В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Аксаков: Законопроект по коммунальным платежам поможет улучшить обслуживание населения Назад
Анатолий Аксаков: Законопроект по коммунальным платежам поможет улучшить обслуживание населения
5 июля Государственной Думой РФ принят во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и в статью 37 Закона РФ "О защите прав потребителей"", так называемый законопроект "по коммунальным платежам и услугам связи".
Как напомнил зампред. банковского комитета Анатолий Аксаков в законопроекте первого чтения предусматривалось осуществление платежей за коммунальные услуги и услуги связи с выведением их из разряда банковских операций. Это вызвало бурную негативную реакцию банковского сообщества. В ходе дискуссий предлагались несколько вариантов компромиссного решения проблемы. С одной стороны предоставить организациям, не имеющим банковскую лицензию право принимать соответствующие платежи, с другой - сохранить для таких платежей статус банковской операции. Это позволяло бы расширить возможности для осуществления платежей населения в удобном для него месте, и в тоже время сохранить контроль и регулирование этих операций со стороны ЦБ, а также возможность ухода от налогообложения этих операций и от НДС. Принятый сегодня законопроект во втором чтении - плод компромисса, считает А. Аксаков, сообщили в его пресс-службе.

"Компромиссный" законопроект предусматривает предоставление коммерческим организациям, не являющимся кредитными, право осуществлять прием от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги при соблюдении определенных условий.

Необходимость разработки и принятия закона, позволяющего коммерческим организациям, не являющимся кредитными, оказывать подобные услуги обусловлена минимальной обеспеченностью населения банковскими услугами, которая находится в прямой зависимости от плотности банковского присутствия в регионах. В то же время созданию разветвленной региональной банковской сети препятствует высокий уровень расходов, связанных с открытием и содержанием многочисленных структурных подразделений кредитных организаций. Особенно остро данный вопрос стоит для небольших регионов с ограниченным экономическим потенциалом.

Мировая практика показывает, что разрешить означенную проблему возможно посредствам привлечения банками имеющихся коммерческих структур, пригодных для осуществления отдельных видов банковских операций. Привлечение сторонних организаций к осуществлению отдельных банковских операций позволяет создать условия, необходимые для удовлетворения спроса на банковские услуги в часто посещаемых потребителями, доступных и безопасных местах, где они систематически приобретают различные товары и услуги.

Целью законопроекта, разработанного с учетом современного зарубежного опыта и позиции банковского сообщества, явится повышение уровня доступности банковских услуг в Российской Федерации, прежде всего для физических лиц.

Принятый во втором чтении законопроект предусматривает возможность передачи коммерческим организациям на договорной основе части функций кредитных организаций: по расчетно-кассовому обслуживанию физических лиц (прием платежей от физических лиц через кассу привлекаемой коммерческой организации для их дальнейшего безналичного перечисления). При этом предложенные банковским сообществом: механизм расчетов, модель взимания комиссии за перевод денежных средств исключительно с организации, оказывающей соответствующие услуги, а также установление исполнения обязательства с момента поступления наличных средств в кассу принимающей организации направлены на защиту прав и законных интересов потребителей, обеспечение безопасности расчетов и не противоречат действующему законодательству.

Так, право по приему платежей от физических лиц может быть предоставлено коммерческим организациям, не являющимся банковскими, только при соблюдении одновременно исключительно следующих условий:
- наличии договора комиссии с кредитной организацией, предусматривающего обязанность небанковской организации (комиссионера) осуществлять банковские операции по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;
- наличии договора между кредитной организацией и организацией, оказывающей соответствующие услуги, по условиям которого кредитная организация на возмездной основе обязуется осуществлять операции по переводу наличных денежных средств, принятых небанковской организацией от физических лиц в пользу организации, оказывающей услуги.

Приятый во втором чтении законопроект нацелен на повышение эффективности работы кредитных организаций, его принятие послужит основой для развития и усиления конкуренции на региональных рынках банковских услуг, повышения уровня обслуживания населения, а равно позволит банкам значительно увеличить объем и спектр предоставляемых банковских услуг, существенно снизить стоимость банковских операций для своих клиентов.

05.07.2006
http://www.regions.ru/news/1989728

Док. 287877
Перв. публик.: 05.07.06
Последн. ред.: 27.03.07
Число обращений: 344

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``