКС, то здесь была найдена форма международного сотрудничества, да? Когда мы говорим о дальнем космосе, даже о Луне, то все стараются придерживаться какой-то своей национальной программы. Почему? Или вы считаете, что вопрос некорректно поставлен? Но такое впечатление создается. Может быть, есть какие-то военные причины, стратегические. Космос, мы знаем, не только мирный существует. Или другие причины?

Вы знаете, я бы так не сказал, что здесь примат мононационального подхода в исследовании Луны. Нет, это не так.

Возможен ли совместный российско-американский полет на Луну, российско-китайский и так далее?

Безусловно, технологически и по многим другим соображениям возможен. Надо сказать, что даже исследования автоматическими аппаратами Луны сегодня ведутся на кооперационной основе. Я уже упомянул американский аппарат, который готовится к запуску с участием российского прибора поиска воды, современного, кстати, очень хорошего, изготовленного учеными Российской академии наук. Индийский аппарат "Чандраян" тоже построен на этой корпоративной основе с участием многих стран. Поэтому, когда мы подойдем ближе, или какие-то страны приблизятся к осуществлению пилотируемого полета на Луну, то вопрос о совместном участии может возобновиться. Особенно для тех стран, которые, скажем, прошли этот этап, уже побывали на Луне, и не ставят цели абсолютного престижа для себя в этой области. Для каких-то стран очень важен престиж, поэтому судить о том, самостоятельно ли Китай будет достигать Луны, сегодня трудно, поскольку существует фактор борьбы за престиж.

Спасибо, Юрий Иванович. Вопрос Новосибирска, пожалуйста.

"Вам звонит Олег Кравцов, врач из Новосибирска. Недавно вышедший из строя новый спутник лишил качественного приема телесигнала чуть ли не всю территорию Сибири. Скажите, выяснена ли причина поломки? И как быстро можно исправить эту ситуацию?"

Ситуация исправлена на сегодняшний день. Речь идет, наверное, о будущем.

Я бы сказал так, она компенсирована. Не исправлено техническое устройство, именно спутник, компенсирована функция, потери, которые авария спутника принесла для процесса связи и предоставления мультимедийных услуг. Действительно, космический аппарат-экспресс был изготовлен 2 года назад, это новейший современный аппарат, который был рассчитан на 12 лет функционирования на орбите, но неожиданно и резко вышел из строя. Причем за считанные минуты через образовавшееся отверстие, которое, по выводам комиссии, было результатом внешнего воздействия или космического мусора, или метеорита, или другого явления, быстро потерял ориентацию, и фактически весь газ, которым были наполнены соответствующие спутниковые системы, мгновенно вышел через это отверстие. И аппарат по известной, применяемой в таких случаях технологии был выведен на орбиту захоронения.

Иными словами, пополнил то количество мусора, которое уже было.

К сожалению, да. Это большая проблема. Но силами главного государственного предприятия "Космическая связь" и наземного комплекса управления прикладной механики (Красноярск) были приняты меры к тому, чтобы вывести этот аппарат на орбиту захоронения и быстро перераспределить каналы и стволы на другой космический аппарат, который находился на 5 градусов в стороне от точки стояния погибшего аппарата. Фактически были восстановлены возможности цифрового телевидения и связи, нарушенные выводом из строя спутника.

А чтобы кардинально решить этот вопрос, какие-то меры будут приниматься?

Безусловно. Во-первых, тот минимальный неснижаемый состав космических аппаратов связи, который постановлением правительства определен, 10 аппаратов, в настоящее время превышен фактически в полтора раза, то есть имеется резерв. Для таких случаев есть и другие возможности. Резервирование, строение открытых схем, платформ более открытых, чем в данном случае, удешевление космических аппаратов, дополнительное резервирование и другие.

Юрий Иванович, вы говорите, дополнительное резервирование. У меня, как у любого, наверное, телезрителя и радиослушателя, есть такой вопрос. В стране деньги есть, все мы это знаем. Нефть в цене не падает. Неужели в нашей космической державе нельзя зарезервировать, как вы говорите, просто наличие на старте спутника-заменителя. Да, это стоит денег, но деньги есть, как я сказал. Это слишком важно, ведь это система не только передачи телерадиопрограммы, это система оповещения, у нас большая страна. Что, в конце концов, значит потерять одно из средств связи, которое соединяет регионы страны? Такое резервирование предусмотрено, или его нет?

