В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Банковский комитет рекомендовал Госдуме принять в закон `О рынке ценных бумаг` Назад
Банковский комитет рекомендовал Госдуме принять в закон `О рынке ценных бумаг`
Сегодня банковский комитет рекомендовал Государственной Думе принять в первом чтении поправки зампреда комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолия Аксакова в закон "О рынке ценных бумаг".
Как сообщил А. Аксаков, данные поправки вводят четыре новых вида облигаций, которые станут теми инструментами, которые откроют для банков новые возможности рефинансирования.
Первый вид облигаций предполагает права требования по денежным обязательствам, которые смогут выступать залоговым обезпечением выпуска облигаций. Это значит, что банк сможет выпустить облигации под обезпечение кредита. Сегодня же по заокнодательсвуобезпечением облигаций могут быть только ценные бумаги и недвижимость.

Второй вид облигаций - возможность досрочного погашения.

Третий - с правом погашения бумаги каким-либо имуществом, недвижимостью или оказанием услуг компанией, принадлежащей эмитенту, то есть узаконивает понятие "имущественного эквивалента". В статье 816ГК сказано, что облигация может предусматривать либо номинальную сумму, либо имущественный эквивалент. Нигде в законах понятие "имущественный эквивалент" не расшифровывается.
В законопроекте А. Аксакова указывается, какоеимущество может быть имущественным эквивалентом, включая в него вещи (кроме денег), услуги, а также принадлежащие эмитенту права требования по договорам (включая права требования по кредитным договорам и договорам займа). Тем самым устанавливается правовой режим для выпуска таких облигаций, как, например, "телефонные облигации" (облигации, предусматривающие установку их владельцу телефона) и "облигации, связанные с кредитом", которые в ряде случаев могут предусматривать возможность передачи прав требований по кредитным договорам (договорам займа), с которыми связано исполнение обязанностей по облигациям.

Четвертый вид облигацийпредполагает введение рисковых облигаций. Эмитент может предусмотреть иной порядок погашения облигаций в случае наступления рискового события. Такие риски могут быть связаны как с деятельностью самого эмитента, так и с деятельностью третьих лиц, а также правовыми и экономическими условиями.

Как сообщили Корреспонденту Regions.Ru в Комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы РФ, представляется, что возможность выпуска такого рода облигаций в настоящее время подразумевается широкими возможностями определения условий обязательств, предоставляемыми гражданским законодательством. В связи с этим возникает опасность размещения таких облигаций среди граждан, которые будут не в состоянии оценитьриски, которые связаны с инвестированием средств в данные ценные бумаги.

Учитывая это, а также присущий таким облигациям риск, законопроект ограничивает возможность приобретения рисковых облигаций гражданами за исключением случая, когда такие облигации принадлежат им как часть имущества, составляющего паевый инвестиционный фонд и находящегося под профессиональным управлением.

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений идополнений в федеральный закон "О рынке ценных бумаг"

1. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (далее - законопроект) направлен на расширение возможностей выпуска облигаций. Основные изменения, которые предлагается внести в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", сводятся к следующему:
1) установление возможности залога имущественных прав требования, носящих денежный характер, в обеспечение исполнения обязательств по облигациям;
2) установление возможности досрочного погашения облигаций как по инициативе владельцев облигаций, так и по инициативе эмитента облигаций;
3) уточнение правил выпуска облигаций, предусматривающих получение имущественного эквивалента;
4) установление возможности выпуска рисковых облигаций - возможности обусловить исполнение по облигациям рисками, которые могут быть связаны как с деятельностью самого эмитента, так и с деятельностью третьих лиц.

2. В настоящее время федеральный закон "О рынке ценных бумаг" ограничивает возможность залога по облигациям только недвижимым имуществом и ценными бумагами (статья 273), что исключает возможность залога иного имущества, в том числе имущественных прав. Между тем залог прав требования, носящих денежный характер, отвечает интересам эмитентов, предоставляя им новую возможность по обеспечению исполнения облигационных обязательств и, тем самым, повышая привлекательность облигацийдля инвесторов. В ведении возможности залога таких имущественных прав заинтересованы и инвесторы, поскольку заложенные денежные требования легко оцениваются и соотносятся с размером денежных требований по облигациям.
С учетом этого законопроект предусматривает возможность залога прав требования по денежным обязательствам при выпуске облигаций (п. 1 статьи 1, новая редакция 1 абзаца 1 части 1 статьи 273).

3. В действующем законодательстве отсутствуют прямые указания относительно возможности досрочного погашения облигаций. Хотя такая возможность подразумевается общими правилами гражданского законодательства (на этом, в частности, основано упоминание возможности досрочного погашения облигаций в стандартах эмиссии ценныхбумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18 июня 2003 г. N 03-30/пс), закрепленные в законе правила досрочного погашения облигаций отсутствуют.
Законопроект (п. 2 статьи 1, новая статья 276) устанавливает, что решение о выпуске может предусматривать право эмитента погасить все или часть облигаций досрочно. Установление такого права может быть полезно для эмитента с учетом возможного измененияэкономических условий (например, уменьшения стоимости заимствований на рынке, позволяющего эмитенту получить средства по ставке меньшей, чем была определена облигациями) и его заинтересованности в управлении своим долгом (в том числе в уменьшении задолженности). Данная практика широко применяется на развитых рынках и все более распространяется в России, что в отсутствие законодательного регулирования представляет определенную опасность для интересов как эмитента, так и владельцев облигаций.
Законопроект устанавливает, что решение о выпуске может предусматривать право владельцев облигаций требовать их досрочного погашения. Темсамым эмитент может повысить привлекательность облигаций для инвесторов, предусмотрев при этом срок, по истечении которого такого рода требования могут заявляться.
Важным для обеспечения возможности досрочного погашения является закрепление возможности погашения облигаций по особой стоимости, которая может отличаться от номинальной стоимости. Законопроект предусматривает, что такая стоимость - стоимость досрочного погашения или порядок ее определения должны содержатьсяв решении о выпуске. Кроме того, в интересах владельцев облигаций предусматривается, что, если решение о выпуске предусматривает досрочное погашение не всех, атолько части облигаций, - это может поставить владельцев облигаций в неравное положение - решение о выпуске должно предусматривать порядок определения облигаций, подлежащих досрочному погашению.

4. В настоящее время выпуск облигаций регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 816) и Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", а также стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18 июня 2003 г. N 03-30/пс и Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 22 июля2002 г. N 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ". В соответствии с законами облигация может удостоверять права на получение номинальной стоимости или имущественного эквивалента. Тем самым законодательство делает облигации не только инструментом оформления отношений займа, но и универсальным инструментом для оформления иных обязательственныхотношений, как денежного так и неденежного характера. К сожалению, в России возможности облигаций как универсального инструмента не были реализованы, что отчасти было связано с отсутствием четкого законодательного регулирования выпуска облигаций, предусматривающих получение имущественного эквивалента. В настоящее время, существует нормативное регулирование выпуска только жилищных сертификатов, которые являются видом облигаций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов".
В соответствии с законопроектом (новая статья 277) предоставление имущественного эквивалента по облигации в зависимости от условий выпуска может осуществляться по усмотрению эмитента или по требованию владельца облигаций.
Законопроект указывает, какое имущество может быть имущественным эквивалентом,включая в него вещи (кроме денег), услуги, а также принадлежащие эмитенту праватребования по договорам (включая права требования по кредитным договорам и договорам займа). Тем самым устанавливается правовой режим для выпуска таких облигаций, как, например, "телефонные облигации" (облигации, предусматривающие установку их владельцу телефона) и "облигации, связанные с кредитом", которые в ряде случаев могут предусматривать возможность передачи прав требований по кредитным договорам (договорам займа), с которыми связано исполнение обязанностей по облигациям.

5. Законопроект (новая статья 278) закрепляет возможность выпуска рисковых облигаций, то есть облигаций, которые предусматривают особые условия погашения в зависимости от рисков, указанных в решении об их выпуске. Такие риски могут быть связаны как с деятельностью самого эмитента, так и с деятельностью третьих лиц, атакже правовыми и экономическими условиями.
Представляется, что возможность выпуска такого рода облигаций в настоящее время подразумевается широкими возможностями определения условий обязательств, предоставляемыми

15.03.2005
http://www.regions.ru/news/1763657

Док. 287938
Перв. публик.: 15.03.05
Последн. ред.: 27.03.07
Число обращений: 338

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``