Нет такого резервирования, оно просто нецелесообразно. Держать спутник на старте для того, чтобы срочно восполнить образовавшуюся дыру, образно говоря, это не целесообразно.

Стареют технологии?

Во-первых, длительное время выведения в эту точку. То есть если наша система связи построена на пределе, то выход из строя одного аппарата нарушает всю систему связи. Ее надо срочно запускать, а мы вывода на орбиту, если даже запустим, будем ждать очень много дней.

Хорошо. А иметь запасные...

На орбите. Конфигурация спутниковой системы такова, чтобы ее было достаточное количество. И если выходит из строя один, то мгновенно, или, по крайней мере, за несколько суток перераспределяются каналы и стволы между ними, чтобы в целом система была живучая.

Понятно. Резервные спутники, находятся не на Земле, а уже на орбите.

Да. А в это время, конечно, предусматривать восполнение и наращивание, что и сейчас делается.

Спасибо. Обнадеживает. Спасибо, Юрий Иванович. И вопрос, коль скоро мы этого коснулись, - как все-таки немножко почистить, "подмести" космос от этого самого мусора? Это возможно? Разрабатываются ли такие технологии? Это же вопрос экологии не только космоса, но и Земли, как вы понимаете. Как с этим быть? Возможно ли здесь международное сотрудничество?

Безусловно, эта проблема чрезвычайно актуальна, и решаться она может исключительно в области международного сотрудничества. Проблема сложная. Действительно, как мусор собирать? Прежде всего, самим нужно уметь следить, наблюдать, выявлять закономерности, концентрации, распределение этого мусора на орбите или по определенным слоям орбитальным. Поиск удаления, утилизации крупных фрагментов, с них, может быть, нужно начинать. Но в целом, это проблема, требующая длительного решения, объединения усилий практически всех стран, которые используют космос. Решения здесь не очевидны, но поиск их ведется.

А технологии разработанной как таковой нет, да?

Нет, сказать о разработанной технологии, которая бы уже использовалась в работе, я пока не могу сегодня.

Можно ли сказать, что увеличение мусора в космосе - это фактор, который не только может вредить землянам, но и создавать угрозу для космонавтов, которые находятся на орбите?

В принципе, может создавать такую угрозу, да.

То есть такая проблема актуальна даже для безопасности полетов?

Проблема существует. Да.

Спасибо. Последний вопрос, пожалуйста.

"Здравствуйте, это звонит Елизавета Егорова, переводчик из Москвы. В какой стадии находится создание отечественной глобальной навигационной системы ГЛОНАСС? Спасибо за ответ".

Спасибо. Первое, что я бы сказал, система находится в стадии своего планомерного наращивания и развития. Предстоит ускорение темпов наших работ по доведению системы до штатного состава в 24 космических аппарата. Надо сказать, что система навигации чрезвычайно важна для всех практически аспектов жизнедеятельности нашего государства: и оборонных задач, и, особенно, хозяйственных, вплоть до каждого пользователя, каждого человека.

Каким образом? Поясните, пожалуйста.

Прежде всего, основная цель таких систем - это определение точных координат субъекта, который интересуется своим положением. Это могут быть самолеты, автомобили, грибники в лесу. Конечно, вопросы безопасности судоходства, полетов гражданской авиации, военной, картографирования. Они впрямую связаны с точным определением своего местоположения. Целые технологии и процессы, связанные со строительством, с прокладкой трасс новых газопроводов, движением в малообеспеченных традиционными способами навигации областях, скажем, в полярных водах и других.

Геологоразведочной, очевидно, да?

И геологоразведочной. В любой отрасли деятельности современной можно найти и указать, где применяются средства навигации. Поэтому страны и создают. Существует американская система GPS. Европейцы поставили очень амбициозную задачу к 2010 году.

А мы как жили до сих пор? На что мы полагались?

Лет 10-20 назад мы полагались на карту, компас обычный, средства радионавигации, радиомаяки, которыми пользовались самолеты и суда. Конечно, сегодня это еще широко используется. Но пройдет еще несколько лет и, я думаю, что это будет древностью.

Это будет уже вчерашняя эпоха. ГЛОНАСС называют отечественной глобальной системой. Действительно ли она основана на отечественных технологиях?

Да, она основана исключительно на отечественных технологиях. Причем некоторые технологии уникальны, обладают таковыми технологиями очень мало стран. Поэтому создать такую систему - очень трудная и сложная задача.

Существуют только американская и европейская.

Европейской не существует. Европейцы хотят создать систему "Галилео", ставят себе такую задачу, к 2010 году развернуть 30 аппаратов. Наша задача сформулирована еще в предыдущей федеральной космической программе. Она состоит в том, чтобы развернуть на орбите 24 космических аппарата. Если это предполагалось по предыдущей программе сделать после 2011 года, то сейчас президент поставил нам задачу развернуть полностью системы в 2009 году. Причем 18 космических аппаратов из 24 должны быть развернуты к исходу 2007 года. Почему 18? Потому что это количество аппаратов обеспечит определение координат всех субъектов на территории России, где-то процентов 95-97 по другой территории, по территории не России. Поэтому понадобится еще 6 аппаратов, чтобы надежно полностью в любой точке Земного шара определять координаты объектов.

Юрий Иванович, эта система, конечно, будет работать в интересах государства, ведомств обороны, безопасности, гражданской авиации, полярной, северного морского пути и так далее. А вот вы упомянули про грибников. Это что, не преувеличение? То есть какая-то частная группа людей может, скажем, обратиться, если они вдруг потеряются в этом мире, им хочется себя найти? Понятное дело, что, наверное, вы за это будете деньги с них брать. Естественно, не бесплатно. Это возможно в принципе? То есть она такой глобальный носит характер, что готова служить сетевым партнерам и небольшим фирмам, частным каким-то интересам, если это, конечно, не интерес в области слежки за своим соседом? Кстати, между прочим, это проблема, чтобы, так сказать, криминал не добрался до такой системы. Ну, надеюсь, что это заранее продумано. Но все-таки, вот ответьте на вопрос.

Да, эта проблема имеет много аспектов. Конечно, думают те, кто и должен следить за безопасностью применения этих систем. Но для обычного пользователя, в чем будут его затраты? Он придет и купит приемник сигналов системы ГЛОНАСС, который будет компактен, по размерам, может быть, сравним с мобильным телефоном, а, может быть, это будет специально встроенная плата в такой телефон с экраном, где будут определяться его координаты и маршрут его движения. Он может, пользуясь только этим экраном, вернуться в отправную точку, пройдя какой-то сложный, замысловатый маршрут по пересеченной лесистой или другой местности. Вот и все, собственно, пользователь простой, рядовой. Для пользователей гражданской авиации, судоходства, конечно, задача посложнее. Устройства и приемники уже будут другого класса, другой стоимости. Покупать их будут организации или владельцы этих судов. Вот, в принципе, в чем состоит плата для пользователей. Но сначала надо создать. Ведь, кроме спутников, надо создать еще эти образцы приемников, запустить их в массовое производство, привлечь частные инвестиции к массовому созданию этих приемников. Это тоже задача.

Интересный, очень интересный ответ. Спасибо большое. Коль скоро мы присутствуем в эфире телеканала "Звезда", то, например, есть телевизионный формат "Сам себе режиссер". Представьте такую программу: "Сам себе компас" или "Компас сам себе". Ищи соседа через систему ГЛОНАСС. Может быть, очень романтично и интересно.

Романтично - особенно, если соседка.

Да, очень романтично можно искать друг друга на пересеченной местности. Кто быстрее кого найдет по системе ГЛОНАСС. Размечтались, что называется. Но все-таки мечты мечтами, а очень интересная и вполне реальная и важная для страны программа. Давайте поблагодарим от имени радиослушателей "Голоса России" и зрителей телеканала "Звезда", и, конечно, слушателей радиокомпании "Маяк", поблагодарим Юрия Ивановича Носенко, заместителя руководителя Федерального космического агентства. Вел передачу Армен Оганесян. Ну что ж, будущее интересно, увлекательно. Есть чем заняться молодежи ближайшего поколения. Планов громадье. Спасибо вам большое! Успехов вам на благо страны, на благо россиян! Всего доброго.

Спасибо, уважаемые телезрители. Спасибо, Армен, за предоставленную возможность встретиться с радиослушателями.

Спасибо. Всего доброго!


Программа "Визави с миром", 1 июня 2006 г.

Док. 287955
Опублик.: 27.03.07
Число обращений: 355

  • Носенко Юрий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``